Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности
статья по теме

Головачева Галина Анатольевна

 

Не существует сколько-нибудь

 досто­верных тестов на одаренность, кроме тех,

которые проявляются в результате активного

участия хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_osnovnoy_golovacheva_galina_anatolevna.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

  

Формы и методы работы  с одаренными детьми

  в области исследовательской деятельности 

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность, кроме тех,

которые проявляются в результате активного

участия хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

 В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

 Поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования.  

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одаренных детей; 
  2. развитие творческих способностей на уроках;
  3. развитие способностей во внеурочной деятельности ( проекты, исследовательская работа, конкурсы,);
  4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. .  Но   выявление одаренных детей не должно являться самоцелью, превращаться в «охоту на таланты».  Работа по выявлению признаков одаренности должна сочетать в себе  две противоположные характеристики: охват по возможности  большей части детей («массовость») и индивидуальную ориентацию («конкретность»).  

  Практика изучения истории Родного Края ( краеведения) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу, в первую очередь, практическую, где в сотрудничестве работают учащийся и учитель.

 Главным  в этой работе -  интерес учащегося, учитель же становится консультантом, направляющим его деятельность. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы,  школьники получают лишь часть знаний, тонкости они  постигают  самостоятельно в поисковой работе.

 Таким образом, формами организации   работы  с одаренными детьми    может быть:

  1. проектная деятельность,  
  2. ученическое исследование  
  3. компьютерные технологии помогают быстро находить нужный материал далеко за пределами региона.

Проектная или исследовательская деятельность организовывается как в индивидуальных, так и в  групповых формах. Темы  работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной,  внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальном, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат становится социально и практически значимым.

Проектная деятельность

Одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является организация проектно-исследовательской деятельности. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении. Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении. На уроках, работая в группах, создаются учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных  проектов, которые носят исследовательский характер.

Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта.  

  Это могут быть темы, связанные:

  1. С историей поселка 

Так, итогом  проекта «Во имя жизни на земле. Подвиг Героя Советского Союза И.С. Пьянзин  стало  не только выступление учеников на конференциях разного уровня ( для нас это было не главным), но и рождение традиции: в школе каждый год проходит неделя Мужества, посвященная памяти И.С. Пьянзина.

В настоящее время   дети пытаются восстановить фамилии красногвардейцев,  похороненных в братской могиле ( помощь обещали оказать работники военкомата).  Ни для кого не секрет, что денег, к сожалению,  на исследовательскую работу нам не выделяется, особенно в обычной сельской школе. Поэтому мы работаем с информацией, которую можно найти  на месте. Опрос информантов является основной формой в нашей работе.   Опрашивая  информантов,  дети не «фильтруют» материал, они записывают все. И часто из разговора рождается новая тема, которую школьники определяют сами.     Так,  изучая Подвиг Пьянзина, школьники заинтересовались жизнью нашей   школы в годы ВОВ, так   как очень часто абсолютно разные  информанты упоминали о ней. Ребята начали собирать  документы: фотографии, которые  выкидывались за ненадобностью, пополнили  школьный музей; документы из архива   администрации  Великопетровского поселения  в настоящее время изучаются  школьниками, и помогают воссоздать  живую картину нашей школы в годы ВОВ.

  1.  С родословной  семьи. 

Учащиеся 8 класса на уроках краеведения в начале учебного года  получают  задание  изучить родословную своей семьи.  Сначала дело идет достаточно тяжело. Дети жалуются на то, что родители не  знают и не хотят вспоминать своих далеких предков. Бабушки отмахиваются, что ничего не помнят. Постепенно в проекте начинает участвовать вся семья.  На защите проектов,  которая  проходит в мае,  учащиеся с огромным интересом рассказывают о своих предках, представляют древо,  которое  составляли совместно с родителями.  Приведу пример  заключения  выступления учащейся: «Я не хотела заниматься родословной. Никто ничего не хотел говорить. К бабушке пришлось 8 раз сходить. Но потом я услышала  столько интересного.  Оказывается, мои предки были очень богатыми людьми, они были поляками! А бабушка, их дочь пережила очень тяжелое время. Я совсем  другими глазами смотрю сейчас на фотографии своих предков.  Вы не представляете,  насколько перевернулось мое отношение к прошлому моей семьи.  Если бы ни этот проект я бы никогда не узнала….»

3.   С культурой  родного края 

    Изучая нации и  народности,  проживающие на территории  Южного Урала,  ребятам предлагается групповой проект,  связанный с этой темой.  Для этого ученикам дается задание изучить итоги  переписи  населения села Великопетровка в архиве  администрации Великопетровского поселения.   Затем учащиеся самостоятельно разбиваются на группы по 4-5 человек.  Каждая группа выбирают  интересующую его народность и  готовит мини-проект в течение одного месяца, защищая его в результате.  

В 2008 году  учащиеся 9 класса подготовили и прекрасно защитили проект «Масленица широкая»  Защита проекта проходила в школе   в форме  народного гуляния . Кроме общерусских традиций, которые учащиеся выявили, работая с   литературой, дети провели исследовательскую работу по традициям  и обычаям  празднования  Масленицы  непосредственно в селе Великопетровка.

  Хочу заметить что именно из маленьких проектов, которые выполняют учащиеся вырастают научно исследовательские работы

Научно- исследовательская работа

Научно- исследовательская работа в краеведении – предполагает  не только теоретическую, а,  в большей степени,  практическую работу. Исследовательская работа   строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников.   Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа,   доклады на уроках, организация выставок,  презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает  мышление, интерес к краеведческой работе.

Компьютерные технологии. 

Компьютерные технологии - система получении, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет, что в век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет-страницы. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми.  Так, работая над проектом «Во имя жизни на Земле»   нам удалось доподлинно установить, что не все участники 365 зенитной батареи погибли, как говорилось ранее во всех доступных нам источниках. Там же мы нашли и воспоминания участников той битвы, и смогли поминутно восстановить   битву.  Нам удалось связаться и с краеведами из Верхнеуральска, где учился наш герой - Иван Пьянзин.  

  Опыт организации исследовательской работы в нашей школе привел к следующим результатам:   исследовательские работы

«Судьба человека в истории страны», « Летопись Великопетровской школы»,  

  «Великопетровская школа в годы  ВОВ»,  «Забытое  прошлое: восстановление истории существования поселения Шеелит».   Работы были представлены на муниципальных и областных конкурсах, где стали победителями и призерами.

 Дистанционное обучение «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках изучения краевединия»     

 В настоящее время российская школа эволюционно переходит  к  реализации моделей дистанционного обучения.  ДО  позволяет наиболее полно учитывать  интересы , склонности и способности учащихся, создавать условия  для реализации  принципа индивидуальной направленности образования.  

Курс предназначен для формирования навыков исследовательской деятельности для углубленного изучения разделов  истории родного края. Курс содержит   информационный материал, практикум, которые позволяют учащимся расширить свои знания и опыт, выходящие за рамки школьной программы. Дистанционное обучение –новая форма работы с одаренными детьми, которая ведется первый год.    

 Главные  преимущества таковы:

  1. Развитие  коммуникативных способностей детей в процессе общения с учителем и другими обучающимися находящихся  между собой на расстоянии через средства удаленной связи;
  2. Развитие умений и навыков обучающихся  пользования сетевыми технологиями ;
  3. Дистанционное обучение   также   экономически выгодно, если учесть транспортные расходы и организационные расходы на всю систему очного обучения;    
  4. Снижение  затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  5.  Обучение большого количества человек;
  6. Повышение  качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и  т.д;
  7.  Создание  единой образовательной среды;
  8. Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая  равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

Школа- это образовательный центр, где учат жить, любить, творить, закладывают фундамент, а каждый прожитый день впечатляет и радует каким-нибудь  новым открытием или исследованием.  Мир вечного детства и взрослеющей юности строят вместе и дети, и педагоги; это наше красивое, прочное и светлое будущее, всегда востребованное в жизни.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...

Индивидуальная образовательная программа дополнительного образования для работы с одаренными детьми в области театрального искусства "Художественное чтение"

Индивидуальный образовательный маршрут по актерской речи «Художественное чтение» разрабатывается дополнительно для индивидуальной работы с детьми со 2-го года обучения по основной образовательной прог...

Школьная газета как форма работы с филологически одаренными детьми

Работа с одаренными детьми - важная деятельность гимназии...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоя...

Работа с одаренными детьми в области информационных технологий

Сегодня школа стремится формировать сознательное отношение учащихся к интеллектуальному труду. Учитель в этих условиях просто обязан использовать не только высокую активность человека, но и его умения...

Исследовательские работы с одаренными детьми в области спортивного краеведения

В статье представлен опыт исследовательской работы с одаренными детьми в области спортивного краеведения....