2017 г. Методическое сообщение "Роль общего курса фортепиано в детском музыкальном образовании"
методическая разработка
Разобраны цели и задачи общего курса фортепиано, основные формы и методы работы на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017_metod_soobshchenie_rol_okf_v_detskom_muzykalnom_obrazovanii.doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств" пгт. Нижний Одес
Методическое сообщение
«Роль общего курса фортепиано
в детском музыкальном образовании»
Преподаватель музыкального отделения
по классу фортепиано
Закутина Оксана Владимировна
пгт. Нижний Одес
20.12.2017
Методическое сообщение
«Роль ОКФ в детском музыкальном образовании»
Класс общего фортепиано наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально-педагогического воспитания учащихся – инструменталистов ДМШ.
Обоснованием необходимости и внедрения программы ОКФ является то, что дети в ДМШ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований.
Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещения кружков, компьютерные игры, интернет – все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе, учащимся на народном и духовом отделениях необходим курс ознакомления с инструментом.
Занятия по классу фортепиано должны дать учащимся навыки игры на фортепиано, чтения с листа, игры в ансамбле и аккомпанементе в объеме, необходимом для музыкально-художественного развития.
В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте – как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализацией. Учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений.
Цели и задачи:
Основными целями образовательного процесса в классе общего фортепиано являются: формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале высокохудожественных образцов мировой и отечественной музыкальной литературы как части их духовной культуры; развитие творческих и специальных музыкальных способностей;
также за время обучения в ДМШ привить и развить у учащегося достаточные музыкально-исполнительские навыки,
основы ансамблевого музицирования и чтения с листа,
научить самостоятельно работать над музыкальным произведением, стать активным слушателем.
Для достижения этих целей необходимо в ходе процесса обучения решать следующие задачи:
-развитие базовых способностей ученика (слух, память, ритм);
-становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоциональной отзывчивости в исполнении;
-обучение учащегося основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);
-частичное изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотности и ритмической организацией музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией);
-расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов) в том числе и за счет развития навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования.
-воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
-формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством;
-воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся;
-воспитание активного слушателя.
Ведущая роль в воспитании и обучении ученика принадлежит педагогу. Поэтому основной формой учебной и воспитательной работы является урок. На уроке педагог проверяет выполнение домашнего задания.
Прослушав произведение от начала до конца (желательно не прерывая исполнения), педагог переходит к его разбору.
Сочетание словесного объяснения и исполнения педагогом произведения целиком или частично следует признать наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность ученика.
Используемая литература:
- Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М. Соколов.
- Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением». - М.,1968.
- Гофман И. Фортепианная игра. М.: 1998.
- Коган Г. Работа пианиста. М.: 1979.
- Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1982.
- Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: 1963.