Формирующее оценивание
статья

Бадмаева Татьяна Владимировна

Приемы формирующего оценивания на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx92.05 КБ
Файл fo.pptx313.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание на уроках английского языка

В последнее время в содержании образования происходят качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения  переносится на формирование общеучебных компетенций учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Традиционная методика оценивания дающая ответ только на вопрос, знает или не знает учащийся изучаемый материал, является малоинформативной. Она не фиксирует реальные достижения ученика, а также не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания  способствует появлению учеников, которые после первой же неудачи, теряют интерес к учению.  

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся.  

Поэтому основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Цель оценки – это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке и использованию разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.

Одним из таких подходов к оцениванию является формирующее оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участниками. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию.

Существуют разные приемы и инструменты формирующего оценивания предметных и метапредметных  результатов.

  • «Achievement List» - лист достижений для самодиагностики знаний и умений, который целесообразно применять до начала изучения темы, во время, для получения промежуточных результатов, по окончании её усвоения.
  1. Я знаю, что такое страдательный залог

Да

Нет

Не очень

  1. Я могу преобразовать предложения из действительного в страдательный  

Да

Нет

Не очень

  1. Формула Past Simple Passive

Had +V3

Did +V3

Was/were +V3

  1. Предложение «The letter will be sent» переводится

Письмо было отправлено.

Письмо будет отправлено.

Письмо отправляется.

  1. Предложение «The teachers have discussed the problem» построено

В активном залоге

В пассивном залоге

5-4 правильных ответа – Я готов(а) к проверочной работе

3-2 правильных ответа – я не готов(а) к проверочной работе

При использовании данной формы формирующего оценивания главным фактором служит обратная связь для учителя, какой материал учеником не усвоен, над каким правилом необходимо работать, какой аналогичный материал для оценивания предложить в следующий раз. Обратной связью для ученика будет служить достигнутый прогресс в усвоении темы.

  • Широко применим такой  прием  как «Speech Model», когда учитель дает ученикам речевые образцы, помогающие строить ответ. Например: I like …, because it is ….; If I were you I would…; Water (air, soil) is polluted because…. Речевой образец предъявляется учителем в письменной или устной форме, ответ обучающегося – в устной. Оценке при использовании этого приема подлежат предметные и метапредметные результаты обучения школьников/
  • Очень удачными являются такие приемы как «The Matrix» или «Factfile». Обучающиеся заполняют таблицу, имеющую заголовки. Таким образом, можно, к примеру, проверить понимание прочитанного текста  и подготовить учащихся к монологическому высказыванию.

age

body

hair

eyes

appearance

Mr James Ford

Jill Parker

Jane

  • Часто используемым приемом формирующего оценивания на уроках английского языка является перевод информации, «Info Transformation». Переводить можно таблицу в текст и наоборот, график в таблицу, диаграмму в текст, график в текст и т.д.
  • Частый прием на уроках «Associations» учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске, тем самым повторяя ранее изученный лексический материал и применяя его для новой темы.
  • При проведении физкультминуток можно использовать «Smart  break»

Суть приема «Smart break» (умная зарядка) заключается в сочетании физминутки и проверки понимания или знания какого-либо материала. Обучающиеся отвечают на однозначные (Yes/No - questions, Agree/disagree) вопросы учителя посредством оговоренных заранее упражнений. Например: Yes - обучающиеся встают и поднимают руки, No - обучающиеся выполняют наклон вперед. Усложнить задачу можно, предложив роль учителя обучающемуся.

Физкультминутка

  • Практикуются такие приемы как сигнальные карточки, «Fingers up».

Cyanotic congenital cardiac diseases: 5 types Use your five fingers: 1 finger  up: Truncus Arteriosus (1 ves… | Mudras, Congenital heart disease, Cardiac  disease

«I'm not sure I understand»                 «I understand»                «I understand and I can explain»  

  • Синквейн – литературная форма, позволяющая кратко уместить свои мысли, эмоции, ассоциации.

1 строчка – существительное (ключевое слово, тема урока)

2 строчка – описание темы 2 прилагательными

3 строчка – описание темы 3 глаголами

4 строчка – фраза из 4 слов (предложение), показывающее отношение к данной теме

5 строчка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Travelling

Amazing and unforgettable

To visit, see and admire

It’s interesting to discover new things

Journey

  • Взаимопроверку можно осуществить посредством приема «Stars and Wishes» (звезды и пожелания). Обучающиеся, проверив работы одноклассников, комментируют их, «даря» звезды, то есть отмечая положительные моменты, и высказывают пожелания, то есть указывают на аспекты, требующие доработки.
  • Взаимооценивание. Данный прием предусматривает развитие внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования, креативности. Задание выполняется в парах, ученикам предлагаю форму, с прилагательными и наречиями, которые необходимо выбрать и оценить работу ученика.

Прилагательные и наречия подбираются с учетом возрастных особенностей учеников.

  • bright
  • capable
  • modern
  • painstaking
  • confident
  • diligent
  • reflective
  • dynamic
  • easily

  • efficient
  • willing
  • wise
  • well
  • fast
  • quickly
  • slowly
  • quietly
  • В конце урока можно применить Три-два-один (3-2-1 Summarizer).
  • 3 вещи, которые они сегодня узнали / выучили;
  • 2 интересные вещи, произошедшие на занятии / которые они узнали;
  • 1 вопрос, который у них все еще остался.

Цифры «3-2-1» означают количество кратких рефлективных отчётов, требуемых учителем от учеников. Так, на уроках английского языка, например, после работы над каким-либо текстовым материалом, можно попросить учеников ответить на вопросы, содержащие следующие положения:

1)        3 новых факта, которые обучающиеся узнают в процессе работы над текстом;

2)        2 вопроса относительно содержания текста;

3)        1 пример, основанный на личном опыте и иллюстрирующий отношение к пройденному материалу.

Рекомендации учителю для успешного введения формирующего оценивания

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирующее оценивание на уроках английского языка

Слайд 2

Формирующее оценивание Индивидуализация процесса обучения Развитие личностных качеств учащегося Повышение качества обученности Определение пробелов, Осуществление обратной связи Развитие познавательной активности, ответственности за обучение Повышение мотивации и эффективности

Слайд 4

Знание и понимание учащимися целей обучения Эффективная обратная связь с учениками Активное участие учащихся в процессе собственного познания Знание и понимание учащимися критериев оценивания Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания . Что необходимо для формирующего оценивания ? Формирующая оценка позволяет проследить прогресс учащихся, дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию. Формирующая оценка – важный компонент личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

Слайд 5

Сигналы рукой. Светофор Трехминутное (одноминутное) эссе Синквейн Карта понятий Индивидуальные беседы Дневники по самооценке «Билет на выход» Лист самооценивания Недельный отчет Обобщение в одном предложении (слове) Словесная оценка (устная обратная связь) Письменные комментарии Две звезды и желание (взаимооценивание) «Письмо учителю» ..... Техники формативного оценивания

Слайд 6

Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Например , на дом было задано написать личное письмо в ответ на фрагмент, предложенный классу. На уроке учитель предлагает ученикам вспомнить основные требования к написанию и оформлению письма. При этом в процессе обсуждения ученики вправе внести необходимые корректировки в домашний вариант текста. Далее , он предлагает прочитать некоторые письма, и ученики вносят свои предложения по улучшениям: слова, синонимы, слова-связки, грамматические структуры т.д. Анализ письменных работ

Слайд 7

Часто на уроках мы проводим контроль лексики в виде диктантов. Уместным будет провести взаимоконтроль, как элемент ФО. Написав работу, ученики обмениваются работами и проверяют правильность написания слов. Здесь необходимо при взаимопроверке пользоваться четкими, не допускающими возможности двусмысленности либо недопонимания, критериями. Количество слов целесообразно давать кратное «5», чтобы упростить шкалу перевода количество правильных ответов в баллы. После того, как работы проверены, баллы подсчитаны и оценки выставлены, работы возвращаются ученикам, и учитель перепроверяет спорные результаты. Критерии проверки и оценивания оговариваются заранее: как оценить неправильно написанную одну букву в слове, не написанное слово совсем, или написанное правильно, но с другим значением. Взаимоконтроль, критерии

Слайд 8

Я знаю, что такое страдательный залог Да Не очень Я могу преобразовать предложения из действительного в страдательный Да Нет Не очень 2. Формула Past Simple Passive Had +V 3 Did +V 3 Was/were +V 3 3. Предложение «The letter will be sent» переводится Письмо было отправлено. Письмо будет отправлено. Письмо отправляется. 4. Предложение «The teachers have discussed the problem» построено В активном залоге В пассивном залоге « Achievement List »

Слайд 9

I like …, because it is …. If I were you I would… . Water (air, soil) is polluted because …. My favourite pastime is…. I enjoy… because…. « Speech Model »

Слайд 10

age body hair eyes appearance Mr James Ford Jill Parker Jane « The Matrix » или « Factfile »

Слайд 11

« Smart break »

Слайд 12

« Fingers up » « I'm not sure I understand » « I understand » « I understand and I can explain »

Слайд 13

Travelling Amazing and unforgettable To visit, see and admire It’s interesting to discover new things Journey Синквейн

Слайд 14

Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше. Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников. Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании. Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели. Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить. Рекомендации учителю для успешного введения формирующего оценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"

              Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное р...

Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP

Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном о...

Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии

Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта .

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....