Методическое сообщение «Некоторые особенности преподавания Общего курса фортепиано в ДШИ»
методическая разработка

Машкова Жанетта Петровна

Разбор особенностей преподавания Общего курса фортепиано в ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_osobennosti_prepodavaniya_okf.docx38.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. И.О. Дунаевского»

Структурное подразделение «Щегловское»

Методическое сообщение

«Некоторые особенности преподавания

Общего курса фортепиано в ДШИ»

Преподавателя по классу фортепиано

Машковой Ж.П.

2024год

Методическое сообщение

«Некоторые особенности преподавания

Общего курса фортепиано в ДШИ»

Преподавателя по классу фортепиано Машковой Ж.П.

         Без изучения курса общего фортепиано -"обязательного", немыслимо воспитание профессионального музыканта любой специальности.

А.Г. Рубинштейн

          Предмет "общее фортепиано" является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально рознятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограниченны в воспроизведении многоголосья. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано, это означает в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано с первых шагов обучения.

Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

         Общий курс фортепиано, в ряду учебных дисциплин, изучаемых в детских музыкальных школах и школах искусств, играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением. Воспитывать музыканта призваны все эти дисциплины. Процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки. В методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам. Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических требований, именуемых межпредметными связями. Здесь находится большой простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.

           В своё время педагог Ленинградской консерватории Н.Н.Загорный впервые в музыкально -педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. Вот некоторые тезисы его доклада "Программа и методы работы по общему курсу фортепиано".

1.Жизненность методов работы в общих классах фортепианной игры обусловливается приспособление их к требованиям специальности учащихся.

2.Все недостатки прежней постановки дела в, так называемых, обязательных классах фортепиано, сводится к ложному построению работы по образцу спец. классов фортепиано.

3.Прохождение общего курса фортепианной игры должны содействовать поднятию общей культуры учащихся, и, с другой стороны, своей специальной профессиональной работе.

4.Выработка основных приёмов игры является необходимым условием курса,

объём, содержание и качественные требования определяются её конечными прикладными целями.

5.По мере хода занятий по техническому овладению инструментом, специальность учащегося находит, чем дальше, тем больше, отражение в материалах

и форме заданий.

6.Отказ от ориентировки на спец. классы и выработка особых методов в общих классах игры на фортепиано, поставит этот предмет на равную со всеми высоту.

 Н.Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

•развитие фортепианной техники;

•разучивание пьес разных стилей и фактур;

•игра в ансамбле, аккомпанементе;

•чтение нот с листа.

       Развитие методики общего фортепиано связано с именем Болеслава Леопольдовича Яворского (рус. совет. Музыковед, педагог, композитор) "Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано", изданная в 1935г.- его труд. Эта хрестоматия, уникальное явление не только в отечественной методической литературе, но и мировой педагогике.

Уже известный тезис - ориентация общего фортепиано на специальность в учебном процессе у Яворского получает более глубокое развитие: "Курс фортепиано для исполнителей должен непрерывно поднимать их исполнительскую культуру". Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей, воспитательной функции общего фортепиано, творческом подходе к решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание специального учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной литературы.

        Поставлен вопрос о воспитании на уроках навыка схематического, "конспективного" прочтения нотного текста. Убедительно доказана необходимость в различии методов технического развития учащихся разных специальностей.

"Недалеко то время, когда программа курса общего фортепиано будет строго

обособленна для каждой специальности", - наказ Н. Загорного и Б. Яворского.

        В наше время предмету общее фортепиано отводится не столь значимая роль, как хотелось бы. Вышеуказанные задачи Н. Загорного остаются актуальными и в настоящее время, правда, условия для их решения не простые:

• отсутствие инструмента у учащихся, иногда классов для занятий;

• чаще урок по 20 минут или по 40 минут раз в неделю, а в течение года ученику нужно освоить минимум 5 разнохарактерных пьес и в конце

полугодия и года ученик должен сыграть 2 пьесы на различные штрихи и

часто двумя руками;

         Когда предмет общее фортепиано начинается с 1-го класса, то в силу того, что принимают детей с 6-7 лет включительно, возникает проблема возрастной психологии. Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у ребёнка этого возраста преобладает образное мышление).

Ученик 1-го класса ещё не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучать его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему:

"А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно так же, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно. " Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное - к достижению результата работы, а это, в свою очередь,

подогревает интерес к занятиям - ведь ребёнку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать ещё больше. А это решает главную задачу

- развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки. Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребёнка, любого отделения - это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребёнка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально. Ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

         Занимаясь фортепиано целесообразно разделять учащихся на две груп пы: инструменталистов и неинструменталистов - дирижеров - хоровиков и вокалистов.

         У первой группы развитие фортепианной техники происходит параллельно техническому развитию на спец. инструменте, превращается в процесс, зависимый от специальности. С одной стороны - корректируемый ею, с другой- учитывающий, использующий опыт работы над техникой в специальном классе.

         У второй группы процесс развития навыков ф-ной игры не зависит от спец. инструмента, но в то же время и лишен опыта работы над инструментальной техникой.

         Возникает вопрос, какая из названных групп потенциально перспективнее в работе над техникой? Если рассматривать эту работу как тренировку аппарата, то покажется, что инструменталисты находятся в менее выгодном положении, нежели вокалисты или дирижеры, поскольку спец. инструмент ограничивает время и силы для занятий ф-но. Однако практика отрицает такое предположение. При других равных условиях (муз. способностях, воле, наличии ф-но для домашней работы) преодоление тех. трудностей и развитие ф-ной техники идут более успешно у инструменталистов, чем у вокалистов. Причина такого явления –в природе техники инструментального исполнителя. Работа по усвоению техники игры на инструменте начинается с формирования с звукотворческой воли и ее реализации посредством игрового аппарата. Успех развития техники немыслим без понимания учащимся закона волевой самоорганизации для успешного овладения специального инструмента.

        У неинструменталистов такое понимание нужно еще сформировать, равно как и сознание неизбежности трудоемкого процесса, каким является обучение игре на инструменте.  Я на своем опыте работы с вокалистами вижу, как им трудно преодолевать себя и, оказывается, что уже доказано практикой, что вокалисты более трудны в обучении ф-но. Это объясняется особенностями «инструмента» специальности вокалиста.  (Рубцова, Маврин жалуются на боль в руках)

Воспроизведение музыки начинающим вокалистом на «инструменте» своей

специальности не требует столь огромной работы, в том числе и домашней, как у инструменталиста. Поэтому отношение к задачам и заданиям технического развития у них разное. Естественный для инструменталиста начальный период кропотливой малоинтересной работы воспринимается вокалистом как насилие, создает внутренний дискомфорт, вызывает сопротивление. Особенно это проявляется у более одаренных детей в вокальном отношении. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому уч-ся.

                Специфика занятий с учащимися вокально-хорового отделения.

Для хоровика - дирижера фортепиано является моделью его специального инструмента-хора. Главное научить уч-ся следующим навыкам:

- видеть, слышать и воспроизводить нотный текст;

- разбираться в стиле разных эпох и композиторов;

- чтение с листа, транспонирование;

- развивать музыкальную память, закреплять теоретические знания, полученные на уроке сольфеджио;

- научиться аккомпанировать, играть в ансамбле;

- воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм.

          В таких условиях виртуозность как цель обучения отметается. Главное расширять музыкальное мышление, научить видеть нотный текст, слышать его и воспроизводить. В работе за фортепиано представляется идеальная возможность научить вокалиста или дирижера пониманию смысла каждого обозначения в нотах и разумной целесообразности следования им, научить распознавать черты стиля, его тончайшие детали, нюансы, расшифровать замысел композитора, найти путь к образному содержанию и путям решения.    

          Фортепиано является связующим звеном во всей цепи музыкально - теоретических дисциплин. Урок по фортепиано позволяет закреплять знания, которые нужны в вокально-хоровом исполнительстве: чтение хоровых партитур, игра вокальных мелодий, подбор баса, игра мелодий с буквенным обозначением баса, чтение с листа, аккомпанементов, ансамблей. Конечно, для хоровика-вокалиста важно владеть инструментом в достаточной степени т.к. это помогает основной специальности.

         Одной из важных форм работы на уроке - работа над аккомпанементом. Сближение интересов основной специальности учащегося с изучением навыков игры на фортепиано неизменно оказывает положительное влияние на его развитие. Исполнению с солистом должно предшествовать детальное изучение партии аккомпанемента, однако смысл и содержание эта работа получает только при игре с партнером, так как, работая вместе, они получают возможность приобрести необходимое умение слушать одновременно музыкальную фразу и словесный текст.

В идеале -желательно проводить вечера вокальных аккомпанементов, фортепианных ансамблей, можно подготовить тематический концерт, где будут принимать участие все обучающиеся. Все эти выступления будут помогать вокалистам-дирижерам чувствовать себя на сцене более уверенно, что очень важно для их специализации.

       Начиная обучение в классе общего фортепиано многие учащиеся, например скрипачи, гитаристы, домристы, сталкиваются с трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный процесс «торможения», в результате которого они временно теряют способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе. Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно порекомендовать, временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в обоих ключах будет происходить без особых осложнений.

        Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано необходимо отчетливо представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на народных и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д.

Ощутить фортепианную клавиатуру во всей ее объемности, непривычной для

народников и скрипачей, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо освоив гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность прочтению текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику читаемого им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит его более осознанно и технически уверенно.

            Особенности работы с учащимися народных инструментов.

Наиболее перспективными в овладении курсом фортепиано являются баянисты и аккордеонисты: баян и аккордеон близки по фактуре к фортепиано, воспроизведение нотного текста одновременно двумя руками в разных ключах-не новость, мышление подготовлено к исполнению музыки полифонического склада. Учащиеся по классу домры тоже имеют опыт инструментального исполнительства в ансамбле с фортепиано, звучание которого непременный компонент активного восприятия и воспроизведения ими музыки. В практике исполнителя на народных инструментах широко используются переложения произведений других жанров и более всего-фортепианные.  Например, педагогический репертуар для баяна из классической и романтической музыки представлен преимущественно фортепианными произведениями, переложения оных используют в своей практике домры, балалайки, а также эти инструменты используют скрипичный репертуар т.е. фортепиано представляет учащемуся народного отделения возможность исполнять произведения всех музыкальных направлений на инструменте, для которого они написаны. При этом только урок фортепиано расширяет возможности познания тех произведений, которые не поддаются транскрипции для народных инструментов. Как же в условиях классов общего фортепиано реализовать возможность «объять необъятное». Есть только один ответ: на уроке. Исполнение музыки великих композиторов возможны и на простых образцах их муз. наследия.

Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых пианистических навыков можно только на высокохудожественном музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка.

        Одним из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная смена художественных впечатлений. Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем более что песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране. Примечательно то, что исполнением народных песен на фортепиано особенно наслаждаются учащиеся, играющие на щипковых народных инструментах – балалаечники домристы, гитаристы. Как отмечает Ныркова В.Д., они впервые, именно на фортепиано получают возможность по-настоящему напевной связной игры. В практике преподавания курса общего фортепиано нередки случаи, когда возможность легатного, певучего исполнения на фортепиано музыкальной фразы становилось для учащихся, играющих на струнных щипковых инструментах, стимулом к работе над овладением фортепианными навыками.

Именно поэтому значительное место в репертуаре учащихся должны занимать

песни разных народов мира, в обработке русских и зарубежных композиторов, а также фортепианные обработки народных танцев и песни современных композиторов.

        Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе. При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать полифоническое мышление. Работая в области многоголосия с хором, камерным ансамблем или оркестром, недостаточно обладать только мелодическим слухом.

        Изучение полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания.

Работе над произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например, народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно воспитывает навыки исполнения полифонии.

        В произведениях крупной формы, конечно, желательным является изучение сонатного аллегро с выраженной контрастностью тем, их разработкой и классической репризой. Однако на практике, к сожалению, в классе общего фортепиано зачастую приходится ограничиться прохождением любой другой части сонатины. Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны по содержанию и разнообразны по форме.

        Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом.

        В свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.

        Для успешной работы в классе ф-но нужно убедить учащегося в необходимости изучения инструмента, показать и даже доказать необходимость этого на практике.

        Рекомендуя тот или иной репертуар или прием в работе, преподаватель не должен быть категоричным в своих требованиях, возможно предлагать иные варианты и даже предлагать учащемуся самому предлагать свой вариант решения той или иной проблемы (выбор репертуара, пальцы, овладение трудными пассажами). Главное поддержать активность мысли учащегося.

        Итак, успешному овладению фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам учащегося на трудности, искренняя готовность ему помочь, заинтересованность в его успехах. В создании такой атмосферы большую роль играет реакция преподавателя на малейшие удачи в работе ученика - поощрение, похвала. Необходимо также своевременно реагировать на проявление лени, неорганизованности. Нужно дать ему понять, что ответственность за свою успеваемость несет, прежде всего он сам. И последний совет, который мне понравился. Если ученик пришел в класс не закрепив то, что было объяснено и требовало лишь домашней работы, посвятить предстоящий урок чтению с листа, не повторяя предыдущий урок. Такой подход повышает эффективность каждого урока, воспитывает самостоятельность и ответственность учащегося.

        В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что все, о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто - то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб.: из-во «Композитор»,1992г.-с. 100.

2. Баренбойм Л., И Перунов «Путь к музицированию». Л: «Советский композитор», 1979г. –с.352.

3. Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в музыкальном образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на

фортепиано / Н. Н. Загорный. Л.: Academia, 2-я типография транспечати НКПСим. Т. Лоханкова, 1928. -58 с.

4. Сибор В.Л. Методические рекомендации к курсу ОКФ. М,1965 г

5. Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для учащихся разных специальностей.

6. Николаева Н.В., Алексеева О.А. Методическое пособие по общему фортепиано. Изд. Чувашский ГИКИ, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителя«Особенности преподавания элективного курса «Ажурная вышивка в технике ришелье»

Данное пособие предназначено для учителей технологии, которые проводят занятия по курсам профильной подготовки. Пособие содержит методические рекомендации по формам организации занятий, особен...

Методическое сообщение "Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе"

Любой вид творческой деятельности, в том числе и аккомпаниаторство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необх...

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО об особенностях преподавания факультативного курса «Основы религиоведения» в общеобразовательных школах Республики Казахстан

Об     особенностях     преподавания    «Основы     религиоведения»    в общеобразовательных организациях Респ...

Доклад на тему: "Особенности преподавания общего фортепиано В дмш"

Развитие общей музыкальной грамотности и расширение его музыкального кругозора. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания....

2017 г. Методическое сообщение "Роль общего курса фортепиано в детском музыкальном образовании"

Разобраны цели и задачи общего курса фортепиано, основные формы и методы работы на уроках....

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано". Подходит для ...

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"

Технологическая карта заниятия по ОКФ  "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2-го года обучения, подходит для использования в ДМШ, ДШИ, детских развивающ...