Профилактические программы внеурочной деятельности 2021 год
календарно-тематическое планирование

Воронкина Ольга Анатольевна

Программа курса «Юные инспектора движения»  составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Основная идея программы  — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopprogramma_po_yuid.docx37.84 КБ
Файл yuid_4_klass.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №2 г. Охи

имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Юные инспектора движения»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: стартовый

Возраст учащихся: 6,6 - 12  лет Срок реализации: 1 год

 

 

 

Составитель:  Воронкина Ольга Анатольевна, социальный педагог

 

 

 

ОХА - 2021

 

1.Пояснительная записка

Программа курса «Юные инспектора движения»  составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея программы  — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожнотранспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Целью  является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности.  

  Программа решает следующие задачи:

 усилить знания о правилах движения на проезжей части;

 обучить понимание сигналов светофора и жестов регулировщика;

 привить умения пользоваться общественным транспортом;

 ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

 воспитать осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

  воспитать бережноеотношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

 Категория учащихся: 6,6-12  лет

Срок реализации программы: 1 год

 

Формы занятий: Методы и средства обучения: 

  • Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
  • Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
  • Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Режим занятий:   - общее количество часов - 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.  

 Вид программы - модифицированная

Планируемые результаты:

 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

  осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учебный (тематический) план

№п/п

Название раздела, темы

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Формы аттестации

  1. Правила дорожного движения

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка

1

1

2.

Основные понятия и термины ПДД

1

1

3.

Права, обязанности ответственность участников дорожного движения.

1

1

4.

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

1

5.

Правила движения пешеход

1

1

6.

Где и как переходить улицу?

1

1

7.

Элементы улиц и дорог.

1

1

8.

Регулируемый перекрёсток

1

1

9.

Не регулируемый перекрёсток

1

1

10.

Правила движения велосипедистов, мопедистов.

1

1

11.

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

1

1

12.

Движение группы пешеходов и велосипедистов

1

1

13.

Движение группы пешеходов и велосипедистов

1

1

14.

Устройство велосипеда.

1

1

15.

Фигурное вождение велосипеда

1

1

16.

Дорожная разметка.

1

1

17.

Правила пользования транспортом

1

1

18.

На железной дороге

1

1

19.

Движение по загородной дороге

1

1

20.

Дорожные ловушки

1

1

Промежуточная аттестация

  1. Первая доврачебная помощь

21.

Ожоги, обморожения

1

1

22.

Виды кровотечений

1

1

23.

Транспортировка пострадавших

1

1

24.

Травма головы, грудной клетки, живота.

1

1

25.

Шок, обморок.

1

1

26.

Переломы

1

1

27.

Переломы

1

1

28.

Первичное реанимационное пособие

1

1

29.

Виды и техника наложения повязок.

1

1

30.

Медицинская аптечка

1

1

31.

Основы страхования.

1

1

  1. Творческие мероприятия

32.

Подготовка и выступление агитбригады

1

1

33.

Подготовка плаката

1

1

34.

Участие в конкурсах

1

1

ИТОГО:

34

22

12

Итоговая аттестация

  1. Содержание учебного плана (программы)

1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

2. ПДД.

2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

2.3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

2.7. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. 2.8. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.

2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.

2.14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.

2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.

2.18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации - «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.

3.ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ.

3.1. Ожоги, обморожения. ПП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.

3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).

3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска)

3.4. Травма головы, грудной клетки, живота. Понятие травмы. ПП при черепно - мозговой травме; ПП пострадавшему с травмой грудной клетки (при открытом пневмотораксе); ПП пострадавшему с закрытой (тупой) травмой живота; при ранении живота.

3.5. Шок, обморок. Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПП при шоке, обмороке.

3.6. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

3.7. Первичное реанимационное пособие.

Изучить оказание реанимационной помощи при следующих случаях: 

1. Пострадавший без сознания;

2. Обеспечение проходимости дыхательных путей (тройной приём Сафара);

3. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос»;

4. Проведение закрытого массажа сердца;

5.Оказание сердечно- лёгочной реанимации одним человеком;

6.Оказание сердечно- лёгочной реанимации двумя.

3.8. Виды и техника наложения повязок. Общие правила наложения повязок. Наложение повязки: - при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец); затылочной области головы и шеи (8- образная); - при травме глаза; на оба глаза; - при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная); - на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся); - при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо). 3.9. Медицинская аптечка, её предназначение. Применение лекарственных средств. 4 Страхование. Правила страхования. Правила страхования имущества, жизни. Деятельность страховых компаний. Заключение договоров.

5. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД.

4.Формы аттестации и оценочные материалы

 Система оценки результатов освоения обучения дополнительной общеразвивающей программы являются уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост.  

 Порядок и периодичность проведения  аттестации учащихся: Текущий контроль проводится в течение учебного года  Промежуточная аттестация  - в середине программы, задания средней сложности. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе. Форма проведения итоговой аттестации – задания  повышенной сложности. Итоговые тестовые задания.

 Оценочные материалы при определении уровня освоения обучающимися программы используется 10-ти балльная система оценки освоения программы: - минимальный уровень – 1 балл,  - средний уровень – от 2 до 5 баллов, - максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.

     5.Организационно-педагогические условия реализации программы

     Учебно-информационное обеспечение  

Программа разработана на основе нормативно-правовых актов и документов: Нормативно-правовые основы разработки дополнительных общеобразовательных программ: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)  (В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - главы № 1, 2, 6, 10, 11 и  глава № 10); - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); - Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 8.09.2015 № 613н); - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831)  - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;  - Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» / Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) - Уставом учреждения.

 Методическое обеспечение программы

  • билеты по ПДД, страхованию, медицине.
  •  рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
  •  разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений
  •  программа по изучению правил дорожного движения в школе
  • методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
  •  методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
  •  видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД Материально-техническое обеспечение 
  • классные кабинеты,  
  • асфальтированная площадка,
  • спортивный зал -велосипеды,

 настольные и напольные игры по ПДД,

  • канцтовары  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список литературы

Список литературы для педагога.

Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника:

  1. Учебно - методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова - М.:

Третий Рим, 2007.

2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Третий Рим, 2007.

3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. - М.:ВАКО, 2006.          4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.

5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.

6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.

7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. - М.: Просвещение. 1999.

8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. - М.: ВАКО, 2006 - 192с. - (Мастерская учителя)

10. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2005.

11.Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации для органов управления образованием и образовательных учреждений по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2006. 12.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность. 4 класс. – М., 2009.

 

Список литературы для учащихся

1.Газета «Добрая дорога детства» 2005, 2006, 2008 г.

2. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

3. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

4.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

5. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Контрольно-измерительные материалы

 Промежуточная аттестация (проводится в октябре и апреле)

1. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля? А. 14 лет

Б. 7 лет

В. 12 лет

2. Как называется боковая часть дороги?

А. Обочина

Б. Перекресток

В. Ограждение

3. Какой поворот опаснее: левый или правый?

 А. Правый.

Б. Левый

В. Оба

4. Водители-лихачи очень любят его совершать.

А. Происшествие

Б. Столкновение

В. Обгон

5.Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик?  

А. Светофору

Б. Регулировщику

В. Никому

6. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

А. Один

Б. Три

В. Два  

7. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения?

А. Рука поднята вверх;  

Б. Руки опущены

В. Руки разведены в стороны

8. Как выглядят запрещающие знаки?

А. знак в виде синего круга;  

Б. знак в виде красного круга;

В. знак в виде красного треугольника;

9. Что показывает стрелка спидометра?

А. Скорость

Б. Время

В. Температуру

10. Как называется пересечение дорог и улиц?

А. Шоссе

Б. Обочина

В. Перекресток

11. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам?

А. 14 лет

Б. 16 лет

В. 10 лет

12. Как называется изменение направления движения?

А. Остановка

Б. Поворот

В. Дорожка

13. Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда пассажиров.

А. Ступенька

Б. Ремень

В. Поручни

14. С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля?  

А. 12 лет.

Б. 16 лет.

В. 14 лет.

15. Остановка – это …

А. Вынужденное прекращение движения на время до 5 мин.

Б. Вынужденное прекращение движения на время свыше 5 мин.

В. Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин. для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.  

 

КЛЮЧ к тесту "Правила дорожного движения"

1)В; 2)А; 3)Б; 4)В; 5)Б; 6)В; 7)А; 8)Б; 9)А; 10)В; 11)А; 12)Б; 13)В; 14)Б; 15)В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • рассказывать о своих вкусах и увлечениях;
  • перечислять здоровые увлечения;
  • узнавать новое об одноклассниках и находить друзей по интересам;
  • тренироваться в невербальном общении;
  • научиться использовать вербальные и невербальные компоненты общения для понимания сообщения;
  • определять безопасные ситуации и опасные ситуации;
  • говорить о разных вариантах решения проблемных ситуаций и их последствиях;
  • узнать о вреде сигарет и алкоголя;
  • приобрести навыки кооперативного обучения, навыки общения.

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Предметные результаты освоения курса «Юный инспектор дорожного движения»

учащиеся должны знать:

Воспитательные результаты внеурочной деятельности

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов

поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

  • принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”: чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.    
  • принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия: учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.  
  • принцип возрастной безопасности: у младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
  • принцип социальной безопасности: обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует.  
  • принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания: этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Первый  уровень.

 Ребенок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера.  Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе (при совместной деятельности).

Второй  уровень.

 Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий,  классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД).

Третий  уровень.

Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, активно участвует  в агитационных  рейдах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах, в конкурсе знатоков правил дорожного движения.

Тематическое планирование

№ раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В т.ч. на практические занятия

Раздел 1: Участники дорожного движения

1.1.

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?

1

1.2.

Наш город, микрорайон, где мы живём.

1

1.3.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

1

1.4.

Мы идём в школу

1

1.5.

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

1

1.6.

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)

1

1.7.

Правила движения пешеходов по тротуару.

1

1.8.

Посвящение в пешеходы

1

Раздел 2:   Виды пешеходных переходов

2.1.

Пешеходные переходы.

Обозначение переходов, понятие «Зебра».

1

2.2.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».

1

2.3.

Правила перехода дороги.

Самый безопасный переход.

1

2.4.

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».

1

Раздел 3: Светофор и его сигналы

3.1.

Светофор – наш верный друг.

Назначение светофора и его сигналы.

1

3.2.

Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

1

3.3.

Регулировщик – наш помощник.

1

3.4.

На нерегулируемых перекрёстках.

1

Раздел 4: Дорожные знаки

4.1.

Наши друзья – дорожные знаки

1

4.2.

 Предупреждающие знаки.

1

4.3.

 Запрещающие знаки.

1

4.4.

Знаки особого предписания и знаки сервиса

1

Раздел 5:  Виды транспорта

5.1.

Виды наземного транспорта.

1

5.2.

Транспортные средства общего и личного пользования.

1

5.3.

Специальные машины.

1

5.4.

Машины-помощники.

1

Раздел 6: Мы пассажиры

6.1.

Пассажиром быть наука.  

1

6.2.

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.

1

6.3.

Правила посадки в транспорт и выхода из него.

1

Раздел 7: На загородной дороге

7.1.

Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке.

1

7.2.

Переход через железнодорожный переезд.

1

Раздел 8: Безопасные места для детских игр

8.1.

Где можно и где нельзя играть.

Мостовая не для игры.

1

8.2.

Где можно кататься и машин не опасаться?

1

8.3.

Праздник:

«Мы знаем правила дорожного движения».

1

8.4.

Праздник:

«Мы знаем правила дорожного движения».

1

8.5.

Экскурсия по городу

 (закрепление пройденного материала)

1

8.6.

Экскурсия по городу

 (закрепление пройденного материала)

1

ИТОГО: 35 часов

Содержание курса внеурочной деятельности

35 часов  (1 час в неделю)

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Раздел 1: Участники дорожного движения (8 ч)

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Первоклассник как самостоятельный пешеход.

Рассказ о городе,  микрорайоне, где  живут и ходят в школу дети.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар).

Правила движения пешеходов по тротуару.

Праздник: «Посвящение в пешеходы».

Раздел 2:   Виды пешеходных переходов(4 ч)

Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».

Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.

Скрытые опасности на дороге.  Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.

Раздел 3: Светофор и его сигналы (4 ч)

Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Пешеходный  светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Регулировщик – наш помощник.  Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки.

На нерегулируемых перекрёстках.  Нерегулируемые перекрестки являются опасным местом для участников дорожного движения. Почему? Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.   Осевая линия.

Раздел 4: Дорожные знаки (4 ч)

Наши друзья – дорожные знаки.  Назначение дорожных знаков, их классификация.

Предупреждающие:  «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).

Запрещающие:  «Движение на велосипедах запрещено»,  «Движение пешеходов запрещено».

Информационно-указательные:  место остановки общественного транспорта.  Пешеходные переходы.

Знаки сервиса:  «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон».

Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.

Раздел 5:  Виды транспорта (4 ч)

Понятие «транспортные средства». Виды наземного транспорта.

Транспортные средства общего и личного пользования.

Специальные машины. Их назначение.Машины-помощники.

Раздел 6: Мы пассажиры (3 ч)

Пассажиром быть наука. Понятие «пассажиры». Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем.Остановка  общественного транспорта — зона  повышеннойопасности.

Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.

Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса.

Раздел 7: На загородной дороге (2 ч)

 Дорога. Проезжая часть. Обочина. Пешеходная дорожка – место движения пешеходов.

Места перехода дороги. Переход через железнодорожный переезд. Место перехода пешехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки. Запрещение хождения по рельсам, насыпям, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.

Раздел 8: Безопасные места для детских игр (2 ч)

Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).

Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы».

Машины во дворе вашего дома.

Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения».(2 ч)

Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) (2 ч)

Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.

Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках. Выявление нарушителей правил перехода.

Практические  занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор ошибок. Подведение итогов.

Календарно – тематическое планирование

Название программы: «Юный инспектор дорожного движения»

Количество часов  в неделю: 1 час

№ раздела, темы

Наименование разделов и тем

Дата

Корректировка

Раздел 1: Участники дорожного движения

1

1.1.

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?

01.09.2021

2

1.2.

Наш город, микрорайон, где мы живём.

08.09.2021

3

1.3.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

15.09.2021

4

1.4.

Мы идём в школу

22.09.2021

5

1.5.

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

29.09.2021

6

1.6.

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)

06.10.2021

7

1.7.

Правила движения пешеходов по тротуару.

13.10.2021

8

1.8.

Посвящение в пешеходы

20.10.2021

9

2.1.

Пешеходные переходы.

Обозначение переходов, понятие «Зебра».

27.10.2021

10

2.2.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».

11.11.2021

Раздел 2:   Виды пешеходных переходов

11

2.3.

Правила перехода дороги.

Самый безопасный переход.

18.11.2021

12

2.4.

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».

25.11.2021

13

3.1.

Светофор – наш верный друг.

Назначение светофора и его сигналы.

01.12.2021

14

3.2.

Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

08.12.2021

Раздел 3: Светофор и его сигналы

15

3.3.

Регулировщик – наш помощник.

15.12.2021

16

3.4.

На нерегулируемых перекрёстках.

22.12.2021

17

4.1.

Наши друзья – дорожные знаки

29.12.2021

18

4.2.

 Предупреждающие знаки.

19.01.2022

Раздел 4: Дорожные знаки

19

4.3.

 Запрещающие знаки.

26.01.2022

20

4.4.

Знаки особого предписания и знаки сервиса

02.02.2022

21

5.1.

Виды наземного транспорта.

09.02.2022

22

5.2.

Транспортные средства общего и личного пользования.

16.02.2022

Раздел 5:  Виды транспорта

23

5.3.

Специальные машины.

02.03.2022

24

5.4.

Машины-помощники.

09.03.2022

25

6.1.

Пассажиром быть наука.  

16.03.2022

26

6.2.

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.

30.03.2022

Раздел 6: Мы пассажиры

27

6.3.

Правила посадки в транспорт и выхода из него.

06.04.2022

28

7.1.

Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке.

13.04.2022

29

7.2.

Переход через железнодорожный переезд.

20.04.2022

Раздел 7: На загородной дороге

30

8.1.

Где можно и где нельзя играть.

Мостовая не для игры.

27.04.2022

31

8.2.

Где можно кататься и машин не опасаться?

04.05.2022

Раздел 8: Безопасные места для детских игр

32

8.3.

 Экскурсия по городу

 (закрепление пройденного материала)

11.05.2022

33

8.4.

Экскурсия по городу

 (закрепление пройденного материала)

18.05.2022

34

8.5.

Праздник:

«Мы знаем правила дорожного движения».

25.05.2022

35

8.6.

Праздник:

«Мы знаем правила дорожного движения».

25.05.2022

ИТОГО: 35 часов

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

Куда внести изменения

Описание изменений

Причины изменения

Контроль выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме чёрного» в 9 классе, 2020-2021 год

Направленность данной программы - Формирование навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оцен...

Занимательный английский 2020-2021 3класс ( программа внеурочной деятельности)

Занимательный английский 2020-2021 ( программа внеурочной деятельности в 3 классе)...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Юный топограф» основное общее образование, 5 класс 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по топографии (внеурочная деятельность) "Юный топограф" для 5 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (7 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Аксиома успеха" 2020-2021 учебный год (7 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...