Технология ИКТ
материал

Грушина Александра Михайловна

Образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ikt_avtosohranennyy.docx74.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Информационно-

коммуникативная технология

(Беспалько В. П. Королевская Т. К. Кукушкина О. И.)

Учитель-логопед

Грушина А.М.

Содержание

1. Теоретическая часть

2. Список литературы

3. Методическая база

                Педагогика должна ориентироваться не

                 на вчерашний день, а на завтрашний день

                  детского развития. Обучение только

                 тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.

                                                                                          Л.С.Выготский.

 

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. 

 Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции недоразвития речи, показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения.

         Цель применения ИКТ: формирование мотивации к логопедическим занятиям.

Актуальность использования ИКТ в практике учителя-логопеда:

В последние годы врачами отмечается увеличение нарушений развития и явлений физиологической незрелости новорождённых. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде речевых нарушений различной степени выраженности.

Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. 

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

 Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

 Принципы реализации информационных технологий на логопедических занятиях:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.

Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. ИКТ  предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране , что исключает субъективную оценку.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных  средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – логопатов волевых и нравственных качеств.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях:

Задачи ознакомительно–адаптационного цикла:

- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером.

Задачи коррекционно–образовательного цикла:

- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи.

- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач

-развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

-  развитие воображения.

-  развитие познавательной активности.

Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:

  • использование игровой формы обучения;
  • полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
  • формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
  • активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;

Компьютер в полной мере может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду при коррекции звукопроизношения. Программа записи звука, микрофон и веб-камера заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к осознанным действиям (под руководством логопеда) по исправлению нарушенных звуков.

В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка при начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

Логопед легко сможет находить и пополнять записи, создав папки с именами детей.

 Методика использования развивающих компьютерных игр

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, взаимосвязанной с разработкой системы обучения. При этом выделяют этапы:

  • определение необходимости применения компьютера.
  • определение степени компьютеризации образовательного процесса.
  • определение перечня функций, возлагаемых на компьютер.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей в осознании содержания обычных математических задач.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть и вышеуказанные ресурсы, и самостоятельно созданные материалы.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу.

Направления коррекционной работы с использованием компьютерных презентаций:

1) Работа над дыханием. Базовые комплексы БОС наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания.

2) Развитие слухового восприятия. 

3) Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4) Обогащение словарного запаса. 

5) Совершенствование грамматического строя речи.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

  • программа должна иметь указание на возраст ребенка
  • программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
  • объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям
  • программа должна быть на русском языке
  • текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
  • задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения
  • периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
  • программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
  • чередование разных компьютерных игр.

Виды занятий с ИКТ:

  1. Занятия с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
          С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
          Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

 Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

          Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

  1. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
    высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность. 

Обзор компьютерных программ для обучения и развития лиц с ОВЗ

Среди развивающих и обучающих компьютерных программ используются:

  1. Специализированная компьютерная программа коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры"

     Технология "Игры для Тигры" построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу "Игры для Тигры" и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

     Программа "Игры для Тигры" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной 

программой.

  1. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Солнечный замок»

     Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный замок" представляет собой серию упражнений направленных на коррекцию фонетико - фонематической стороны речи. Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

     Специализированная логопедическая программа "Солнечный замок" адресована прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам , но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования.

      Компьютерная программа "Солнечный замок" предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях..

  1. Логопедический тренажер "Дэльфа-141"

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

       В заключение хочется отметить, что необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ОУ и повысить его эффективность.

Список литературы

1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

4. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.

5. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988.

6. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

7. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2.

8. Горвиц  Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании

9. Горвиц  Ю. М. Новые информационные технологии в системе образования. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л. А. Леоновой. М., 2004.

10. Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.

11. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. -М. : "Гелиос АРВ", 2000г.

Приложение 1.

Анкета для родителей

«Информационные компьютерные технологии»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Ваше отношение к  использованию информационных компьютерных технологий в работе логопеда?
  • считаю возможным их использование ;
  • их использование должно быть ограничено;
  • не должны использоваться.
  1. Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?
  • смотрит видеоролики, слушает аудиосказки;
  • играет;
  • занимается по специальным детским развивающим программам;
  • ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.
  1. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?
  • да;  
  • нет;
  • стараюсь, но не всегда получается.
  1. С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
  • компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию... (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
  • ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
  • нет положительных моментов в использовании компьютера.

  1. Что Вы про себя могли сказать...
  • нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;
  • активный пользователь Интернет;
  • Нет компьютера дома.
  1. Какие консультации и рекомендации по использованию компьютера в школе и дома Вы бы хотели получить от логопеда?:
  • безопасность при работе с компьютером;
  • программы и приложения полезные для детей;
  • мастер класс по работе на компьютере вместе с ребёнком;
  • иное

Приложение 2.

Консультация для родителей

«Работа учителя-логопеда в условиях дистанционного

обучения»

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инновационные элементы, а в условиях дистанционного обучения — как основные. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью в сфере образования. Каким же образом в условиях дистанционного образования детей с ОВЗ осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда?

Дистанционное обучение, конечно, несколько меняет обычный характер работы логопеда и имеет свои плюсы и минусы. Основными отличительными чертами профессиональной деятельности учителя-логопеда в дистанционной школе, по моему мнению, являются следующие:

  • Необходимость строить всю логопедическую работу, основываясь на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.
  • Необходимость особо интенсивного сотрудничества с родителями учащихся, которые зачастую становятся неотъемлемой частью каждого логопедического занятия: произошла эволюция отношения родителей к дистанционному обучению — от скептического игнорирования до вдохновенного сотрудничества в команде.

Основным минусом, как может многим показаться, в логопедической работе дистанционного обучения является удалённость контакта, дистанция с учащимся. 

При соответствующей помощи, сотрудничестве родителей с логопедом положительно осуществляется не только работа по подготовке артикуляционного аппарата учащихся к постановке звуков, но и постановка, автоматизация, дифференциация звуков и т. д.

Так как дистанционное образование подразумевает индивидуальное обучение, то ещё одной проблемой становится развитие коммуникативных навыков учащихся, их желания и умения общаться не только со старшими, но и со своими сверстниками, а также формирование у учащихся адекватной самооценки. Для решения этой проблемы мы активно используем такой вид дистанционного урока, как видеоконференция: педагог (логопед) может общаться при помощи видеосвязи программы «Skype» одновременно с двумя-тремя учениками (все участники видеоконференции видят друг друга на экране).И,конечно, проводится большое количество коллективных школьных воспитательных мероприятий, в которых охотно участвуют наши ученики, находят себе много новых друзей и потом общаются уже сами.

В целом, созидательно-положительных моментов в логопедической работе в условиях дистанционного образования необыкновенно много. Чуть более подробно хочется остановиться на специфике использования Интернет-ресурсов в логопедической практике, которая, на мой взгляд, даёт необыкновенный простор творческой деятельности не только логопеда, но и ученика и заключается в:

  • возможности включать в состав учебных материалов и логопедических занятий аудио- и видеоинформацию, игры и игровые упражнения, в том числе, в онлайн режиме (логопед делает закладку страницы с игрой, видеороликом или др. информацией и открывает её в нужный момент занятия, показывая в режиме демонстрации экрана программы «Skype»);
  • возможности постоянного доступа к Интернет-ресурсам, позволяющим использовать информационно-методический и учебный материал, основанный на гипертексте ;
  • возможности учащихся (и их родителей) осуществлять интерактивное взаимодействие с образовательной средой школы: с помощью электронной почты, программы «Skype», школьного сайта (логопед размещает соответствующую информацию для родителей и учащихся, оперативно изменяет, дополняет и обновляет этот материал, который является всегда доступным дополнительным компонентом логопедической просветительской и коррекционно-развивающей деятельности);
  • возможности создания высококачественного дидактического материала и игровых пособий на базе Интернет-ресурсов (например, интерактивные модули LearningApps.org для создания различных упражнений, игр, викторин и тестов) и различных программ , в том числе в виде анимации: слайдовые презентации, учебные пособия в программах «Просмотр», «ПервоЛого», «OpenOffice» и др.   

         В общем, можно создать любое наглядное пособие, которым пользуется логопед в традиционной практике, например, дидактическую игру «Волшебный коврик»: ребёнок выкладывает кружок нужного цвета (название цвета начинается с того же звука, с которого начинается слово, произнесённое логопедом) на «коврик» - таблицу из 12 клеток. Можно даже сделать пособие «Собери картинку».

Таким образом, при желании, в совокупности использования имеющихся компьютерных технологий процесс логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения становится намного более продуктивным, интересным, методически оснащённым и, соответственно, эффективным, чем в условиях традиционной школы.

Проведение дистанционных занятий – принципиально творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ. 

Приложение 3.

Консультация для родителей

«Компьютерные игры для детей с нарушениями речи»

     

Сейчас трудно представить ребенка, который бы не знал, что такое компьютер. Но, к сожалению, единственное, что влечет детвору к этому удивительному устройству – это всевозможные игры, которые, порой, совершенно не несут никакой пользы для подрастающего поколения. Врачи и психологи не устают спорить о вреде компьютерных игр, а Интернет - магазины потихоньку пополняются все новыми играми: «бродилками», «стрелялками» и «стратегиями".

Но в силу того, что сейчас без современных технологий уже просто невозможно представить жизнь, отстранить детей от компьютера и запретить постигать азы работы на нем, будет, по крайне мере, уже не разумно. Что ж, не лучше ли попробовать идти в ногу со временем и вынести максимум пользы из продуктов технического прогресса, чем, не глядя, отрицать их? Ведь при соблюдении элементарных правил обращения с компьютером  пользы от него гораздо больше, чем вреда. Прежде чем вы будете организовывать работу ребенка за компьютером, необходимо соблюдать правила работы.

 Правила работы

  • Начинайте приобщать к компьютеру малыша никак не раньше
    4,5 лет, а лучше - с 5 лет. Именно начиная с этого возраста специалисты рекомендуют те игры и программы, которые действительно могут подтолкнуть развитие, помогут подтянуть ребенка в обучении, развить его речь, мышление, внимание.
  • Работать с компьютером ребенок 6-7 лет можно не более 15-20 минут в день и при обязательном присутствии взрослого.  Договоритесь с ним об этом сразу, до начала игры, ведь оторваться от интересного занятия иногда просто невозможно! А придя к соглашению о времени работы, будьте последовательны.
  • После того как Вы вместе со своим ребенком плодотворно поработаете, обязательно сделайте гимнастику для глаз. Пусть это войдет у вас в привычку. 

Если вы готовы, то можно приступить к выбору развивающих программ, которых сейчас так много. Сейчас  созданы специальные программы – логопедические. И цель у таких логопедических игр-занятий одна: помочь ребенку развить мышление, расширить словарный запас, а вместе с ним и речь.Большинство программ изготовлены для работы в семье.  Остановимся на наиболее популярных:

Игра "Игры для Тигры"

Это логопедическая коррекционная программа, созданная учеными-логопедами в Омске. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при заикании и других логопедических диагнозах, а также при вторичных речевых нарушениях у ребенка. Программа предназначена для исправления общего недоразвития речи, когда у крохи очень маленький словарный запас, неграмотная речь, нарушены звуки, снижены память, внимание, работоспособность. Вместе с веселым Тигренком кроха совершит увлекательное путешествие по Стране Звуков и Слов. Очень красочная анимация и простота интерфейса привлекают детей, а возможность использования микрофона заинтересовывает даже взрослых, видавших виды логопедов. Программа содержит пятьдесят упражнений, объединенных в четыре тематических блока. 

Игра "Баба Яга учится читать"

В этой программе предложен подход к изучению азбуки с помощью стихов и игр. Игра направлена на закрепления навыков чтения. Забавные рифмовки на каждую букву алфавита помогут крохе не только закрепить полученные знания, но и ребята потренируются читать по слогам, составлять слова и  поэтические строчки. А веселые песни и частушки в исполнении известных актеров, яркие персонажи и живописная анимация не дадут ребенку заскучать.

Игра « Учимся читать» (АДАЛИН)

Диск "Учимся читать. Игры для обучения чтению" разработан в помощь родителям и специалистам, которые занимаются обучением чтению детей . Диск содержит 120 заданий, разбитых на 20 уроков. Задания на диске представлены в порядке возрастания их сложности: сначала игры с буквами, потом со слогами, после этого со словами и целыми предложениями. Также в уроки включены упражнения, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия. Все обучение проводится в увлекательной игровой форме. Задания диска озвучены, желательно использовать звуковую систему вашего компьютера.

 

Игра "Специальные образовательные средства"

 Вот так скучно назвали свой интереснейший продукт старейшие отечественные разработчики про грамм для детей с различными нарушениями развития из Минска. Эта программа - простой и понятный инструмент моделирования занятия из готовых картинок и звуков. Для каждого задания нужны картинки, наклейки, книжки. Родителям надо найти соответствующий заданию иллюстративный материал в программе, расположить его так, как она хочет, добавить необходимые'" шумы - и готово! 

Игра "Искатель"

Практически у всех детей с задержкой речевого развития отмечаются нарушения зрительного восприятия, пространственного мышления и понимания смысла многих слов. Как будто специально для них с нарушениями речи придумали прекрасную игру. Созданная американской писательницей Жанной Марцолло и известным фотографом Уолтером Виком книжная серия "Искатель" содержит множество разнообразных игр для детей. Она основана на уникальной комбинации различных фотографий знакомых предметов, сопровождаемых рифмованными загадками, направленными на развитие визуальных навыков ребенка. Каждый раз, когда дети играют в "Искателя", они открывают для себя удивительные ассоциации и темы, которые помогают им совершенствовать навыки чтения, решения сложных задач и творчества. Игра учит видеть мелочи реальной жизни, всматриваться в предметы, открывать удивительное рядом. Играя в "Искателя", дети разовьют зрительное восприятие и память, подтянут навыки чтения и словарный запас, заработает логическое и ассоциативное мышление, а также творческое воображение и умение внимательно прислушиваться к заданиям.

Игра "Пойди туда, не знаю куда"

Эта игра - прекрасное дополнение к логопедическим занятиям, где обязательно предусмотрены задания на развитие памяти, внимания и пространственных ориентировок (направо-налево, вверх-вниз). Очень красочный, музыкальный, с любопытным сюжетом, поможет ребятам развить память и речь.

Игра «Учимся говорить правильно»

Компьютерная игра-программа , направленная на развитие речи. Она прекрасно выполняет функцию дополнительного пособия по развитию речи и обучению чтению, также ее можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях с ребятами, которые имеют речевые нарушения. Все задания подаются в легкой, ненавязчивой и веселой форме, что абсолютно не напоминает ребенку о том, что он учится, для него это просто игра. Программа «Учимся говорить правильно» состоит из 4-х разделов, которые отличаются по своему функциональному значению и уровнями сложности:

  1. Неречевые звуки. В данном разделе ребенок знакомится со звуками живой и неживой природы (звуки музыкальных инструментов, бытовых приборов, звуки в природе и др.)
  2. Звукоподражание. Здесь ребенку предоставляется возможность услышать звуки из животного мира и узнать, насколько разнообразны по звучанию человеческие голоса.
  3. Речевые звуки. Работа над заданиями в этом разделе, позволит ребенку сформировать навыки распознавания звуков русского языка, а также поработать над правильным их произношением.
  4. Развитие связной речи. Раздел полностью посвящен усовершенствованию связной речи. Малыш будет учиться строить сначала простые словосочетания, затем предложения и в итоге связный текст. 

Игра «Домашний логопед»

Существует также еще одна эффективная программа по работе над произношением «Домашний логопед». Задания в форме игры, но с разной степенью сложности, направлены на формирование правильного произношения проблемных звуков (как гласных, так и согласных). В данной игре детям, безусловно, понравятся мини-игры «Угадайка» и «Звуковичек». Удивительные жжужалки, рычалки, шуршалки и пыхтелки, а также все задания этой игры, помогут научить ребенка не только правильно выговаривать звуки, но и поспособствуют развитию неречевого и фонематического слуха, перенося в мир звуков живой и неживой природы. Более 350 упражнений помогут отработать проблемные звуки, а красочные картинки к каждому упражнению сделают занятия интересными и захватывающими.

Развивающий онлайн-портал для детей «Мерсибо» в помощь родителям разработал целый набор увлекательных и полезных игр на развитие фонематического слуха, на «чистку» звуков речи. Играя в них, дети будут тренировать слух, стараться правильно произносить звуки, подражая животным, пополнять свой словарный запас новыми словами. Есть и специальные игры, помогающие освоить чтение. В них закрепляется устный синтез согласных и гласных звуков. Благодаря им ребенок сможет безболезненно пройти «муки слияния» и быстро овладеть послоговым чтением. Если в речи ребенка встречаются дефекты произношения, то исправить их поможет артикуляционная гимнастика. Дети с удовольствием выполняют ее, так как она дается в игровой развлекательной форме. Такая ежедневная тренировка поможет укрепить речевые мышцы ребенка и улучшит его речь.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект внеклассного мероприятия

«Братья наши меньшие»

Подготовила: учитель-логопед

Грушина А.М.

Тема: «Братья наши меньшие»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о домашних животных.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1)Активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»;

2)Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

Коррекционно -  развивающие:

1)Развитие связной речи;

2)Развитие речевого внимания;

3)Развитие зрительного восприятия;

4)Развитие мышления;

5)Развитие мелкой моторики рук;

6)Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно- воспитательные:

1)Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности.

Оборудование, наглядный материал:  картинки с изображением домашних животных, ноутбук, презентация.

Ход урока.

1.Орг.момент (слайд 1-2)

-Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости.

Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету вам скажу: на уроке будет интересно! (в доме)

Ведение в тему.

(выход из домика)

-Многие люди переехали жить в город (слайд 3) , а вот мы с дедом остались жить в деревне. Приглашаю вас к нам в деревню. У нас свой дом (показ), который мы очень любим. Около дома –двор (показ). Во дворе у нас много животных. Сейчас они все на прогулке.

Давайте вернём их домой с помощью ответов на мои загадки, собрав всех животных во дворе.(слайды 4-8)

1)Нос пятачком, хвостик крючком. (свинья)

Правильно! Подойдите к коробке, найдите свинью и поставьте её во двор.

2) Голодная мычит, сытая жуёт, молока всем даёт. (корова)

Правильно! Подойдите к коробке, найдите корову и поставьте её во двор.

3) Я умею чисто мыться. Не водой, а языком.

Мяу, как мне часто снится, блюдце с тёплым молоком.(кошка)

Правильно! Подойдите к коробке, найдите кошку и поставьте её во двор.

4) Я скачу, скачу, скачу. Грива вьётся на ветру. (лошадь)

Правильно! Подойдите к коробке, найдите лошадь и поставьте её во двор.

5)В будке живёт, кости грызёт, лает и кусается, как называется. (собака)

Правильно! Подойдите к коробке, найдите собаку и поставьте её во двор

Сейчас, я прочитаю ряд слов, а вы должны определить какое слово встречается чаще и сколько раз.

Солнце, холод, коза, дождь, коза, листопад, туча, коза, снег, коза, птицы, юг, коза (коза- 5 раз) 9 слайд

Правильно! Подойдите к коробке, найдите козу и поставьте её во двор

-Я вам ещё раз прочитаю эти слова, определите к какому времени году они относятся. (осень)

-Подойдите ко мне, и давайте дружно назовём всех животных нашего двора.(10 слайд)

-Как их всех назвать одним словом? (животные)

- Назовите признаки животных? (тело покрыто шерстью, 4 ноги, выкармливают молоком)

- А какие это животные? (домашние).

II часть. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о домашних животных – это и есть тема нашего урока. -10 слайд

III часть –Работа по теме

-А почему, эти животные называются –домашними? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает)

-А у кого-нибудь из вас есть домашние животные? Если есть, расскажите как вы о них заботитесь

-Домашние животные живут рядом с домом, мы за ними ухаживаем: поим, кормим, убираем за ними, строим для них жилища, а они нам за это приносят пользу.

Как вы думаете, какую пользу приносит корова ,лошадь, свинья, овца, собака, кошка (показ картинки + натуральные вещи и продукты)-молоко правильно. Давайте посмотрим на слайд

-А какую пользу, мы узнаем во время просмотра слайдов. ( 11-17 слайды)

IV часть – Физкультминутка (слайд 18)

-Ой, ребятушки засиделись мы с вами. Давайте немного подвигаемся.

Ведь в здоровом теле-здоровый дух.

А) Цок, цок, цок, цок. (по очереди топают ножками)

Я лошадка- серый бок (повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу (ходьба на месте)

Если хочешь прокачу (легкий бег на месте)

Посмотри как я красива-хороши и хвост и грива (взмахи руками в одну и в другую стороны)

Цок, цок, цок, цок (топают ножками)

Я лошадка серый бок (кружатся на месте).

V часть. Детеныши(слайды 20-26)

- Ой, ребята, детёныши наших животных потеряли своих мам.

-Давайте, отыщем маму каждому детёнышу.

Все детеныши с нашей помощью нашли своих мам, а мы будем надеяться, что больше они не потеряются.

Подойдите к нашему дворику - назовите и покажите маму и ее детеныша. ( дети стоят около дворика- показывают и называют)

Проблемная ситуация. (слайд 27)

Кто это?(мышь)

Мышь –это домашнее животное или дикое?

Где она живёт?

Боится ли она человека?

Заботится ли о ней человек?

Приносит ли она пользу?

Вывод: Мышь –это дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме, в сарае.

А о диких животных мы с вами поговорим на следующем уроке.

VI часть. Закрепление (слайды 28-29)

-Назовите животных, изображённых на картинках.

-Расскажите какую пользу приносят человеку эти домашние животные.

- Расскажите по схеме, что делают из молока и шерсти.

VII часть Итог.(слайд 30)

Какие животные живут у нас во дворе?

-Давайте подойдем к дворику и назовём их.

Почему эти животные домашние?

Как мы заботимся о них?

Бывает так, что люди бросают животных?

Правильно ли они поступают?

Мы в ответе за тех кого приручили.

Они ждут от нас ласки, заботы, бережного отношения.

VIII. Рефлексия.(слайд 31)

Скажите, вам сегодня было интересно на уроке, если да – то поднимите-зелёную ладошку.

А что вам понравилось больше всего?

Если вам было скучно на уроке, не интересно – поднимите красную ладошку.

Молодцы, ребята, на этом наше занятие заканчивается. До новых встреч!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект занятия по развитию речи

«Зимние чудеса»

Тема: «Зимние чудеса»

Основная образовательная область: «Развитие устной речи».
Цель урока: Закрепить знания детей о зиме.
Образовательные задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  2. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
  3. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.
  4. Учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью».

Развивающие задачи:

  1. Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
  3. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
  4. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
  5. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
  6. Закреплять правильное произношение.
  7. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики. 
  8. Совершенствовать умение работать кисточкой.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
  2. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изо-деятельности.
  3. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
  4. Воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оборудование, наглядный материал:  картинки с явлениями природы разных времён года, шкатулка с письмом, аудиозапись муз. произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев», музыка к мультфильму «Простоквашино» «Как бы не было зимы…», ноутбук, презентация, картон чёрного или синего цвета, соль, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки.

Ход занятия

Дети входят в класс под музыку «Как бы не было зимы…»

Педагог:

Сколько снегу намело!

Все вокруг белым-бело!

Кто пойдет зимою в лес,

Тот увидит сто чудес!

Там деревья в снежных шапках,

Клен в папахе, дуб в ушанке,

А маленькие ели-

Беретики надели.

Становитесь все за мной и гулять пойдем гурьбой! (дети водят хоровод под музыку)

Очень холодно зимой (обхватывают плечи руками)

По тропе идем с тобой (идут)

Мы с тропинки сойдем и в сугроб попадем (присядают)

Вот тропочка кончается и бег начинается (бегут)

Посмотри мой дружок, вот на валенке снежок (показ на ноги)

Мы снежок стряхнем (стряхивают)

Топать мы начнем, посмотри на меня, делай быстренько, как я (топают)

Ох как зимушка пришла (идут по кругу)

Много снега принесла (руки вверх)

Снег в воздухе кружится (кружатся)

И падает, ложится (присядают)

Мы лопатки возьмем и снежок уберем (уборка снега).

Педагог:

А пока снежок убирали Неболейку в снегу откапали.

Неболейка никогда не болеет, он знает одно правило:

Чтоб быть здоровым, бодрым, закаленным, становитесь все тесней,

Чтобы было нам теплей!

Расскажем, как мы зимой играем и закаляемся. (дети рассказывают)

Педагог:

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»

Вы скажите мне, друзья,
А какая у нас зима?

Беседа:

  • Какое сейчас время года?
  • Как вы узнали, что наступила зима?
  • Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
  • А сейчас какой месяц?

Теперь давайте вспомним:

  • Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
  • Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
  • Что происходит зимой на водоёмах?
  • А что бывает только зимой? (Снег).
  • Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

А сейчас мы с вами немного поиграем! 

Педагог: 

Хотите поиграть? Игра называется «Договори словечко»

  • Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег).
  • С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
  • Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад).
  • Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки).
  • Словно в белый пуховик мы одели …. (снеговик).
  • Рядом – снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).

Педагог:

Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?

Проводится игра «Убери лишнюю картинку». (На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки).

Педагог:

 Молодцы, ребята! Зимой очень холодно, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!

Проводится самомассаж.

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели  – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.

Педагог:

 Молодцы, ребята!

Мы с вами так громко разговаривали, выполняли движения, что разбудили в снегу, угадайте кого?

Загадка:

Что за снежный человек пробрался к нам из далека?

Морковка-нос, в руке – метла.

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

Снеговику стало интересно, он посмотрел, как мы занимаемся, и предлагает нам его нарисовать. Только так, чтобы он на ваших рисунках не расстаял.

Поэтому, мы будем рисовать снеговика на бумаге.

Для этого нам необходимы листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем обвести нарисованного снеговика, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие снеговички у нас получились! Молодцы, ребята! 

Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой-то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...