Методы и приемы на развитие коммуникации
учебно-методический материал

Комкова Екатерина Александровна

Общение – важная и одна из самых главных сфер нашей жизни. Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста, а к моменту поступления в школу он обычно уже обладает рядом коммуникативных и речевых компетенций.

Учителя  - логопеды  уделяют большое внимание развитию речи и общению, однако уровень развития реальной коммуникативной компетенции школьников далёк от желаемого. Это побуждает   в своей работе обратить особое внимание на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Актуальность данной проблемы для начальной школы обусловлена следующими причинами:

-·интенсивным развитием информационных технологий и , как следствие, уменьшение непосредственного, живого общения между людьми;

-·необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

-·возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_na_razvitie_kommunikatsii.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ

Общение – важная и одна из самых главных сфер нашей жизни. Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста, а к моменту поступления в школу он обычно уже обладает рядом коммуникативных и речевых компетенций.

Учителя  - логопеды  уделяют большое внимание развитию речи и общению, однако уровень развития реальной коммуникативной компетенции школьников далёк от желаемого. Это побуждает   в своей работе обратить особое внимание на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Актуальность данной проблемы для начальной школы обусловлена следующими причинами:

-·интенсивным развитием информационных технологий и , как следствие, уменьшение непосредственного, живого общения между людьми;

необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

Как известно, коммуникативные универсальные учебные действия входят в состав универсальных учебных действий. Они должны обеспечивать готовность ученика к сотрудничеству, которое невозможно без умений слушать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, основанную на взаимном контроле , на умении договариваться, то есть на умении участвовать в конструктивном диалоге.

Диалог как обмен смыслами является для меня одним из способов учебного взаимодействия и тем методическим контекстом, в котором учащиеся выбирают адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач, ориентируются на мнение партнера , точно выражают собственное мнение и позицию.

Рассмотрим подробнее методические приёмы, которые помогают  добиваться задач формирования коммуникативных УУД.

Приём самостоятельного конструирования определений.

Формирование новых понятий я всегда начинаю с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления.

После сопоставления и обсуждения предложенных версий, я предлагаю текст, где используется это слово. Учащиеся заново формулируют определения, ориентируясь на предложенный контекст. Затем можно предложить разные варианты определений из словарей, учебника , справочников.

Приём конструирования вопросов предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения на разных уроках могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и т.д.

Я использую различные типы вопросов: простые ,уточняющие объясняющие , оценочные ,творческие , практические .Все вопросы должны ориентировать ребёнка на размышление над предлагаемым предметом или явлением.

Метод вживания позволяет ученику пытается «переселиться» в изучаемый объект , перевоплотиться в него, чтобы почувствовать , понять изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в различных формах.

Активность учителя должна «рождать» активность учащихся, а не подавлять или заменять её.

Прием «Чтение с пометками» предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема заключается в том, что учащиеся читая текст, делая на полях различные пометки

Используя метод "Если бы...», я предлагаю ученикам составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

Он помогает строить гипотезы, побуждать детей к высказыванию самых различных предположений, приучает их терпимо относиться к чужому мнению и не бояться высказать своё, что способствует формированию коммуникативной готовности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

    Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Презентация к выступлению на семинаре "Методы и приемы для развития речи на уроках бурятского языка"

Презентация к докладу на раонном семинаре учителей бурятского языка: "Применение современных технологий на уроках бурятского языка"...

Доклад "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Доклад на методическом объединении учителей основной школы  "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...