Современные подходы к математическому образованию школьников с умственной отсталостью
статья

  • В данной статье представлен анализ специально разработанной программы, которой необходимо придерживаться в ходе образовательного процесса школьников с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к математическому образованию школьников с умственной отсталостью

Овладение математическими знаниями является довольно сложным процессом не только для школьников с умственной отсталостью, но и для нормально развивающихся детей, поэтому важно придерживаться специально разработанной программы по усвоению материала, анализ которой будет представлен ниже.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. Содержание основной образовательной программы образовательной организации отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Структура планируемых результатов учитывает необходимость:

–        определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребенка;

–        определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

–        выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В результате изучения курса математики, обучающиеся на уровне начального общего образования:

- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

- получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей; приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

В основу разработки ПрАООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.

На основе разработанных стандартов начального общего образования для нормально развивающихся детей и детей с умственной отсталостью, мы можем выделить некоторые различия: требования к усвоению математических знаний детьми с умственной отсталостью значительно ниже, нежели к детям с нормальным развитием, каждая тема рассматривается более детально и подробно. Соответственно, программу для школьников с умственной отсталостью мы можем назвать «упрощенной». Немаловажно, что для нормально развивающихся детей не предусмотрен пропедевтический период, в котором дети с умственный отсталостью только готовятся к усвоению математических знаний.

Рассматривая формирование временных представлений, стоит отметить, что в программе начального общего образования предусмотрено сравнение и упорядочение временных величин, а также рассматривается зависимость между величинами, характеризующими временные процессы, в то время как в адаптированной программе предусмотрено усвоение единиц времени и их соотношение, пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцев, а также определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 минуты. Также, адаптированная программа предполагает усвоение знание числового ряда 1—100 в прямом порядке,  знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления, что немаловажно при формировании представлений о времени. Очевидно, что формирование временных представлений в адаптированной программе проходит на базовом уровне и начинается с самых азов, а в начальной общей программе идет расчет на то, что дети уже владеют определёнными временными представлениями. Это объясняется затрудненным восприятием умственно отсталых детей и нарушениями познавательной сферы.

Также, проведя анализ педагогической программы по математике М. Н. Перовой, можно сделать вывод, что она полностью соответствует требованиям ФГОС. В учебнике раскрыты задачи, методы, организация и содержание обучения математике в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта, а также методика изучения основных тем этого учебного предмета. Рекомендуемые средства и методы обучения школьников раскрываются с учетом их психологического развития и потенциальных возможностей.

Таким образом, проведя анализ программ, мы можем сделать вывод, что требования по усвоению математичеких знаний для детей с умственной отсталостью значительно ниже, чем для нормально развивающихся детей. Однако, очень важно выполнять требования АООП по результатам освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

технологическая карта по уроку математические представления для младших школьников с умственной отсталостью. тема "Высокий-низкий"

технологическая карта урока на тему "высокий-низкий" разработана  для обующихся 1 класса с умственной отсталостью. В разработке урока учитывались особенности обучающихся....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...