Различные формы уроков
учебно-методический материал (5, 6 класс)

Ринчинова Дулма Дугаржаповна

Предварительный просмотр:

Повторение и систематизация знаний по теме «Лексикология». Урок – путешествие, 5 класс

Описание работы: Вашему вниманию представлен конспект урока повторения и обобщения знаний по "Лексикологии" в 5 классе, материал может быть интересным для учителей русского языка и литературы.
Цель: обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексикология»
Задачи урока:
– знать определения синонимов, омонимов, антонимов, устаревшие слова, фразеологизмы; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями;
– развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, логическое мышление, память, интерес к русскому языку, обогащать словарный запас пятиклассников;
– воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.


Оборудование: проектор, презентация
Эпиграф к уроку – высказывание Л.Н.Толстого: «Русский народ создал русский язык.., яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый».

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя
Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И, конечно, жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный мир знаний. А вы этого желаете?

Мы с вами завершили изучение Лексики. На предыдущих уроках говорили о синонимах, антонимах, омонимах, о исконно русских и заимствованных словах, устаревших…

Что же мы будем делать сегодня? Какова тема нашего урока?
Повторение по теме «Лексикология».

А какую цель мы поставим перед собой? Чем мы будем заниматься на уроке?
Повторить и закрепить изученный ранее материал.

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Лексикологию». Карта у вас перед глазами. Мы побываем… на острове Многозначных слов и Омонимов, в заливе Синонимов, в океане Антонимов, на полуострове Устаревших слов, в бухте Фразеологизмов.
Учитель: Итак, в путь, друзья!
Мы не будем бить баклуши, а одним махом и шутя справимся со всеми препятствиями и трудностями. Мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты, что и мы не на руку лапоть обували.

(звонок, звук отплывающего корабля, плеск волн)


II. Путешествие
(один из слабых учеников получает задание: найти в толковом словаре слово «болтать» и подготовиться прочитать о нем)

И вот перед нами остров! Что же это за остров? Предстоит угадать!
(на экране)
За столом сказала мать:
«Хватит языком болтать!»
А сынишка осторожно:
«А болтать ногами можно?»

Ребята, посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? На что обратили внимание?
Выясним, что в словаре Ожегова говорится о словах «болтать». Послушаем…

На каком же мы острове?
...
Давайте вспомним определение, что такое омонимы?
...
Приведите свои примеры.

Как различать омонимы и многозначные слова?
(индивидуальная работа у доски)
Выпишите из словаря пару омонимов, составьте с ними предложения.

Задание классу:
Работа с текстом. Прочитайте выразительно. (текст у каждого на парте)
Молоко убежало.
Услышала Нина, как мама г..в..рит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за м..локом, как бы оно не уб..жало»,- и стала думать, как м..локо уб..жать может. Суп в кастрюле варит..ся и не уб..гает, чай в чайнике кипятит..ся и не уб..гает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и м..локо не может уб..жать», -решила она.
И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с горячим м..локом на краю плиты ст..яла. Девочка взяла и ..двинула ее на огонь.
Пост..яла она, посм..трела: ноги у м..лока не выр..стают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.
А м..локо тем временем начало п..тихоньку п..дниматься, добралось да края к..стрюли, выгл..нуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… поб..жало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюльке пусто, на п..лу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.

Что означает выражение молоко убежало?
В прямом смысле употребляется слово «убежало»?
А кто вспомнит, что это за художественное средство? А что такое олицетворение? Приведите свои примеры.

Выпишите через запятую слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы. Проверка – слайд 3 (один человек у доски, проверяет одноклассник, задает дополнительный вопрос;
дети обмениваются тетрадями и оценивают соседа по парте)


Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!
Кто – 1-2. Хорошо!
Остальные запомните свои ошибки и впредь будьте внимательнее!

(звонок)
А мы отправляемся дальше!

И вот перед нами Залив Синонимов

(карточки) у доски
Вариант 1. Работа по карточкам «Помоги найти мне друга»
К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой:
Алфавит ...... Аккуратный
Огонь ...... Алый

Опрятный ...... Скакать
Прыгать ...... Азбука
Бросать ...... Пламя
Красный ...... Кидать

Вариант 2. Работа по карточкам «Помоги найти мне друга»
Подберите синонимы к следующим словам:
Доктор –
Педагог –
Грязный –
Холодный –
Кричать –
Красивый –
Работа с классом:

Вспомним, что такое синонимы?
Приведите свои примеры.

Запишите синонимы
1 ряд к слову ДОКТОР, (медик, врач, лекарь)
2 ряд – УЧИТЕЛЬ, (преподаватель, педагог, наставник)
3 ряд – ЦИРЮЛЬНИК. (парикмахер, брадобрей, куафёр)
При затруднении воспользуйтесь словариком.

Проверка карточек (задайте вопрос работавшему у доски!) Составьте словосочетания с прилагательными. Холодное сердце… В прямом или переносном значении? Что за средство художественное?

Вопрос: А есть ли польза от синонимов? Нужны ли они в языке? Для чего?
Засиделись!?

Физминутка
От зеленого причала оттолкнулся пароход
(встать)
Он шагнул назад
(шаг назад)
А потом шагнул вперед
(шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)
А кто внимательно слушал и может назвать, какие слова из физминутки могут быть нам интересны?
Отправляемся дальше! И вот мы уже в Океане! В каком?
Вот и подсказка!

Слова-неприятели спорят весь день
Один скажет: «Солнце»,
Другой скажет: «Тень».
Один скажет: «Близко»,
Другой: «Далеко».
Один скажет: «Низко»,
Другой: «Высоко».

О каких неприятелях идет речь? И в каком океане мы находимся?
А что такое антонимы?

Игра с мячом
Я бросаю мяч и называю слово, а ученик называет антоним. Так несколько раз. А затем ученики бросают друг другу…

Веселиться - …
Взлетать
Встречать

День
Добрый
Дорогой
Друг
Жарко
Забыть
Легкий
Медленно
Мягкий
Правда
Радоваться

Работа у доски: (самостоятельно) (слабому разрезанные пословицы собрать)
Дополни пословицу. Что интересного в этих пословицах?
Ученье – свет, а неученье – ...
Любишь брать, люби и ...
Сытый... не разумеет
Иди вперед, а оглядывайся...
Корень учения горек, да плод его...
Знай больше, говори...
Не бойся врага умного, бойся друга...
Лучшая вещь – новая, лучший друг - ...

Класс: Прочитаем выразительно стихотворение. Выпишите самостоятельно антонимы. Один человек на обратной стороне доски.

Яблоко.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко
А мышонок-
Высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
-Кислое – зачем оно?
-Что вы! –
Шепчет червячок.-
Сладкий у него бочок.
Г. Сапгир
Проверка работ у доски (учащиеся задают вопросы) объясните любую. Проверяет одноклассник, задает дополнительный вопрос) Проверим (зачитываем).
Почему одно и то же яблоко породило такие разные мнения? Кто из них прав? Почему?...
Мы, люди, тоже все разные, не бывает двух одинаковых, и порой мы тоже имеем разные мнение, и прежде чем спорить, задумайтесь: может быть, каждый из вас прав по-своему, у каждого может быть своя правда.
Какую роль выполняют антонимы? (противопоставляют)
Ребята, противопоставление – это антитеза. На уроках литературы мы будем работать с этим понятием. Антонимы используются даже в названиях произведений.
Можете привести примеры?
«Белый Бим – черное ухо» Троепольский, «Принц и нищий» М. Твен, «Война и мир» Л. Н. Толстой, «Толстый и тонкий» А. П. Чехов, «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский В.
(звонок)
Отправляемся в путь дальше! И прямо по курсу Полуостров Фразеологизмов!
Что такое фразеологизм?
...
(сообщение ученика)
Филькина грамота
Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.
Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.
В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.
За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.
Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».

Найдите антонимичные фразеологизмы.

Черная кровь ......
Гонять лодыря ...... Без царя в голове
Грош цена ...... За тридевять земель
Голубая кровь
Два шага ...... Цены нет
Голова на плечах ...... Гнуть спину

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.

Вот и подошло к концу наше путешествие! Мы разворачиваем наш корабль и возвращаемся домой!
Подведем итоги:
прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал...
2. было интересно...
3. я выполнял задания...
4. я понял, что...
5. теперь я могу...
6. я почувствовал, что...
7. я приобрел...
8. я научился...
9. у меня получилось ...
10. меня удивило...
Д/З Подготовиться к контрольной работе.



Предварительный просмотр:

Тема: Повторение изученного по теме «Местоимение».

Цель: повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Местоимение».

Класс: 6Д

                                          Ход урока:

-Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Я вижу у всех прекрасное настроение, и надеюсь, что мы сегодня очень активно поработаем.

-Ой, ребята, мне пришло уведомление о том, что можно приступить к проверке домашнего задания.  Домашнее задание было задано на скайсмарте, давайте мы с вами посмотрим, на какие оценки вы выполнили его. Вижу, что и вам, ребята, не терпится узнать свои оценки.  (Слайд 1).

(на проекторе открываем элжур и прикрепленное задание с отметками).

-Молодцы! Все справились.

Юмжина подготовила для нас еще одно задание. Давайте ее послушаем. Юмжина выходит и озвучивает загадку:                             (Слайд2)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета,

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на все оно укажет,

Но ничьих имен не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(МЕСТОИМЕНИЕ).

-Верно, молодцы!

- Открываем тетради и запишем сегодняшнее число. Мы с вами закончили изучение темы «Местоимение». Как вы думаете, что мы будем сегодня делать? (повторять и закреплять изученное).

-Запишите тему урока. (Слайд 3 и 4)

-Кто ещё приготовил для нас задание?  Прошу тебя, Ардан, к доске. Расскажи нам все, что ты знаешь о местоимении.            (Слайд 5)

(составление опорной схемы в виде цветка).

-Какой замечательный цветок получился у Ардана. Спасибо.

Работа с текстом.  СЛАЙД 6.

1) Первая часть текста.

-А теперь, ребята, обратите внимание на листы, которые лежат у вас на партах. Посмотрите. Что вы заметили? (даны слова).  Слайд 6.

-Да. Попробуйте теперь эти слова собрать в 2 предложения. У вас должно получиться начало одной удивительной притчи.

1) Вырос, солнцу, радовался, воздуху, поле, и, в, дождю, цветок, жизни…, теплу, свету.

2) А, Бог, его, что,  создал, не, еще, крапивой, тому, чертополохом, а ,чтобы, или, человека, радовать, таким.

Рос он, рос…

-Кто хочет прочитать нам первое предложение?

-А второе? (если дети затрудняются, то показать готовый результат).

Молодец!    

-Давайте посмотрим на экране, какой же у нас должен был получиться текст. Слайд 7.

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

-Интересно, что было дальше в этой притче? Давайте продолжим.

2) Вторая часть.                    Слайд 9.

Посмотрите все на доску. Нам надо вставить пропущенные слова в следующей части текста.

-Кто хочет это сделать?    Карина

     И вдруг шел мимо мальчик и сорвал …...Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что ….. просто так , без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

-Какие слова  пропущены в этой части текста? (ЕГО)

-что это за слово? (местоимение)

 -Ребята, местоимение ЕГО к какому разряду относится?

- Определите начальную форму этого слова.

-Вспомните про одну интересную особенность личных местоимений. (при склонении по падежам у личных местоимений изменяется полностью корень слова).                              

-Ребята, вы помните, что местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут перейти в разряд притяжательных местоимений. ПРИМЕР?

-Обратимся  снова к тексту. Слайд 9. (Цепная связь).       Яна

-Кто или что является главным героем в притче? Цветок.

-Давайте посмотрим в тексте, каким образом местоимения заменили это слово.      

    Ребенок выходит к доске и показывает, как при помощи местоимений связаны предложения. Цепная связь.

-зачем нам в тексте нужны местоимения? (чтобы избежать повторения слов, еще местоимения помогают скреплять предложения в тексте- цепная связь).

-верно.

-Хорошо. Молодец!

3) Третья часть текста.                              Слайд 10.

-Дети, наша притча еще не закончена. Как вы думаете, чем она должна закончиться?

(Дети озвучивают свои варианты).

-Чтоб узнать об этом, нам надо до конца прослушать притчу.

Учитель читает концовку текста.

    Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Пауза….

-А вы, ребята, ожидали такую концовку?

- В каком предложении кроется основная мысль текста?

Да, в последнем.

-Запишите его в тетрадь. Найдите в предложении местоимения.  (Можно найти местоимения в абзаце).

-Почему выделено слово КОМУ-НИБУДЬ?

- что значит КОМУ – НИБУДЬ? (никому: ни тебе, ни мне, ни любому другому человеку не хотелось бы причинить боль).

-Понравилась вам притча?

-Как бы вы охарактеризовали цветок? Каким он был?

-Чему  учит нас притча?

Добру, быть добрым, любви…

Слайд 11.  

-А теперь, ребята, мы попробуем с вами дать ответ на вопрос: Что значит быть добрым? Или же Что такое добро?

Достаточно 3-5 предложений на ответ. Но не забывайте, что у вас должен получиться связный текст.

-Хорошо. Сдаем работы мне.

Обобщение урока.

-Итак, подведем итог нашего урока.

-что такое местоимение?

Какие функции выполняют они?

Перечислите морфологические признаки местоимений.

Синтаксическая роль?

Рефлексия.

-понравился ли вам урок?

-поднимите руки те, кому все понятно

-поднимите руки те, кому еще есть над чем поработать. 

Оценивание.

Домашнее задание.

Запишите дз: подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимение», сделайте морфологический разбор местоимений из последнего предложения притчи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

https://poselye.eljur.ru/journal-app/class.6 Д 1

Слайд 2

Применяем все мы это Вместо имени предмета, Вместо признака предмета, Применяем тоже это, И количество предметов Заменяет часто это. Нам на всё оно укажет, На ничьих имён не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. 4

Слайд 3

Повторение изученного по теме «Местоимение» Подготовила: Ринчинова Д.Д. 3

Слайд 4

Цель урока: Повторение и закрепление знаний, полученных при изучении темы « Местоимение». 4

Слайд 5

Местоимение – часть речи Указывает НО: не называет их Предмет Признак Количество Изменяются П., некоторые – Р.Ч. Синтаксическая роль Подлежащее Дополнение Определение Разряды Личные (я, ты) Возвратное (себя) Вопросительные (Кто? Что?) Относительные (который, кто) Неопределенные (кто-то, кое-) Отрицательные (никто, ничей) Притяжательные (мой, наш) Указательный (тот, такой) Определительные (самый, весь) 5

Слайд 6

Составить предложения из данных слов: 1. Вырос, солнцу, радовался, воздуху, поле, и, в, дождю, цветок, теплу, свету, жизни… 2. А, Бог, его, что, создал, не, ещё, крапивой, тому, чертополох, а, чтобы, или, человека, радовать, таким. Рос он, рос… 6

Слайд 7

Милосердие цветка. Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А ещё тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… 7

Слайд 8

Заполнить пропуски местоимениями: И вдруг шел мимо мальчик и сорвал……. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что………… просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождя, воздуха, жизни… 8

Слайд 9

Объясните, как связаны между собой предложения в тексте: Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А ещё тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождя, воздуха, жизни… 9

Слайд 10

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А ещё тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождя, воздуха, жизни … 10

Слайд 11

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А ещё тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождя, воздуха, жизни … П оследнее о чем он подумал – что всё-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжёг бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы ещё хоть кому - нибудь на земле было больно… 11

Слайд 12

Какова основная мысль текста? 12 А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому – нибудь на земле было больно.

Слайд 13

Что значит быть добрым? 13

Слайд 14

Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимение»; Сделать морфологический разбор всех местоимений из последнего предложения притчи. 14



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»

Учитель: Ринчинова Дулма Дугаржаповна

Класс : 5е

Тема:  Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»

Цель:

- систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках,      стимулировать познавательную активность учащихся при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина,

- развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, публичного выступления,

- воспитывать духовную культуру учащихся, умение работать в группах, высказывать и защищать свою точку зрения.

Оборудование:  видеозапись мультфильма «Руслан и Людмила», иллюстрация к отрывку «У Лукоморья», слайды о детстве А.С. Пушкина, рисунки и поделки учащихся к сказкам А.С. Пушкина, книга Воскобойникова «Жизнь замечательных людей», книга сказок А.С. Пушкина.

                                                                      Ход урока:

У.  Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну «Лукоморье». С чьим именем связана эта страна? Конечно же, с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, со Дня рождения которого в этом году исполнилось 210 лет. Каждому из нас, ребята, знакомы эти строчки:   (вместе)

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

- Сказки приходят к нам из детства. Все мы родом из детства. И даже такой гениальный человек, как Александр Сергеевич Пушкин был когда-то ребёнком, маленьким кудрявым мальчиком. Сейчас мы побываем в доме у маленького Саши. О детстве поэта, о близких ему людях мы узнаем из выступлений ребят. А вы внимательно слушайте, т.к. вам предстоит выполнить задание на основе прослушанного материала.

( Выступления учащихся о детстве поэта, о его няне)

( Выполнение задания) 

Закончите фразу:

1. Александр Сергеевич Пушкин родился в -------  году.

2. А. С. Пушкин родился в городе  ----------------

3. Знаменитым прадедом Пушкина по материнской линии был ------------------

4. Бабушку А.С. Пушкина звали   -------------------

5. Няню А.С. Пушкина звали  ------------------

6. В доме А.С. Пушкина наравне с русским звучал ------------ язык.

У. Ребята поделились с нами своими знаниями, если вы захотите ещё больше узнать о детстве поэта, можете почитать книгу «Жизнь замечательных детей», которая находится в читальном зале школьной библиотеки.

Дома вы должны были написать сочинение-миниатюру «Моя первая встреча с Пушкиным», и сейчас мы послушаем некоторых ребят, они прочитают нам свои сочинения.

Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в сказочную страну «Лукоморье». (На доске вывешивается иллюстрация)

Давайте же насладимся завораживающей музыкой стихотворных пушкинских строк, почувствуем улыбку поэта и поверим в рассказанные им чудеса. (Просмотр отрывка из мультфильма «Руслан и Людмила»)

В. – О каких сказочных героях напоминает нам поэт? (Работа с иллюстрацией)

В. -  А вообще, как вы думаете, что такое «Лукоморье», что обозначает само это слово? Оказывается, это излучина морского берега (от слов «лука» - изгиб и море) Существует несколько версий учёных, где же находится именно то Лукоморье, о котором поведал Пушкин, и некоторые даже предполагают, что оно находится недалеко от наших мест, в Сибири.

(физкультминутка)

У.  А теперь давайте и мы прочитаем выразительно это замечательное произведение, но сначала поработаем с трудными словами.

(чтение отрывка учащимися)

У.  Я прошу вас ещё раз обратить внимание на строки «Там русский дух, там Русью пахнет…». Для Пушкина русский дух – это подлинно живое, народное, светлое и доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок. «Что за прелесть эти сказки!» - восклицал поэт. И теперь, я думаю, самое время пригласить саму госпожу Сказку.

(диалог со Сказкой)

У.- А вот и госпожа Сказка. Здравствуй! Расскажи нам, кто ты такая, кому родственницей приходишься?

Сказка – Я прихожусь родственницей всем актёрам, и всем художникам, и всем поэтам, если они, разумеется, настоящие актёры, поэты и художники.

У.-  Ты разрешишь задать тебе три вопроса?

С.-  Отчего же? Пожалуйста. За свою жизнь я ответила на столько вопросов, что ответить ещё на три меня не затруднит.

У.-  Скажи нам, сколько тебе лет, извини за нескромность.

С.-  Что же тут нескромного? Отвечать на такие вопросы трудно тем, кому лет меньше или больше, чем они хотят. А мне ровно столько, сколько я хочу.

У-.  Всё-таки, сколько же, много или мало?

С. - Много и мало.

У.- А теперь скажи, чем ты занимаешься?

С.- Учу и забавляю. Когда забавляю, учу, когда учу, забавляю.

У.- Ну, а теперь последний вопрос: каково твоё образование?

С.- Что?

У.- Где, когда, у кого и чему ты училась?

С.- О, везде, всегда и у всех. У зверей, у людей, у деревьев, у трав и у книг. Училась прежде, учусь теперь и буду учиться ещё долго-долго. А научилась я всему тому, чему учу других.

У.- Чему же, например?

С.-  Например, отличать поддельное от настоящего, простоту – от глупости, ум - от хитрости, , гнев – от злости. Учу не бояться страха, смеяться над тем, что смешно, чёрное называть чёрным, белое – белым. Вот чему я учу.

У.- Я вижу, что пришла ты к нам не с пустыми руками.

С.- Да, я пришла с сундучком и хочу, чтобы ребятав отгадали, что за предметы находятся в нём.

Викторина:

  1. Волшебный персонаж одной из сказок А.С. Пушкина, говоривший всегда только правду.(зеркальце).
  2. Волшебный персонаж, выполняющий любое желание. (золотая рыбка).
  3. Отчего уснула царевна в «Сказке о мёртвой царевне…»? (яблоко).
  4. Что грызла белочка в «Сказке о царе Салтане…»?

Задания по группам (1 гр. разгадывает кроссворд, 2 гр. составляет из букв имена персонажей пушкинских сказок)

У. Стихи Пушкина вдохновили великих композиторов на создание прекрасных произведений: композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила», а Римский-Корсаков вдохновился «Сказкой о золотом петушке» и «Сказкой о царе Салтане»

Итак, ребята, мы не прощаемся со сказочными героями, они нас будут сопровождать всю нашу жизнь и заставлять верить в то, что добро всегда будет побеждать зло.

Солнцем русской поэзии называют Александра Сергеевича Пушкина. Давайте и мы смастерим своё солнышко, и то,  насколько оно получится красивым и лучистым, зависит только от вас. Вы будете называть положительные качества пушкинских героев, а я буду прикреплять к солнышку лучики. Я хочу, чтобы и вы, ребята, обладали этими качествами, и тогда ваш жизненный путь будет освещать такое же лучистое солнышко.

Подведение итогов.

Домашнее задание: выучить «У Лукоморья», прочитать  «Сказку о мёртвой царевне…», нарисовать иллюстрации (по желанию)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Технологическая карта урока «Различные формы музицирования на уроках общего курса фортепиано в ДШИ»

Совершенствование исполнительского мастерства учащейся через активное музицирование на фортепиано в различных формах....

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...

«Основные формы алалии. Симптоматика различных форм»

.В статье дается представление об основных формах алалии и ее симптоматике....