Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми
статья по английскому языку на тему

Рубежная Александра

Одним из актуальных направлений работы учителя  является работа с одаренными детьми. Cегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарѐнных детей, раскрытие и реализация их способностей и талантов. Одарѐнные, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарѐнными детьми является крайне необходимой.   В данной статье рассмотрен вопрос :  одарённые дети и работа с ними.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_i_metody_raboty_s_odarennymi_detmi.docx442.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

        В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

        В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

       Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

       Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.

       Определение понятий «одаренность» и «одаренный».

      Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
     
Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития:

   - общие способности, обуславливающие широту возможностей человека;

 - совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок;

   - талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

     Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
     
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. 
         Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций.                                                                                        

  Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

 В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов. Одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
          Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и
специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди "нормальных" людей, общаться и работать с ними.
     
    Мы рассматриваем проблему развития детской одаренности в контексте образовательной деятельности, осуществляемой в традиционной массовой школе.  

          Работа с одаренными детьми предполагает три этапа:

-     учет успешности детей в каком либо виде деятельности;

-     индивидуализация творческих возможностей и способностей ребенка;

- формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.

Цели и задачи, направленные на работу с одаренными детьми:

- коммуникативные и проектные методики с использованием современных   информационно-коммуникационных технологий;

- деление учащихся на разноуровневые  группы, что позволяет повысить эффективность  взаимодействия педагога с учениками;

- актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.

       Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

       Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития личности.

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие   учебно-методические этапы:

  • 1 этап - мотивационный (2-4 класс)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.

          2 этап (5-7 класс)

Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

  •   3 этап (8-11 класс)

Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

        Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей.

          По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

 -  он разрабатывает гибкие индивидуализированные программы;

 -   создает теплую эмоционально безопасную атмосферу в классе;

 -    предоставляет учащимся обратную связь;

 -   использует различные стратегии обучения;

 -   уважает личность;

 -  способствует формированию положительной самооценки ученика;

 -  уважает его ценности;

 -  поощряет творчество и работу воображения;

 -  стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

-   проявляет уважение к индивидуальности ученика.
       Успешный учитель для одаренных  прежде всего прекрасный учитель- предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.     Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной,  психомоторной, художественной.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать определенными качествами:

  1. взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
  2. учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  3. учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  4. учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. 

Учитель должен быть:

  1. увлечен своим делом;
  2. способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  3. профессионально грамотным;
  4. интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  5. проводником передовых педагогических технологий;
  6. воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  7. знатоком во всех областях человеческой жизни.


             Неизбежно возникает вопрос «Существует ли такой учитель «образец образцов» в природе и можно ли такие качества умения развить».
Учителю можно помочь
развить указанные личностные и профессионально-личностные качества, по меньшей мере, тремя путями:

- с помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других;

- предоставлением знаний о процессах обучения развития и особенностях разных видов одаренностей;  

- тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.  

           Успешность работы с одаренными детьми зависит от умения учителя дифференцированно подойти к каждому и помочь в их продвижении в интеллектуальном развитии.

             В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация.

   Формы работы с одаренными учащимися

  1. кружки по интересам;
  2. занятия исследовательской деятельностью;
  3. конкурсы;
  4. интеллектуальный марафон;
  5. научно-практические конференции;
  6. участие в олимпиадах;
  7. работа по индивидуальным планам;
  8. сотрудничество с другими школами, профессиональными училищами и техникумами.

             Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-   принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

                 Разумеется, что в данном процессе необходимо учесть и определить роль, место и значение каждого учебного предмета.  «Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного  мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.

          Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся. Определив одаренных ребят, учитель должен  заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными  заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

        Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

  1. урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол,  диспут, дебаты,  пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
  2. внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
  3. система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся,  языковой портфолио.

          Реализация создания условий  для развития личности  в обучении иностранному языку происходит  в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

          Существует   четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Что касается разноуровневой технологии, она предполагает  незримого подразделения детей на одаренных, продвинутых и обычных. Разноуровневая технология – когда одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе.

Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в  работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Мыслится, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

         Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:

  • включает в себя интегрированную межкультурную работу;
  • оказывает содействие социальному и культурному развитию;
  •  через привлечение к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;
  • придает учебному процессу динамичность и привлекательность;
  • проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;
  • проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень
  • положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.

        Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

        Но это требует от учителя определенной  этапности в работе:

А - учитель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция учителя по данной проблеме, которую он излагает учащимся логично и доказательно (как образец);

Б  - ученики сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;

В - ученики сами определяют и решают проблему.

Циклограмма  работы над  проектом

  1. Установочное занятие
  2. Стендовая информация
  3. Выдача письменных рекомендаций
  4. Консультация по выбранной тематике
  5. Формирование проектных групп
  6. Групповое обсуждение идей
  7. Утверждение тематики проектов
  8. Поисковый этап
  9. Промежуточные отчеты
  10. Индивидуальные и групповые консультации
  11. Обобщающий этап
  12. Предзащита проектов
  13. Доработка проектов с учетом результатов
  14. Формирование групп рецензентов
  15. Подготовка к публичной защите
  16. Генеральная репетиция
  17. Координационное совещание ответственных лиц
  18. Заключительный этап: публичная защита
  19. Подведение итогов, анализ
  20. Итоговый этап: благодарности, портфолио

Типы и виды  проектов:

- текущие

- монопредметные

- межпредметные

- надпредметтные

- итоговые

Последовательность выполнения проекта

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

                        ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                            УЧИТЕЛЯ

НАЧИНАНИЕ

УТОЧНЯЮТ ИНФОРМАЦИЮ, ОБСУЖДАЮТ

ЗАДАНИЕ

МОТИВИРУЕТ УЧАЩИХСЯ, ОБЪЯСНЯЕТ

ЦЕЛИ ПРОЕКТА, НАБЛЮДАЕТ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ФОРМИРУЮТ ЗАДАЧИ,

 ВЫБИРАЮТ И

ОБОСНОВЫВАЮТ

КРИТЕРИИ УСПЕХА

ПОМОГАЕТ В АНАЛИЗЕ И СИНТЕЗЕ, НАБЛЮДАЕТ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

РАБОТАЮТ С ИНФОРМАЦИЕЙ, ПРОВОДЯТ

СИНТЕЗ И АНАЛИЗ ИДЕЙ, ВЫПОЛНЯЮТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

КОНСУЛЬТИРУЕТ, НАБЛЮДАЕТ

ВЫПОЛНЕНИЕ

ВЫПОЛНЯЮТ ИССЛЕДОВАНИЕ И

РАБОТАЮТ НАД ПРОЕКТОМ,

 ОФОРМЛЯЮТ ПРОЕКТ

СОВЕТУЕТ, НАБЛЮДАЕТ

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧАСТВУЮТ В КОЛЛЕКТИВНОМ

САМОАНАЛИЗЕ ПРОЕКТА И

САМООЦЕНКЕ

НАПРАВЛЯЕТ ПРОЦЕСС АНАЛИЗА,

НАБЛЮДАЕТ

ЗАЩИТА

ПРОЕКТА

ЗАЩИЩАЮТ ПРОЕКТ,

УЧАСТВУЮТ В КОЛЛЕКТИВНОЙ

ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧАСТВУЕТ В КОЛЛЕКТИВНОМ АНАЛИЗЕ И

ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

                  В предмете иностранный язык метод проектной деятельности стал применяться достаточно давно в связи со спецификой предмета. Это мини-проекты,  завершаюшие изучение программных тем, а также исследовательские проекты  - монопредметные, метапредметные –  английский+краеведение (5А), английский+экология   (в этом учебном году учащиеся 8Б класса, где, казалось бы, нет возможности применить такой вид работы, работают над проектом с интересом. И я считаю, это особо ценным и очень важно поддержать их в этой работе).

С исследовательскими проектами учащиеся выступают на школьных научно-практических конференциях. В 2010г. учащиеся заняли призовое место с проектом «Место, где я живу».

                         Метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией      личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные аксиологический,   культурологический подходы к  воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а так же в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания учащихся средствами предмета «Иностранный язык». Кроме того, реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовки доклада и выступления с ним на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся.

     

DSC01406

  Для  успешной работы с одаренными учащимися необходимы следующие условия:

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
  4. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

            Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Вот я и пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.

                                   Таланты трудно распознать,
                                  Не всякий может в них поверить.
                                  Таланты надо воспитать,
                                  Их надо развивать, в них верить!

                                   Простую истину признать
                                  Сумеет всякий... кто понятлив:
                                 Таланты может воспитать
                                 Учитель, если сам талантлив.

Список использованной  литературы

1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК  

    Английский с удовольствием для 2-11 классов общеобразоват. учреждений. –

    Обнинск: Титул, 2010      

2. Кондаков А. Главный элемент школы индивидуальности. - Иностранные языки. Осень    

     2011, с.6-7

3. Костюк Е. Профессия в яичной упаковке. - Иностранные языки. Выпуск №3, 2012,

     С.14-15.  

4. Махмурян К. Новые образовательные стратегии – говорит Москва. - Иностранные

     языки. Выпуск №3, 2012, с. 8-11

5. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Ковалевой Г.С.,

      Логиновой О.Б. Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010

6. Преподавание иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города

      Москвы в условиях введения ФГОС второго поколения. Методические рекомендации.

      М.: Департамент образования города Москвы. МИОО, 2011

7. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. – М.:

      Просвещение, 1991

8. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.

9. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.

10.Научно- методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г.

11. Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.

        Интернет ресурсы

1. http://pedsovet.su/ 
2.
http://festival.1september.ru/ 
3.
http://it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...