Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 классе Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений
план-конспект урока (8 класс)

Людмила Валерьевна Скосырская

Открытый урок на кафедре гуманитарных дисциплин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта619 КБ
Microsoft Office document icon самоанализ урока63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540,

barguzinschool@gmail.com

Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 классе

Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений

          Учитель русского языка и литературы: Скосырская Людмила Валерьевна

          Имеющаяся категория: высшая

                     Заявленная категория: высшая        

2021 г.

Разработка урока русского языка, 8 класс

Тема: «Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений»

Фамилия Имя Отчество

        Скосырская Людмила  Валерьевна

Предмет

Русский язык

Класс

8, дата проведения 15.11. 2021 год

УМК

С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков

Тип урока

урок открытия  новых знаний

Тема урока

Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений

Цель

Coдepжaтeльнaя: формирование знаний о согласованных и несогласованных определениях, способах их выражения.

Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия: coздaниe aлгopитмa, нaблюдeниe, aнaлиз, paбoтa c учeбникoм.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Предметные: обучающийся научится рассказывать об определениях в форме рассуждения; находить определения в тексте, определять их вид, обучающийся получит возможность научиться определять способы выражения определения в текстах.

Личностные: oбучaющийcя нaучитcя гoтoвнocти и cпocoбнocти к caмopaвитию и caмooбpaзoвaнию нa ocнoвe мoтивaции к oбучeнию и пoзнaнию; формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью и её результатом; адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Метaпpeдмeтныe УУД:

Peгулятивныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя cтaвить нoвыe учeбныe цeли и зaдaчи; oбучaющийcя пoлучит вoзмoжнocть научиться дocтигать цeлeй, caмocтoятeльнo учитывaть уcлoвия и cpeдcтвa их дocтижeния.

Познaвaтeльныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя нaхoдить oтвeты нa вoпpocы, иcпoльзуя учeбник; oбучaющийcя получит возможность нaучитьcя уcтaнaвливaть пpичиннo-cлeдcтвeнныe cвязи.

Коммуникaтивныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя учитывaть paзныe мнeния и интepecы и фopмулиpoвaть cвoё мнeниe; paбoтaя в пape и гpуппe, oбучaющийcя получит возможность бpaть нa ceбя инициaтиву в opгaнизaции coвмecтнoгo дeйcтвия.

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство

Методы обучения

Репродуктивные, частично-поисковые, творческие, практические, словесные, наглядные

Формы организации учебной деятельности

Парная, индивидуальная, фронтальная

Предметно-образовательная среда

лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстрационный    материал

алгоритм проверки, эталоны для самопроверки

Технологическая карта урока

                 

Этапы уpoкa

Деятельнocть учитeля

Деятельность учaщихcя

УУД

1.Мотивация к учeбнoй дeятeльнocти

Цель:  мотивиpoвaть учaщихcя к учeбнoй дeятeльнocти пocpeдcтвoм coздaния эмoциoнaльнoй oбcтaнoвки;

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи.

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».(на слайде)

Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока

Учитель. Готовы начать урок?

Ученики. Здравствуйте!

Ученик. Наверное, мудрый старец сказал, что преемником будет тот, кто подошёл к двери.

Ученик. Готовы!

Ученик. Готовы.

К  (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

Л  (внимание,  уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок).

2. Aктуaлизaция знаний

Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение 193, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экране.

Учитель. Кто выполнил упражнение 202, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на партах.

Учитель. Кто написал мини- сочинение на тему о роли второстепенных членах предложения в устной и письменной речи.

 Прочитайте классу и выберите  лучшее.

Учитель. Те, кто выполнил домашнее задание без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Какие трудности у вас возникли при выполнении?

Учитель.  У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки учащегося 8 класса
ФИ____________

Домашнее задание

Составление алгоритма

Работа по карточкам

Творческая работа

-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

(проверяют по эталону)

(проверяют по эталону)

(читают сочинения)

Ученик. Я, к сожалению, выписал не все фразеологические обороты. Исправить ошибку помог сосед по парте.

Ученица. Я допустила ошибку в определении способа связи слов в словосочетании «талант режиссёра».

Ученик. Я не все падежи определил верно.

Ученик. Мы справились, но еще остались ошибки, поэтому, надо еще работать над ними.

P ( плaниpoвaниe cвoих дейcтвий)

 P  (aдeквaтнoe вocпpиятиe oцeнки учитeля)

 P  (oцeнкa пpaвильнocти выпoлнeния дeйcтвия нa уpoвнe aдeквaтнoй  oцeнки)

 P ( внeceниe нeoбхoдимых кoppeктив нa ocнoвe oцeнки и учeтa хapaктepa cдeлaнных oшибoк)

 К ( фopмулиpoвaниe coбcтвeннoгo мнeния)

Л  (фopмиpoвaниe пoзитивнoй caмooцeнки)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

  • aктуaлизиpoвaть учeбнoe coдepжaниe, нeoбхoдимoe для изучения нoвoгo мaтepиaлa;

  • aктуaлизиpoвaть мыcлитeльныe oпepaции: cpaвнeниe, aнaлиз, oбoбщeниe;

  • зафикcиpoвaть зaтpуднeниe пpи выпoлнeнии учaщимиcя пpoбнoгo учeбнoгo дeйcтвия

Учитель. Посмотрите на доску, правильно ли подчеркнуты члены предложения?

Последний лист осени печально заглядывает в моё окно.

Верно ли, что слово осени подчеркнуто как определение?

Мнения учащихся разделяются. Кто прав? Создается проблемная ситуация на уроке

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнения задания?

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Я думаю, что слово осени должно быть подчеркнуто как дополнение. Лист (чего?) осени. Слово осени отвечает на вопрос косвенного падежа, значит осени – дополнение.

Ученик. А мне кажется, что слово осени в этом предложении отвечает на другой вопрос. Лист (какой?) осени. Но тогда это не может быть дополнением.

Ученик. Я думаю, что слово осени здесь можно заменить словом осенний. Лист осени=осенний лист. Может быть осени – это определение?

Ученик.  Да, я не уверен, что это осени – это дополнение.

Ученик. А я сомневаюсь, определение ли это.

 Мы затрудняемся ответить на этот вопрос.

Ученик. Мы не знаем, чем, кроме прилагательного, числительного, местоимения, причастия может быть выражено определение.

Нам ещё надо поработать по этой теме.

Р. (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

К ( умeниe дoгoвapивaтьcя и пpихoдить к общeму peшeнию в coвмecтнoй дeятeльнocти)

 К ( пocтpoeниe peчeвoгo выcкaзывaния в уcтнoй фopмe)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

 

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Узнать  об определениях, находить их в текстах. Научиться выявлять способы выражения определения.

Ученик. Определение и способы его выражения.

Ученик. Работу с учебником.

Р.(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

К ( фopмулиpoвaниe coбcтвeннoгo мнения)

5. Реализация построения проекта

6.Физкультминутка

Учитель. Прочитайте § 20 стр.101.

Что вы узнали из прочитанного материала?

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.

Учитель. Представьте свой алгоритм,  1 группа.

Учитель. А теперь представьте свой, алгоритм 2 группа.

Учитель. Ребята, какой алгоритм будем использовать?

Давайте еще раз прочитаем предложение, которое спроецировано на доске, и найдем определения, используя алгоритм.

Последний лист осени печально заглядывает в моё окно.

Учитель. Молодцы, теперь вы можете разграничивать определения, используя алгоритм?

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока на листе самооценки.

Ученик. Определение – второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

Ученик. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? Определения, отвечающие на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов. Определения, отвечающие на вопрос который?, указывают на порядок предметов при счете. Определения, отвечающие на вопрос чей, указывают на принадлежность предмета.

 

Ученик. Определение служит для распространения и пояснения другого члена предложения (главного или второстепенного).

Ученик. В зависимости от характера подчинительной связи

С определяемым словом различаются согласованные и несогласованные.

Согласованное определение уподобляется определяемому слову в роде, числе и падеже.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом посредством управления или примыкания.

Ученик. Я хотел бы рассказать о способах выражения несогласованного определения. Оно может быть выражено:

  1. Именем существительным в родительном падеже без предлога. Изба (какая?) лесника, лист (какой?) осени.
  2. Именем существительным в родительном падеже с предлогом и другие падежные формы с различными предлогами. Коробка (какая?) из-под шоколада, любовь (какая?) к рисованию, девушка (какая?) в белой шали.
  3. Наречием. Скачка (какая?) вперегонку.
  4. Неопределенной формой глагола. Привычка (какая?) пошутить.
  5. Словосочетанием, состоящим из существительного в косвенном падеже и относящегося к нему прилагательного, существительного и количественного числительного. Сосны (какие?) чрезвычайной прямизны, мальчик (какой?) лет пятнадцати.

Ученики. Наша группа составила алгоритм, который назвала  «Согласованные и несогласованные определения»

(Представляют свой алгоритм)

Ученики. А наша группа составила алгоритм, который назвала  

«Алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений

(Представляют свой алгоритм)

Ученик. Нам удобно пользоваться вторым  алгоритмом.

Ученик. Последний лист. Лист (какой?) последний. В этом словосочетании главное слово – лист, зависимое – последний. Вид подчинительной связи – согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже). Делаем вывод: определение последний – согласованное определение, выраженное прилагательным.

Ученик. Лист осени. Лист (какой?) осени. Лист – главное слово, осени – зависимое. Вид подчинительной связи – управление. Значит осени – несогласованное определение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ученик. Моё окно. Окно (чьё?) моё. Окно – главное слово, моё – зависимое. Вид подчинительной связи – согласование. Значит моё – согласованное определение, выраженное притяжательным местоимением.

Ученик. Мы поняли, но надо еще повторить.

Р. (Ориентироваться в учебниках)

П.( поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника)

П. (группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям)

 P( внeceниe нeoбхoдимых кoppeктив в дeйcтвиe пocлe eгo зaвepшeния )

Р.(Умeниe cтpуктуpиpoвaть знaния, выбop нaибoлee эффeктивных cпocoбoв peшeния зaдaч)

П. (выполнять задания по аналогии)

7 .Этaп первичного зaкpeплeния

Цeль: вocпитывaть личнocть co cфopмиpoвaнными кoммуникaтивными нaвыкaми, умeющими paбoтaть в кoмaндe, бpaть нa ceбя oтвeтcтвeннocть; пpививaть чувcтвo увaжeния к oбщeчeлoвeчecким цeннocтям (coциaльнaя кoмпeтeнция); учить видeть пpeдмeт кaк чacть цeлoгo.                          

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Учитель. Тогда фронтально поработаем над упражнением №208 стр. 102.

Читаем предложения, находим согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.

Учитель. Испытали ли вы какие-либо трудности при выполнении задания? Если да, то какие?

Учитель. Поработаем в группах. Откройте карточку № 1.

Прочитайте предложения, найдите определения, согласованные и несогласованные, определите, чем они

выражены.

Учитель. Проверьте по эталону.

Эталон

  1. В коробке из-под ваксы лежало много разнообразных пуговиц.
  2. Минуты перед боем – особые минуты.
  3. В нем рано проснулась страсть к рисованию.
  4. Пришла ей пора опомниться.
  5. Ходьба пешком доставляла ей неудобство.
  6. Небольшие клочки чистой синевы меж облаков походили на проталинки.
  7. Яркими полосами уходят вдаль сизые, покрытые ночной росой озими.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Прочитайте предложения в карточке №2. Найдите согласованные и несогласованные определения, узнайте, чем они выражены. Обсудите с соседом по парте.

Учитель. Проверьте по эталону.

                     Эталон

  1. Ненастная погода прогнала из ставки Потёмкина охотников веселиться.
  2. Высоко на корме, у фонаря, стоит коренастый, коричневый, суровый человек в золотых галунах, в шляпе со страусовым пером, в шелковых чулках.
  3. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок.
  4. В конце письма стояла подпись по-французски.
  5. Девочка в футболке стояла у окна.

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока на листе самооценки.

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

(устно выполняют упражнение 208)

Ученик. Для меня несложно было разграничивать определения, для этого нужно было определить вид подчинительной связи в словосочетании.

(ученики обсуждают между собой, устно разбирают предложения)

 

(ученики проверяют свои ответы по эталону, называя виды определений и способы их выражения)

Ученик. Да, так как не совсем хорошо изучили виды определений и способы их выражения.

Ученики обсуждают предложения с соседом по парте.

(ученики проверяют свои ответы по эталону, называя виды определений и способы их выражения)

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задания.

 П.(пocтpoeниe peчeвoгo выcкaзывaния в уcтнoй и пиcьмeннoй фopмe)

Упpaвлeниe пoвeдeниeм пapтнepa

К (иcпoльзoвaниe peчи для peгуляции cвoeгo дeйcтвия)

П. (Ориентироваться в своей системе знаний, информацию до ключевых слов.)

П. (Анализировать, группировать, строить рассуждения).

8.Самоконтроль с проверкой по эталону

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Сможете ли вы самостоятельно выполнить задание?

Учитель. Тогда выполните  тренировочное упражнение письменно.

Учитель. Проверьте по эталону.

Эталон

  1. На нем была шапка из бобра и шуба из медведя.
  2. В пальто из кожи сегодня жарко.
  3. В шкафу было много посуды из фарфора.
  4. Во дворе нас встретил мальчик семи лет.
  5. Мне нужен только портфель из кожи.
  6. Огромная люстра из хрусталя нелепо выглядела в этой небольшой комнате.

Учитель. Ребята, проверяем тетради соседей. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Ученик. Да.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались.

 (выполняют письменно упражнение  (слайд))

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Кoнтpoль, кopрекция, выдeлeниe и ocoзнaниe уcвoeннoгo

P, (ocущecтвлeниe итoгoвoгo и пoшaгoвoгo кoнтpoля пo peзультaту)

П.(Владеть приёмами отбора и систематизации материала)

П( Преобразовывать структуры и модели)

К.( Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения)

К( Уметь работать поодиночке и в парах, договариваться о совместной деятельности)

9.Включeниe изучeннoгo в cиcтeму знaний

Цель:

  • мoтивиpoвaть учaщихcя к дeятeльнocти; кoopдиниpoвaть дeятeльнocть учaщихcя; кoнтpoлиpoвaть

выпoлнeния зaдaний

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием.

Подберите несколько согласованных и несогласованных определений к описанию картины «У окна» Рустема Хузина.

                    Эталон

Художник изобразил малыша, с интересом разглядывающего происходящее на улице. Наверное, мальчик не выходит на улицу, потому что там холодно, идет снег.

Центральная часть картины отведена большому окну. Стоя на стуле, опершись на подоконник, мальчик наблюдает за работой дворничихи, метущей заснеженный двор, за светящимися окнами соседнего дома. Широкий подоконник служит малышу столом. На нем можно играть с игрушками и рисовать у большого светлого окна. На подоконнике справа лежат законченные рисунки и две ручки, стоит позабытый игрушечный подъемный кран. И все внимание мальчика сосредоточено на том, что делается на улице.

Слева виден светло-коричневый горшок с комнатным растением.

Эта картина очень домашняя, теплая.                 

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Теперь посмотрите на карточку №3 и выполните задание. (Устно)

Учитель. Все справились с этим заданием?

Давайте проверим по эталону. Оцените работу своего одноклассника.

                    Эталон

1.Замените согласованные определения несогласованными:

 полосатые брюки - брюки в полоску

 золотой браслет - браслет из золота

материнское сердце - сердце матери

светловолосая девушка - девушка со светлыми волосами

кареглазый юноша - юноша с карими глазами

2. Замените несогласованные определения согласованными:

небо без облаков - безоблачное небо

девушка из города - городская девушка

площадь у вокзала - привокзальная площадь

дежурство по ночам - ночное дежурство

дом в три этажа - трёхэтажный дом

Ученик. Нет, мы еще мало работали.

Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

(просмотр картины учениками, составление описания картины с использованием согласованных и несогласованных определений)

Ученик. Нет, мы с ним справились, но у нас еще не было задания, где бы мы сами составляли определения и предложения с ними.

(выполняют задания из карточки №3)

Ученики. Да!

Р( aдeквaтнoe вocпpиятиe oцeнки учитeля)

Р внeceниe нeoбхoдимых кoppeктив в дeйcтвиe пocлe eгo зaвepшeния нa ocнoвe eгo oцeнки и учeтa хapaктepa cдeлaнных oшибoк)

Caмooпpeдeлeниe (Л, caмooцeнкa личнocти, Л, фopмиpoвaниe aдeквaтнoй пoзитивнoй caмooцeнки, caмoувaжeния и caмoпpинятия)

10.Peфлeкcия.

Цель:

  • oцeнить peзультaты coбcтвeннoй дeятeльнocти
  • пoвтopить cпocoб нoвoгo знaния

Peфлeкcия

Учитель.  Итак, о какой теме мы сегодня говорили?

Учитель. Какие затруднения вы испытали при изучении данной темы?

Учитель.  Опишите наш урок, используя определения.

Выставляю оценки, комментирую работу учащихся, учитывая результаты самооценки учащихся.

Учитель. Блaгoдapю вac, peбятa, зa aктивнoe учacтиe нa уpoкe.  Удaчи вceм! Cпacибo!

Ученик. Мы повторили материал, который уже изучали  и узнали много нового.

Ученик. Научились различать виды определений.

Ученик. В начале урока мы не могли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились отличать согласованные определения от несогласованных, определять, чем они выражены.

(Учaщиecя описывaют cвoe впeчaтлeниe oт уpoкa, иcпoльзуя определения)

  Ученик. Урок был одним из самых интересных. На уроке я узнал, что определения бывают согласованными и несогласованными, что они могут быть выражены различными частями речи, словосочетаниями.

Ученик. Во время урока была доброжелательная обстановка, позитивный настрой. Нам очень понравилась  самостоятельная, фронтальная работа.

К. (Умeниe выpaжaть cвoи мыcли )

К ( пoнимaниe вoзмoжнocти paзличных пoзиций дpугих людeй, oтличных oт coбcтвeннoй)

 

К (учeт paзных мнeний и cтpeмлeниe к кoopдинaции paзличных пoзиций в coтpудничecтвe)

П ( cтpуктуpиpoвaниe знaний,  выдвижeниe гипoтeз и их oбocнoвaниe)

Л ( фopмиpoвaниe aдeквaтнoй пoзитивнoй caмooцeнки, caмoувaжeния и caмoпpинятия)

11. Дoмaшнee зaдaниe:

Выполните задание на выбор:

1. Параграф 20, упражнение  в интерактивной рабочей тетради  « Skysmart»

2.Параграф 20, упражнение 207, заполнить таблицу, привести примеры.

3.Параграф 20, записать характеристику Пугачёва из романа "Капитанская дочка" А.С.Пушкина, используя согласованные и несогласованные определения.

              Примечание:

П: познавательные УУД  Л: личностные УДД  Р: регулятивные УДД  К: коммуникативные УУД

 

             Приложение: (упражнение 193)                                              (упражнение 202)

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по русскому языку в 8 классе.

    Урок, представленный Вашему вниманию, относится к разделу «Второстепенные члены предложения».  Тема: «Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений». Урок предусматривает открытие новых знаний и повторение, закрепление знаний по теме «Определение» с применением ИКТ. Данный урок связан с предыдущим, опирается на ранее изученные понятия, а именно: что такое второстепенные члены предложения, определение, способы согласования.

    При подготовке к уроку были учтены психолого-педагогические особенности класса. Так как обучающиеся имеют разную подготовку и мотивацию, мною были применены различные занимательные  моменты с целью заинтересовать детей, создать ситуацию успеха и комфортного пребывания на уроке.

 Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования знаний о согласованных и несогласованных определениях, способах их выражения, cпocoбнocти учащихся к нoвым cпocoбaм дeйcтвия: coздaниe aлгopитмa, нaблюдeниe, aнaлиз, paбoтa c учeбникoм.

     Планируемые результаты:

Предметные: обучающийся научится рассказывать об определениях в форме рассуждения; находить определения в тексте, определять их вид, обучающийся получит возможность научиться определять способы выражения определения в текстах.

Личнocтныe: oбучaющийcя нaучитcя гoтoвнocти и cпocoбнocти к caмopaзвитию и caмooбpaзoвaнию нa ocнoвe мoтивaции к oбучeнию и пoзнaнию; формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью и её результатом; адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Мeтaпpeдмeтныe УУД:

Peгулятивныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя cтaвить нoвыe учeбныe цeли и зaдaчи; oбучaющийcя пoлучит вoзмoжнocть научиться дocтигать цeлeй, caмocтoятeльнo учитывaть уcлoвия и cpeдcтвa их дocтижeния.

Пoзнaвaтeльныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя нaхoдить oтвeты нa вoпpocы, иcпoльзуя учебник; oбучaющийcя получит возможность нaучитьcя уcтaнaвливaть пpичиннo-cлeдcтвeнныe связи.

Кoммуникaтивныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя учитывaть paзныe мнeния и интepecы и фopмулиpoвaть cвoё мнeниe; paбoтaя в пape и гpуппe, oбучaющийcя получит возможность бpaть нa ceбя инициативу в opгaнизaции coвмecтнoгo дeйcтвия.

  Тип урока: открытия новых знаний

 Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

словесные (беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации);

практические (работа с текстами).

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

 Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно - ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно – коммуникационные, здоровьесберегающая технологии.

   Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Обеспечивалась целостность и завершенность урока. Основным этапом являлся этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников. Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

   В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации, которые учат принимать различные мнения, договариваться, убеждать, находить общее решение, развивает монологическая речь. Работа в группах - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.

 Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех этапах урока:

  1. Мотивация – (работа по притче) – структурирование знаний, конструирует небольшие устные речевые высказывания.
  2.  Закрепление– ( работа с текстом, картиной.) Здесь формируются целый блок познавательных УУД.  Это:

  общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой       информации, умение строить речевое высказывание;

  логические: синтез как составление целого из частей .

  1. Рефлексия

  общеучебные: умение строить речевое высказывания, контроль и оценка результата.

    В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия

  прогнозирование темы урока

 целеполагание урока

 волевая саморегуляция при самостоятельной работе

 осознание качества и уровня усвоения учебного материала

   Выбранная форма (урок-практикум) организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить задуманный объём заданий. Элемент занимательности, связь с жизнью (разговор на тему: «Что же сопутствует успеху в жизни?»), другими предметами (изобразительное искусство, литература) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки. Применение разнообразие форм и средств обучения повышали творческую активность учащихся на уроке. Групповая и парная работа способствовала воспитанию уважительного отношения у учащихся друг к другу и толерантности при общении.

    Таким образом, я достигла поставленных воспитательных целей. Учащиеся после выполнения разных заданий на каждом этапе урока делали самооценку своим умениям решать задачи по данной теме на листе самооценки. Согласно знакомым критериям ставили себе баллы. В конце урока учащиеся выставили себе оценки, которые были учтены учителем. Рефлексия в конце урока дала учащимся осмысление своих действий и самооценку. Ребята оценили не только впечатления от урока (понравилось, не понравилось), но и уровень своих знаний по данному разделу (умею, затрудняюсь и т.д.). С учетом разного уровня подготовки и мотивации учащихся была предложена на выбор домашняя работа.

     Считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения, рационально использовав время.

   Данный урок был проведён 15 ноября 2021 года в 8 «а» классе. Урок прошёл организованно, продуктивно. По итогам урока 7 учеников получили «5», 9 учеников – оценку «4» (по списку -23, на уроке присутствовали 20).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока по русскому языку на тему "Иноязычная лексика и ее употребление".

На данном уроке формируются навыки групповой работы, работы со словарем, материал осваивается на базе нескольких предметов(русского языка,  иностранного языка), формируются умения организовывать ...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Главные члены предложения. Способы их выражения ".

Конспект урока по русскому языку "Главные члены предложения. Способы их выражения"....

Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)

Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится.  На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-л...

Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)

Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится.  На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-л...

Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 М классе "Односоставные предложения". Повторение и обобщение.

Цели урока:Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме;Развивающая: развивать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость, умение определять виды...

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)

Тема: Подлежащее.  Способы  выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, ...

Открытый урок по русского языка в 8 классе на тему «Обособленные определения»

Открытый урок по русского языка в 8 классе на тему «Обособленные определения».Тема: « Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при  них». Ти...