Программа самообразования
методическая разработка

Павлюк Надежда Аркадьевна

Программа самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx61.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования

Учителя Павлюк Н.А.

«Инклюзивное образование в средней школе и возможности его использования на уроках иностранного языка»

        Структура:

  1. Определение понятия "Инклюзивное образование»
  2. Актуальность инклюзивного образования
  3. Цели и задачиинклюзивного образования в средней школе
  4. Деятельность администрации и коллектива школы в данном направлении в соответствии с нормативными и  правовыми актами
  5. Проблемы инклюзивного образования
  6. Инклюзивное иноязычное образование
  7. Работа в инклюзивном классе на уроках иностранного языка
  8. Пример адаптированной образовательной программы по английскому языку 8 класс для ребенка с ОВЗ».

"Инклюзивное образование в средней школе"

  1. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

  1. Актуальность проблемы. Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.

Необходимость разработки и  внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:

1.  Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

3. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный  день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

4. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

- взаимное уважение;

- толерантность;

- осознание себя частью общества;

- предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

- взаимопомощь;

- возможность учиться друг у друга;

- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

5. Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):

  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  • Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
  • Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России»,воспринимается следующим образом:

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

 

  1. Деятельность администрации и коллектива школы в данном направлении регламентируется в соответствии со следующими нормативными и  правовыми актами:

 - Конституцией РФ от 12.12.1993 г.;

 -  Конвенцией ООН о правах ребенка (ратифицирована  Верховным Советом СССР  от 13.06.1990 г.);

-  Декларацией прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей 20.11.1959 г.);

            - Законом Российской Федерации от 10.07.1992  № 3266-1 «Об образовании», с изменениями;

- Федеральным законом от 24.07.1998  № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», с изменениями;

- Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с изменениями;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»  (с изменениями);

- Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;

                - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

            - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

             -   Приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от 24.03.2009 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

            - Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме  (ПМПК) образовательного учреждения»;

            - Письмом Минобразорвания РФ от 18 апреля 2008 г № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

             

  1. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Задачи:

- создать условия для  детей с разными возможностями;

- разработать программу обучения английскому языку ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

-  обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ;

- разработать модель взаимодействия с родителями и социумом;

- обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

В школе, внедряющих инклюзивное обучение,должны быть созданы   условия для обучения, воспитания, лечения и социальной адаптации и интеграции в общество   таких детей.

-          Диагностика и коррекция развития детей с ОВЗ осуществляется штатным персоналом школы (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский персонал).  

-          Ребёнок  включён    в работу группы продленного дня.

-          Организовано  двухразовое  горячее питание (завтрак и обед).     

-          Проводятся   необходимые оздоровительные     мероприятия.

-          Отношения между школой и  родителями  регулируются  договором, заключённым  в установленном порядке.

-          Для организации образовательного процесса   введено тьюторское сопровождение.

-          Помещение школы оборудовано пандусами, лифтом-подъёмником до второго этажа.

-          Оборудованы две туалетная комнаа для инвалидов согласно санитарным нормам.

-          Контроль результатов работы инклюзивного обучения осуществляется администрацией    школы и родителями.

  В  работе с детьми с ОВЗ коллективу школы рекомендуется взаимодействовать  с:

- Государственным  казенным учреждением «Региональный центр оценки, качества образования»  (создание и сопровождение сетевого сообщества педагогических
работников, а также распространения современных знаний, разработок и методик,
в сфере дистанционного образования детей-инвалидов в целях развития данного
направления работы в округе и обмена уже
имеющимся опытом в работе с детьми-инвалидами и их семьями).

-  Департаментом образования (организационные вопросы, финансовые проблемы, обеспечение сети Интернет…);

-  Управлением социальной защиты населения (согласование правовых вопросов, консультации);

-  Организациями дополнительного образования детей

-  «Центральная городская больница (проведение углублённых медосмотров, лекции, разработка памяток и рекомендаций).

  1. Проблемы инклюзивного образования в России

Cогласно данным Министерства образования РФ в России около полумиллиона детей являются инвалидами. Вариантов обучения таких детей несколько: коррекционные классы в обычных школах, спецшколы и интернаты, дома–интернаты, домашние и дистанционные занятия.  Каждый из них имеет свои недостатки, но общим существенным минусом является то, что  дети остаются изолированными от  сверстников, они лишены участия в   общественной жизни. А положение детей, проживающих  в стационарных учреждениях социального обслуживания (их около 30 тысяч), просто катастрофическое – они вообще лишены возможности учиться.

Новым направлением в обучении детей-инвалидов является инклюзивное образование, предусматривающее занятия  в общеобразовательных учреждениях всех детей без ограничения по их физическим, психическим и интеллектуальным  способностям. С 3 мая 2008 года вступила в действие международная Конвеция о правах инвалидов, в которой инклюзивная модель  образования признана как основная форма обучения на всех уровнях. Государства Европы, Скандинавии, США уже присоединились к этому документу, хотя инклюзивная система образования  в этих странах практикуется уже давно.

Более того, обучение английскому языку в Англии по инклюзивным программам проводится и для иностранных детей 8-14 лет. Государство, понимая важность интеграции детей-инвалидов в общество, финансирует их обучение в образовательных  учреждениях любого типа. Общий уровень образованности населения  этих стран не снижается из-за того, что обычные дети учатся вместе с «особыми».

В России эта модель образования  реализуется  в качестве эксперимента. До сих пор не принят Федеральный закон об инклюзивном образовании. Нет такого закона и в регионах. Причина  простая–«специальное» образование в 2-3 раза дороже обычного.

Чтобы  новая модель  заработала,  надо провести  подготовительную работу, требующую  серьезного финансирования.

 - Переработать всю законодательную базу таким образом, чтобы все права детей с ограничениями по здоровью были реализованы.

 -Провести перепланировку общеобразовательных учреждений и их техническое переоснащение с учетом потребностей  каждого ребенка.

 - Разработать новые образовательные стандарты, специальные программы и методики, подготовить кадры для работы с «особыми» детьми.

 - Продумать  организацию досуга. Например, детские лагеря в Англии организованы как для обучения, так и активного отдыха детей-инвалидов.

В крупных городах в виде эксперимента уже реализуется модель инклюзивного обучения.  Дальше всех в этом направлении продвинулась Москва, где в 1910 году был принят  Закона об образовании детей с особыми возможностями. 160 образовательных учреждений  разного типа Москвы уже работают по программам инклюзивного образования. Созданы 13 центров, готовящих кадры для работы с детьми с ограниченными возможностями  здоровья. Есть положительные примеры и в других  субъектах Федерации. Но основная работа вся впереди. Выстроить  процесс обучения под потребности каждого ребенка – вот основная задача инклюзивного образования. От того как она будет решаться, зависит судьба  полумиллиона наших детей.

  1. Инклюзивное иноязычное образование

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. 

Инклюзивное образование затрагивает все сферы школьного образования, в том числе и иноязычного. Учитель иностранного языка, обучая ребёнка-инвалида, в обстановке обычного класса сталкивается со многими проблемами как в методическом плане, так и в педагогическом в целом. Он вынужден перестраивать свою работу с учётом неоднородного контингента учащихся, в связи с наличием в классе ребёнка-инвалида.

Хотелось бы остановиться на применении принципов инклюзивного обучения на уроках иностранного языка для детей с ОВЗ.

При реализации инклюзивного обучения на уроках иностранного языка рекомендуется:  

  - формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;

   - использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком;

     - создавать благоприятный психологический климат;

      -использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD;

    -  формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.

При организация системы работы с  детьми с ОВЗ на уроках иностранного языка рекомендуется подбирать посильные индивидуальные задания,  разрабатывать дополнительный материал, который бы входил в сферу интересов обучающихся,  конкретизировать учебные задания с указанием способов работы, предупреждать ошибки детей.

Способствует успеху в освоении иностранного языка и совместное с детьми выполнение образцов заданий,  предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности.

При овладении диалогической речью в ситуациях  повседневного общения на своих уроках я учу детей с особыми образовательными потребностями вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо.

Разнообразие упражнений и игр, применение ИКТ, СD дисков с игровыми программами на уроке английского языка помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.

Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей, и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.

Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.

Работа по организации инклюзивного обучения только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом.

Далее представлены некоторые соображения по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах по иностранным языкам, возможных изменений на уроке, в классе и в заданиях, которые нужно принять во внимание при обучении иностранному языку детей с особыми образовательными потребностями. 

Учебники 

  • обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения; 
  • обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст; 
  • предоставление краткого содержания глав учебников; 
  • обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня; 
  • использование маркеров для выделения важной информации; 
  • использование предложений с пропущенными словами
  • обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий; 
  • использование учетных карточек для записи главных тем; 
  • предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста; 
  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов; 
  • обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей; 


Учебная  программа: 

  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; 
  • сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов; 
  • альтернативные замещения письменных заданий;
  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся; 
  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме). 


Работа в классе 

  • наличие индивидуальных правил для учащихся; 
  • оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся; 
  • поддержание тишины во время занятий; 
  • отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов); 
  • обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ; 
  • близость учеников к учителю; 
  • использование кабины (наличие лингафонного кабинета) для индивидуальной работы; 
  • наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг); 
  • сохранение достаточного пространства между партами. 


Обучение и задания 

  • использование указаний как в устной, так и в письменной форме; 
  • поэтапное разъяснение заданий; 
  • последовательное выполнение заданий; 
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания; 
  • обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения; 
  • демонстрация уже выполненного задания (например, выполненный проект); 
  • близость к учащимся во время объяснения задания. 


Перемена видов деятельности 

  • подготовка учащихся к перемене вида деятельности; 
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания; 
    предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания; 
  • обеспечение помощи при передвижении. 


Письменные задания 

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; 
  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями; 
  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя; 
  • дополнение печатных материалов видео и диафильмами; 
  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске; 
  • разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися; 


Оценка знаний 

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; 
  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки; 
  • оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями; 
  • акцентирование внимания на хороших оценках; 
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился; 
  • оценка переделанных работ; 
  • использование системы оценок достижений учащихся. 


Тесты 

  • устное объяснение заданий; 
  • обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста); 
  • обеспечение учащихся списком слов с определениями; 
  • неограниченное время для выполнения теста; 
  • проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке); 
  • чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов; 
  • использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа; 
  • разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту; 
  • сообщения о достижениях учащихся вместо оценки; 
  • оценка правописания отдельно от содержания работы; 
  • обеспечение напечатанными учебными материалами; 
  • разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников; 
  • предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами; 
  • написание первой буквы пропущенного слова. 

При соблюдении этих изменений в работе учителя-предметника обучение ребёнка-инвалида в обычном классе будет безболезненным и эффективным.


В моём понимании, инклюзия – это позволить всем детям, несмотря на инвалидность, учиться в обычных условиях. И инвалидность здесь не играет роли, ведь дети-инвалиды есть в каждом обществе, в каждой стране и религии, они говорят на разных языках. Но каждого из них нужно воспринимать как отдельную личность, как индивидуальность.
Каким в условиях введения ФГОС выглядит идеальный портрет выпускника современной школы? Это деятельный, любознательный, креативно мыслящий молодой человек, уверенный в своих силах и знаниях, обладающий исследовательскими способностями, коммуникабельный, имеющий навыки самоорганизации, настроенный на «обучение в течение всей жизни». Вот целевой ориентир современного учителя: сделать своих выпускников соответствующими данному стандарту, всех выпускников, даже инвалидов. Это и является основной задачей инклюзивного образования, иноязычного инклюзивного образования.

  1. Работа в инклюзивном классе

Инклюзивное образование -это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Существуют следующие принципы инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.

Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло, осознание необходимости данной  деятельности.

Настоящий проект дает возможность детям с ограниченными возможностями право на учебу в школе с углубленным изучением английского языка. И долг учителя помочь этим детям.

Необходимо воспринимать детей в этом классе как обычных детей со своими интересами, предпочтениями, увлечениями. Конечно, это дети, имеющие свои психологические и эмоциональные особенности, что невозможно не учитывать.

На уроках английского языка следует обратить внимание на следующие моменты:

В инклюзивном классе дети не всегда могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

Дети не могут долго удерживать внимание во время чтения.

Ребенку нужно помочь открыть учебник и показать, где читаем.

При ответах на вопросы ребенку необходимо дать больше времени на обдумывание, так как реакция может быть замедленной. Приходится сокращать время на выполнение письменных заданий на уроках.

Письменные задания в основном даются на дом. Диктанты занимаю гораздо больше времени, так как некоторые дети пишут очень медленно. Приходится сокращать количество слов для диктанта.

При выполнении устных заданий целесообразно разбивать детей на пары ( ребенок с ограниченными возможностями - ребенок без ограниченных возможностей), что позволяет ускорить процесс обучения- дети помогают друг другу открыть книжку, достать тетрадь и т.д.

 

Таким образом, дети с ограниченными возможностями требуют особого индивидуального подхода, терпения, постоянного поощрения, поддержки и помощи со стороны учителя и тогда мы сможем достичь хороших результатов в развитии их способностей.

  1.  «Адаптированная образовательная программа по английскому языку 8 класс для ребенка с ОВЗ».

    Рабочая программа по английскому языку для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

   1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования по иностранному языку.

   2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 с изменениями, внесенными от 3 июня 2011 г. №1994.

   3. Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.

   4.Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык.// Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.

   5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

      Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку.

       Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

          Особенностью учебно-методического комплекта является:

1.  Сюжетное построение.

Особенностью содержательного построения УМК является использование общей сюжетной линии, которая связывает все уроки. Приключенческое, насыщенное большим количеством страноведческого материала обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся, которым интересно следить за развитием сюжета.

2.Игровой компонент.

В УМК большое внимание уделяется  игре как виду деятельности, формирующему необходимые коммуникативные навыки, устанавливающему доверительную и доброжелательную атмосферу на уроке, обучающему самостоятельной работе и формирующему правильную самооценку.

3.Использование стихов и песен.

 В УМК широко используются стихи и песни, которые помогают запоминанию активной лексики и новых грамматических конструкций.

        Основной целью обучения английскому языку на ступени основного общего образования является   формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.        

        Изучение английского языка в 7 классе направлено на достижение следующих задач:

1)        формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей  школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

2)        развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения  школьника; мотивации к дальнейшему овладению английским языком;

3)         обеспечение коммуникативно-психологической адаптации  школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;

4)        освоение элементарных лингвистических представлений, доступных  школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;

5)        приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство  школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

6)        формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей  школьников, а также их общеучебных умений.

      Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта для 8 класса общеобразовательных учреждений: Москва, Просвещение, 2016 г. , автор Кузовлев Ю.Б. который продолжает серию учебно-методических комплектов базового курса по английскому языку. В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, аудиокассеты, книга для учителя, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

     Программа рассчитана на 72 часа учебного времени (2 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки,  отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

      Данная рабочая программа включает в себя обязательный минимум содержания примерных основных общеобразовательных программ основного общего образования по иностранным языкам и предоставляет учащимся возможность освоить учебный материал курса на базовом уровне.

       В рабочую программу внесены следующие изменения:

1)данная рабочая  программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10%, позволяющий внести в систему занятий те дополнения, которые необходимы для устранения недостатков обучения детей с нарушением зрения;

   2) использования разнообразных форм организации учебного процесса с целью решения проблемы социальной интеграции детей с нарушением зрения в современное общество;

    3) построение уроков направлено на активизацию процессов компенсации, устранение недостатков познавательной деятельности детей с нарушением зрения;

    4) реализация регионального компонента с целью успешной адаптации детей к условиям жизни, а именно, дает возможность ориентироваться в родном городе, познакомиться с достопримечательностями ;

    5) объем высказывания определен с учетом уровня данной категории детей;

6)познакомить детей с глаголами «смотреть», «видеть», с наречиями «там», «тут», «далеко», но не строить с ними высказывания, т. к. дети данной категории не могут понимать такие значения.

                СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

   Согласно требованиям федерального компонента государственного стандарта, предметное содержание речи для 8 класса включает в себя такие темы, как:

1. Взаимоотношения  в семье, с друзьями.  Внешность.  Досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/театра/парка/аттракционов).  Покупки.  Переписка.

2. Школа и  школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.  Каникулы и их проведение и их проведение в различное время года.

3. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода, столицы, их достопримечательности. Городская/сельская среда   проживания школьников.

 4. Здоровье и личная гигиена. Защита окружающей среды.

Речевые умения.

I.           Говорение.

      Диалогическая речь. В 8 классе продолжается развитие таких речевых умений как вести диалог этикетного характера, диалог – расспрос, диалог – побуждение к действию. При этом по сравнению с 7 классом усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи. И если основной задачей для 6 класса является усвоение и использование новых лексических единиц, то задачи УМК – 8 заключаются в том, чтобы повторить, систематизировать, довести до уровня продуктивного владения материал, усвоенный рецептивно в 6 – 7 классах.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как:

начать, поддержать и закончить разговор;

вежливо переспросить, выразить согласие/отказ

Объем диалогов до 3 реплик со стороны каждого учащегося.

II.        Аудирование.

Обучение аудированию занимает существенное место в обучении ИК в 8 классе. На данном этапе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения в данном виде речевой деятельности.  Общий объем ЛЕ для аудирования 1000 – 1350.

Содержание текстов соответствует предметному содержанию программы и возрастным особенностям учащихся. Время звучания текстов 3 минут.

III.        Чтение.

Развитие умения читать также остается одной из главных целей обучения в 8 классе

Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):

•        с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение)

•        с полным пониманием содержания (изучающее чтение)

•        с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Объем текстов для чтения до 250 слов.

IV.        Письменная речь.

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

•        Научить письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания;

•        Выписывать из текста нужную информацию;

•        Заполнять анкету, составлять опросник для проведения интервью, анкетирования;

•        Писать письмо по аналогии с образцом.

Объем письма – 50 – 60 слов, включая адрес.

Социокультурные знания и умения.

Предусматривает овладение умениями:

•        писать свое имя, фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке;

•        правильно оформлять адреса на английском языке;

Языковые знания и навыки.

I.        Графика и орфография.

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках в рамках изучаемого лексико – грамматического материала.

II.        Фонетическая сторона речи.

Навыки адекватного произношения и различия на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Особое внимание уделяется синтагмотичности интонационного оформления речи, а так же повышению темпа высказывания и выразительности речи. Происходит дальнейшее совершенствование слухо -  произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

III.        Лексическая сторона речи.

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. На данном этапе обучения к словарному запасу, усвоенному в 6-7 классе, добавляется около 250 – 300 новых лексических единиц.

IV.        Грамматическая сторона речи.

Знания признаков и навыки распознавания и употребления в речи распространенных простых предложений; сложносочиненных предложений с сочинительными союзами and, but, or; сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because; условных предложений реального (conditional I) и нереального характера (conditional II); всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативны, разделительные вопросы; побудительных предложений в утвердительной и отрицательной форме.

Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов, времен английского языка (PresentSimple, PastContinuous, PresentContinuous, FutureSimple, PresentPerfect, PresentPerfectContinuous), пассивный залог; модальных глаголов и их эквивалентов (can/could, may, must/haveto/should, usedto).

Учебно-тематическое планирование I полугодие.

  №

Unit

Содержание курса

(тема раздела)

Кол-во

час.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1.

Ты счастлив в школе?

7

1.Как ты провел твои  каникулы?

2.Какой твой любимый  предмет?

    Урок чтения  «Твоя школьная  жизнь интересна?»

3.Ты доволен возвращению в школу?

4.Я люблю школу. А ты?

5.Что это значит? Что значит  «передовая школа»?

6.В какую школу ты бы

   хотел ходить?

7.Контрольная работа №1.

- знакомство с лексическим материалом;

- чтение;

- ознакомление с грамматикой;

- умение переводить прямую речь в косвенную;

- умение выписывать из прочитанного необходмую информацию;

- умение описать летние каникулы, предметы, занятия в школе.

2.

 В чем ты хорош?

8

1.Ты когда-либо получал

   награду?

2.Что ты делаешь  хорошо?

3.Что можешь делать  лучше?

4.Урок чтения «Твоя  жизнь под  давлением?»

5.Ты мастер на все руки?

6.Ты знаешь что-нибудь  о…?

7.Ты знаешь о награде герцога Эдинбургского?

   Кто на доске почета?

8.Контрольная работа №2.                        

- знакомство с новой лексической;

- чтение;

- грамматика (adverbs of manner comparative and superlative adverbs);

- умение понимать как люди могут делать достижения;

- умение описать свое мнение насчет достижений людей; сказать, что сам можешь сделать;

3.

Могут люди обойтись без тебя?

8

1.Ты знаешь о добровольной помощи?

2.Для чего эти праздники?

3.Ты хотел бы мне  сделать это?

Урок чтения "Принимаешь ли

   ты участие в благотворительных мероприятиях?»

4.Что заставляет тебя помогать другим людям?

5. Великолепная идея, не так  ли?

6.Ты хотел бы начать  свой  собственный маленький бизнес?

7.Ты можешь делать разное?

8.Контрольная работа   №3.        

- знакомство с лексикой по теме;

- быстроечтение;

- грамматика (V+object+(to)infinitive, V-ing form);

- умение понимать речь, делать выписки из прочитанного для построения собственного высказывания;

- умение выразить свое отношение;

- умение рассказать о благотворительности.

4.

Ты друг Земле?

7

1.Что эти знаки означают?

2.Что происходит в месте, где ты живешь?

Что тебя просят сделать, чтобы помочь Земле?

3.Урок чтения «Ты когда-либо видел выдру?».

4.Несешь ли ты ответственность  за планету?

Ты беспокоишься о природе?

5.Ты когда-либо был в национальном парке?

6.Ты друг планеты?

7.Контрольная работа №4.

- знакомство с лексикой по теме;

- чтение;

- грамматика (PassiveVoice);

- умение понимать содержание простых предложений;

- умение ответить на вопросы кто? что? где?;

- умение описать экологические проблемы на месте жительства.

5.

У тебя есть какие-нибудь проблемы с друзьями?

8

1.Какие у тебя друзья?

2.Кто есть друг? Что есть

   дружба?

3.У тебя есть какие-нибудь проблемы с твоими друзьями?

Ты счастлив с твоими

друзьями?

4.Урок чтения «Вот так друг!»

5.Можем ли мы быть друзьями  по переписке?

6. Люди разных культур заводят  друзей и поддерживают дружбу по-разному?

8.Контрольная работа №5.        

- знакомство с новой лексикой;

- быстрое чтение;

- знакомство с грам-матикой (who/that/which);

- умение понимать, что люди говорят о друзьях и дружбе;

- умение рассказать о лучшем друге, идеальном друге, задать вопрос.


                                                           Заключение

Таким образом, Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

Программа самообразования

программа самообразования расчитана на 3 года и представлена мероприятиями, которые следует выполнить в ходе работы над данной темой самообразования...

Программа самообразования

Программа самообразования....

Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»

Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....

Программа самообразования / Программа социального партнерства

Современное понимание целей образования требует включенности в процесс образования (обучения и воспитания ) всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых во многом ориентир...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...