Эффективное использование методик обучения учащихся с высокой и низкой мотивацией по физике. (Из опыта работы)
методическая разработка

Шашанова Татьяна Васильевна

Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Нефтекумский городской округ

г. Нефтекумск

Из опыта работы:

  «Эффективное использования методик обучения учащихся с высокой и низкой мотивацией по физике»

(подготовила учитель физики Шашанова Т.В.)


 Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

    Я, Шашанова Татьяна Васильевна, учитель физики, на своих уроках сразу же, начиная с первых уроков изучения физики,  показываю  связь с взаимосвязь естественно–математического цикла с гуманитарным, наполнив урок конкретными фактами, яркими примерами, образами, сделав их содержательнее, разнообразнее, занимательнее. Ведь сейчас много отраслей науки, где применяется физика.

 Для усиления мотивационной силы учебной ситуации  для учащихся с низкой мотивацией предлагаю:

  • значимый, интересный для них материал;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • имеется всегда обратная связь;
  • даю возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
  •  стараюсь не навязывать учебных целей сверху. Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  • Не применяю  наказание за неправильное решение учебной задачи, так как это  всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
  • стараюсь избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
  •  Подбираю  учебные задания не только соответственно возрасту, но  уровню оптимальной сложности,  чтобы они способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка, регулирую уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
  • Предоставляю ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  •  Подбираю учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

 В рамках урока осуществляю индивидуальный подход к формированию мотивации учащихся. В ходе данной работы ориентируюсь на предыдущие успехи данного ученика, усиливая адекватные критические суждения самого ученика, и применяет комментирование своей оценки. Оказываю помощь ребенку по принципу от минимальной к максимальной (стимулирующая, направляющая, обучающая).

В своей работе  я использую разнообразные методы и приёмы, которые позволяют мне у обучающихся с высокой мотивацией,   стимулировать активную познавательную деятельность, развивать интерес к предмету.

В процессе преподавания физики применяю методы и приёмы, содействующие развитию у учащихся логического мышления, активности, инициативы, самостоятельности. Это методы проблемного изложения, объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.
Из приёмов, реализующих перечисленные методы, мною применяются такие:

  • создание проблемных ситуаций;
  • опорный конспект;
  • дидактические игры;
  • физический диктант;
  • физические шарады;
  • головоломки;
  • творческие работы;
  • кроссворд;
  • использование дополнительной литературы;
  • ребусы;
  • алгоритмы решения задач;
  • компьютерные модели;
  • лабораторный практикум.

   Использую  ИКТ на    уроках физики, что  способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению. 

  • Задания на самостоятельный поиск информации в учебных пособиях бумажных или электронных (доклады, сообщения, поиск решения новой задачи, самостоятельное изучение каких либо тем).
  • Я использую в своей работе различные компьютерные презентации (уже готовые или создают самостоятельно) на различных этапах урока (большая помощь от готовых презентаций, т. к. на создание собственных уходит много времени), видеоролики, анимации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

«Повышение мотивации обучения учащихся русскому языку через личностно ориентированный подход» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии личностно-ориентированного обучения. ...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)

Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним  из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектн...

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ. ( из опыта работы )

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ....

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...

Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей на уроках физической культуры (из опыта работы): педагогическая статья, август 2023 г.

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, актуальны сего...