Проектная методика на уроках иностранного языка
учебно-методический материал

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Проектная методика на уроках иностранного языка»

Проектная методика на уроках иностранного языка внедрялась в нашу школу уже в 30ые годы 20 века. Идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые странные продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам (ИЯ). Школьный проект – новая педагогическая технология. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся

самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получает в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации , научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

В настоящее время учеными – методистами и учителями практиками предлагаются разумные варианты проектов и путей их реализации. Вот типология проектов, которая получила наибольшее распространение (см. таблица Проект ). Организуя работу проектом, важно соблюсти несколько условий:

Тематика проектов может быть связана со страной изучаемого языка, так и со страной

проживания и т.д. Проблема, предлагаемая учеником, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников

информации. Необходимо вовлечь в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.

Главные цели Введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес к предмету исследования.

3. Продемонстрировать уровень обученности ИЯ.

4. Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития социальной зрелости.

Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны тем, что к работе над ними привлекаются большое количество учащихся.

Вот примерная проблематика по проекту “Английский язык и Великобритания в моей

жизни”:

Изучение английского языка пробудило интерес к английской музыке, театру, литературе, ко всему, что касается Великобритании. Возможно, моя будущая профессия будет связана с иностранными языками. Я хочу показать связь культур мира. Мне это нужно для поддержания дружбы, общения, переписки с друзьями.

При организации работы над коллективным проектом выбирается куратор. В случае необходимости на помощь должен прийти учитель ИЯ, другие учителя-предметники, товарищи по классу. О своей деятельности куратор информирует класс. Полезны также промежуточные отчеты участников проекта.

Этапы организации работы коллективного проекта:

Обоснование

Согласование состава участников.

Выбор проблемы, ее логическое выстраивание.

Выбор куратора.

Назначение срока выполнения.

Периодичность отчетов о ходе работы.

Обсуждение и выбор источников информации.

Проблемы коллективного проекта “Английский язык и Великобритания в моей жизни”:

Великобритания в моем сердце.

Чем может гордиться житель Великобритании.

Природа и человек: друзья или враги.

Искусство и культура Великобритании для всех.

Проект:

Монопоект

Устно-

речевой

Видовой

Коллективный

проект

Писменный

Интеренет-

проект

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменных проектов будет разным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения.

Меньшим будет объем краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов.

Однако и устно защищаемый монопроект должен быть зафиксирован в какой – то форме у исследователя. Это может быть развернутый план, конспектированное изложение проблем, что позволит сохранить проделанный учеником труд. Если проект серьёзен по проблематике, предполагает углубленное исследование, время его реализации может доходить до нескольких месяцев. В этом случае целесообразнее предоставить его в письменном виде.

Итак, мы видим две ведущие линии в осуществлении проектной методики в школе. Оба

направления важны.  Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему выбрать тему проекта, выделить проблемы, наметить направления, наполнить ее интересным материалом, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию, в предмете исследования. Ученик, способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации. Вторая линия предусматривает изложения средствами ИЯ хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими. Учащиеся демонстрируют уровень владения ИЯ в его содержательном плане. Предстает ясная картина того, чему ученик научился в процессе овладения языком. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологические упражнения. Хорошо известное общее положение методики обучения иностранным языкам, которое гласит, что для владения иностранными языками необходимо усвоить языковой материал (в определённом объёме), развить речевые умения, и, что соответственно следует различать тренировку (языковые, тренировочные или подготовительные упражнения) и речевую практику (речевые упражнения). Разбираться будет в этом формула применительно к обучению и говорению.

Подлинное владение каким-то элементом языка – это способность употреблять данные  элементы в не замедленной речи, в соответствии с выражаемым содержанием, т.е.  правильно выбирать данный элемент из соответствующего ряда элементов и экспромтном комбинировать его, соблюдая закономерность данного языка, с другими элементами при продуцировании высказывания, содержание которого – мысли, чувства, воля говорящего.

Продуцирование собственных высказываний – является показателем владения языком или тем или иным элементом языка. Связные высказывания, речевое целое. Речевое целое есть воплощение мыслительных процессов, конкретизированных в виде замысла, программы, рассказа, доклада и т.п. Но есть и другие «надъязыковые» аспекты связной речи. Связная речь должна характеризоваться логической стройностью и последовательностью. Человек должен удерживать в кратковременной памяти смыслы уже произнесённых предложений. Для устной речи характерна связанность, спаянность – механизм упреждения, механизм опережающего планирования. Должно быть упреждение того, что будет сказано далее. Это значит, что при произнесении первого слова предложения, другие слова должны быть наготове. Должно иметь место упреждение следующего предложения, подготовка к его запуску. Механизм упреждения должен функционировать и в диалогической речи – либо точно так же, как в монологической (когда реплика одного из участников беседы состоит из нескольких предложений), либо в виде упреждения: подготовки ответной реакции одновременно с восприятием реплики собеседника, что обеспечивает нормальный темп протекания беседы. Для связной речи необходимо так же усвоить целый ряд специфических явлений языка (союзы для соединения самостоятельных предложений, порядок слов, интонационные средства, средства связи реплик в диалоге и т.п.). Но и после того, как эти средства будут усвоены говорение невозможно без умения обеспечивать логическую стройность высказывания. А эти явления – явления чисто психологические: они не только не зависят от конкретного языкового материала (на какую бы тему не говорил человек, какой бы лексикой, какими бы грамматическими единицами он ни пользовался, эти механизмы должны функционировать, иначе не будет связной речи). Однако, несмотря на то, что учащиеся, как правило, уже владеют психическими механизмами связной речи (поскольку они умеют говорить на родном языке), автоматического переноса этих механизмов в речевую деятельность на новом языке не происходит. Их становление применительно к новым условиям требует специальных усилий преподавателя и учащегося. Необходим подлинный автоматизм владения языковым материалом, т.е. достижение такого уровня владения материалом, при котором оперирование им протекало бы автоматично в сложных условиях речевой деятельности и не оказывало бы тормозящего воздействия на эти психические механизмы. Нужны речевые упражнения. Контроль за процессом активизации со стороны преподавателя. В учебнике незначительное место отведено речевой практике, это не обеспечивает подлинной автоматизации. Упражнения для осуществления акта связной речи Монологическое выступление на заданную тему или в соответствии с ситуацией, или как продолжение прослушанного (прочитанного) рассказа при условии одновременной, целенаправленной активизации определённых элементов языка - Past Simple. Скажите, какие события предшествовали тому, что изображено на картинке? Употребление лексики (не обязательно употреблять всё). Вопрос – ответная беседа между преподавателем и учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"

Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

статья "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"

В данной статье рассматриваются проблемы технолигии использования  проектной методики в обучении инностранным языкам на старшей ступени средней  общеобразовательной школы....

Проектная методика на уроках иностранного языка.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным т...

Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"

В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создани...

Осуществление проектной методики на уроках иностранного языка.

Рефлексия –функция оценки результатов учебной деятельности лежит не только и не столько на учителе, сколько на учащихся....

Статья "Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся"

Основной  целью   введения метода проектов в школу  является развитие интереса к предмету и приобретение  исследовательского  опыта, развитие умения  творчески оформ...