Сценарий открытого урока по русскому языку на тему "Иноязычная лексика и ее употребление".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Зарембо Юлия Сергеевна

На данном уроке формируются навыки групповой работы, работы со словарем, материал осваивается на базе нескольких предметов(русского языка,  иностранного языка), формируются умения организовывать свою деятельность, умения мыслить и результативно работать с информацией в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  открытого урока по русскому языку на тему

«Иноязычная лексика и ее употребление.  Понятие  ксенолексика».

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Повторить тему «Лексика»;

Способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

Рассмотреть такое лексическое явление, как ксенолексика;

Закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

Повышать творческую активность учащихся;

Совершенствовать грамматический строй речи, чуткости и внимательности к слову.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к родному языку;

Прививать любовь к слову, интерес к русскому и иностранному языку.

Воспитание активности, самостоятельности, внимания и силы воли в поставленной цели.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения знаний на практике.

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная презентация,  географическая карта, словари иноязычных слов.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! Сегодня мы начнем урок с высказывания знаменитого писателя Константина Паустовского. (Слайд 3)

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

- Как вы понимаете это высказывание?

Все, что нас окружает, что существовало, существует и, возможно, будет существовать, можно называть словами.

-  Какой раздел лингвистики изучает слова? (Лексикология)

Лексикология – наука, изучающая словарный состав языка.

- Что же автор подразумевает под «множеством хороших слов»?(Словарный запас языка)

Как мы назовём словарный запас языка? (лексикой) (Слайд 4)

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока?

  Попробуйте сформулировать цель урока (чем будем заниматься на уроке).

 Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Русского языка, а именно в город который называется «Лексика».(Слайд 5)

 Жителей, которые живут в этом городе, называют слова, они очень гостеприимные. (Слайд 6) Слова имеют разное происхождение, но все они приезжают именно в этот город и всем им хватает место там расселиться, слова очень дружные и все друг друга знают. (Слайд 7) Но в последнее время в город «Лексика» стало приезжать множество иностранцев, город  стал становиться все больше и больше. И слова стали удивляться, ведь многие из них даже не знали друг друга.(Слайд 8) Теперь в городе не могут разобраться, на какие улицы  распределить иностранцев, чтобы все слова знали их и могли с ними подружиться. Ребята,  давайте поедем, и  поможет жителям города распределить иностранных граждан на нужные улицы, и познакомим их с обитателями этого города.

   Итак, мы прибыли в город Лексика,  иностранцы рассказали, что прибыли из разных стран, а именно, Англии, Германии и Франции.(Слайд 9)

Иностранцы называют себя иноязычными словами, то есть иностранного происхождения. Еще иностранные слова рассказали, что они совершенно новые. Давайте познакомимся с ними. (Слайд 10)

У жителей есть три свободных улицы Офисная, Компьютерная, Мобильная мы с вами разделимся на три команды для того, чтобы  определить с какой страны прибыли слова и подобрать им улицу, на которой они будут жить. (Слайд 11)

  Для работы с иностранными словами, вам потребуются словари, у каждой группы они есть.

Работа по группам (каждая группа получает задания, определяет происхождение, определение слов и сферу их употребления)

1 группа

Айпэ́д, бейдж,  блютуc, браузер, гаджет, кронштейн, шредер, прайс-лист.

 (Слайд 12)

2 группа

 Картридж, кардри́дер, лейбл, мо́ддинг, мультитач, ноутбук, се́рвер. (Слайд 13)

3 группа

Ноутбук, онла́йн, ро́уминг, ро́утер, резюм, маркер.(Слайд 14)

Проверим нашу работу, (ребята читают полностью слова, их происхождение, определение и сферу их употребления, а затем проверяют свои ответы по слайду).

- Вы замечательно справились с заданием, а теперь зная определения и сферу употребления иноязычных слов, распределим их по улицам, которые им подходят.

Распределения иноязычных слов по сферам употребления.

Отравляемся на первую улицу «Офисная» (каждая группа по очереди  диктует иноязычные слова, которые будут жить на этой улице).

Улица Офисная (там будут жить иноязычные слова, которые относятся к канцелярии, а так же принадлежности, применяемые в деловой сфере). (Слайд 15)

Картридж, сканер, шредер, маркер, прайс-лист, резюме, кронштейн, бейдж, лейбл.

-Молодцы ребята, отправляемся на вторую улицу «Компьютерную».

Улица Компьютерная (жители этой улицы, относятся к компьютерным технологиям) . (Слайд 16)

Кардри́дер, модем, мо́ддинг, мультитач, ноутбук, онла́йн, браузер.

    -Мы отлично справляемся с заданием, осталась последняя улица «Мобильная».

Улица Мобильная (на этой улице будут жить слова, которые употребляются в сфере мобильной связи и технологий). (Слайд 17)

           Айпэ́д, блютуc, гаджет, ро́уминг, смартфон.

-Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, мы успешно справились с заданием. Жители города Лексика нам очень благодарны. Жители поняли, что это совершенно новые слова и решили  создать для них целый микрорайон,  который назвали ксенолексика.  (Слайд 18)

- Ребята давайте подумаем, что такое ксенолексика, и почему именно так жители решили назвать новый микрорайон? (Слайд 19)

Учащиеся делятся предположениями, а затем проверяют свои ответы по слайду.

    Ксенолексика – (гр.  xenos чужой + lexikos словесный) Под новейшей ксенолексикой мы понимаем слова иноязычного происхождения, проникшие в русский язык в последние десятилетия XX столетия, полностью и не полностью освоенные  принимающим языком. (Слайд 20)

Итог урока

Сегодня мы хорошо поработали и помогли словам найти их место в русском языке, как вы думаете, зачем словам понадобилась создавать специальное определение для новых слов, зачем они назвали эти слова ксенолексикой?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Слово учителя: В словарном составе современного русского литературного языка имеется довольно большое количество слов иноязычных, т. е.  пришедших из других языков. Появление иноязычных слов в словарном составе русского языка – результат многообразных связей русского народа с различными народами Запада и Востока.

 Иноязычные слова входят в язык, прежде всего вместе с проникновением новых предметов и понятий. Особенно это актуально в наше время, в связи с развитием компьютерных и мобильных  технологий. (Слайд21)

Оцените свою работу на уроке.

Что осталось для меня нерешенным?

  Ваше впечатление от урока. (Слайд 22)

Домашнее задание: Найти иноязычные слова, которые вы считаете совершенно новыми, пользуясь словарем или интернет источником, запишите определения этих слов. Составьте предложения с этими словами. (Слайд 23)

Литература:

1.УСИС-2010 =Крысин, Л.П.  Учебный словарь иностранных слов. / Л. П.      Крысин – М.; Эксмо, 2010. – 701 с.

2.Щитова, О.Г. Аспекты изучения иноязычной лексики русского языка: Методическая разработка /О. Г. Щитова – Том. гос. пед. ун-т, –  Томск, 1996. – 32 с.

3. Алентикова С.А., Демидова Н.И.,. Симакова Е.С. Учебно-методический комплекс. / Издательство «ЭКЗАМЕН» - Москва, 2009

4.Щитова, О. Г., Щитов А.Г. Новейшая  ксенолексика в речи учителя-словесника // Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя: Тезисы докладов общероссийской конференции.

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

Конспект урока по русскому языку «Лексика с точки зрения сферы употребления»

Цели:1)    Знакомство обучающихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;2)    формирование знаний о языке и речи  (лингвистической...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

План-конспект открытого урока по русскому языку по теме "Лексика. Фразеология"

Цели урока:  ·      образовательная – систематизация и обобщение знаний в области лексики и фразеологии;·      развивающая ...

Урок русского языка «Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика»

Открытый урок в 6 классе по программе Рыбченковой Л. М....

Конспект урока по русскому языку на тему «Лексика. Обобщение и повторение»

Разработанный урок поможет при подготовке и проведении урока русского языка в 5 классе...