Активизация познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках родного языка
материал

Исанаева Жанна Михайловна

Цель современного образования-воспитание наиболее гармоничной личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способную к ответственному поведению и самореализации в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_doklad_29.04.21.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кучуковская средняя общеобразовательная школа

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках родного языка.

 

 

                                                Учитель родного (марийского) языка  

 и литературы Исанаева Ж.М.

 

2021 год

Активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках родного (марийского) языка.

Цель современного образования – воспитание наиболее гармоничной личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способную к ответственному поведению и самореализации в обществе. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять  технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность  школьников.

Урок ... . Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

На современном уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Но деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, учителя должны разными способами, методами активизировать прежде всего познавательную деятельность учащихся. Существуют три составляющие активности: мотивация; целеполагание; инструментарий.

Если говорить о мотивационной основе активности, то первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому нужно поставить перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя “творцом обстоятельств”, чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы. На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:

Стремление самостоятельно решать интересные задачи; Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей; Рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для себя и для других людей.

Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора и консультанта. Ученик не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

А потребность выступает источником активности (в данном случае познавательной). Процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания.

До недавнего времени считалось, что учитель на уроке ставит цели. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату прийти.

Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, на котором возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.

Ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т. д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.

Кроме того, нельзя забывать о методе дифференцированного обучения учащихся, так как мастер, творец, деятель появляется только “в том случае, когда человек сам пытается определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности”, и тогда “его активность приобретает характер безграничного самосовершенствования”.

Поэтому на уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять–таки нельзя забывать, что решающие слово в выборе уровня за учеником. Главное здесь не само задания, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его.

Привожу пример трехуровневых заданий в 7 классе по теме: «Глагол Правописание суффиксов-ен, -эн».

1.Сильные учащиеся получают задание:

Составьте текст, используя глаголы с суффиксами-ен,-эн .

2.Средним предлагается сгруппировать слова по орфограммам и вставить пропущенные буквы.

3. Слабые – только списывают и выделяют графически орфограмму.

Я думаю, что при работе с ребятами любого уровня главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, творческих возможностей. А работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет их разнообразия.

Дифференцированно подхожу, но естественно не на каждом уроке, к домашнему заданию. Сильным учащимся предлагаю не упражнения из учебника, а составления схемы таблиц по изученному материалу; подбор примеров на соответствующие правила из художественной литературы. А слабые работают дома по материалам учебника.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. 

Главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, что на данный момент является социально важным. Школьник учится приобретать новые знания и умения, интегрировать их; принимать точку зрения оппонента и, в случае несогласия, аргументированно критиковать и приходить к консенсусу.

Таким образом, работа над проектом позволяет ребенку расти, «создает условия реализации «Я – концепции».

Как известно, развитие мыслительной деятельности детей тесно связано со степенью мыслительной активности в ходе оперирования знаниями. Такую возможность дают не привычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, К таким видам работы я отношу

*Задания на сравнение , на обобщение , на исключение лишнего

*Группировка

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

По таким заданиям можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

Уроки родного языка дают возможность для формирования практических навыков, позволяют овладеть основами коммуникации и рефлексии, поэтому большое внимание уделяю и практико-ориентированным проектам. Сюда можно отнести составление словариков, таблиц, тематических кроссвордов. Такая форма работы учит школьников сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, ориентирует учеников на самостоятельную практическую работу, носит поисковый характер.

В старших классах предпочитаю работу с исследовательскими проектами, так как интересное задание позволяет ученикам почувствовать предмет, выйти за его пределы, получить новые знания путем самообразования и самоорганизации..

Проект на тему : «Стилистика родного языка и культура речи на современном этапе развития общества»посвящался тому, какие проблемы испытывает наша речь сегодня, насколько общество владеет речевой культурой, стилистическим многообразием родного языка, каковы перспективы дальнейшего развития и совершенствования речи в современном мире. Практическая часть представляла собой результаты анкетирования и интервью подростков и их родителей.

Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску новых знаний. Наша задача организовать работу ученика так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть ученика к получению знаний, к абсорбции главного материала.

Материал виртуальных уроков частично использую для изучения нового. Так, объясняя новую тему на обычном уроке, я оставляю часть информации нераскрытой, предлагая самостоятельно найти ее на виртуальном уроке. Например, при изучении раздела «Лексика» ребята выполняют практические задания к уроку «Синонимы и антонимы», «Многозначность слова», а перед тренингом по теме «Омонимы и антонимы» даю задание: найти в виртуальном уроке ответ на вопрос «Что такое паронимы?» (в учебнике понятие не дается). Ребята последовательно «листают» страницы виртуального урока, просматривая их, выполняя задания, и, когда их взгляд «цепляется» за выделенное слово паронимы, они начинают читать текст внимательнее.

Видом деятельности, который бы обеспечивал глубокое понимание, долговременное запоминание и требовал личной творческой активности, является преобразование формы представления информации. При изучении правописания преобразованием материала из одной формы в другую можно считать перевод текстовой формулировки правила в блок-схему алгоритма.

Например:

Текстовая формулировка правила для 6-го класса.

Сложными называются прилагательные, содержащие несколько корней. Существует случаи, когда между корнями сложного прилагательного требуется поставить дефис:
1. если прилагательное обозначает оттенки цветов (например,
ярко-красный, сине-зеленый);
2. если прилагательное обозначает стороны света (
северо-западный, юго-восточный);
3. если в словосочетании, от которого образовалось слово, был союз
и или его туда можно легко подставить (например, физико-математический).

В остальных случаях сложные прилагательные пишутся слитно.

Подобные схемы ученики успешно составляют для других правил. После того как схема нарисована, ее сразу можно проверить на конкретных примерах при выполнении обычного упражнения.

Художественный текст

Использование художественного текста на уроках языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития.

Существует несколько форм использования художественного текста на уроках. Применяю следующие элементы:

1. Художественный текст как дидактический материал для закрепления, контроля знаний, умений, навыков.

Карточка № 1

Выпишите словосочетания глагол + зависимое слово, объясните написание суффиксов.

Кто не проб..вал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты.

Собака почувств..вала сильный голод и пошла для себя искать заячий след. Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыг..вать и чуфыркать. Этот русак уже не один раз уверт..вался от Травки и хорошо знал, надо действ..вать хитростью. Отец нам рассказ..вал, помнишь, какое это страшное место – Слепая елань, сколько погибло в нем людей и скота. Вот Митраша увидел: его тропа круто заверт..вает влево.

2. Комплексная работа с текстом, которая обычно используется при повторении, закрепление знаний, а также удобна для контроля.

Карточка

Большой ч…рный пень соб..рает в себя лучи солнца и нагрева..т(ся).
Вечере…т. Воздух кругом охлажда..т(ся).Но пень еще сохраня..т тепло.
Пр..пали к т..плу шесть маленьких ящ..риц...

Длин..ая клюкве..ая плеть ц..пля..т(ся) за пень. Ядовитые змеи ст..регут т..пло, а одна из них вползла на пень и св..рнулась к..лечком на клюкв…

Задания:

1) Озаглавьте текст. 2)Докажите, что это текст 3) Определите его стиль 4) Вставьте пропущенные буквы.

5) Найдите глаголы, подберите к ним синонимы. 6)Разберите по членам 1 предложение, начертите схему.

7)Разберите морфологически слово ЦЕПЛЯЕТСЯ

Это примеры того, как можно урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» в 7 классе провести на материале произведения «Кладовая солнца».

Каждый урок - творческий поиск. В своей практике часто провожу интегрированные уроки, которые развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

Мне интересен синтез искусств. Существуют различные уровни интеграции, которые проявляются в разных формах учебного процесса : литература и изучение других видов искусства, язык и литература, это и изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов.

Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке языка он не просто учится грамотно писать , что немаловажно для современного человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре народа, то есть он учится жить в обществе.

Все это заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать такую форму его подачи, такие приемы и виды работ, чтобы постоянно развивать интерес к предмету, подкреплять его на каждом уроке. Уроки родного языка должны стать самыми увлекательными, самыми любимыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.

Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих  уроках....

Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы

материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"...

Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как...

Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка

В работе описывается  опыт  работы по  использованию информационно-коммуникационных  технологий  на  уроках  английского  языка...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка

Доклад на тему: "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка"...