Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе "От сердца к сердцу" по рассказу К.М. Станюковича " Максимка"
методическая разработка (5 класс)

Ихинова Светлана Валериановна

Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе "От сердца к сердцу" по рассказу К.М. Станюковича " Максимка". Разработка содержит ииследовательскую работу по теме "Толерантность"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уровень толерантности учащихся Туркинской средней общеобразовательной школы Исследовательская работа Выполнили: Бутько Артём, Солдатов Александр, учащиеся 5 «Б» класса Руководитель: Ихинова Светлана Валериановна, Учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Актуальность темы В последнее время одними из наиболее актуальных проблем современности являются толерантные отношения между людьми . Наличие в любом обществе групп, принадлежащих самым различным культурам, проблемы взаимопонимания народов, населяющих страну, веротерпимость, профилактика различных видов экстремизма, обозначившиеся в последнее время, достаточно остро требуют своего скорейшего разрешения. Насилие и жестокость в отношениях между людьми дополнились еще более зловещими примерами и символами. Все это связано с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая интересы других людей. Сегодня на земле остается все меньше мест, где люди могут чувствовать себя защищенными от насилия . Культуру терпимости необходимо сохранить и развить , сделать моральной нормой жизни, народной традицией. Исходя из этого, тема исследовательской работы «толерантность в современной этнокультурной среде» является актуальной.

Слайд 3

Цель исследовательской работы: выявление уровня толерантного сознания этнокультурной среды среди учащихся в Туркинской СОШ Задачи : - Изучить этнокультурную среду в школе - Выявить уровень толерантности учащихся 5-х, 6-х, 8-х , 9-11-х классов Туркинской средней школы. Методы исследования : анализ и изучение научной литературы по теме исследования ; изучение и обобщение различных источников информации; наблюдение опрос

Слайд 4

Теоретические подходы к понятию «толерантность» Толерантность является одной из важных проблем. Ее рассмотрению посвящали работы мыслители разных эпох. В энциклопедическом словаре Волков Ю.Г. и Поликарпов В.С. определяют толерантность как терпимость к "чужим", то есть инакомыслящим, иноверцам, инородцам и др. В кратком словаре современных понятий и терминов Н.Т. Бунимовича , Г.Г. Жаркова , Т.М. Корнилова толерантность понимается как …снисходительность, терпимость или допущение.

Слайд 5

Свой вклад в понятие терпимости как общечеловеческой ценности субъекта, зависящей от его самоопределения и жизненной позиции, при условии наличия равенства прав, уважения других и другими предложила философия Нового времени. Характеристики толерантности в истории русской мысли выражалась чаще всего в иных понятиях - терпимости, всеединства, ненасилия и др. Русский религиозный мыслитель XVIII века Тихон Задонский терпимость относит к всепрощению. В настоящее время популярность слова «толерантность» продолжает расти.

Слайд 6

Проявления толерантности включают в себя такие качества личности, как: - равноправие ; - взаимоуважение ; - доброжелательность ; - доверие , гуманизм; - чуткость и снисходительность; - понимание и принятие; - свобода вероисповедания; - желание что-нибудь делать вместе; - любознательность .

Слайд 7

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности – интолерантости . Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Проявления интолерантности включают: оскорбления, насмешки; игнорирование; нетерпимость эгоизм пренебрежение; преследование, запугивание, угрозы; непонимание; национализм; агрессивность;

Слайд 8

Межкультурное взаимодействие этносов в школе Этническая толерантность является необходимым условием межнациональных отношений в нашем обществе. В нашей школе обучаются дети разной национальности: русские составляют 97,5 %, другие национальности – 2,5%. Их позитивное взаимодействие показывает высокий уровень толерантности. Большое внимание уделяется сохранению традиций. Такие традиционные школьные праздники , как Золотая осень, Сагаалган , Масленица, Пасха и т.д. завоевали популярность среди учащихся и их семей, независимо от их национальной принадлежности. Они становятся праздниками межнационального общения.

Слайд 9

Национальный состав Туркинской СОШ

Слайд 10

Толерантность учащихся Туркинской средней общеобразовательной школы С целью изучения уровня толерантности учащихся нами был проведен опрос среди 5-х, 6-х, 8-х, 9-11-х классов нашей школы . Данный опрос проведен с помощью опросника Бойко В.В

Слайд 11

Результаты опроса: Степень нетерпимости к окружающим Классы Шкала 5 –е классы (количество баллов ) 6-е классы (количество баллов ) 8-е классы (количество баллов ) 9-11-е классы (количество баллов ) 1 82 71 75 135 2 75 61 97 160 3 91 63 103 143 4 80 64 83 118 5 107 65 91 150 Итого Средний балл 21,8 32,4 28.0 29.4

Слайд 12

Из таблицы видно, что количество набранных баллов, характеризующих степень нетерпимости к окружающим, составляет от 21,8 до 32,4 из возможных 75 баллов. По результатам опроса можно сделать вывод, что уровень толерантности у шестых классов и старшеклассников ниже, чем у учащихся средних классов(5,8кл ). Проведенный опрос выявил хорошие показатели уровня толерантности среди школьников ( интолерантность от 33,8% до 38,8%)

Слайд 13

Заключение В школах и во всех других учреждениях образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания, терпимости друг к другу. Сегодня толерантность признается как важнейший элемент культуры общества, проявляющийся в процессах единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. Мы считаем, что уровень культуры, нравственных ценностей, характерных для учащихся нашей школы соответствуют нормам толерантного сознания и поведения.

Слайд 14

Список использованной литературы 1. Безюлева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М., « Вербум -М», 2003 – 178 с. 2. Большой энциклопедический словарь. В 2 т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 2001.-Т.2 . 3. Ожегов. С.И. Словарь русского языка. - М., 2006 4. Социология межэтнической толерантности – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003 . 5 . Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Туркинская средняя общеобразовательная школа

«От сердца к сердцу»

(Урок внеклассного чтения в 5 классе

по рассказу К.М. Станюковича «Максимка»

из цикла  «Морские рассказы»)

Разработала:  Ихинова Светлана Валериановна,

учитель русского языка и литературы

Контактная информация: РБ, Прибайкальский район,

с. Турка, ул . Производственная, д. 32

№ тел. сот.89021689678, e-mail:  C-Nihon41@mail.ru

Рабочий : 8(30144)54-7-08, e-mail:  turkashkola@mail.ru

2019 г., с.Турка

Урок внеклассного чтения  в 5 классе

Тема урока: К.М Станюкович. Слово о писателе.  «От сердца к сердцу » ( по рассказу «Максимка» из цикла  «Морские рассказы»)

Дата проведения: 29.11.19 г.

Учитель: Ихинова С.В.

Цели:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с именем К.М Станюкович.

2.Познакомить учащихся с обстановкой действия рассказа, с главными героями.

 Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере рассказа К.М. Станюковича «Максимка» показать, что нельзя разделять людей по цвету кожи, национальности или материальному достатку, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого. 

Задачи: 

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать   цели урока; иметь способность к целеполаганию,

  • умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать;

  • формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, текст рассказа К.М.Станюковича «Максимка», иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки, камень,  синие и красные листочки, кейс ( вопросы, задания, таблица, кроссворд, схема характеристики героя  для составления кластера),  аудиозаписи, иллюстрации марин И.К.Айвазовского, фотоматериалы оз.Байкал.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), исследовательский, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос,  коллаж.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные

                        … лучше иметь в груди кусочек

                                 человеческого сердца вместо холодного камня.

                                                                                                       В.Г. Короленко

Ход урока:

I.Самоопределение к деятельности (организационный момент). (1 мин)

1. СЛАЙД. 2. Солнце

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Вдохните свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Выдохните обиды, беспокойство. Желаю вам хорошего настроения, а что вы мне пожелаете?

-Обратите внимание на индивидуальные конверты. Это ваш материал, с которым вы будете работать на уроке. На каждой парте лежит опорный материал. Он поможет вам в работе. Свою деятельность вы тоже должны будете оценить на специальных оценочных листах. Постарайтесь после каждого этапа урока оценить свою работу.  (1 мин.)

II. Вступительное слово (2 мин)

-Ребята, сегодня у нас состоится знакомство с необычным человеком и его интересным произведением.

- Перед вами на партах лежит художественное произведение.

- С кем у нас сегодня состоится знакомство?     (К.М.Станюкович)

- Какое произведение  я предлагаю вам для изучения? («Максимка»)  

- Попробуйте сформулировать тему урока (правильно. Молодцы)

- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради

СЛАЙД 3,4

К.М.Станюкович. Слово о писателе. «От сердца к сердцу » ( по рассказу «Максимка» из цикла  «Морские рассказы»)

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с главными героями рассказа)

- Чтобы понять тему урока и достигнуть цели, как мы должны работать?  (сплоченно, активно, дружно…)

- А эпиграфом  к нашему уроку послужат слова В.Г.Короленко 

СЛАЙД 5… лучше иметь в груди кусочек

                                 человеческого сердца вместо холодного камня.

                                                                                                       В.Г. Короленко

III. Объяснение нового материала (15 мин)

Выступление ученика с презентацией о писателе

- Ребята, в нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить, как быть терпимыми друг к другу. Таким удивительным человеком был  Константин Михайлович Станюкович.

- Я предлагаю послушать сообщение ученика, который познакомит нас с жизнью и творчеством писателя. После выступления подготовьте ответ на вопрос:

 - Какие картины предстанут перед вами в рассказе? (картины моря, кораблей)

Учитель. 

1. – Ребята, а вы были на море? (ученики делятся впечатлениями)

Мы живем на берегу Славного моря Байкал. (ученики делятся впечатлениями)

- Близка ли нам морская тема? (да)

В рассказе Константина Станюковича "Максимка", как и во многих других его произведениях, прослеживается тема военно-морского флота.

Современники назвали Константина Михайловича Станюковича «Айвазовским слова» за описание моря в рассказах и повестях.

-Ребята, а вы знаете, кто такой И.К.Айвазовский?

СЛАЙД 6, 7

-  Картины И.К. Айвазовского сопоставимы с фрагментами литературных произведений.

(И.К. Айвазовский. «После бури» 1854г).

СЛАЙД 8

- Доводилось ли вам когда –нибудь видеть шторм на Байкале?

2. Анализ названия рассказа

- Вам когда-нибудь доводилось плавать по морю на большом корабле?

СЛАЙД 9 - Сегодня я приглашаю вас ступить на палубу военного клипера «Забияка» и отправиться в плавание по Атлантическому океану. (фото клипера)

- Давайте посмотрим глазами повествователя  на океан. (чтение эпизода учителем со слов «Только        что        пробил        колокол» до слов «За кормой        стелется        широкая        серебристая        лента») . Звучит АУДИОЗАПИСЬ  «Звуки океана»

- Какие художественные средства использует Айвазовский слова в описании океана?

 СЛАЙД 10  (Эпитеты «По бирюзовому небосклону», «золотистый        шар солнца», «серебристая        лента» , метафоры  «алмазною        пылью».  Сравнения «словно        белоснежным        кружевом», «словно        заботливый        нежный        пестун». Олицетворения «        нежным        ропотом», «несет        он        на        своей  исполинской        груди..», «Волны        ласково        лижут        бока        клипера»)

- О чем заставляет задуматься название рассказа?

- Почему  Айвазовский слова  назвал рассказ  «Максимка»? (анализируют, делают выводы)

- А какие поступки мы считаем добрыми? (поступки во благо других, самопожертвование)

-А злыми? (Во вред другим, для достижения своих целей)

- Зависят ли поступки человека от нравственных качеств? (Да)

СЛАЙД 11 Проблемный вопрос

Я предлагаю понаблюдать за тем, какие поступки совершают герои К.М.Станюкевича и какими нравственными качествами он их наделяет.

Словарная работа СЛАЙД 12

IV. Работа в группах. (15 мин) СЛАЙД 13

- Сейчас мы поработаем в группах. Я хочу, чтобы вы выбрали экспертов в каждой группе, которые обобщат все сказанное.

 - У вас в конвертах есть весь необходимый материал.

1. Группа

Задание: ответьте на вопросы и сделайте вывод

- Кто такой Максимка, сколько ему лет? Как он очутился в океане?

- Как складывались отношения Максимки с прежним капитаном брига        «Бетси» до знакомства с русскими моряками? чистил        платье, сапоги        и        подавал        кофе        с        коньяком        или        коньяк         с        кофе.        Капитан        звал        слугу своего        «боем»        [1],        и        мальчик        уверен,        что        это        его        имя.        Отца        и        матери        он        не знает.        Капитан        год        тому        назад        купил        маленького        негра        в        Мозамбике        и каждый        день        бил        его»

.-Какая жизнь была у мальчика на бриге?(« ужасная        жизнь,         «…покрытая        рубцами,        блестящая        черная        худая спина        с        выдающимися        ребрами»)

Чтение (Рассказ молодого        вестового мичмана,        Артемия        Мухина        —        или,        как        все        его        звали,        Артюшка)

.         Каждый        день,        братцы,        он        мучил         арапчонка.        Чуть        что,        сейчас        в        зубы: раз,        другой,        третий,        да        в        кровь,        а        затем        снимет        с        крючка        плетку,        —        а        плетка, братцы,        отчаянная,        из        самой        толстой        ремешки,        —        и        давай        лупцевать арапчонка!        —        говорил        Артюшка,        вдохновляясь        собственной        фантазией, вызванной        желанием        представить        жизнь        арапчонка        в        самом        ужасном виде.        —        Не        разбирал,        анафема,        что        перед        им        безответный        мальчонка,        хоть        и негра…        У        бедняги        и        посейчас        вся        спина        исполосована…        Доктор        сказывал: страсть        поглядеть!        —        добавил        впечатлительный        и        увлекавшийся        Артюшка. Но        матросы,        сами        бывшие        крепостные        и        знавшие        по        собственному опыту,        как        еще        в        недавнее        время        «полосовали»        им        спины,        и        без Артюшкиных        прикрас        жалели        арапчонка        и        посылали        по        адресу американского        капитана        самые        недобрые        пожелания,        если        только        этого дьявола        уже        не        сожрали        акулы.

- А кто для вас самые близкие люди? (Родители) 

- Какие чувства вы испытываете к родителям? (любовь)

- Родители вас любят, заботятся. Была ли такая забота у мальчика? (нет, он забыл, что такое родительская любовь)

 - Уважаемый эксперт, назовите ключевые слова, которое характеризуют состояние Максимки  (ОДИНОЧЕСТВО, страх, недоверие белым людям)

V. Физминутка (1 мин)

- Я попрошу всех встать. Поднимите руки вверх, покачивая ими,  представьте, что вы на палубе клипера. Представьте, что дует ветер, клипер идет на всех парусах, а в лицо вам дует свежий морской ветер. Спасибо, садитесь

2. группа.

 В работе вам поможет опорный материал

Задание: ответьте на вопросы и сделайте вывод

- Кто из матросов стал «доглядывать» за арапчонком? («…Иван        Лучкин        тотчас        же        объявил,        что        будет        «доглядывать»        за        Максимкой        и что        берет        его        под        свое        особое         покровительство,        считая,        что        это        право принадлежит        исключительно        ему  уж        в        силу        того,        что        он        «обрядил мальчонка»        и        дал        ему,        как        он        выразился,        «форменное        прозвище».»)

-Какие чувства испытывает к нему Лучкин? О        том,        что        этот        заморенный,        худой        маленький        негр,        испытавший        на заре        своей        жизни        столько        горя        у        капитана-американца,        возбудил необыкновенную        жалость        в        сердце         одинокого        как        перст        матроса,        жизнь которого,        особенно        прежде,        тоже        была        не        из        сладких,        и        вызвал         желание сделать        для        него        возможно        приятными        дни        пребывания        на        клипере…»)

- Как относились к нему другие матросы, капитан, фельдшер? Артель        отнеслась        к        Максимке        с        полным        радушием.        Один        дал        ему деревянную        ложку,        другой         придвинул        размоченный        сухарь,        и        все        глядели ласково        на        затихшего        мальчика,        видимо,        не        привыкшего        к        особенному вниманию        со        стороны        людей        белой        кожи,        и        словно        бы        приглашали        его этими        взглядами        не        робеть»).

- Уважаемый эксперт, назовите ключевые слова, которые характеризуют  отношение матросов к маленькому негру (Сострадание, сочувствие, доброта, ласка)

Но        зато        негр        чувствовал        всем        своим        маленьким        сердцем        расположение этих        белых        людей,        говоривших        совсем         не        на        том        языке,        на котором говорили        белые        люди        на        «Бетси»,        и        особенно        доброту этого матроса        с красным        носом,        напоминавшим        ему        стручковый        перец,        и        с волосами, похожими        цветом        на        паклю,        который        подарил ему такое        чудное        платье,        так хорошо        угостил        его        вкусными        яствами и        так        ласково        смотрит        на        него,        как никто        не        глядел        нанего         во        всю        жизнь,        кроме        пары        чьих-то        больших        черных навыкате        глаз на женском        чернокожем        лице. Эти        глаза,        добрые        и        нежные,        жили        в его        памяти        как        далекое,        смутное воспоминание,        нераздельное        с представлением        шалашей,        крытых бананами,        и        высоких        пальм.        Были ли это        грезы        или        впечатления        детства        — он,        конечно,        не        мог        бы объяснить;        но        эти        глаза,        случалось,        жалели        его        во сне.        И        теперь он        увидал        и        наяву        добрые,        ласковые        глаза.

  1. Группа Задание: анализ эпизода (гл VIII) со слов «В        час        дня        клипер         бросил         якорь        на        Каптоунском         рейде…» и ответить на вопросы.

- Какие  изменения произошли в душе Максимки и Лучкина? (Лучкин стал другим человеком,  пил с «рассудком», Максимка полюбил матроса. Любовь Лучкина пробудила в сердце Максимки  ответное чувство любви)

От сердца к сердцу

- Как на клипере относились к тому, что он негр? (И.Лучкин: «Но только я полагаю, что у бога все равны… Всем хлебушка есть хочется…» Что  усложняло общение с Максимкой? (языковой барьер)

- Какова точка зрения автора? («Господь        на        земле        всех        терпит…        Не        бойсь,        не разбирает…», - промолвил        Захарыч.

Все,        видимо,        разделяли        мнение        Захарыча.        

Недаром        же        русские матросы        с        замечательной        терпимостью относятся        к        людям        всех        рас        и        с исповеданий,        с какими        приходится        им        встречаться.)

- Уважаемый эксперт, назовите ключевые слова, которые сейчас прозвучали

 (Любовь, терпимость)

- Чему учит нас рассказ К.М.Станюковича? (терпимости, доброте и милосердию, а также тому, что нельзя разделять людей по цвету кожи или материальному достатку. Чернокожий мальчик не заслужил такое отвратительное отношение американского капитана, он был виноват только лишь в том, что родился не белым.

  В произведении ощущается мощный дух русских людей. Матросы сильные, волевые люди, но в то же время добрые и умеющие сострадать; многим из них так же, как и Максимке знакомы лишения и страдания. Они понимают, что чувствует этот запуганный ребенок, и поэтому стараются сделать все для его благополучия)

СЛАЙД 14

- Сегодня я познакомлю вас  с понятием Толерантность, который является своеобразным синонимом терпимости. По толковому словарю С.И.Ожегова

Toлepaнтнocть, жeнcкий poд.  Тepпимoe oтнoшeниe к дpyгoмy миpoвoззpeнию, oбpaзy жизни и мыcлeй, пoвeдeнчecким ocoбeннocтям, тpaдициям. Cлoвo «тoлepaнтнocть» пpoизoшлo oт лaт. tolerantia, чтo нa pyccкий язык пepeвoдитcя кaк «тepпeниe, тepпимocть». Toлepaнтнocть – дoбpoжeлaтeльнoe oтнoшeниe к чeмy-либo, чтo нe нapyшaeт мopaльныe нopмы.  Этo yвaжeниe иныx кyльтyp, пpизнaниe иx paвнoцeннocти,

СЛАЙД 15

Вывод: Русские матросы толерантные люди

- Ребята, 16 ноября – Международный день толерантности

VI. Исследовательская работа (4 мин)

Толерантность в наше время является актуальной темой.

- Как вы думаете, дети каких национальностей обучаются в нашей школе? (ответы детей)

- Считаете ли вы себя толерантными?

 - ученики нашего класса провели исследование и выявили степень толерантности среди учащихся нашей школы. Прошу ознакомить нас с результатами исследования.

(Презентация «Толерантность учащихся Туркинской СОШ»)

Вернемся к проблемному вопросу и ответим.

Я предлагаю понаблюдать за тем, какие поступки совершают герои К.М.Станюкович и какими нравственными качествами он их наделяет. (составление коллажа) 

VII. Творческая работа. (4 мин)

Чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составим.

Изготовление коллажа “Толерантность” (работа в группах).

Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде “солнышка”. Давайте, изобразим наши ответы в виде лучиков. Составим правила толерантного человека.

СЛАЙД 16

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/565981/img1.gif

Учитель: Толерантность это не только терпимое и уважительное отношение к людям другой национальности, но и умение понимать друг друга, умение жить среди людей, одноклассников.

Если вы решили помочь себе и другим внести порядок в свою жизнь, сделать ее радостнее, то возьмите памятки с этими правилами и пользуйтесь ими.

VIII. Итог урока  (3 мин)

Работа с эпиграфом

- Какое сердце было у американского капитана брига? (каменное)

- Камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в рассказе  человеческое сердце. В результате работы слаживается Человеческое сердце

-Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». (В. Г. Короленко.)

- Не забудьте оценить свою деятельность на уроке и сдать листы самооценки

Выставление оценок за урок

СЛАЙД 17

Рефлексия

- Сегодня на уроке я научился…

- Урок заставил меня задуматься..

- Я понял, что..

- Для меня стало открытием..

- И пусть в вашей жизни всегда будет любовь, а ваши сердца были толерантными.

Ну а я сегодня хочу подарить вам своё сердце. (Показываю фигуру сердца руками).

СЛАЙД 18

Домашнее задание
1.Написать письмо Максимке
2. Написать письмо другу
3.Написать сочинение-рассуждение «Что значит быть толерантным человеком?»

(по выбору)

СЛАЙД 19 Спасибо за урок.

Приложение № 1

Методика проведения опроса

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно;

1 – верно в некоторой степени;

2 – верно в значительной степени;

3- верно в высшей степени

№№

Утверждение

Баллы

1

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

2

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

3

Шумные игры я переношу с трудом

4

Оригинальные, нестандартные личности чаще всего раздражают меня

5

Слишком «правильный» человек насторожил бы меня

6

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

7

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

8

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

9

Мне неприятны самоуверенные люди

10

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека

11

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

12

Меня часто упрекают в ворчливости

13

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю

14

Нельзя прощать другим неуместные шутки

15

Если друг не желая того заденет мое самолюбие, я на него все равно обижусь

16

Мне не нравятся люди, которые плачут в чужую жилетку

17

Мне не нравятся те, кто при удобном случае рассказывают о своих болезнях

18

Я избегаю разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на непонимание других

19

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей

20

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

21

Как правило, мне трудно уступать другим

22

Мне трудно ладить  с людьми, у которых плохой характер

23

Обычно я с трудом нахожу общий язык с малознакомыми людьми

24

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми

25

Чаще я настаиваю на своем, даже если понимаю, что не прав

Обработка результатов:

      По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале- 15, общее по всем шкалам – 75. Чем выше число набранных респондентов баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим.

      Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

Шкала 1.

Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека

№№

Утверждение

1

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

2

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

3

Шумные игры я переношу с трудом

4

Оригинальные, нестандартные личности чаще всего раздражают меня

5

Слишком «правильный» человек насторожил бы меня

Всего

Шкала 2

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

№№

1

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

2

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

3

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

4

Мне неприятны самоуверенные люди

5

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека

Всего

Шкала 3

Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

№№

1

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

2

Меня часто упрекают в ворчливости

3

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю

4

Нельзя прощать другим неуместные шутки

5

Если друг не желая того заденет мое самолюбие, я на него все равно обижусь

Всего

Шкала 4

Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

№№

1

Мне не нравятся люди, которые плачут в чужую жилетку

2

Мне не нравятся те, кто при удобном случае рассказывают о своих болезнях

3

Я избегаю разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на непонимание других

4

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей

5

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

Всего

Шкала 5

Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

№№

1

Как правило, мне трудно уступать другим

2

Мне трудно ладить  с людьми, у которых плохой характер

3

Обычно я с трудом нахожу общий язык с малознакомыми людьми

4

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми

5

Чаще я настаиваю на своем, даже если понимаю, что не прав

Всего

Приложение 2.

Лист самооценки

Фамилия, имя________________________________    Класс______________

Виды работ

 Устная работа

Групповая работа

Анализ эпизода

Индивидуальная работа

Практическая работа

Итого

самооценка

Оценка

эксперта

«+»

«-»

Отметка

Примечание: «+» - если отвечали, и ответ положительный; «-» - деятельность не осуществлялась.

«+» и «-» - суммируются и выводятся в оценку: «5» - все «+»; «4» - два «-»;  «3» - от трех до пяти «-»

Таблица самооценивания

Критерий

Мой результат

Оценка учителя

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Всего

«+»

Оценка ученика

Справился (лась) самостоятельно, молодец!

Справился (лась) хорошо, но мог(ла) бы лучше

Неплохо, но многому нужно учиться

Ещё многое не получается

1. Ставим знаки «+», «-» по каждому критерию к заданиям.

2.В конце подсчитать количество знаков по каждому критерию. : «5» - все «+»; «4» - два «-»; «3» - от трех до пяти «-»

3. Поставить оценку за урок

Лист оценивания работы группы, парной работы

Группа № ____________________

Участники

группы ______________________________________________________________________

Критерии выставляются от 0 до 5 баллов

Критерии

Самооценка

группы

Оценка

класса

Оценка

учителя

-Сформулированы проблемы, определены цели

исследования

-Поэтапно спланированы действия участников группы

-Использованы достоверные источники информации

(исторические источники, энциклопедии, статьи

профессиональных историков)

-Исследования соответствуют целям и отвечают на

направляющие вопросы

-Участниками группы проведены коллективные

обсуждения в ходе работы над вопросами

-Результаты работы содержат аргументированные выводы

-Результаты работы представлены при помощи

компьютерных средств (презентации, публикации)

-Использованы средства визуализации информации

(карты знаний исторические карты), иллюстративный

материал соответствует содержанию информации

-Соблюдены авторские права

-Ссылки на использованные Интернет-источники,

печатные материалы оформлены в соответствии с

правилами цитирования

-Результаты исследования оформлены эстетично, не

перегружены большим объемом информации, дизайн не

мешает восприятию

-Устное выступление группы логично, последовательно

отражает этапы работы, не повторяет текст презентации

или публикации

-В ходе устного выступления даны ответы на вопросы,

убедительно аргументирована представленная точка

зрения

Сумма баллов

Список использованной литературы:

  1. Станюкович К.М. Морские рассказы/К.М.Станюкович:[сост. И всуп.ст.Л.Н.Асанова]; худож.В.Стуковнин.-М.: Дет.лит.,2011.-297 с.: ил.-(Школьная библиотека).
  2. Ресурсы интернета Иcтoчник:http://ozhegov.textologia.ru/definit/tolerantnost/?q=742&n=206146

Лист самооценки

Фамилия, имя________________________________    Класс______________

Виды работ

 Устная работа

Групповая работа

Анализ эпизода

Индивидуальная работа

Практическая работа

Итого

самооценка

Оценка

эксперта

«+»

«-»

Отметка

Примечание: «+» - если отвечали, и ответ положительный; «-» - деятельность не осуществлялась.

«+» и «-» - суммируются и выводятся в оценку: «5» - все «+»; «4» - два «-»;  «3» - от трех до пяти «-»

Лист самооценки

Фамилия, имя________________________________    Класс______________

Виды работ

 Устная работа

Групповая работа

Анализ эпизода

Индивидуальная работа

Практическая работа

Итого

самооценка

Оценка

эксперта

«+»

«-»

Отметка

Примечание: «+» - если отвечали, и ответ положительный; «-» - деятельность не осуществлялась.

«+» и «-» - суммируются и выводятся в оценку: «5» - все «+»; «4» - два «-»;  «3» - от трех до пяти «-»

Опорный материал

  1. Средства выразительности языка

 Эпитет – красочное авторское определение;

Метафора- употребление слов и словосочетаний в переносном смысле, скрытое сравнение.

  1. Художественные приемы

Олицетворение- наделение неживых предметов свойствами и чертами живых;

Сравнение- сопоставление одного предмета или явления с другим на основе  схожести

Словарная работа

Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — судно или корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса

АРТЕЛЬ, -и, ж. 1. Объединение крестьян для ведения коллективного хозяйства. Сельскохозяйственная а. 2. Объединение лиц нек-рых профессий (связанных с физическим трудом) для совместной работы, с участием в общих доходах и общей ответственностью. Рыболовецкая а.

Арап  -  Чернокожий, темнокожий человек, негр (стар.).

Групповая работа

1 группа 

Задание: ответьте на вопросы и сделайте вывод

- Кто такой Максимка, сколько ему лет? Как он очутился в океане?

  • Как складывались отношения Максимки с прежним капитаном брига «Бетси» до знакомства с русскими моряками?

2. группа.

Задание: ответьте на вопросы и сделайте вывод

  • Кто из матросов стал «доглядывать» за арапчонком?
  • Какие чувства испытывает к нему Лучкин?
  • Как относились к нему другие матросы, капитан, фельдшер?

3. Группа

Задание: анализ эпизода (гл VIII)со слов «В        час        дня        клипер         бросил         якорь        на        Каптоунском         рейде…» и ответить на вопросы.

 - Какие  изменения произошли в душе Максимки и Лучкина?

  • Как на клипере относились к тому, что он негр?

-  Чему учит нас рассказ К.М.Станюковича?



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОК

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Тип урока: урок объяснения нового материала

Место урока в системе уроков    урок внеклассного чтения изучения рассказа К.М. Станюковича «Максимка» из цикла  «Морские рассказы»)

Цели:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся именем К.М.Станюковича.

2.Познакомить учащихся с обстановкой действия рассказа, с главными героями.

 Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере рассказа К.М. Станюковича «Максимка» показать, что нельзя разделять людей по цвету кожи, национальности или материальному достатку, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого. 

Задачи: 

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать   цели урока; иметь способность к целеполаганию,

  • умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать;

  • формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, текст рассказа К.М.Станюковича «Максимка», иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки, камень,  синие и красные листочки, кейс ( вопросы, задания, таблица, кроссворд, схема характеристики героя  для составления кластера),  аудиозаписи, иллюстрации марин И.К.Айвазовского, фотоматериалы оз.Байкал.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), исследовательский, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос,  коллаж.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные

*****

При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы  обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

Работая над методической проблемой «Формирование проектно- исследовательской и познавательной компетентностей школьников на уроках русского языка и литературы», применила на уроке компетентностно-ориентированные педагогические технологии: «технология критического мышления», «метод проектов»

На мой взгляд, выбранная  структура урока  краткосрочного проекта является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

Методы обучения, которые использовались на уроке (по принципу: Учусь сам, учу других, учим друг друга): наглядный, проблемный, исследовательский;  личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Урок выстраиваю с учетом трех стадий: вызова, осмысления и рефлексии.

Презентация, используемая на протяжении всего  урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления. Межпредметная связь осуществлялась посредством ознакомления с творчеством И.К.Айвазовского. Введен национально-региональный компонент.

На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий: Технологии развития критического мышлениятестовой технологии - воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности.

Изучаемый  материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.

Применение на уроке индивидуальных листов  позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке

На уроке были применены разные приемы анализа текста: литературоведческие, школьные (словесное рисование)

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся.  Сами увидели результативность своей работы на уроке

В ходе всего занятия  происходили активизация и развитие  самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).

Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.

Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления"

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная....

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…»  по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...

Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»

На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу «Воздушный змей»

Урок-диалог по рассказу «Воздушный змей » из книги А. Костюнина «Ковчег души». «Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека» Алексей Як...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших" может использоваться учителями в своей практике. Апробирована в 8 классе....

Урок внеклассного чтения по теме "Сердце матери" (10 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Сердце матери" рассчитан на учащихся старших классов. Во все времена поэты и писатели свои лучшие произведения посвящали самым дорогим людям на свете-мамам. Озна...