Технологическая карта урока «Различные формы музицирования на уроках общего курса фортепиано в ДШИ»
план-конспект урока

Совершенствование исполнительского мастерства учащейся через активное музицирование на фортепиано в различных формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Ф.И.О. преподавателя

Закутина Оксана Владимировна

Ф.И. учащегося, класс

2 класс: Галаган Елена

Название программы

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты», 8 лет обучения

Название предмета

«Фортепиано» (общий курс)

Дата проведения открытого урока

25.12.2018 г.

Тема урока

«Различные формы музицирования на уроках ОКФ в ДШИ»

Актуальность темы

Общий курс фортепиано помогает юным музыкантам решить целый комплекс задач. За период обучения ученик получает определенные игровые навыки: игры в ансамбле, умение самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, навыки чтения с листа.

Цель урока:

Совершенствование исполнительского мастерства учащейся через активное музицирование на фортепиано в различных формах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Разучить произведение Н. Бачинской «Старинные часы с кукушкой»
  • Продолжить формирование у учащейся комплекса исполнительских навыков, необходимых для музицирования на фортепиано;
  • Продолжить работу над гаммами и упражнениями;
  • Закрепить знание нот в скрипичном и басовом ключах;
  • Развивать навык чтения с листа;
  • Закрепить знание музыкальной терминологии по классу.

Развивающие:

  • Продолжить развитие творческих способностей;
  • Стимулировать развитие эмоциональности, воображения и творческой активности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащейся умение анализировать качество исполнения;
  • Воспитывать  умение добиваться преодоления возникающих в процессе работы трудностей

Используемые методы обучения

  • Основные: словесный, наглядно-слуховой, практический; объяснительно-иллюстративный;
  • Интерактивные: исследовательский; активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций; эмоционально-познавательный

Тип урока

 Комбинированный

Виды работы учащейся на уроке

Исполнение произведений, прослушивание произведения в исполнении учащихся ЦМШ, работа с ритмическими карточками, игра в музыкальное лото; чтение с листа, поиск разрешения проблемных ситуаций, ответ на наводящие вопросы, самоанализ.

Дидактический материал

Нотный материал; ноутбук; карточки с музыкальными терминами; карточки с ритмическими формулами; таблица со средствами музыкальной выразительности; справочная литература.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1 Этап урока: Организационный

Планируемый результат

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Готовность обучающихся к уроку.

Положительный и деловой настрой на урок.

Внимание и организованность учащейся. 1 мин.

Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации.

Проверка готовности учащихся  к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя.

Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока.

2. Этап урока: Основная часть

Структурный компонент урока, Планируемый результат

Деятельность учащегося

Деятельность преподавателя/

Методы и приемы работы

Проверка знания основных понятий: средства музыкальной выразительности, штрихи, динамические оттенки, ритм, мелодия, фраза, фактура.

5 мин.

Отвечает на вопросы, объясняют значение каждого понятия.

Задает вопросы. Оценивает деятельность учащейся, используя метод коммуникативного взаимодействия.

Игра подготовительных упражнений, гамма Соль мажор.

5 мин.

Демонстрация умения беглого и уверенного исполнения упражнений и гамм; игра различными штрихами (легато, нон легато, стаккато), игра с использованием различной динамики.

Оценивает деятельность учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению гамм и упражнений.

Игра Этюда К. Черни До мажор (на технику позиционной игры арпеджио). 4 мин.

Демонстрация уверенного исполнения этюда. Работа над ловкостью переносов рук из позиции в позицию.

Оценивает и контролирует деятельность учащейся.

Исполнение произведения Н. Бачинской «Старинные часы с кукушкой»

5 мин.

Демонстрация уверенного исполнения произведения; самоанализ исполнения.

Оценивает деятельность учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению произведения.

Просмотр видеозаписи произведения Н. Бачинской «Старинные часы с кукушкой» в исполнении учащейся ЦМШ.

2 мин.

Эмоционально-психологическая разрядка. Смена позы. Учащаяся анализирует чужое исполнение.

Педагог демонстрирует видеоролик на ноутбуке, направляет внимание учащейся на отдельные фрагменты. После исполнения предлагает кратко оценить услышанное исполнение.

Физкультминутка

2 мин.

Выполняет упражнения на расслабление мышц спины, плечевого пояса, шеи, рук.

Предлагает выполнить физические упражнения под музыку, аккомпанирует.

Работа с ритмическими карточками. 4 мин.

Прохлопывает ритмические примеры.

Оценивает деятельность учащейся.

Чтение нот с листа. 5 мин.

Визуальный разбор нотного текста, выявление сложностей, игра с листа, анализ исполнения.

Оценивает деятельность учащейся. При анализе нотного текста задает наводящие вопросы.

Игра в ансамбле с преподавателем пьесы английской народной песни «Игрушечный медвежонок» в обр. О. Геталовой.

4 мин.

Играет, вслушиваясь в звучание соседней партии, находит нужные приемы звукоизвлечения для качественного звучания пьесы.

Оценивает деятельность учащейся, помогает найти нужные приемы звукоизвлечения.

Игра в музыкальное лото. 8 мин.

Играет в музыкальное лото, закрепляя знание нот, терминов, музыкальных понятий.

Предлагает игру, участвует в ней в качестве ведущего. Использует игровой метод.

3. Этап урока: Подведение итогов урока

Планируемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Рефлексия. Актуализация субъективного опыта учащейся.  Положительная мотивация к самостоятельной работе над музыкальными произведениями

2 мин.

Оценивает свою работу на уроке. Рассматривают варианты работы для улучшения качества исполнения разучиваемых произведений.

Контролирует деятельность учащейся, задает наводящие вопросы для решения задач по улучшению качества исполнения произведений. Оценка работы учащейся.

(Обобщающий и рефлексивный методы)

Приложение 1

Итог урока. Вопросы для самооценки учащейся результата работы на уроке.

С чем ты познакомилась на уроке?

Работая на уроке, смогла ли ты добиться желаемого исполнения произведения?  

Что показалось особенно трудным, непонятным?

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

Над чем планируете поработать дома?

Как будете строить свою работу?



КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ

на открытый урок от 14.12.2018 г.

Тема открытого урока: «Различные формы музицирования на уроках ОКФ в ДШИ»

Вид мероприятия:  Открытый урок с учащейся 2 класса предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по предмету «Фортепиано» (общий курс).

Форма работы: индивидуальный урок

Тип урока: Комбинированный

Цель: Совершенствование исполнительского мастерства учащейся через активное музицирование на фортепиано в различных формах.

Задачи:

Образовательные:

•        Разучить произведение Н. Бачинской «Старинные часы с кукушкой»

•        Продолжить формирование у учащейся комплекса исполнительских навыков, необходимых для музицирования на фортепиано;

•        Продолжить работу над гаммами и упражнениями;

•        Закрепить знание нот в скрипичном и басовом ключах;

•        Развивать навык чтения с листа;

•        Закрепить знание музыкальной терминологии по классу.

Развивающие:

•        Продолжить развитие творческих способностей;

•        Стимулировать развитие эмоциональности, воображения и творческой активности.

Воспитательные:

•        Воспитывать у учащейся умение анализировать качество исполнения;

•        Воспитывать  умение добиваться преодоления возникающих в процессе работы трудностей

Цель урока была направлена на совершенствование исполнительского мастерства учащейся через активное музицирование на фортепиано в различных формах.

В задачах урока эта цель конкретизирована. На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.

Драматургия урока выстроена традиционно: организационная часть урока, основная и заключительная.    

Структура урока выстроена в соответствии поэтапным формированием навыков музицирования на фортепиано в различных формах: работа над организацией игровых движений и развитием технических навыков, исполнение произведений сольно и в ансамбле с преподавателем, прослушивание произведения в исполнении учащейся ЦМШ, работа с ритмическими карточками, игра в музыкальное лото, чтение с листа, поиск разрешения проблемных ситуаций, ответ на наводящие вопросы, самоанализ деятельности.

В ходе урока использовались как традиционные методы и приемы работы, так и интерактивные: моделирование проблемных ситуаций, художественно-исполнительская коммуникация; установление обратной связи в усвоении учащейся теоретического и практического материала.  

Учащаяся была активна на уроке, выполняли задания осмысленно, с интересом.  

В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программу по предмету "ОБЩИЙ КУРС ФОРТЕПИАНО (ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ)"

Уважаемые коллеги! Представляю авторскую программу по предмету "ОБЩИЙ КУРС ФОРТЕПИАНО (ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ)". Для учащихся музыкальных школ, струнное отделение 3-8 класс....

Образовательная программа "Общий курс фортепиано по методике интенсивного обучения"

Программа рекомендована для развития всех навыков и знаний, необходимых для игры на фортепиано. Используется методика интенсивного обучения....

Дополнительная образовательная программа по предмету «Общий курс фортепиано» (для учащихся хорового отдела) модифицированная адаптированная

Основная  задача  общего  музыкального  образования – это  формирование  эстетического  вкуса, приобщение  детей  к  музыкальному  искусству,...

2017 г. Методическое сообщение "Роль общего курса фортепиано в детском музыкальном образовании"

Разобраны цели и задачи общего курса фортепиано, основные формы и методы работы на уроках....

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано". Подходит для ...

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"

Технологическая карта заниятия по ОКФ  "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2-го года обучения, подходит для использования в ДМШ, ДШИ, детских развивающ...