Программа дополнительного образования «Волшебство на кончиках пальцев»
рабочая программа

Кононова Эльвира Александровна

Программа дополнительного образования «Волшебство на кончиках пальцев» рассчитана как на детей общеобразовательных групп, так и на детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).  Одним из современных и популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам, является рисование песком «Sand-Art» (песочная анимация). Для воспитанников с нарушением речи, в планирование работы кружка, предусмотрены специально разработанные игры и упражнения (в том числе авторские), позволяющие наиболее эффективно закреплять полученные навыки при коррекции речевых нарушений и незаметно для себя учиться наблюдать, думать, фантазировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Принято  

Утверждено

Решением педагогического совета                                

приказом заведующего

протокол от № 3 от 04.09.2019                                                      

от № 200 от 04.09.2019

                                                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБСТВО НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
срок реализации программы
2 года

2019г.

Оглавление

Введение        

3

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

5

1.2. Цели и задачи ДОП

8

1.3. Принципы и подходы к формированию ДОП

11

1.4. Определение эффективности ДОП

12

1.5. Планируемые результаты освоения ДОП

Первый год обучения

Второй год обучения

13

2. Содержательный раздел ДОП

2.1. Методы и формы используемые при реализации ДОП

14

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития ребёнка, представленных в пяти

образовательных областях.

17

2.3. Структура занятий

19

2.4. Основные техники рисования песком

22

2.5. Взаимодействие участников программы

22

3. Организационный раздел

3.1. Структура учебного плана ДОП

24

3.2. Годовой календарный учебный график

25

3.3. Режим занятий

25

3.4. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по программе «Волшебство на кончиках пальцев»

26

3.5. Перечень литературных источников

26

Приложения

Техники рисования

№1

Критерии и диагностические листы для оценки уровня овладения ребенком техникой песочного рисования в соответствии с возрастом

№2

Пальчиковые игры

№3

Релаксационные игры

№4

Перспективное планирование ДОП

№5

ВВЕДЕНИЕ
        Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника, о воспитании
целостной, творческой личности ребенка. В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

В основе Дополнительной Общеобразовательной Программы художественно-эстетической направленности «Волшебство на кончиках пальцев» (далее ДОП) заложены эстетико-художественные принципы развития ребенка 5-7 лет и методы психологической разгрузки.

        Содержание ДОП включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

        Целевой раздел определяет цели и задачи, принципы и подходы к формированию ДОП, планируемые результаты ее освоения.

        Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционного рисования – рисование песком по стеклу и игр в песочном бассейне. ДОП определяет содержание работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Организационный раздел описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей ДОП, особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
психолого-педагогических, материально-технических условий,

особенностей организации образовательной деятельности и завершается

перечнем литературных источников.

        Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

         Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273

        Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30 384 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

        Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» от 28 мая 2014года, № 594

        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
        Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550;

         Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
     Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Одним из современных и популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам, является рисование песком «Sand-Art» (песочная анимация).

Программа дополнительного образования «Волшебство на кончиках пальцев» рассчитана как на детей общеобразовательных групп, так и на детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).  В ДОУ реализуются программы различного уровня: основная общеобразовательная и основная адаптированная для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для воспитанников с нарушением речи, в планирование работы кружка, предусмотрены специально разработанные игры и упражнения (в том числе авторские), позволяющие наиболее эффективно закреплять полученные навыки при коррекции речевых нарушений.

В процессе творческой деятельности, у детей  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми.

Отличительной особенностью программы является использование разнообразных приемов работы с песком и некоторых приемов, используемых развития межполушарных связей. Данная программа оперирует такими ключевыми понятиями как песочный стол, песок, работа пальцами, работа ладонью, работа кулачком, работа мизинцем, контраст, симметрия, пятно, линия и т.д., которые лежат в основе обучения детей и являются основополагающими. На первом этапе программы дети знакомятся с простейшими приемами рисования – засыпанием стекла тонким слоем песка и работа пальцами, затем они учатся снимать ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем – работать двумя руками симметрично, ставить точки. Самым сложным является трансформация одного изображения в другое, это является завершающим этапом программы.     Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.

Актуальность данной программы дополнительного образования  в том, что песочное рисование является современным развивающимся видом искусства, способствующим гармоничному развитию личности. Большим плюсом деятельности являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на ребенка завораживающе и избавляет от негативных эмоций.  Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения, что помогает развитию эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
      Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Синхронное задействование рук очень полезно для развития двух основных видов восприятия: интеллектуально - логического и эмоционально - целостного.

Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.

Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для пяти формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь воздействует и на качество речи ребенка.

         Песочное рисование благоприятно влияет на подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки. Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.

  1. Цель и задачи реализации программы

Цель: Стимулировать самостоятельность, творчество и речевую активность детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную  изобразительную деятельность,  осуществлять психолого-педагогическую поддержку с помощью техники рисования песком.

В целом программа дополнительного образования «Волшебство на кончиках пальцев», независимо от возрастной категории, нацелена на решение следующих задач:
Общие задачи программы

Образовательные:

- формировать познавательную активность через ознакомление с  техниками песочной терапии;

- знакомить  детей с общим представлением об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;

- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;

- знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость).

Развивающие:
- развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком и познавательную активность;

- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; гармонизация психоэмоционального состояния;

- развивать умение совместно работать со сверстниками в группе;

- формировать коммуникативные навыки, умение планировать собственную деятельность;

- способствовать формированию сенсорных эталонов, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.

Воспитательные:

- вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности;

- воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире;

- формировать желание детей выражать свои мысли и чувства через

нетрадиционную изобразительную деятельность;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность

Психотерапевтические:

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение)

- поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;

- поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса

манипулирования песком и от рисования;

- гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.

Коррекционные:

- способствовать снижению импульсивности, стрессового состояния, уменьшению эмоционального и мышечного напряжения детей;

- способствовать развитию межполушарных связей;

- способствовать закреплению и активизации полученных знаний на

коррекционных занятиях.

Конкретные задачи I года обучения:

- учить правильно держать кисть руки при работе песком, не напрягая и не сжимая сильно пальцы;

- добиваться свободного движения руки и кисти во время рисования песком;

- учить ритмичному нанесению штрихов, линий, пятен;

- формировать и закреплять представления о форме предметов, величине, расположении их частей;

- учить основным техникам работы с песком на песочном столе;

- развивать плавность, изящество и точность движений;

- учить работать кистью и пальцами обеих рук;

- развивать мелкую моторику рук: регулировать силу и амплитуду движений, скорость;

- уметь изменять размах и направление движения руки при рисовании;

- закреплять и совершенствовать полученные знания на коррекционных

занятиях через игры с песком (для детей с ОВЗ).

Конкретные задачи II года обучения:

- развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира; в процессе восприятия предметов и явлений, развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже?);

- учить передавать положение предметов в пространстве;

- совершенствовать технику рисования песком. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность и ритмичность;

- обогащать сенсорный опыт;

- развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения и умение передавать образы на песочном столе.

  1. Принципы и подходы к формированию ДОП


Основные принципы:

1. Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением песком отдельных предметов, сюжетных песочных картин.
2. Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает

ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.

3. Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и
творчеством. В первой части занятия предлагаются упражнения, требующие точных повторений движений руками, во второй обязательно творческих заданий по тематике занятия.

4. Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному». Этот принцип диктует построения структуры программы и хода занятия.
5. Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости процессе рисования.

6. Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности (игра, драматизация, рассказывание сказки, музыка). Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе пальчиковой гимнастики (см. Приложение №4) и

при обыгрывании и (или) оречевлении созданных рисунков.

7. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их изобразительной деятельности.

8. Принцип дозированной помощи и невмешательства в процессе детского
изобразительного творчества.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Первый год обучения 5 – 6 лет

- Знает основные техники рисования и может их воспроизвести. Изображает предметы и явления, передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации. Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию

- Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует
графической задаче изображения простых форм.

- Изображает отдельные предметы, простые по композиции, включая в картины
воображение (круг, квадрат…)

- Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и

явлений природы; умеет радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

- Видит красоту в окружающем мире и может передавать ее, используя техники
песочной анимации.

- У детей наблюдается ускорение процесса коррекции в преодолении речевых и эмоционально-личностных нарушениях, формирование безопасного способа разрядки психологического напряжения (для детей с ОВЗ).

Второй год обучения 6-7 лет

- Самостоятельно называет техники рисования песком. Изображает предметы и явления, сюжетные изображения (с натуры, по представлению); передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации. Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию. Владеет графическими действиями (темным по светлому, засыпание стола песком)

- Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину. Способен одновременно работать пальцами двух рук.

- Проявляет увлеченность рисования на песке, желания рисовать по

собственному замыслу. Умеет дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое мышление. Дорисовывая предложенные пятна, линии, точки, получая при этом новый образ. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

- Эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда

характеризуются стабильностью, уравновешенностью, позитивным настроем, стремлением в рисунке на песке выразить свои эмоции, чувства. Выражает эмоции не только через рисунок, но и словом.

- У детей наблюдается ускорение процесса коррекции в преодолении речевых и эмоционально-личностных нарушениях, формирование безопасного способа разрядки психологического напряжения (для детей с ОВЗ).

  1. Определение  эффективности реализации программы

С целью выявления уровня успешной реализации дополнительной

образовательной программы используются следующие формы подведения итогов:

- Мониторинг развития навыков работы с песком, творческого мышления, воображения, восприятия в начале и конце учебного года;

- Организация открытого занятия  с демонстрацией приобретенных умений и навыков;

- Организация фотовыставки детских работ.

Диагностика в зависимости от поставленных задач охватывает ряд основных показателей эффективности освоения программы, в качестве которых могут выступать:

1.Освоение техникой песочного рисования ребенком

(владение техниками рисования песком)

2.Уровень развития психомоторного развития ребенка

(координации, внимания, усидчивости речевой деятельности, образной памяти).

3.Проявления творческих способностей и владением

(мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность).

4. Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка (умение видеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику)

Для выявления степени сформированности выше указанных показателей проводятся диагностические процедуры. Критерии и приемы для оценки уровня овладения ребенком техникой песочного рисования в соответствии с возрастом представлены в диагностических картах, которые заполняются на каждого ребенка индивидуально вначале и конце учебного года педагогом, реализующим ДОП совместно с педагогом-психологом; а для детей с ОВЗ совместно с учителем – логопедом.   Результаты диагностики фиксируются в таблице для фиксации результатов мониторинга. (Приложение №2).

На основе анализа деятельности детей и продуктов изобразительной деятельности, наблюдения за характером рисования песком по каждому параметру выставляется соответствующий бал и делается вывод о характере освоения программы.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребёнка, представленных в пяти образовательных областях.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

1. Социально-коммуникативное развитие:

• Способствует развитию игровой деятельности

• Умению взаимодействовать со сверстниками

• Приобщению к правилам безопасного поведения

• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).

•Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.

Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей на песочном столе. Песок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.

Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в среднем, так и в старшем дошкольном возрасте.

2. Познавательное развитие:

•Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.
•Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
•Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
•Способствует формированию целостной картины мира.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые
представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями
взрослые должны помогать им, упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.

3. Речевое развитие:

• Способствует развитию связной речи

• Развивает умение свободно общаться со взрослыми и с детьми

• Способствует обогащению и активизации словаря

Здесь в  работе  используются песочные постановки сказок, с одновременным или последующим речевым сопровождением, используя рисование на песочном столе и различными действиями с предметами (мелкие игрушки, природный материал). Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их, таким образом, в процесс рассказывания, фантазирования.

4. Художественно-эстетическое развитие:

• Способствует развитию воображения

• Формирует эстетический вкус

•Развивает художественные способности, чувство ритма.

Первоначально это, конечно, непосредственное рисование песком, можно предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом, рисование воронками, рисование цветным песком посредством трафаретов.


5. Физическое развитие:

•Способствует сохранению и укреплению здоровья

•Накоплению и обогащению двигательного опыта

• Развитие координации

• Развитие мелкой и крупной моторики

2.2.  Методы, используемые при организации занятий с детьми:

Наглядные методы:

 наглядно – слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);

 наглядно – зрительные (дидактический материал);

 тактильно – мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей,

совместное выполнение, подражательное выполнение);

 формы несловесной поддержки (улыбка и т.п.);

Словесные методы:

 объяснение, пояснение, уточнение  (краткое, четкое, эмоциональное);

  указания (даются тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем

детям, так и индивидуально);

 вопросы (этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память).

Практические методы:

 метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);

Игровые методы (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).

Арт-терапевтические методы развития эмоций и чувств:

 Пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний;

 Побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

 Контроль и оценка изобразительной деятельности.

Формы работы:

В ходе реализации программы предусматриваются различные формы, как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями. Основная форма работы групповая – позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, является прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Игры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе детей применяются:

• игры;

• занятия;

• беседы;

• аудио и видео занятия;

• арт-сказки

• открытые занятия для родителей и совместно с родителями.

Занятия проводятся небольшими группами (5 –10 человек), что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

Занятия проводятся во второй половине дня и включают 4 части: подготовительную, вводную, основную и заключительную.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика и релаксационные игры на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения (Приложение №3)

Вводная часть предусматривает использование художественного слова, проведение игр для привлечения внимания детей, беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы и приемы стоит использовать.

Основная часть  непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков других детей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

2.3. Структура занятий

Для детей с ограниченными возможностями здоровья ДОП реализуется через полную инклюзию. При полной инклюзии дети с особенностями развития обучаются вместе с нормативно –  развивающимися сверстниками. В ходе реализации Программы, в случае необходимости, предусмотрено взаимодействие детей с ОВЗ с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой и творческой деятельности. Дети, решая общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии. Организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы учитывается баланс между работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением. При реализации ДОП используются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитываются индивидуальные особенности детей. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы предпочтение отдается наиболее доступным методам: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.  

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.  Для придания цвета изображению используется подсветка стола или цветной песок, в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - желтый цвет, "Летний лес" - зеленый цвет, "Морские обитатели" –голубой и/или синий и т. д.

Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком

I. Вводная часть:

1. Особое приветствие:

- дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

- легко, затем с напряжением сжать кулачки с песком, потом медленно высыпать его в песочницу;

- дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

- перетереть песок между пальцами, ладонями (кладем ладони на песок,

погружаем ладони в песок, сжимаем руки в кулаки с песком, расслабляем руки, выпускаем песок между пальцев).

2. Правила работы с песком:

- Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
- Категорически нельзя бросаться песком;

- Нельзя брать песок в рот;

- Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы;

- После игры надо убрать все на свои места.

II. Основная часть:

1.Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности рук, игры для закрепления полученных знаний на коррекционных занятиях (для детей с ОВЗ).  Проведение игр: «Волшебные следы», «Песочный круг», «Узоры

на песке», «Песочный дождик», «Артикуляционная гимнастика» и т. д.

(Приложение №4)

2. Игры и упражнения, направленные непосредственно на обучение приемам рисования на песке и с помощью песка.

Педагог вначале показывает способы действия, а затем ребенок самостоятельно их выполняет. В случае затруднений используется метод «рука в руке» - педагог, управляя движениями руки ребенка совершает запланированные упражнения-приемы рисования песком. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

III. Заключительная часть:

1.Подведение итогов

Припоминание и проговаривание этапов занятия. Фиксация работ на фотоаппарат.

2. Упражнение на релаксацию  

3. Рефлексия

4. Ритуал прощания

2.4. Основные техники рисования песком:

• Рисование кулаком

• Рисование ладонью

• Рисование ребром большого пальца

• Рисование щепотью

• Рисование мизинцами

• Одновременное использование нескольких пальцев

• Рисование симметрично двумя руками

• Отсечение лишнего

• Засыпание стола песком из кулачка

• Рисование пальцем

Способами засыпания поверхности стола:

• Просеивание

• Расхлопывание

• «Дождик»

• «Торнадо»

• «Волна»

2.5. Взаимодействие участников программы

Взаимодействие педагога с детьми

Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи.  Педагог должен не только научить детей различным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как
увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности. Кроме этого, стимулирующие работу детей действия педагога, включающие
подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.
 В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.  

Формы взаимодействия педагога с детьми:

1) Мотивация (ритуал приветствия)

2) Гимнастика, направленная на развитие мелкой и (или) артикуляционной моторики. Специальные игры и упражнения в песочнице, направленные на

активизацию и закрепление полученных навыков в коррекционной работе (для детей с ОВЗ)

3) Беседа – разъяснение о предстоящей теме работы (при необходимости педагог предлагает детям перенести свой замысел на лист бумаги)

4) Обучение технике пескографии (предварительно действия, совершаемые кистью руки в процессе рисования, отрабатываются вне песочницы – имитация действий)

5) Физкультурная пауза

6) Самостоятельное выполнение техник рисования песком

7) Любование (фотографирование работ детей)

8) Эмоциональная установка на успешность (ритуал прощания)

Методы работы с родителями

Родительские собрания проводятся с целью:

- ознакомления с предлагаемой программой;

- обсуждения подготовки и проведения традиционных мероприятий;

- обсуждения проблем дальнейшего развития детского коллектива.

Индивидуальные консультации необходимы для того, чтобы помочь родителям найти индивидуальный подход к своему ребенку.

Совместные мероприятия детей и родителей с целью приобщить их к интересам детей, помочь в развитии детского коллектива.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Структура учебного плана ДОП

Структура учебного плана воспитательно-образовательной работы состоит из годового календарного учебного графика и перспективного планирования (Приложение№5).

Темы и содержание занятий при реализации ДОП могут меняться, дополняться в зависимости от успехов, воображения и творческого замысла ребенка.

Организуя образовательную деятельность по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. В процессе освоения ребёнком техник рисования песком, расширяется содержание, усложняются элементы в изображении песочных композиций.

  1. Годовой календарный учебный график

Программа рассчитана на 8 месяцев с середины сентября по май. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий  с детьми 5-6 лет 25 минут, с детьми 6-7 лет 30 минут включая организационные моменты.

  1. Организация деятельности реализации ДОП и режим занятий:

Реализация ДОП осуществляется на основании приказа заведующего  МБДОУ ДС «Родничок»

  1. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по программе «Волшебство на кончиках пальцев»

Финансовое обеспечение ДОП производится за счет МБДОУ ДС

«Родничок».

Техническое оснащение занятий

- Светлое учебное помещения для реализации программы

- Световые столы с подсветкой 600*800*120

- кварцевый песок

- фотоаппарат 1 шт.

- магнитофон 1 шт.

- ноутбук 1 шт.

- картотека игр

- дидактический материал (пособия, шаблоны, фотографии, журналы, книги)

- В основном все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, расчески, палочки (шпашки), камешки, бусинки, пуговки, ракушки, кисточки.

  1. Перечень литературных источников

При разработке Программы дополнительного образования  «Волшебство на кончиках пальцев» использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание ДОП.

1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. О.Ю. Епанчинцева –/ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-80с.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Г. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.

3. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М.2010. 5. 4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н.А. Сакович. – СПб.: Издательство «Генезис», 2005.

5. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). / Е. А. Тупичкина –  М .: АРКТИ. 2017.-112с.

6. Крылова О.Ю. Рабочая программа Обучение рисованию песком на световом столе детей дошкольного и младшего школьного возраста «Песочная фантазия» /  О.Ю. Крылова – Москва 2016 г.

7. Песочная терапия. Электронные данные –  Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki26

Приложение №1

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ

НА ПЕСОЧНОМ СТОЛЕ

Рисование песком на стекле состоит из двух основных техник.

Первой является рисование, о котором потом говорят «светлым по темному». Для него готовят фон – равномерно насыпают на стол песок, а затем рисуют по нему, раздвигая песчинки и оставляя светлые линии.

Обратная этому техника – рисование «темным по светлому». На чистую поверхность наносятся различные элементы с помощью заполнения песком. Обе эти техники легко совмещаются и комбинируются. Постоянно оживлять рисунок, чтобы из него получалась песочная анимация, необходимо, отсекая ненужный фон и оставляя только главное изображение, либо сохраняя определенные элементы картины, заменяя остальные новыми.

1. Техника «закидывания»

Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море. 

2. Техника «засыпания»

Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. Высыпать песок можно в виде прямых линий и кривых, зигзагами, кругами, спиралями.

При использов

ании данной техники получаются поверхности с разными контурами. 

3. Техника «насыпания»

Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные — это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. 

4. Техника «вытирания»

         Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.

5. Техника «процарапывания»

         Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь 

6. Техника «отпечатка»

 Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку и т.д.

  1. Рисование щепотью

Щепотку песка зажимают между пальцами и насыпают на стекло движением, которым мы обычно солим еду; часто так и говорят – «посолить» песком. Песок также можно набрать в ладонь, держа ее лодочкой, и легонько стряхивать его на поверхность.

  1. Рисование пальцами и ребром ладони

Рисуют по песку с помощью пальцев, раздвигая его ими по поверхности. Можно рисовать одним пальцем или сразу несколькими – таким способом изображают волосы, волны, траву и т. д. При рисовании песком иногда используют тыльную сторону ладони; это может быть одна рука, а могут быть и две руки одновременно. Так можно нарисовать птичьи крылья или крылья бабочек. Рисование толстых линий, например, стволов деревьев, вместо пальцев предполагает использование ребра ладони. Некоторые крупные объекты рисуют и с помощью кулаков, к примеру, камни. При рисовании более мелких объектов (звезд, дождевых капель) пользуются точечными движениями подушечек пальцев.

Насыпание линий. 

Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные — это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному — темнее в центре или по краю и т. д. 

Упражнение «Солнышко».

Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.
Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг. 

Иногда он не получается идеально ровным.
В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем. 

Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.


Засыпаем фон. 

Фон можно засыпать разными приёмами — всё зависит от задачи.
1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола. Затем — справа налево. . 

Это можно сделать только в том случае, если на вашем световом столе поле для песка находится на одном уровне с плоскостью пластика, на котором вы рисуете. Если песок лежите в лотке — насыпьте его на плоскость с краю и попробуйте этот и три следующих приёма.
2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем космическое пространство — добавляем планеты и их траектории тонкими линиями. 

3. Рисуем горы. Слева направо (и/или наоборот) перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага. Если амплитуда зигзага небольшая — получается пустыня с барханами. Сверху корректируем край. Иногда нужно не просто скорректировать край, а убрать часть песка так, чтобы его не скапливалось много по контуру. Для этого проводим движение плоскостью пальца, как бы отсекая и отодвигая лишнее.

4. Заполняем пространство на небе тем же приёмом.

5. На поле светового стола с высоты более 40 см рассыпаем песок тонким слоем. Быстро перемещая руку слева направо и справа налево. При этом песок просыпается между пальцами. Можно добиться разной плотности слоя. Этот прием применяется, когда нужно насыпать тон на уже сделанную картинку для перехода к следующей, например, для добавления деталей или для создания равномерно засыпанного фона. 

Рисуем по засыпанному фону.

          Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, визитной карточкой, палочками. Начинаем пробовать. Засыпаем быстрыми движениями фон. Проводим в любых направлениях линии, полосы плоскостью ладони, ребром ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д.

Рисуем воду.
        Первый вариант — четырьмя (или даже пятью) пальцами проводим волнистые параллельные линии. Второй вариант — краешками ногтей рисуем горизонтальные чёрточки от дальнего плана к переднему.

Рисуем облака.
         На чистом поле присыпаем песком небольшие участки и кулачком рисуем облака - правой рукой делаем движения против часовой стрелки и двигаемся вправо, левой рукой - по часовой стрелке и двигаемся влево. Рисуем мелкие детали по чистому фону.

Немного об инструментах.  

         При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно

использовать кисти, палочки и другие предметы, которые сочтёте необходимыми. Для мелких деталей можно применять деревянные палочки – дерево не поцарапает пластик. При рисовании длительных полутоновых рисунков используются разные кисти и палочки. Также при рисовании применяются любые предметы, которые могут дать фактуру. Для мелких деталей используются ногти (например, когда рисуют блики).
           Для сбора песка после рисования используется широкая кисть — вымести песок из уголков стола.

Рисуем фактуру различными предметами.

          Используя различные предметы, можно получить разную фактуру. Разные кисти дают разную толщину линии и разные отпечатки

Такой кистью можно рисовать, например, волосы.

Палочкой из китайского ресторана можно делать надписи и красивые декоративные узоры. В ход пойдут также расчёска. Есть ещё интересный приём. Рисуем отпечатки листьев. На чистый фон (или уже на готовый фон) кладём сорванный лист и присыпаем сверху тонким слоем песка. Затем лист осторожно убираем. Получаем изображение, которое можно дорисовать. Предметы можно взять разные — здесь все зависит от вашей фантазии.

Приложение №2

Критерии для оценки уровня овладения ребенком техникой
песочного рисования
 в соответствии с возрастом

Ф. И. ребенка

Наименование критерия

Освоение техникой
песочного рисования ребенком

Итоговый показатель освоения техникой
песочного рисования

Уровень развития
психо-моторного
развития

Проявления творческих
способностей

и их владением

Уровень развития психо-
эмоциональной сферы и
познавательной
активности

Освоение техникой песочного рисования

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.


Уровень развития психомоторного развития ребенка
3 балла – движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения.
2 балла – есть незначительное искажение в зрительно-моторной координации в изображении песочных картин

1 балл – зрительно-моторная координация сформирована слабо

Проявления творческих способностей и владением

3 балла – изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны и отличаются оригинальностью. Способность самостоятельно выбрать и передать образ.

2 балла – изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны. Не всегда самостоятелен в выборе форм.

1 балл – изображения повторяются, не оригинальны, затрудняется в выборе форм изображения

Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка
3 балла – рисунки эмоционально насыщены и отражают настроение и красоту

окружающего мира. Может выразить эмоции словами.
2 балла – почти каждый рисунок характеризуется эмоциональной выразительностью
1 балл – рисунки чаще всего маловыразительны

Освоение техникой песочного рисования ребенком

3 балла – воспроизводит в точности все виды техники песочного рисования
2 балла – есть незначительные искажения в технике, правильно воспроизводит 50 и более % техники

1 балл – искажения значительные, форма не удалась

Приложение №3
Пальчиковые игры

«Зайка»

Зайка по лесу скакал

пальчики "скачут" по столу

Зайка корм себе искал

пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки

изображаем ушки руками

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

пальчики медленно идут по столу

Заяц путает следы, убегает от беды.

пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе

 «Апельсин»

Мы делили апельсин!

руки сцеплены в замок, покачиваем

Много нас,

пальцы растопыриваем

А он один.

показываем только один палец

Эта долька для ежа,

пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику

Эта долька для стрижа,

отгибаем следующий пальчик

Это долька для утят,

отгибаем следующий пальчик

Это долька для котят,

отгибаем следующий пальчик

Эта долька для бобра,

отгибаем следующий пальчик

А для волка кожура!

ладони вниз, пальчики растопырены

Он сердит на нас, беда!

погрозить пальцем

Разбегайтесь кто куда!

сымитировать бег пальцами по столу



«Улитка»

Тычет рожками улитка

большой палец правой руки придерживает средний и безымянный;
указательный и мизинец — прямые

Заперта в саду калитка

тычет "рожками" в ладонь левой руки

Отвори скорей калитку,

левая рука "открывает" калитку

Пропусти домой улитку

правая рука "проползает"


«Дни недели»

В понедельник я стирала,

кулачки трём друг о друга

Пол во вторник подметала.

кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения
по столу

В среду я пекла калач,

печём "пирожки"

Весь четверг искала мяч,

правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк"

Чашки в пятницу помыла,

пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а
указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки

А в субботу торт купила.

ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев

Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

машем ладошками к себе

 
«Горох»

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке.

переплетя пальцы, сжимаем руки вместе

Вот выросла одна, И тесно ей уже.

выпрямляем большие пальцы

Но вот растёт вторая,
и третья растет, а потом четвёртая, пятая...

выпрямляем пальцы поочерёдно

Молчал, молчал стручок и сказал вдруг: "Бом!"

хлопаем



«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

загибаем пальчики по одному

Бабу снежную лепили,

имитируем лепку комков

Птичек крошками кормили,

"крошим хлебушек" всеми пальчиками

С горки мы потом катались.

ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись

кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли,

отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли

производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку


Приложение №4

   Релаксационные упражнения

«Ленивый барсук»

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

«Звери и птицы спят»

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети на спину легли и как мишка видят сны.

Тише-тише – не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать.

Просыпаться и вставать.

«Зернышко»
Посадил каждый свое зернышко.

Сидя на коврах, обхватывают

колени руками, голова опущена.

Светит теплое солнышко, полил        

дождик.
Появились у зернышка корешки.

Вытягивают медленно ноги

вперед.
Затем появились у зернышка

Руки поднимают вверх, встают росточки.

И выросли росточки вот такие! Встав на ноги, потягиваются.

У кого выше?

«Овощи»
Устали овощи, сели отдыхать.    Сели на коврики.

Отдувается капуста: ах-ах-ах!     Обмахивают лицо ладошками.

Морковка: эх-эх-эх!                     Хлопают по коленям.

Горох: о-хо-хох!                          Легко ударяют пальцами по коленям.

Огурец: ух-ух!                              Хлопают в ладоши.

«Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются (2 раза)
Дышится легко…ровно…глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза,
Проснуться.
Вот пора нам и вставать!
Бодрый день наш продолжать!
«Космос»
Мы друзей хороших на Луне нашли.
Пригласили в космос их и летим.
Мы парим, как ласточки, в вышине.
Звездами любуемся в тишине.
Ветерок-проказник
Вскоре прилетел.
Опустив на землю нас, нежно шелестел.
«Сказка»
Мы помашем крыльями,
Мы как будто птицы.
А когда уснем мы,
Сказка нам приснится.
Шар приснится голубой
И мишутка маленький,
Фантастический герой
И цветочек аленький.
Наш цветок растет, растет,
Раскрывается цветок.
Лепестки нам нежно улыбаются,
У ребяток глазки закрываются,
Все чудесно расслабляются…
«Молчок»
Чики-чики, чики-чок,
Где ты дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
Помолчим…
Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на…
Пришел молчок!
Не спугни его смотри –
Ни-че-го не говори, тс-сс…
«Океан»
Я слышу океана шум, прибой,
И шелест пены на песке прибрежном.
Волна беседует со мной.
Она мне говорит:
Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните…
Услышьте шум прибоя ровный.
Пусть голову оставят мысли,
Пусть шея, грудь и руки отдохнут,
Вдохните чистый воздух океана.
Расслабьте тело, ноги и услышьте…
Как тепло и свет вливается в вас, уносит огорчения, болезни…
Свет чистый, белый чистит душу, тепло.
Дает любовь и веру в торжество добра!
Услышьте тишину, она молчит.
Впустите тишину в себя.
Покой!
Но вот прохладный ветер пробежал по телу,
Взбодрил нас всех, и мы проснулись,
Потянулись…
Потянулись, улыбнулись
«Рыбки»
В голубой водице
Плывет рыбок вереница.
Чешуей златой сверкая,
Кружится, играет стая.
Тишина их манит вниз.
Рыбки, рыбки вниз пошли.
Рыбки, рыбки все легли.
Глазки все закрыли,
Плавнички расслаблены,
Все мы успокаиваемся,
Тихо расслабляемся…

«Буратино»
Лягте поудобнее. Представьте, то вы деревянные человечки, которые очень устали и хотят
отдохнуть. Медленно закройте глаза. Дышите спокойно. Вдох – задержка дыхания (5 с), выдох (5-6 раз); отдыхаем (10с). Настроение прекрасное, все улыбаемся и радость своей улыбки дарим
окружающим. Итак, вы деревянные куклы. Выша правая нога поднимается вверх. Она прямая и
жесткая, как палочка. Держим ее 5 с. Опускаем вниз, отдыхаем. Поднимаются ваши руки.
Держим их 5 се, они прямые и напряженные. Опускаем. Руки упали и отдыхают. Ваша голова
медленно поднимается вверх. Напрягли шею. Держим 5 с. Опускаем спокойно голову на пол.
Буратино отдыхает. Расслабляется все тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук.
Расслаблены руки, ноги, туловище. Напряжение уходит. Дыхание спокойное. Шея расслаблена.
Голова лежит неподвижно. Мышцы лица тоже расслаблены. Буратино отдыхает. Сейчас я
досчитаю до пяти и Буратино откроем глаза. 1,2, …5. Наступает пробуждение. Все куклы
чувствуют себя бодрыми и радостными.
Буратино потянулся,
Буратино улыбнулся,
Он открыл глаза и сел.
Влево-вправо посмотрел,
Ручкой, ножкой повертел
«Прогулка на велосипеде»
Утро. Прекрасная солнечная погода.
Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге.
Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают.
Щебечут птицы. Солнышко пригревает.
Я чувствую его тепло на руках, ногах и шее.
Тепло растекается по всему телу.
Я абсолютно спокоен и уверен в себе.
Все неприятности уходят. Настроение чудесное.
Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим.
Я еду ровно и красиво.
Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали.
Все прекрасно!
«Олени»
Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставить пальцы. Напрячь руки. Быстро
опустить руки, уронить их. Расслабить руки. Вдох – выдох.
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих. Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь, немножко лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко..ровно…глубоко…
«Веселые гномы»
Я рас-слаб-ля-юсь…и ус-по-каи-ва-юсь…
Мои руки расслабленные, как жидкое тесто…(как легкое облачко), теплые, как под струей теплой воды…неподвижные.
Мои ноги расслаблены…теплые…неподвижные…
Мое туловище теплое…расслаблено…неподвижное…
Моя шея расслаблена…теплая…неподвижная…
Мое лицо расслаблено…теплое…неподвижное…
Состояние приятного покоя…
Мне дышится легко и спокойно…
Я отдыхаю и набираюсь сил…

“Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают,
и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки
лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует
тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей).
Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый
ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на
счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
“Облака”
Представьте себе тёплый вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе
облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься
в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом
облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза –поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и  приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

        

Приложение №5

Перспективное планирование старшая группа (5-6 лет)

Месяц

Тема

Задачи художественно-изобразительного творчества

Кол-во занятий

Сентябрь

Знакомство с песком

«Тайные следы и
отпечатки»
«Волшебные точки. Ожившие линии»

«Солнышко лучистое»

Знакомство с оборудованием, материалами, правилами при работе с песком.

Показ работ песочных аниматоров. Беседа о песке, его свойствах. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Учить технике  «закидывания», «засыпания» из кулачка. Показать приемы получения точек, коротких и длинных линий методом рисования пальцами. Упражнения: «Волна», «Дождик»

3

Октябрь

Мир игрушек и предметов

«Мой веселый звонкий
мяч».
«Кукла-неваляшка»
«Пирамидка».
«Платок для куклы»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Закреплять умение равномерно распределять песок по поверхности стекла с помощью техник «закидывания», «засыпания» из кулачка, с ладошки. Учить рисовать предметы круглой формы указательным и большим пальцами, методом «оттиска», методом рисования двумя руками от центральной линии. Закрепить изученные навыки рисования. Развивать чувство формы и величины.

4

Ноябрь

Послушные штрихи и
линии

«Превращение кружка. Яблоко»
«Узор в круге. Мандала»

«Тучки и облака»

«Последний листочек»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Совершенствовать умение равномерно распределять песок по поверхности стекла с помощью техник «закидывания», «засыпания» из кулачка, с ладошки. Развивать умение наносить равномерно точки и линии на всю поверхность методом рисования пальцами. Закрепить навык рисования предметов методом «оттиска». Закрепить навык засыпания песка из кулачка. Учить технике рисования мизинцем  (прожилки листочка).

4

Декабрь

Геометрические фигуры

«Занимательный
квадрат. Телевизор»
«Веселый  треугольник. Чайник»
«Волшебные кружочки»

«Новогодняя елочка»

Закрепить практическое усвоение техник: «закидывания», «засыпания», «процарапывания». Учить засыпать трафареты, рисовать на стекле фигуры методом засыпки с корректировкой края рисунка  (отсечение лишнего)
Совершенствовать навык засыпания песка из кулачка (контур предмета). Воспитывать аккуратность.

4

Январь-февраль

Зимние фантазии

«Снегопад»

 «Снеговик»

 «Небо. Месяц»

«Зимнее дерево»

«Зимний лес»

«Зимний дворик. Домики».

Познакомить с новыми приемами рисования песком – рисование ребром ладони, рисование щепоткой. Продолжать учить рисовать всей ладонью и пальцами обеих рук. Учить расчищать фон от песка ребром ладони. Наносить штрихи и линии, ритмичными и плавными движениями. Обучать навыку рисования деревьев, разных по форме (ребром ладони, одним пальцем). Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность, эмоциональный комфорт. Учить рисовать тонкие веточки, украшать их в технике рисования пальчиками, «процарапывания». Учить объединять изученные приемы в общий сюжет.  . Воспитывать аккуратность

6

Март

Здравствуй весна

«Букет для мамы»

«Ваза»
«Весенняя капель. Сосульки на крыше»

«Дождик»

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно.  Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь и чувство прекрасного. Обеспечивать

 условия для свободного выбора детьми образа и приема рисования песком

4

Апрель

Тайны воды

«Вода из-под крана»

«Река. Рыбки»

«Морское дно»

«Осьминог»

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно.  Дополнять рисунок декоративными элементами. Учить детей воплощать в художественной форме своё представление о воде, об обитателях подводного мира: рыбы, медузы, осьминоги и т. д. Через трансформацию образов передавать их особенности внешнего вида. Показать разные варианты переноса изображения рыбок в песочницу. Показать приемы видоизменения и декорирования рыбок с целью создания оригинальных образов. Обеспечивать

 условия для свободного выбора детьми образа и приема рисования песком

4

Май

Скоро лето

«Волшебные цветы»

«Радуга чудес»
«Картина - пейзаж»
«Песочная фантазия»

Учить украшать простые по форме предметы, используя простые элементы всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Показать разные варианты изображения цветов. Показать приемы видоизменения и декорирования цветов с целью создания оригинальных образов. Обеспечивать условия для свободного выбора детьми образа и приема рисования песком. Воспитывать эстетическое восприятие, радость от творчества.

4

Всего занятий:

33

Перспективное планирование подготовительная группа (6-7 лет)

Месяц

Тема

Задачи художественно-изобразительного творчества

Кол-во занятий

Сентябрь

Осень золотая

«Подсолнухи»
«Падают листья».
«Осенний пейзаж»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью, щепотью. Учить наносить равномерно различные линии и
круглые формы. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Поддерживать инициативу и самостоятельность.

3

Октябрь

Дары осени

«Овощи на грядке»

«Фруктовый сад»
«Натюрморт»
«Грибы в лукошке»

Совершенствовать навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Создавать условия для эмоционального комфорта. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Поддерживать инициативу и самостоятельность.

4

Ноябрь

Осенний листопад
«Листочки тоже
бывают разными»

«Ветка рябины»
«Музыка леса»
«Прекрасное рядом» (по замыслу)

Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные инструменты. (рисуем фон с помощью массажного мячика). Техника процарапывания. Воспитывать аккуратность. Создавать условия для эмоционального комфорта.

4

Декабрь

Зимушка, зима!

«Маленькой елочке холодно зимой».
«Рукавичка». (По замыслу).

«Ожившие буквы»

«Письмо Деду Морозу»

Совершенствовать навыки рисования: вырезание, отсечение лишнего, рисование несколькими пальцами одновременно (сосновая и пихтовая веточка), насыпание песка щепотью. Учить приему непрерывного засыпания из кулачка (письмо букв или повторяющихся элементов). Воспитывать аккуратность. Создавать условия для эмоционального комфорта.

4

Январь

В январе, в январе, все
деревья в серебре.

«Еловый лес»
«Дуб, береза, ель»
композиции

 «Зимняя сказка» (По замыслу)

Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закреплять навык размещения нескольких объектов на рабочем столе. Развивать чувство композиции, прекрасного. Воспитывать аккуратность. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками.

3

Февраль

Мир животных

«Домашние животные»

«Дикие животные».
«Мои любимые
животные из сказок».

«Сказочное животное» (по замыслу)

Совершенствовать рисование песком пальцами, всей ладонью.
Учить наносить равномерно непрерывно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Сравнивать диких и домашних животных.

4

Март

Весеннее настроение
«Ваза с цветами»

«Открытка для мамы».
«Мамины глаза»

«Портрет человека»

(по замыслу)

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони, умение рисовать цветы (ребром ладони, указательным пальцем).
Воспитывать эстетические чувства. Учить рисовать лицо человека. Передавать особенности лица (формы, пропорции, мимика, настроение), фантазировать о себе маленьком, взрослом.

4

Апрель

Гости из космоса

«Планета Земля»

«Инопланетяне»
«На другой планете»

«Парад планет»

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Развивать чувство радости, успеха.  Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять
рисунок декоративными элементами.

4

Май

 «День Победы! Праздничный салют»

«Спасибо миру над головой» (голубь)

 «Сказочная бабочка»

«Божьи коровки на лужайке».

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.. Графо моторные упражнения на песке (демонстрация освоенных способов рисования: кулаком,
ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременно использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка и т.д. Воспитывать эстетическое восприятие.

4

Всего занятий

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

"Волшебство на кончиках пальцев"

В данной методической разработке представленно краткое описание для создания картин из пластили с детьми. Данная разработка используется в работе педагогов дополнительного образования в объединениях х...