Приёмы смыслового анализа прозаического текста
презентация к уроку

Московских Марина Анатольевна

ФГОС

Русский язык: проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения …особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка и т.п.

Литература:  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Цель: постижение ЛЮБОГО текста (метапредметность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_analiza.pptx639.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс « Приёмы смыслового анализа прозаического текста» Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №219 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться . Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. Конфуций

Слайд 3

ФГОС Русский язык: п роведение многоаспектного анализа текста с точки зрения …особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка и т.п. Литература: поэтапное, последовательное формирование умений читать , комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст ; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного. Цель: постижение ЛЮБОГО текста ( метапредметность )

Слайд 4

Читать Анализировать Понимать

Слайд 5

К1 Формулировка проблем исходного текста 1 балл. Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 5 баллов. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст . Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста , важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам . Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. К3 Отражение позиции автора исходного текста 1 балл. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

Слайд 6

Приёмы понимания текста: 1)постановка вопросов, 2)построение смысловых опор , 3) создание вторичных текстов, 4) конструирование собственных высказываний о прочитанном . (По Т.Е.Ембулаевой )

Слайд 7

Полный смысловой анализ может быть представлен следующим составом действий: 1. Определение коммуникативной цели автора. 2. Определение темы. 3 . Определение главной мысли (идеи). 4.Соотнесение темы и идеи с заголовком. Подбор других заголовков. 5. Выделение худ.деталей , ключевых слов. 6. Осмысление шрифтового оформления. 7. Анализ имеющихся примеров. Приведение своих. 8. Поиск ранее известного и нового. 9.Установление разнообразных смысловых связей между фактами, явлениями, понятиями, суждениями и т.д. (в форме разнообразных вопросов).

Слайд 8

Анализ текста - только часть работы с текстом. Худ.деталь , слова-символы, ключевые слова, смысловые ряды( состоят из ключевых слов и слов, которые дополняют главную информацию) –это только элементы текста, способные помочь в его постижении ( в них закодирована главная информация текста) .

Слайд 9

Это безумие, делая одно и тоже снова и снова, ничего при этом не меняя, надеяться на какой-нибудь другой результат. Поэтому, если вы действительно хотите что-то изменить в своей жизни и получить другой результат , вам надо что-то менять в самом процессе , изменить и ваши действия, и ваше мышление. И только тогда у вас что-то изменится . Альберт Эйнштейн

Слайд 10

Знакомство со структурой сочинения Как наполнить содержанием?

Слайд 11

Смысловой анализ: Чтение с остановками 2. Выполнение заданий 22-26

Слайд 12

Работа в группах

Слайд 13

Вид худ.детали Пример Словесная Портретная Предметная Психологическая Пейзажная Деталь как форма худ.обобщения Бытовая 2. Работа с лексикой

Слайд 14

Вид худ.детали Пример Словесная Никого Не хочу Не надо Портретная Прыгающая походка Предметная Кораблик Психологическая С ужасом Пейзажная Солнце Весна Бытовая раздвинутый стол, винегрет, хлеб с селёдкой, пирожки с рисом 2 . Работа с лексикой (устное комментирование)

Слайд 15

3. «Двойной дневник». Эмоционально-оценочные слова (ключевые) Унижение- несчастный -вздрогнул-непримиримые Непримиримые враги-любимое занятие- с ужасом ждал-улыбались-благодарили-счастлив-восхищались-не злые- счастливый. Часть 1 Часть 2 Пр. Пр. Тема 1 Тема 2

Слайд 16

Концепты (на основе смысловых рядов) Счастливый Несчастный 2. Любимое занятие Нелепая фамилия Великий мастер Прыгающая походка Бумажное искусство Непримиримые враги Бумажные чудеса 3. Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки. Всё это делало Геню очень несчастным человеком.

Слайд 17

! Речевые клише ! Структура сочинения ! З аполненные таблицы ! Смысловые отношения(по Цыбулько ) ! Текст ! Словари

Слайд 18

Л итература 1. Т.Е.Ембулаева . А нализ текста как прием обучения пониманию связного высказывания. Учебное пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение анализу прозаического текста учащихся 5-х классов.

У школьников – пятиклассников есть уже опыт работы с текстом. Без сомнения, в школе начального обучения  учителями проделывается большая работа в ...

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....

Планы анализа лирического и прозаического текстов.

Подробные планы анализа лирического текста и прозаического текста....

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Методика анализа литературного текста (стихотворного, прозаического, драматического)

Методика анализа литературного текста(стихотворного, прозаического, драматического)...

Подготовка к анализу прозаического текста на олимпиаде по литературе

В статье говорится о поэтапной подготовке к анализу прозаического текста, благодаря которой ученики смогут уверенно выполнить аналитическое задание на олимпиаде по литературе....