Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство формирования УУД."
статья

Литягина Оксана Николаевна

Выступление на муниципальной научно-практической конференции "Повышение качества образования в условиях работы по ФГОС ООО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных УУД

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Через проектную  деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;  
  • умение отвечать на незапланированные вопросы

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Проект – наиболее перспективная    форма организации внеурочной деятельности.

Я составила  программы кружков по проектной деятельности. Каждая программа имеет своё название:

- «Основы проектной деятельности» (5 класс);

- «Основы проектной деятельности» (6 класс);

- «Основы проектной деятельности: стать исследователем» (7 класс).

Программы кружков разработаны на основе УМК Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгиной, О.В.Чураковой «Основы проектной деятельности», а также рабочей тетради А.И.Савенкова «Стань исследователем».Методические рекомендации курса и задания рабочих тетрадей задают структуру организации и содержание каждого модуля курса «Основы проектной деятельности», определяют последовательность действий учащегося, помогают в освоении новых способов деятельности через систему упражнений, которые выполняются учащимися как индивидуально, так и в ходе групповой работы. В тетрадях также имеются информационные материалы, необходимые для освоения модуля. Это памятки, инструкции, тексты к упражнениям и т.п.

Каждая программа разработана в соответствие с возрастными особенностями обучающихся и поэтому содержит разные виды проектов согласно их возраста. Программы кружков ориентированы на обучение и закрепление навыков проектной деятельности, полученные на предыдущем уровне образования или классе. Программа содержит темы проектов, которые предлагаются обучающимся на выбор. В конце курса обучающиеся сами предлагают тему проекта (по любому из учебных предметов или выходя за их рамки), выполняют его и затем защищают. Руководитель кружков по организации проектной деятельности работает в тесной связи с другими учителями-предметниками и классным руководителем.

Остановлюсь более подробно на реализации программы кружка ВД  в 7 классе «Стать исследователем».

Каждое занятие помогает ребенку шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, расширит кругозор и обогатит словарный запас новыми понятиями.

Параллельно  с работой в тетрадях учащиеся создают проекты. Программа включает такие виды проектов как: информационный, исследовательский, социальный. Первые проекты носили больше информационный характер, основной  целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию.

Социальный проект «Если хочешь быть здоров». Итоговый продукт реализации проекта – сценарии мероприятий для обучающихся начальной школы.

На подготовительном этапе прошла беседа «Что значит быть здоровым». Школьная медицинская сестра познакомила со школьной статистикой в области здоровья учеников нашей школы.

На этапе проектирования прошла беседа ««Ваше здоровье в ваших руках».

Далее наступил самый ответственный, практический этап. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс сочинений «Витамины в нашей жизни». Под руководством учителя проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями, интернет-источниками). Затем на этапе обработки информации был составлен сценарий мероприятия и разработано электронное сопровождение к нему (компьютерная презентация).

На заключительном этапе проекта были представлены разработки сценариев мероприятия для обучающихся 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов. Ребята по разработанным сценариям провели мероприятия, которые с восторгом приняли обучающиеся начальной школы.

На этапе рефлексии проекта, обучающиеся 7-ых классов выразили удовлетворённость от проделанной работы.

На уроке истории большой интерес у обучающихся вызвала тема «Народы Северной Америки». Для углубления знаний и удовлетворения познавательных потребностей, обучающимся был предложен информационный проект «Коренные племена Америки». Итоговый продукт реализации проекта – журнал.

На этапе проектирования прошла обзорная беседа «Коренные племена Америки».  

Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей по группам. Каждая группа изучала историю, культуру, традиции, язык, и т.д. одного из племён Америки (по своему выбору). Изготавливались рисунки с изображением алфавита племён, предметов быта, жилища и т.д. А также на этом этапе проходила работа по сбору материала, с использованием различных источников информации (книги, энциклопедии, интернет-источники и другие).

На заключительном этапе обучающиеся представили разработанные буклеты о коренных племенах Америки. Данные журналы могут использоваться на уроках истории в дальнейшем для расширения кругозора обучающихся.

Используя в работе с обучающимися проектную деятельность применяю музейную технологию.  Результатом такой работы является урок- экскурсия, подготовленный и проведённый ученицами 7-го класса для своих одноклассников.

Социальный проект «В гостях у разных народов Называевского края». Итоговый продукт реализации проекта – проведение урока для 7 класса на базе Краеведческого музея.

На подготовительном этапе  с ребятами проводились беседы «Моя малая Родина», «За что я люблю свой Называевский край»; социологический опрос «Знаете ли вы историю своего родного края?».

На проектировочном этапе проекта в рубрике «А знаете ли вы, историю своего края» прошла беседа «Народы Называевского края».

Со сбора информации начался самый основной этап проекта – практический, который включал в себя:

1. Встречи с компетентными специалистами, интервью с ними.

2. Анализ материалов СМИ по проблеме обзора:

– радио- и телевизионных передач;

– публикаций газет и журналов;

– информации печатных источников;

– ресурсов Интернет.

3. Посещение районного Краеведческого музея.

4. Анализ материалов музея (предметов быта, одежды и т.д.)

Далее, ребята составили план проведения урока-экскурсии. И началась работа над содержанием информационных блоков.

На заключительном этапе проекта семиклассники провели урок-экскурсию для обучающихся 7 класса, используя экспонаты Краеведческого музея, в ходе которой познакомили одноклассников с обычаями, культурой и т.д., народов, живущих на территории Называевского района.  На этапе рефлексии семиклассникам были предложены анкеты, позволяющие оценить уровень удовлетворённости проделанной работой.

 Результаты анкетирования по выявлению проектных умений  можно увидеть на слайде.

Выявленные проектные умения позволяют сделать вывод о положительной динамике формирования УУД. В первом полугодии проекты в основном были групповыми, во втором полугодии обучающиеся познакомятся с технологией создания  индивидуального исследовательского проекта. В конце 2015-2016 учебного года в школе запланирован фестиваль учебных проектов, который пройдёт по параллелям.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе метода проектов   во внеурочной деятельности. Тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах,  а также  развития индивидуальности каждого ребенка. Отсюда чрезвычайно важно  показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны  пригодиться  им в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Проектная деятельность"

Из опыта работы по теме "Проектная деятельность". Квыступлению прилагается презентация и пример учебного проекта, выполненного учащимися...

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"

Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник,...

Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

Идея опыта.  Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...