2017 г. Методическое сообщение "Роль общего курса фортепиано в детском музыкальном образовании"
методическая разработка

 Разобраны цели и задачи общего курса фортепиано, основные формы и методы работы на уроках.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств" пгт. Нижний Одес                                  

Методическое сообщение

«Роль общего курса фортепиано

 в детском музыкальном образовании»

Преподаватель музыкального отделения

по классу  фортепиано

Закутина Оксана Владимировна

пгт. Нижний Одес

20.12.2017    

                                 

Методическое сообщение

«Роль ОКФ в детском музыкальном образовании»

Класс общего фортепиано наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально-педагогического воспитания учащихся – инструменталистов ДМШ.

Обоснованием необходимости и внедрения программы ОКФ  является то, что дети в ДМШ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований.

Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещения кружков, компьютерные игры, интернет – все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.

Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе, учащимся на народном и духовом  отделениях необходим курс ознакомления с инструментом.

     Занятия по классу фортепиано  должны дать учащимся навыки игры на фортепиано, чтения с листа, игры в ансамбле и аккомпанементе в объеме, необходимом для музыкально-художественного развития.

В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте – как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализацией. Учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений.

Цели и задачи:

Основными целями образовательного процесса в классе общего фортепиано являются: формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале высокохудожественных образцов мировой и отечественной музыкальной литературы как части их духовной культуры; развитие творческих и специальных музыкальных способностей;

также за время обучения в ДМШ привить и развить у учащегося достаточные музыкально-исполнительские навыки,

основы ансамблевого музицирования и чтения с листа,

научить самостоятельно работать над музыкальным произведением, стать активным слушателем.

Для достижения этих целей необходимо в ходе процесса обучения решать следующие задачи:

-развитие базовых способностей ученика (слух, память, ритм);

-становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоциональной отзывчивости в исполнении;

-обучение учащегося основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);

-частичное изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотности и ритмической организацией музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией);

-расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов) в том числе и за счет развития навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования.

-воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;

-формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством;

-воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся;

-воспитание активного слушателя.

            Ведущая роль в воспитании и обучении ученика принадлежит педагогу. Поэтому основной формой учебной и воспитательной работы является урок. На уроке педагог проверяет выполнение домашнего задания.

Прослушав произведение от начала до конца (желательно не прерывая исполнения), педагог переходит к его разбору.

Сочетание словесного объяснения и исполнения педагогом произведения целиком или частично следует признать наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность ученика.

Используемая литература:

  1. Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М. Соколов.
  2. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением». - М.,1968.
  3. Гофман И. Фортепианная игра. М.: 1998.
  4. Коган Г. Работа пианиста. М.: 1979.
  5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1982.
  6. Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: 1963.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

программу по предмету "ОБЩИЙ КУРС ФОРТЕПИАНО (ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ)"

Уважаемые коллеги! Представляю авторскую программу по предмету "ОБЩИЙ КУРС ФОРТЕПИАНО (ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ)". Для учащихся музыкальных школ, струнное отделение 3-8 класс....

Образовательная программа "Общий курс фортепиано по методике интенсивного обучения"

Программа рекомендована для развития всех навыков и знаний, необходимых для игры на фортепиано. Используется методика интенсивного обучения....

Дополнительная образовательная программа по предмету «Общий курс фортепиано» (для учащихся хорового отдела) модифицированная адаптированная

Основная  задача  общего  музыкального  образования – это  формирование  эстетического  вкуса, приобщение  детей  к  музыкальному  искусству,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано". Подходит для ...

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"

Технологическая карта заниятия по ОКФ  "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2-го года обучения, подходит для использования в ДМШ, ДШИ, детских развивающ...