ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ Проектная деятельность как средство формирования УДД учителя истории и обществознания
материал

Голикова Ольга Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования

Методическая система учителя.

«Проектная деятельность как средство формирование УУД»

Выполнила: Голикова Ольга Владимировна

Учитель истории и обществознания

     

К корректировке целей образования  приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями. Это должен быть человек умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.

В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Структура же традиционного «знаниевого» образования «не настроена» на эту функцию.

     Система моей работы основана на принципах развивающего обучения: научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой.

Моя система направлена на создание условий для развития функционально грамотной личности учащихся, поэтому в основе организации учебного процесса и внеклассной работы по истории и обществознанию  лежит деятельностный подход с использованием современных педагогических технологий. Технология проектного обучения является одной из комплекса личностно-ориентированных, адаптивных технологий. На уроках истории и обществознания в результате познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, лежащей в основе проектного обучения учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг универсальных учебных действий.

Использование в работе различных образовательных технологий помогает формировать активную личность будущего специалиста, способного самостоятельно строить свою учебно-познавательную деятельность.

         Целью моей методической системы является формирование проектировочных  и исследовательских способностей школьников как основы успешного развития функционально грамотной личности. 

Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:

  1. Произвести анализ тематического планирования уроков истории и обществознанию и определить темы, изучение которых возможно с применением ТПО и исследовательской деятельности.
  2. Создать условия для формирования и оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей;
  3. Выяснить, как влияет применение ТПО на уровень развития универсальных учебных действий, качество знаний.
  4. Внеклассную работу по обществознанию и истории проводить с использованием метода проектов и исследовательских работ.
  5. Повышать собственный научный уровень в области преподавания истории и обществознания, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению истории и обществознанию, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

Условиями реализации разработанной мною методической системы являются: наличие кабинета истории, готовность учителя использовать современные образовательные технологии. Наиболее применяемы в моей системе технологии: ИКТ; технология проектного обучения, проблемного и разноуровнего обучения; игровые элементы.

Организационными формами моей методической системы являются:

  • урок - игра,
  • урок-экскурсия,
  • урок-практикум,
  • элективные курсы,
  • экологические операции.

Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:

I. Мотивационно-целевой компонент.

Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Данный компонент создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету. Повышает позитивное отношение к учёбе. Способствует становлению функционально грамотной личности.

     II. Содержательный компонент системы.

Содержательный компонент системы определяется федеральным государственным образовательным стандартом, направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся по предметам.  Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень способностей учащихся.  Анализирую программу и учебно-методический комплекс, обращаю внимание на возрастные особенности учащихся, на объёмность и проблемность материала.  Процесс обучения и отбор содержания материала на уроках выстраиваю от простого к сложному, от постановки проблемы учителем до самостоятельной постановки.

III. Инструментально-технологический компонент.

Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками  знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания.

Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

1.Коммуникативные (метод проектов, диалог, презентации);

2. Исследовательский метод;

3. Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);

4.Частично-поисковый, или эвристический метод.

При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий.

Обеспечить успешность и эффективность учебной исследовательской проектной деятельности учащихся с точки зрения формирования проектировочных умений и навыков позволяет использование комплекса следующих организационных и методических приемов:

  1. Выбор тематики проекта основывается на межпредметной интеграции знаний.
  2. Название проекта формулируется учителем и характеризуется высокой степенью неопределенности,  и предусматривает активное участие школьников в поиске и выборе основных содержательных линий и стратегий исследования.
  3. Учебная деятельность школьников организуется педагогом в режиме «само» и нацелена на развитие способности к рефлексии. Функции учителя сводятся к оперативному управлению процессом решения проблемных задач (организация, контроль, корректировка).
  4. Планирование исследовательской проектной деятельности осуществляется учащимися совместно с учителем на основе множественного целеполагания через постановку разнообразных разноуровневых целей и задач.

Этапы работы над проектом предполагают в основном индивидуальную исследовательскую деятельность.

Исследовательский проект предполагает теоретические и практические исследования для перевода общеучебных и предметных знаний и умений на уровень компетенций. Содержание, раскрываемое в исследовательских работах учащихся и расширяющее их кругозор, в таком случае выступает не как цель учебной деятельности, а как средство, с помощью которого происходит развитие личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....

План самообразования "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС."

В настоящее время снижается интерес к предметам .Поэтому возникла проблема: внедрить в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к пре...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство формирования УУД."

Выступление на муниципальной научно-практической конференции "Повышение качества образования в условиях работы по ФГОС ООО"...

План по самообразованию «Проектная деятельность,как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»

laquo;Всякое знание «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».Н. У...

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...