2017 г. Методическое сообщение "Роль общего курса фортепиано в детском музыкальном образовании"
методическая разработка

 Разобраны цели и задачи общего курса фортепиано, основные формы и методы работы на уроках.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств" пгт. Нижний Одес                                  

Методическое сообщение

«Роль общего курса фортепиано

 в детском музыкальном образовании»

Преподаватель музыкального отделения

по классу  фортепиано

Закутина Оксана Владимировна

пгт. Нижний Одес

20.12.2017    

                                 

Методическое сообщение

«Роль ОКФ в детском музыкальном образовании»

Класс общего фортепиано наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально-педагогического воспитания учащихся – инструменталистов ДМШ.

Обоснованием необходимости и внедрения программы ОКФ  является то, что дети в ДМШ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований.

Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещения кружков, компьютерные игры, интернет – все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.

Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе, учащимся на народном и духовом  отделениях необходим курс ознакомления с инструментом.

     Занятия по классу фортепиано  должны дать учащимся навыки игры на фортепиано, чтения с листа, игры в ансамбле и аккомпанементе в объеме, необходимом для музыкально-художественного развития.

В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте – как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализацией. Учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений.

Цели и задачи:

Основными целями образовательного процесса в классе общего фортепиано являются: формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале высокохудожественных образцов мировой и отечественной музыкальной литературы как части их духовной культуры; развитие творческих и специальных музыкальных способностей;

также за время обучения в ДМШ привить и развить у учащегося достаточные музыкально-исполнительские навыки,

основы ансамблевого музицирования и чтения с листа,

научить самостоятельно работать над музыкальным произведением, стать активным слушателем.

Для достижения этих целей необходимо в ходе процесса обучения решать следующие задачи:

-развитие базовых способностей ученика (слух, память, ритм);

-становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоциональной отзывчивости в исполнении;

-обучение учащегося основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);

-частичное изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотности и ритмической организацией музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией);

-расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов) в том числе и за счет развития навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования.

-воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;

-формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством;

-воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся;

-воспитание активного слушателя.

            Ведущая роль в воспитании и обучении ученика принадлежит педагогу. Поэтому основной формой учебной и воспитательной работы является урок. На уроке педагог проверяет выполнение домашнего задания.

Прослушав произведение от начала до конца (желательно не прерывая исполнения), педагог переходит к его разбору.

Сочетание словесного объяснения и исполнения педагогом произведения целиком или частично следует признать наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность ученика.

Используемая литература:

  1. Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М. Соколов.
  2. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением». - М.,1968.
  3. Гофман И. Фортепианная игра. М.: 1998.
  4. Коган Г. Работа пианиста. М.: 1979.
  5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1982.
  6. Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: 1963.