Выступление на педагогическом совете (январь 2021г.)
учебно-методический материал

Выступление на педагогическом совете (январь 2021г.)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Анализ и самоанализ урока как средство повышения методического мастерства учителя» Подготовила - учитель высшей квалификационной категории Бахтина Ольга Ивановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Слайд 2

«Кто на себя глядит, свой видит лик, кто видит лик свой, цену себе знает, кто знает цену, строг к себе бывает, кто строг к себе – тот истинно велик!» Пьер Гренгор Главное пространство , в котором протекает деятельность учителя в образовательном учреждении – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и обучающихся. Именно на уроке учитель использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, для формирования ее нравственных основ. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

В.А.Сухомлинский писал: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…» Анализ и самоанализ должны быть направлены на сопоставление выдвинутых коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных целей с достигнутым результатом. Для осуществления всех поставленных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока с застывшими этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения. Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.

Слайд 4

Анализ любого урока – это комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, воспитательный и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Это разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Цель анализа заключается в выявлении понимания проведения выбранной формы урока и применения методов и приемов организации деятельности учителя и обучающихся на уроке. Основной задачей является качество урока, понимание возможностей ребенка, поиск резервов повышения эффективности процесса обучения. Участники: - администрация образовательного учреждения; - присутствующие на уроке педагоги

Слайд 5

План анализа урока в соответствии с ФГОС О УО (ИН) Дата посещения «______» ___________20____г. Класс _______________ Число обучающихся по списку __________чел. Присутствуют ____чел. Предмет _____________________________________________________________________ Цель посещения урока ________________________________________________________ Ф.И.О. учителя _______________________________________________________________ Тема урока ___________________________________________________________________ Цель урока (объявлена, не объявлена, в начале урока, в середине урока) Приемы работы учителя и обучающихся Учитель Обучающийся Беседа (репродуктивная), рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, демонстрация Слушание, комментирование, объяснение, рассказ Опрос (устный, письменный), с применением индивидуальных карточек, перфокарт, дифференцированный подход Упражнения (письменные, устные, практические) Использование дидактического материала (верно, с ошибками) Решение задач (логических, расчетных) Руководство самостоятельной работой обучающихся на основе обратной связи

Слайд 6

Тип урока 1)Урок «открытия» новых знаний 2)Урок рефлексии 3)Урок общеметодологической направленности 4)Урок развивающего контроля Формы и приемы работы по развитию познавательной деятельности обучающихся Формы Приемы Фронтальные Парные Групповые Индивидуальные Коллективные Самостоятельная работа над новым материалом Перенос знаний Элементы алгоритмизации Поисковые задачи, проблемные ситуации Использование ТСО Организация выявления знаний Методы опроса Виды опроса Активность обучающихся при опросе Включение всех обучающихся в опрос Дифференцированный подход к обучающимся Устные Письменные Графические Автоматизированные Практические Фронтальный Индивидуальный Комбинированный Неактивные Активные Интерактивные Работа с сильными Работа со слабыми

Слайд 7

Методы опроса Виды опроса Активность обучающихся при опросе Включение всех обучающихся в опрос Дифференцированный подход к обучающимся Устные Письменные Графические Автоматизированные Практические Фронтальный Индивидуальный Комбинированный Неактивные Активные Интерактивные Работа с сильными Работа со слабыми Показатели наличия познавательной активности обучающихся Эмоциональный отклик Сосредоточенность Увлеченность процессом деятельности Стремление к собственному участию в обсуждении Активность в течение всего урока Вопросы учителю, товарищам Уровень освоения знаний обучающимися На уровне восприятия, осмысления, запоминания На уровне применения знаний в аналогичной или сходной ситуации Реализация обучающей цели урока Реализация развивающей цели урока Реализация воспитывающей цели урока -Полнота знаний, умений, навыков -Осознанность и действенность -Прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке -Развитие воображения – репродуктивного, творческого -Развитие наглядно-действенного, образного и логического мышления -Умение анализировать, сравнивать, конкретизировать -Нравственное воздействие -Профориентация -Воспитание культуры умственного труда Организация выявления знаний

Слайд 8

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными обучающимися. Общие итоги урока Мотивация на всех этапах урока Соблюдение дидактических принципов Интерес обучающихся к уроку Морально-психологическая обстановка на уроке Реализация принципа педагогического сотрудничества Были опрошены ______чел. «5»______чел. «4»______чел. «3»______чел. Задание на дом Целесообразность -сложно; оптимально; упрощенно Дозировка -большая; оптимальная; малая Характер -тренировочное; творческое Дифференциация -для сильных; для слабых; общее для всех Выводы и предложения: Общая оценка урока : проведен на высоком методическом уровне, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный

Слайд 9

Наряду с анализом урока крайне важно услышать самоанализ учителя , его оценку собственной педагогической деятельности, так как самоанализ – показатель профессионализма учителя . Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся. Умение анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты своего труда во многом зависит от умения учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Слайд 10

План самоанализа урока в соответствии с ФГОС О УО (ИН) ФИО учителя Класс Дата проведения Предмет Программа Тема: Тип урока по целеполаганию: Цель урока: Задачи урока: Используемые технологии Личностные БУД: Метапредметные БУД: Пре дметные БУД: Межпредметные связи:

Слайд 11

Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые БУД 1 . Самоопределение к деятельности Организационный момент Включается в деловой ритм Устно сообщает о начале урока Готовятся к работе на уроке 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний Определяет типичные недостатки Выполняют задание, требующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки 3. Постановка учебной задачи Активизирует знания обучающихся Создает проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока 4. Построение проекта выхода из затруднения Активизирует обучающихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Слайд 12

5. Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия обучающимися учебного материала. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном 7. Рефлексия деятельности, итог урока Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Слайд 13

Самоанализ урока дает возможность педагогу - Формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся; Формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; Формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока; Научиться рефлексии, умению видеть свои сильные и слабые стороны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Анализ и самоанализ урока как средство повышения методического мастерства учителя» Подготовила - учитель высшей квалификационной категории Бахтина Ольга Ивановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Слайд 2

«Кто на себя глядит, свой видит лик, кто видит лик свой, цену себе знает, кто знает цену, строг к себе бывает, кто строг к себе – тот истинно велик!» Пьер Гренгор Главное пространство , в котором протекает деятельность учителя в образовательном учреждении – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и обучающихся. Именно на уроке учитель использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, для формирования ее нравственных основ. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

В.А.Сухомлинский писал: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…» Анализ и самоанализ должны быть направлены на сопоставление выдвинутых коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных целей с достигнутым результатом. Для осуществления всех поставленных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока с застывшими этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения. Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.

Слайд 4

Анализ любого урока – это комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, воспитательный и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Это разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Цель анализа заключается в выявлении понимания проведения выбранной формы урока и применения методов и приемов организации деятельности учителя и обучающихся на уроке. Основной задачей является качество урока, понимание возможностей ребенка, поиск резервов повышения эффективности процесса обучения. Участники: - администрация образовательного учреждения; - присутствующие на уроке педагоги

Слайд 5

План анализа урока в соответствии с ФГОС О УО (ИН) Дата посещения «______» ___________20____г. Класс _______________ Число обучающихся по списку __________чел. Присутствуют ____чел. Предмет _____________________________________________________________________ Цель посещения урока ________________________________________________________ Ф.И.О. учителя _______________________________________________________________ Тема урока ___________________________________________________________________ Цель урока (объявлена, не объявлена, в начале урока, в середине урока) Приемы работы учителя и обучающихся Учитель Обучающийся Беседа (репродуктивная), рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, демонстрация Слушание, комментирование, объяснение, рассказ Опрос (устный, письменный), с применением индивидуальных карточек, перфокарт, дифференцированный подход Упражнения (письменные, устные, практические) Использование дидактического материала (верно, с ошибками) Решение задач (логических, расчетных) Руководство самостоятельной работой обучающихся на основе обратной связи

Слайд 6

Тип урока 1)Урок «открытия» новых знаний 2)Урок рефлексии 3)Урок общеметодологической направленности 4)Урок развивающего контроля Формы и приемы работы по развитию познавательной деятельности обучающихся Формы Приемы Фронтальные Парные Групповые Индивидуальные Коллективные Самостоятельная работа над новым материалом Перенос знаний Элементы алгоритмизации Поисковые задачи, проблемные ситуации Использование ТСО Организация выявления знаний Методы опроса Виды опроса Активность обучающихся при опросе Включение всех обучающихся в опрос Дифференцированный подход к обучающимся Устные Письменные Графические Автоматизированные Практические Фронтальный Индивидуальный Комбинированный Неактивные Активные Интерактивные Работа с сильными Работа со слабыми

Слайд 7

Методы опроса Виды опроса Активность обучающихся при опросе Включение всех обучающихся в опрос Дифференцированный подход к обучающимся Устные Письменные Графические Автоматизированные Практические Фронтальный Индивидуальный Комбинированный Неактивные Активные Интерактивные Работа с сильными Работа со слабыми Показатели наличия познавательной активности обучающихся Эмоциональный отклик Сосредоточенность Увлеченность процессом деятельности Стремление к собственному участию в обсуждении Активность в течение всего урока Вопросы учителю, товарищам Уровень освоения знаний обучающимися На уровне восприятия, осмысления, запоминания На уровне применения знаний в аналогичной или сходной ситуации Реализация обучающей цели урока Реализация развивающей цели урока Реализация воспитывающей цели урока -Полнота знаний, умений, навыков -Осознанность и действенность -Прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке -Развитие воображения – репродуктивного, творческого -Развитие наглядно-действенного, образного и логического мышления -Умение анализировать, сравнивать, конкретизировать -Нравственное воздействие -Профориентация -Воспитание культуры умственного труда Организация выявления знаний

Слайд 8

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными обучающимися. Общие итоги урока Мотивация на всех этапах урока Соблюдение дидактических принципов Интерес обучающихся к уроку Морально-психологическая обстановка на уроке Реализация принципа педагогического сотрудничества Были опрошены ______чел. «5»______чел. «4»______чел. «3»______чел. Задание на дом Целесообразность -сложно; оптимально; упрощенно Дозировка -большая; оптимальная; малая Характер -тренировочное; творческое Дифференциация -для сильных; для слабых; общее для всех Выводы и предложения: Общая оценка урока : проведен на высоком методическом уровне, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный

Слайд 9

Наряду с анализом урока крайне важно услышать самоанализ учителя , его оценку собственной педагогической деятельности, так как самоанализ – показатель профессионализма учителя . Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся. Умение анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты своего труда во многом зависит от умения учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Слайд 10

План самоанализа урока в соответствии с ФГОС О УО (ИН) ФИО учителя Класс Дата проведения Предмет Программа Тема: Тип урока по целеполаганию: Цель урока: Задачи урока: Используемые технологии Личностные БУД: Метапредметные БУД: Пре дметные БУД: Межпредметные связи:

Слайд 11

Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые БУД 1 . Самоопределение к деятельности Организационный момент Включается в деловой ритм Устно сообщает о начале урока Готовятся к работе на уроке 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний Определяет типичные недостатки Выполняют задание, требующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки 3. Постановка учебной задачи Активизирует знания обучающихся Создает проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока 4. Построение проекта выхода из затруднения Активизирует обучающихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Слайд 12

5. Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия обучающимися учебного материала. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном 7. Рефлексия деятельности, итог урока Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Слайд 13

Самоанализ урока дает возможность педагогу - Формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся; Формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; Формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока; Научиться рефлексии, умению видеть свои сильные и слабые стороны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Статья для выступления на педагогическом совете 2021г.

Статья на тему: «Взаимодействие общего и дополнительного образования»...