Инновационные подходы в практике работы с одаренными детьми
материал

Людмила Валерьевна Скосырская

выступление на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы в практике работы с одаренными детьми

                                  Одаренность человека — это маленький росточек, едва                     проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо            холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

 В. А. Сухомлинский

 Отличительные особенности одаренных детей

 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда. В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны , креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе. Моя задача, как педагога - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися( например использование ИТ для создания презентаций).

 6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Работая по данному направлению, я определила для себя цели, задачи, и содержание работы, а так же составила для себя перспективный план работы.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель:

•Выявление одарённых детей.

•Повышение качества образования;

•Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.

Задачи:

•знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

•проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

 •предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

•развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся;

Содержание работы

 •Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми (сентябрь)

 •Создание банка данных (отбора) одаренных детей школы в области лингвистики. (сентябрь)

•Самообразование, саморазвитие педагога (регулярно)

•Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами (регулярно)

 •Создание плана работы с одаренными детьми (в начале учебного года)

 План работы с одаренными детьми.

•Выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам.

 •Выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме.

•Выполнение творческих проектов с использованием ИКТ.

•Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по русскому  языку и литературе

•Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.

•Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов.

•Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.

•Создание  портфолио ученика

•Подготовка к итоговой аттестации (сдаче ЕГЭ, экзамена)

 Условия успешной работы с одаренными учащимися.

•Осознание важности этой работы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

•Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

•Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий. •Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах

Я считаю, что бы быть успешным в работе по этому направлению, учитель должен быть:

•увлечен своим делом;

 •способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;           •профессионально грамотным;

•интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

•проводником передовых педагогических технологий;

•психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

В работе с одарёнными детьми я использую различные приёмы, формы и методы работы, а так же некоторые современные технологии.

Формы работы с одаренными учащимися.

• кружок;

• конкурсы

• интеллектуальные марафоны;

• участие в олимпиадах, в том числе дистанционных;

• работа по индивидуальным планам;

• научно-исследовательские конференции.

• использование элементов современных технологий (проектов, презентаций, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении)

 Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком –индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам, конкурсам, проектам, презентациям, исследовательским работам)

План индивидуальных занятий с ребёнком

•Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. •Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Ребенку предоставить:

•название темы,

 •план изучения темы,

•основные вопросы,

•понятия и термины, которые он должен усвоить,

•список необходимой литературы,

•формы контроля,

•задания для самопроверки.

 Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную:

 Урочные формы деятельности, на мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению русского  языка и литературы. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета). Дифференциация и индивидуализация.

 На своих уроках я использую

•разноуровневые задания,

•индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации •Мною разработаны разноуровненвые тесты по грамматике.

 •Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков .

Одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам. •Работа с одарёнными детьми ведётся на конструктивном и творческом уровнях. Задания повышенной трудности для сильных учеников (Ассистент учителя). При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. «Сильные» дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя ( вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы).

 При этом, обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него. Например, ученик получил от учителя задание сделать доклад, проработал массу литературы(в том числе в сети интернет) и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя ученик и сам получает очень много информации для себя. Мне очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти иногда проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами и т. д.

Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать. Использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают материал, учатся работать со словарями. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга. Бытует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Одарённых детей нужно направлять, давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам. Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцировано подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть в послеурочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.

Внеурочная деятельность.

 Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:

 •проведение предметной недели

 •проведение олимпиад;

•конференции;

•фестивали;

•система факультативных и кружковых занятий ;

 •проведение творческих конкурсов,

 •выполнение творческих информационных и исследовательских проектов  •проведение КВН, интеллектуальных игр, экскурсии.

Мы оформляем различные стенды творческих работ, выставка плакатов ,конкурсы «Первая проба пера».

•круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии, по ЗОЖ.

При работе с одаренными учащимися я используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, чтению, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ,ГИА.

 При появлении трудностей у детей при выполнении заданий объясняю, даю подобные многовариантные. Много внимания уделяю написанию письма, эссе. (Как на уроке, так и во внеурочное время). Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее время активно использую ИКТ, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях. Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.

Так же я работаю над составлением различных методических и дидактических разработок. Инновационной чертой является реализация принципов мультисенсорного подхода, в основе которого лежит задействование в учебном процессе органов чувств. Предлагаются задания с использованием различных звуков, шумов, музыки, изображений, объектов (поделки), мимики, жестов, движения и т.д. Цель этих заданий - активизировать все каналы восприятия информации и тем самым сделать обучение максимально эффективным для всех учащихся. При отборе материала, речевых ситуаций, иллюстративного и аудио- и видеоматериалов руководствовалась принципом аутентичности. Внеурочная деятельность традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). С целью достижения качественных результатов учебный процесс я оснащаю современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.) Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми

Одним из актуальных направлений работы учителя  является работа с одаренными детьми. Cегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарѐнных детей, раскрытие и...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми

Информационный материал, помогающий в работе с одаренными детьми...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа с одаренными детьми считается одной из приоритетных задач любого учителя. Для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника создает возможности реализация ФГОС второго поколе...

«Практики работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования»

Цель:  создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание услови...