Музыка
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)

Атаманова Наталья Юрьевна

Открытые уроки по использованиям технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx52.21 КБ
Файл urok_muzyki_v_5.docx18.75 КБ
Файл urok_muzyki_v_6.docx23.47 КБ
Файл urok_muzyki_v_7.docx19.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

проведения открытого урока музыки в к

5 классе по программе «МУЗЫКА» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской

Тема раздела «Музыка и изобразительное искусство»

Цель урока – показать на примере произведений музыки и изобрази-тельного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств.

Задачи:

Обучающие:

-совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

-формировать умение перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого;

- формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы.

Развивающие:

-способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки;

- способствовать развитию творческого мышления;

- способствовать развитию вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

- воспитывать художественно-образное мышление учащихся и любовь к искусству;

- формирование музыкально-культурного кругозора.

Тип урока: актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых.

Педагогические технологии:

- развития процессов восприятия музыкальных произведений на уроках музыки;

- развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки

- формирования певческой культуры учащихся;

- диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников;

- информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки.

Форма работы: работа в паре, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

предметные:

-учащиеся научатся слушать и анализировать музыкальные произведения «Шутка» И.С. Баха, «Баркарола» П.И. Чайковского.

-наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества, взаимодействия музыки и изобразительного искусства;

-получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить новую песню («Песня о картинах» Г. Гладкова)

личностные:

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

- у учащихся сформируется умение вести сотрудничество на уроке с  

   учителем, одноклассниками, работая группами и коллективом.

- учащиеся научатся таким личностным качествам, как внимание, усидчивость, самооценка.

Метапредметные

познавательные -  внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

коммуникативные — осваивают диалоговую форму общения.

регулятивные — организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Музыкальный материал

Слушание: «Шутка» И.С. Баха, «Баркарола» П. И. Чайковского

Пение: «Песня о картинах» музыка и слова Григория Гладкова.

Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация.

        План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к учебной деятельности
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Работа парами и в группах.
  5. Физкультминутка.
  6. Подготовка к работе на основном этапе. 
  7. Основная часть. Изложение нового материала.
  8. Осмысление и закрепление пройденной темы. (Ответы на вопросы).
  9. Вокально-хоровая работа.
  10. Рефлексия.
  11. Домашнее задание.
  12. Подведение итогов. Оценки.

ХОД УРОКА

Слайд 1

1. Организационный момент. Вход.

2. Мотивация к учебной деятельности

У: Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку.  Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, которое будет нам хорошим 

спутником в познание нового и встречи с прекрасным.

3.Повторение пройденного материала

Слайд 2  Музыка и Литература (понятия на доску)

У: Что написано? Что это?
Д: Виды искусства
У: - Что же роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы если бы не было ни поэзии, ни прозы?

Д: Ответы детей.

У: А откуда берут образы и сюжеты композиторы, поэты и писатели?

Д: Ответы детей.

У: Правильно, мы приходим к выводу, что сюжеты, темы и образы этих двух видов искусств имеют общий источник – это окружающая нас жизнь, природа, чувства, настроение людей.

Сейчас, я предлагаю вам выполнить небольшие задания. Возьмите ручки и ответьте на вопросы.
(работа парами).

Задание для 1 ряда.

1. Как и любой другой вид искусства литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжите этот ряд: поэма, …

Задание для 2 ряда.

2.Как и любой другой вид искусства музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжите этот ряд: песня, … (опера, песня, былина, романс, балет)

Задание для 3 ряда.

3.Что такое «Программное произведение». Определение и примеры.

(Музыка, созданная на основе литературных источников)

(Через 1-2 минуты дети читают ответы, дополняя друг друга).

У: А теперь небольшой блиц опрос по пройденным темам:

В каких из пройденных произведениях музыка дружит с литературой?

1.Балет - сказка «Щелкунчик» П. И. Чайковский +

2.Опера – былина «Садко» Н. А. Римский-Корсаков +

3. Симфония действо «Перезвоны» номер «Весело на душе» +

4. Вальс Ф. Шопен -
5. Опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков +
6. Романс «Жаворонок» М. И. Глинка +
7. «Вальс» Г.Свиридова
;-

8. Русская народная песня «Во поле береза стояла» +

(дети отвечают)

Что бы перейти к нашей новой теме сделаем физкультминутку на минутку.

Слайд 3 Физкультминутка

Подготовка к работе на основном этапе.

У: Сегодня, мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. А с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к сегодняшнему уроку: (Читает ученик)  

Слайд 4

Всех звуков и цветов соотношенья,

 А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

(Г. Гессе)

У: Итак, о каком искусстве идет речь?

Д: Живопись.

У: Итак, мы   выяснили, название еще одного искусства, с которым тесно связана музыка? Что помогло вам, правильно определить, вид искусства, из эпиграфа? 

Д: Слова «цвет», «оттенки цвета».

У: Давайте вместе сформулируем тему урока.  О каких видах искусства мы 

будем говорить?

Предложения детей.

Слайд 5 

У: Верно, на уроке мы узнаем «Что роднит музыку с изобразительным

искусством?» 

Основная часть. Изложение нового материала.

Откройте учебник на стр. 76. Внимательно всмотритесь в картину на странице учебника. Что вы можете о ней рассказать?

Д. На 76 стр. изображены музыканты, они сидят, в руках у них флейты, как будто только что играли.

У. Какая звучала музыка? Современная или старинная?

Д. Старинная. Они одеты в камзолы на головах парики.

У. Как называется такое количество исполнителей?

Д. Трио.

Слайд 6

У. Это картина художника Андре Буи «Ла Барре с группой музыкантов». В учебнике фрагмент картины, у нас есть возможность посмотреть картину целиком. На самом деле оригинал картины очень большой 3372×4226. Мелкие детали тщательно прописаны.

Оказывается, на картине изображено не трио, а…как называется ансамбль из 5-ти музыкантов?

Д: Квинтет.

У: Опишите словами в каких позах сидят музыканты? Как изобразил их художник? Какое у них настроение?

Д. Они радостны, улыбаются.

У. Можно услышать музыку, рассмотрев картину, какую только что они играли, какие интонации у музыки, какой темп?

Д. Что то, весёлое, живое, доставляющее радость.

У. Она будет быстрой или медленной?

Д. Быстрой, подвижной, стремительной, игривой.

У. Посмотрите на портреты композиторов на стр 153, кто из изображённых композиторов мог бы написать эту музыку?

Д. И. С. Бах

У. Предлагаю послушать вам музыку И.С. Баха.

Постарайтесь мимикой и жестами, свободным дирижированием передать настроение этого произведения.

Слушаем музыку И. Баха «Шутка».

У. Созвучна ли эта музыка нашей картине? Кто исполнил? Какого характера?

Д. Музыка очень точно передала настроение улыбающихся музыкантов, звучала флейта и оркестр. Легкая, веселая, шутливая.

У. Вы очень точно угадали настроение, это муз. Произведение называется «Шутка» И.С. Баха.

Все картины художники начинают писать линиями, штрихами.

Посмотрите на слайд 7 какие бы вы выбрали линии, штрихи при звучании этой пьесы?

Ответы детей.

У: с чего начинается рождение музыкального произведения, как композитор начинает слышать музыку?

Д: с мелодии.

У: Правильно. Делаем вывод картина начинается с линии, а музыка начинается с мелодии.

Слайд 8

У: А теперь рассмотрим рассмотрите картину на стр. 77, художника Огюста Ренуара. Что изображено? Какими красками? Какое настроение?

Д. Это лодки на воде, в них люди. Краски светлые спокойные все в дымке возможно это раннее утро.

У. Можно услышать какая звучит музыка?

Д. Спокойная, неторопливая, плавная, лиричная.

У. Послушайте музыку П.И. Чайковского. Название пока не говорю.

Во время звучания музыки, возьмите и цветными карандашами сделайте зарисовку мелодической линии, передающий настроение музыки. Я прошу Вас очень внимательно отнестись к цвету карандаша.

(Дети слушают «Баркаролу» П.И. Чайковского)

У. Вы только что слушали «Баркаролу» П.И. Чайковского. Кто знает, что такое Баркарола?

Д: Это песня лодочника потому что, барка – в переводе с итальянского – лодка.

У. Какие линии вы использовали в набросках?

Какой цвет вы использовали для рисования? Почему?

(Смотрим и оцениваем)

У. Вслушиваясь в эти картины, какой можно сделать вывод?

Д. Это были звучащие картины.

У. Верно. Значит, живопись может быть звучащей.

Слайд 9

У: Мы нашли с вами связь, под действием музыки у нас внутри могут появляться живописные картины, а рассматривая картины мы можем наполниться музыкой.

У: Какие выразительные средства есть у музыки.

Д: Мелодия, темп, динамика, лад, ритм, регистр, тембр.

У: В дальнейшей нашей работе я предлагаю вам поработать в таблицах, которые затем мы вклеим в наши тетради.(Приложение таблица 1)

 В живописи есть свои выразительные средства это цвет, рисунок, композиция, выразительность линий, плотность мазков.

Попробуем найти общие средства выразительности в музыке и в живописи.

По ходу нашего диалога заполним карточки, лежащие перед вами, обратите внимание частично они заполнены.

Мы выяснили с вами что мелодия в музыке -это линия в живописи.

Теперь поговорим о динамике. Что такое динамика в музыке?

Д: Это громкость исполнения музыкального произведения.

У: Какой бывает динамика?

Д: Форте и пиано.

У: У картин тоже есть динамика.

Слайд 10

Посмотрим на слайд первое что бросится нам глаза…

Д: Картины написаны разными красками, яркими и пастельными, холодными и теплыми.

У: Как вы думаете форте или пиано яркий цвет? А пастельный?

Ответы детей.

У: Теперь назовите мне средство выразительности в музыке отвечающие за настроение.

Д: Лад мажорный и минорный.

У: Вы согласны, что мажор и минор, это контраст в музыке.

У: У картин есть контраст – это образ светлый и темный зло и добро.

СЛАЙД 11

Что такое ритм?

Д: это чередование звуков коротких и длинных, пауз разной продолжительности.

У: Есть ли ритм в картинах? Подумайте, вся картина состоит из чередований и последовательность мазков.

Д: Есть.

У: Ритм в живописи – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Линий, штрихов, мазков.

У каждого мастера-художника свой неповторимый ритм живописи. Отсутствие ритма в картине у зрителя сложило бы ощущение, что картину рисовали несколько художников. Поэтому Ритм –чередование каких-либо элементов в определенной последовательности, в живописи необходим.

Вот мы свами и нашли связь между живописью и музыкой.

А теперь поменяемся карточками с соседом, для взаимопроверки результатов нашей работы.

Слайд 12.

У: Физкультминутка

Слайд 13.

У: В течении наших занятий в начальной и основной школе мы с вами пели разные песни. Картины могут вызывать ассоциации или напомнить нам о пройденных песнях. Посмотрите на слайд и скажите, какие песни напоминает эта картина.

Слайд 14

Д: «Учат в школе», «Школа, школа», песни про учителей.

У: Посмотрите на следующий слайд и скажите, какие песни напоминает эта картина.

Слайд 15

Д: «У моей России», «Русь», «Родина моя».

У: Мы делаем вывод как легко и просто живопись рождает в нас ассоциации пройденного и опыт прожитого.

Слайд 16

У. Сейчас я предлагаю продолжить работу над песней Григория Гладкова «Песня о картинах». Давайте вспомним, о чем поется в этой песне?

Вокально – хоровая работа:

  1. Осмысление текста, четко проговариваем.
  2. Работа по фразам, a capella.
  3. Пение под фонограмму.
  4. Исполнение песни.

Рефлексия

Слайд 17

Я хочу предложить вам оценить свой интерес к уроку, свое настроение на уроке и свою работу на уроке тоже с помощью цвета. Посмотрите внимательно на картину и выдерите для себя цвет.

Красный –урок прошел ярко, интересно, тебе понравился
Желтый – что то было не понятно, остались непроработанные вопросы.
Синий-  урок прошел скучно, неинтересно.

Домашнее задание

Подберите музыкальное сопровождение для картины на стр.77  

В. Ермилова «Гитара».

Задание повышенной сложности: Найдите с помощью ресурсов Интернет детские песни, в которых говорится о связи музыки и изобразительного искусства.

Подведение итогов. Оценки.

  1. Оценка за урок будет состоять из результатов заполнения наших таблиц и активных ответов на уроке.
  2. Урок окончен, спасибо ребята. Очень рада была с вами поработать.

Слайд 17

Выход детей под песню «Я рисую на окне».

Приложение таблиц 1.

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

МЕЛОДИЯ

ДИНАМИКА В МУЗЫКЕ ЭТО:

__________                    _____________

ДИНАМИКА В ЖИВОПИСИ ЭТО:

____________               ______________

КОНТРАСТ В МУЗЫКЕ ЭТО:

             ЛАД

_____________         ________________

КОНТРАСТ В ЖИВОПИСИ ЭТО:

______________     _____________

РИТМ В МУЗЫКЕ ЭТО:

РИТМ –

РИТМ В ЖИВОПИСИ ЭТО:

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. 

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

МЕЛОДИЯ

ДИНАМИКА В МУЗЫКЕ ЭТО:

__________                    _____________

ДИНАМИКА В ЖИВОПИСИ ЭТО:

____________               ______________

КОНТРАСТ В МУЗЫКЕ ЭТО:

                         ЛАД

_____________         ________________

КОНТРАСТ В ЖИВОПИСИ ЭТО:

______________     _____________

РИТМ В МУЗЫКЕ ЭТО:

РИТМ – это

РИТМ В ЖИВОПИСИ ЭТО:

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. 

Задание для 1 ряда.

1. Как и любой другой вид искусства литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжите этот ряд: поэма,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для 2 ряда.

2.Как и любой другой вид искусства музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжите этот ряд: песня, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для  3 ряда.

3.Что такое «Программное произведение». Определение и примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

"Урок музыки в 5 - м классе "Мир русской песни"


Слайд 2

Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская песня

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
  • формирование вокально-хоровых умений обучающихся.

Предметные компетенции:

  • иметь представление об особенностях жанра "песня" (народная песня, авторская песня)
  • развивать умение слушать вокальную музыку (сольное пение, хоровое пение)
  • понимать смежные виды искусства (музыка, литература, живопись)
  • познакомиться с пейзажами русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
  • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия - характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента - колокольные звоны)
  • иметь представление о песенной культуре русского народа
  • развивать вокально-хоровые умения

Информационная компетенция

  • уметь находить главные идеи в текстовом материале учебника "Музыка"
  • уметь соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами
  • изображать музыкальный образ посредством создания музыкального рисунка

Социальная компетенция

  • учиться слушать и слышать мнение других людей (выполнение домашнего задания - интервью)
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке

Коммуникативная компетенция

  • учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи

Личностная компетенция

  • осваивать способы художественно-практической деятельности в направлении духовного саморазвития
  • определить самостоятельный маршрут общения с искусством

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме "Мир русской песни"

1. Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения русской народной культуры

Слайд 3

Учитель: Исполнение песни В. Баснера "С чего начинается Родина?" настроит нас на изучение темы "Мир русской песни".

(Учебник "Музыка", С. 56)

Учитель: Хорошая песня - это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.

Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Ответить на вопрос поможет учебник "Музыка", С. 58)

Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Учитель: Что вбирает в себя выражение: "Мир русской песни"?

Ученик: Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.

(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).

 Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации (страница 58 учебника "Музыка").

Из вашего рассуждения мы должны узнать: "Как называется живописный сюжет, и кто его автор", "Что изобразил художник", "Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили"

Ученики представляют свои литературные опыты.

Слайд 4

Слайд 5

Учитель: Живёт и русская народная песня "Среди долины ровныя". (Учитель исполняет два куплета песни)

Запись в тетради: РНП "Среди долины ровныя"

Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В построении развёрнутого ответа вам поможет наш учебник "Музыка")

Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

Запись в тетради по музыке: РНП "Ах, ты, степь широкая:"

Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот).

(Учитель исполняет песню.)

Слайд 6

 Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах, ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". (В вашем ответе - "помощь учебника" и ваши наблюдения)

Слайд 7

Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.

Слушание: РНП "Ах, ты, степь широкая:",

CD № 1, фрагмент № 10

"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.

Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60]

(Чтение стихотворения всем классом)

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

Слайд 8

Запись в тетради по музыке: "Вечерний звон". Стихи И. Козлова

Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня "Вечерний звон".

(Учитель исполняет аккомпанемент).

Что изображает аккомпанемент песни?

Ученик: колокольные звоны

 Учитель: Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?

В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника "Музыка" и иллюстрация И.Левитана "Вечерний звон". [4, 61]

Слайд 9

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

Слушание: Песня "Вечерний звон", стихи И. Козлова

CD № 1, фрагмент № 11

"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.

Учитель: Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике "Музыка", с.61) Наш учебник поможет в нахождении нескольких вариантов ответа.

Ученик: Песни - весь просторный русский пейзаж.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.

Ученик: Мелодии песен величавы.

Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.

2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Слайд 10

Запись в тетради по музыке:

Вывод:

Русская народная песня отражала:

  • природу России, её пейзажи
  • быт, чувства и переживания людей
  • будни и праздники народа

Домашнее задание:

(Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

Учитель: К выполнению данного задания (ответы на вопросы: "Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?") обращались во время изучения темы "Песня - верный спутник человека".

Слайд 11

Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?

(Записать свои размышления, наблюдения, взять интервью в своей семье)

Слайд 12

3. Вокально-хоровая деятельность на уроке

С. 38 "Уж ты зимушка - зима" - разучивание

С. 34 "Если другом стала песня"

Слайд 13



Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6-м классе

Форма урока: Урок с использованием ИКТ.

Цели>:

  • Образовательные: Знакомство с бытовым жанром в искусстве, с исполнительницей русских народных песен Л.Зыкиной и зарубежным исполнителем Ж. Брелем.
  • Развивающие: развивать мышление при сравнении двух картин и двух песен: их влияние на настроение людей;
  • Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.

Задачи:

  • Обучающая: Познакомить с картинами русских художников.
  • Развивающая: создать ситуации эмоциональных переживаний.
  • Воспитывающая: Воспитывать интерес, к русской культуре.

Оборудование и материалы: Музыкальный материал: «Матушка, что во поле пыльно?» М. Матвеева; «Вальс» Жака Бреля.

Дополнительный материал: репродукции картин П.А. Федотова «Сватовство майора» (1848) и В.В. Пукирева «Неравный брак» (1862), портреты Л. Зыкиной, Ж. Бреля.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.

Этапы урока:

  1. Организация класса. 2 мин
  2. Работа по теме урока 23 мин
  3. Вокальная работа 11 мин
  4. Итоги урока. 5 мин

Значительное место отведено ознакомлению с музыкальными и художественными произведениями.

Предназначено учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений музыки и искусства, студентам педагогических и искусствоведческих учебных заведений.

«Без музыки Земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт»
(Л. Тик)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

(слайд 1)

1. Вступительное слово учителя. (слайды 2-3)

Учитель. Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, – об этом мы с вами говорили на прошлом уроке. И мне показалось, что большинство из вас испытало это на себе. Столько нового и увлекательного, столько радости и жизненных сил дает нам музыка. Привязанность к серьезной музыке никогда не помешает продолжать любить легкую музыку, требовательнее относиться к ней и лучше отличать в ней хорошее от плохого. Поэтому я незамедлительно спешу продолжить знакомить вас с классическими музыкальными произведениями.

2. Слушание двух остроконтрастных произведений: песен М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно?» и Жак Брель «Вальс».

Учитель. Наиболее известными исполнителями этих произведений являются Л. Зыкина и Жак Брель. (слайды 4-5)

3. Обсуждение после первичного восприятия музыки.

Вопросы: (слайд 6)

– Как повлияли па вас эти песни? Почему? Обратите внимание на средства музыкальной выразительности, на характер музыки, ее содержание, на выразительность минорной интонации (характерные V-III ступени лада) и смену минора мажором.

4. Повторное звучание песни «Матушка, что во поле пыльно?». На доску вывешиваются репродукции картин П.А. Федотова «Сватовство майора» и В.В. Пукирева «Неравный брак». (слайд 7)

5. Отзыв о песне.

– О чём эта песня?

– Почему вы слушали се задумавшись? (Поется о тяжелой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям (выгоден был либо богатый (знаменитый) жених, либо богатая невеста). Песня «Матушка...» рассказывает не только о переживаниях дочери-невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж, и теперь, когда она выдаёт так же свою дочь. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.)

6. Работа по картине. (слайд 8)

Учитель. Обратите внимание на доску. Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.

Задание:

– Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.

(Жених – беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Тяжелый, неподвижный взгляд, в котором читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие.

Невеста – мягкая женственность, изящество, очарование юности.

Горничная – сочувствует барышне, соболезнует, волнуется за ее судьбу.

Отец – угодлив, с готовностью отдает дочь за старого майора-дворянина.)

Вопросы: (слайд 9)

– Почему отец с радостью выдает дочь замуж?

– Почему дворянин женится на купеческой дочери?

– Как художник подчеркивает богатство и роскошь купеческого дома?

– Рассмотрите мелкие детали в картине. Что они детализируют, конкретизируют, подчеркивают? (Кошка – зазывает гостей. Вино и фужеры па стуле – не успели подготовиться к встрече гостя. Украшения невесты выставлены напоказ, чтобы похвалиться богатством. Стул – ножки стула выгнулись точь-в-точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего своё состояние майора.)

– Как художник относится к происходящему? Почему вы так решили? (Художник иронизирует, подшучивает над героями.)

Чтобы понять чувства художника, обратимся к средствам выразительности.

• Композиция картины. (слайд 10)

Действие «идет» следующим образом: майор – сваха -отец – дочь – прислуга; герои размещены так, чтобы каждый был связан с соседями. Фигуры расположены симметрично по отношению к центру, как, впрочем, и украшения, и планировка комнат.

– Найдите центр картины. Чья фигура выбивается из центра, из симметричного построения? (Дочь, которая в порыве бежит к «спасительным» дверям, ведущим в глубину комнаты.) (слайд 11)

– Найдите парную фигуру, которая дублирует (повторяет) движение невесты. (Сваха, но её действие как будто противоположно «убеганию» невесты. Но это лишь подчеркивает иронию автора: «убегание» не всерьёз, сваха и невеста объединены общим действием — вводят майора извне.)

• Движения героев. (слайд 12)

Попробуйте найти героев, повторяющих движения друг друга. (Мать-майор, отец-кухарка, прислуга, невеста-сваха.)

  • Такое закономерное чередование элементов называется ритмом. Благодаря ему герои картины находятся в движении, как бы оживают. Мы без труда находим главных действующих лиц. Так художник с помощью средств художественной выразительности не только раскрывает тему, но и доносит до зрителей собственное отношение к этому явлению, свою идею.
  • П. Федотов часто сопровождал чтением стихов демонстрацию (показ) своих картин. Такие стихи называли в то время рацея (устар., длинное наставление, читать рацеи кому-нибудь. С.И. Ожегов).

Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри.
Только хорошенько очки протри.
Начинается, починается,
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет живут,
Сами работать ленятся, –
Так на богатых женятся.
Вот сам хозяин – купец.
Денег полон ларец.
А вот наша невеста –
Не найдет сдуру места:
«Мужчина чужой!
Ой, срам-то какой!»
А вот извольте посмотреть,
Как наша пташка
Собирается улететь:
А умная мать
За платье хвать!

– Вернемся к музыке. (слайд 13)

Вопросы и задания:

  1. Какие средства музыкальной выразительности используются в песне «Матушка, что во поле пыльно?»
  2. Сколько действующих лиц? А исполнителей? Почему композитор построил песню в форме диалога (разговора) матери с дочерью? (Это придает ей особо драматический характер.)
  3. Сколько музыкальных интонаций в песне? (Две. Встревоженная, порывистая, вопросительная, взволнованная интонация характеризует дочь. Успокаивающая интонация слышна в ответе матери.)
  4. Что происходит с темпом? Какой прием развития использует композитор?
  5. Определите лад и звуковедение, форму построения в музыке. (Переменный лад: минор, мажор; легато; куплетная.)
  6. Похожа ли песня на русскую народную?
  7. Почему композитор использует эти средства выразительности? (Чтобы глубже передать содержание и своё отношение к происходящему.)
  8. Удалось ли музыке изменить ваше настроение, ваши чувства? (слайд 14)

В 1848 г. в сентябрьском номере «Отечественных записок» был опубликован небольшой рассказ Ф. Достоевского «Елка и свадьба». Герой рассказа – чиновник в больших чинах Юлий Мастакович начинает ухаживать за маленькой девочкой, узнав, что она дочь откупщика-миллионщика, пугая бедное дитя до слёз. Рассказ написан от первого лица, и завершает его Достоевский нечаянно увиденной им свадьбой: «Несколько лет «почтенный чиновник», как хищник, стерег свою добычу. И, наконец, настиг её».

А судьба Ларисы из «Бесприданницы» А. Островского (к/ф «Жестокий романс») трагически заканчивается тоже из-за брака по расчету, которым любимый ею Паратов намерен укрепить своё состояние.

– Обратите внимание на репродукцию В.В. Пукирева «Неравный брак». Скажите, какое из произведений, на ваш взгляд, созвучно с песней М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?».

И песня совершенно другая по характеру. Послушайте «Вальс» Жака Бреля в исполнении автора, одного из талантливейших шансонье Франции.

7. Слушание песни «Вальс» Ж. Бреля. (слайд 15)

1) Объяснение значения терминов (записаны на доске).

  • Шансон (франц. chanson) французская песня – народная, профессиональная полифоническая песня XV-XVI вв., а также современная эстрадная (из репертуара шансонье); шансонье (франц.chansonier) ~ французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, как правило, сам сочиняющий и слова, и музыку исполняемых им песен.
  • Вальс (от нем. walzer, бальный танец (прокатывать), вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс. Музыкальный размер 3/4, реже 3/8, 6/8. (Значение терминов учащиеся записывают в тетрадь.)

2) Повторное слушание.

Обсуждение «Вальса» Ж. Бреля. (слайд 16)

– Что необычного услышали?

– Какой мотив напоминает это произведение? (Мотив старинного вальса, исполняемого на шарманке.)

– Какую особенность вы заметили в произношении текста при пении? (Быстрое произнесение слов – скороговорка.)

– Что повлияло на характер музыки? (Средства музыкальной выразительности. Вальс французский. Отсюда и характерные национальные черты: изящество, особая танцевальная форма, легкость. Быстрое произнесение слов – влияние французской разговорной речи.)

Есть такое выражение: «Закружился в вальсе». Именно вальс Ж. Бреля может закружить.

...Вальс можно танцевать на два «па», можно на четыре, а можно на 10, 15, 20, 100... Вот тогда хорошо всем! Тогда кружится весь Париж!

А начинает свой вальс Ж. Брель очень просто, словно нарочито подчеркивает, что он певец улицы, певец площади, певец простого народа, и перед тем, как он запоёт, в оркестре прозвучит, совсем как будто на шарманке, начальный мотив старинного вальса. А потом... Следите, что будет потом... (продолжение слушания).

– Какое настроение у вас вызвал вальс?

В чём секрет Ж. Бреля? (Великолепное мастерство Бреля-певца. Музыкальный образ вальса, полного неукротимой жизненной энергии.

II. Вокальная работа.

(слайд 17)

– Песня по выбору учителя. (работа над песней)

Исполнение песни учащимися.

Отработка вокально-певческих навыков: звуковедение, точное интонирование скачков, поступенного движения, вводных звуков, четкое произношение согласных звуков на конце фраз, фразировка.

III. Итог урока.

(слайд 18)

– С каким настроением вы уйдете с урока?

– Почему нам понятно и близко музыкальное содержание песни, написанной на иностранном языке?

– Нужен ли перевод настоящей музыке?

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет», – сказал немецкий поэт Л. Тик. И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик.

Конечно, у каждого из нас есть своя музыка. Но красивая, добрая музыка, созданная талантливейшим мастером-композитором и искусно исполненная профессионалом-музыкантом, одинаково близка, понятна и любима всеми без исключения.

Литература:

  1. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. / Авт.-сост. О.П. Власенко – Волгоград: Учитель, 2008. Издательство «Учитель», 2007.
  2. www.google.ru



Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7-м классе по теме: "Музыкальные образы М. Равеля


Тема урока “Музыкальные образы М. Равеля”

Цель урока: рассмотреть, как складывается единый развивающий образ “танец”.

Задачи:

  • Обучающая: - определение образного содержания, раскрытие взаимодействия музыки с другими видами искусств;
  • Развивающая: - развитие эмоционально-осознанного восприятия, музыкального и художественного впечатления, вокально-хоровых навыков;
  • Воспитывающая: - воспитание любви к родному краю.

Организация учебно-воспитательного пространства:

  • Магнитофон,
  • синтезатор,
  • фонохрестоматия,
  • аудиокассеты,
  • микрофоны,
  • плакат с эпиграфом,
  • кастаньеты,
  • разноцветные карточки,
  • образцы испанских костюмов,
  • ритмический рисунок “Болеро”,
  • портрет М. Равеля.

Музыкальный материал:

  • “Болеро” М. Равель;
  • “Вальс” Жак Брель;
  • “Милый мой хоровод” русская народная песня;
  • “Земля, где мы живем” И. Другов, В. Степанов;
  • “Город золотой” Ф. Милано, сл Хвостова.

Эпиграф урока

Жизнь дает для песни образы и звуки
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета,
То и отразиться в музыке поэта. 
(И. Суриков.)

План-конспект

1. Вводная часть.

Учащиеся входят в класс. Учитель приветствует ребят.

- Ребята, сегодня мы продолжаем тему “Образ танца”, начатую на прошлом уроке. Проследим, как складывается единый развивающийся образ танца.

2. Повторение и углубление в тему.

Играю 2 темы.

- Откуда эти темы? Кто композитор? Что знаем о нем?

На доске ритмический рисунок “БОЛЕРО”.

- Какова особенность ритмического рисунка?

Простукиваем ритм.

3. Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы слушали “Болеро”, вы письменно ответили на предложенные мной вопросы. Я выбрала несколько работ. Послушайте (зачитываю, обсуждаем).

- Послушайте, как отметила концовку произведения Катя (даю понятия Тутти, Глиссандо), а Маша отметила переход в другую тональность - Модуляцию. Эти термины для вас новые.

Некоторые из вас пожелали выразить свои впечатления в рисунках. Давайте посмотрим (обсуждаем выставку рисунков).

- Ребята, так как можно передать образ? Ответы уч-ся.

- А как еще можно передать образ танца?

- Правильно, движением. Сейчас Маша и Сережа покажут нам несколько характерных движений испанского народного танца, они будут в испанских костюмах, а у Маши в руках будут кастаньеты.

Ребята показывают движения.

- Давайте и мы с вами встанем и попробуем разучить эти движения.

Разучиваем движения.

- Мы с вами говорили о том, как вы восприняли это произведение. Исследователи творчества М.Равеля по-разному трактуют это произведение. Одни видят произведение как стихию четкого “машинообразного” движения, неостановимого нарастания, нередко даже трагическую картину неизбежно надвигающейся катастрофы. Другие - ярко и необычно развивающийся танец.

А вот сам Равель видел большую танцевальную картину, развивающуюся на открытом воздухе, с участием огромной толпы народа. В соединении двух тем он ощущал нечто подобное соединению звеньев цепи, даже непрерывность заводского контейнера. Поэтому в декорацию надо было включить корпус завода с тем, чтобы рабочие, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий поток. И в музыке мы слышим, как постоянно идет добавление музыкальных инструментов. Видимо сказалось пристрастие Равеля к заводам Бельгии, Рейнской области, которыми он восторгался во время своего путешествия. На один из заводов, перед которыми он любил гулять, он так и указывал “Завод из “Болеро”. И безусловно, что в кажущейся “механичности” движения, вызванной многократным повтором двух тем, постепенно раскрывается образ грандиозного массового танца-шествия.

Давайте подробнее рассмотрим, как же складывается единый развивающийся образ танца. Мы знаем, что в основу “Болеро” положены две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера. Мелодии, не изменяясь, следуют одна за другой, повторяясь по 2 раза, и так 5 раз подряд без единой паузы (11раз-вариационность).

- Что же изменяется, а что не развивается?

На доске пишу:

Не развивается

Развивается

1. Темы

1. Динамика

2. Ритм

2. Состав инструментов

3. Темп

3. Модуляция

Для определения развития динамики слушаем фрагменты “Болеро” (начало и конец).

Определяем состав инструментов. Сначала звучат деревянные духовые – флейта, кларнет, гобой, фагот. Постепенно к ним присоединяются группы медныхдуховых – труба с сурдиной, саксофоны – это новые инструменты, в основном использовавшиеся в джазе, затем валторна и челеста., солирующий тромбон, трубы.

Необычайная выразительность в конце достигается еще и тем, что мелодия целиком уступает место ритму - пульсу, исполняемому всем оркестром “ТУТТИ”. Здесь-то и вступают мощные ударные инструменты: тарелки, большой барабан, там-там (огромный гонг), необычно звучание тромбонов - глиссандо.

Слушаем окончание танца “Болеро”.

- Помните ли вы, с какими образами танцев мы уже встречались? (“Арагонская хота”, “Вальс” Шопена, Штрауса, Ж. Бреля).

- Давайте сравним, как осуществлялось развитие образа танца в вальсе Ж. Бреля и в “Болеро”.

Слушаем фрагмент вальса Ж. Бреля, сравниваем (в вальсе - постоянное ускорение, в “Болеро”- неизменность танца).

- На прошлом уроке мы слушали “Болеро” от начала и до конца. Сегодня послушаем только фрагмент. У вас есть разноцветные карточки. Выберите тот цвет, который наиболее соответствует характеру образа танца и после просушивания поднимите вверх эту карточку.

Слушаем окончание, анализируем.

- Посмотрите, какой цвет вы выбрали. Красный цвет - цвет радости, победы, торжества. И не случайно поэт Н. Заболоцкий назвал “Болеро” “священным танцем боя”.

Но жив народ, и песнь его жива,
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель, не унывай, испанец!
Вращай, история, литые жернова!
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, Болеро, священный танец боя!

4. Закрепление изученного материала.

- Продолжая тему урока “образ танца”, мы переходим к следующему произведению.

Играю мелодию песни “Милый мой хоровод”.

- Что это прозвучало? Какой образ? Какой характер? Ответы уч-ся.

- Правильно, это образец русской народной песенно-танцевальной музыки.

- Как создается образ хоровода?

- Какие звуки здесь главные? (до и фа).

Исполняем.

Наша задача – проследить за изменениями главной интонации “до” и “фа”. Это способствует развитию вокально-хоровых навыков и помогает осмыслить особенности интонационного развития, связанного с образом песни - игра самих звуков, часто распеваемых на один слог.

- Хороводы бывают разными по характеру. Определите здесь характер (веселый и лиричный, плавный и игровой).

Вокально - хоровая работа, разучивание 2-го голоса в 1 и 2 куплетах, постоянно стремиться к выявлению эмоционального содержания песни - одновременно лиричного и веселого, игрового.

- Итак, мы работали с произведениями испанского и русского народа. Сейчас у нас песня современного композитора из города Ленинска-Кузнецка, нашего земляка И. Другова “Земля, где мы живем”.

Вспоминаем слова 1-го куплета.

- Какой образ заложен в содержании, мелодии?.

- В каком темпе звучит песня?

Вокально-хоровая работа первого куплета, разучивание 2-го куплета, работа над образом.

Домашнее задание. Найдите произведения разных видов искусств, которые раскрывают образ природы, нашего края.

Итог урока.

- Назовите произведения, которые звучали на уроке.

- Что их объединяет?

- Я хочу обратить ваше внимание на слова Ив. Сурикова, которые я взяла эпиграфом к нашему уроку. Как вы их понимаете?

Отмечаю работу уч-ся на уроке.

В заключении урока ребята исполняют песню “Город золотой” Ф. Милано, сл. Хвостова.

- Урок окончен, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....