Конспект по теме "Деревья"
план-конспект по естествознанию

Канева Ирина Сергеевна

Конспект занятия по окр.миру по лексической теме: "Деревья" в старшей логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_teme_derevya.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 133

Конспект открытого занятия

 по ознакомлению с окружающим миром

 в старшей логопедической группе

по лексической теме

  «Деревья»

Канева Ирина Сергеевна, воспитатель

2018г.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция с образовательной областью: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программное содержание:

1. Обучающие задачи: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; уточнить различия между хвойными и лиственными деревьями; закрепить обобщающее понятие «деревья», закрепить  умение  понимать смысл и отгадывать загадки;

2. Развивающие задачи: развивать фонематический слух, развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание.

 3. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к растениям, умение слушать друг друга и не перебивать.

4. Речевые задачи: развивать связную речь детей, закрепить образование относительных и   сложных прилагательных; закрепить навыки согласования существительного с прилагательным; развивать умение отвечать полным ответом.

Структура (части и предполагаемое их время)

1часть –  Игровая мотивация (организационный момент) – 2 мин.

2 часть – Основная часть занятия – 20 мин.

1)Отгадывание загадок - 3 мин.

2)Дидактическая игра  «Подбери листья и плоды» - 4 мин.

3)Дидактическое упражнение «Лист справа – лист слева» – 4 мин.

Физкультминутка – 1 мин.

4)Видео- вопрос – 3 мин.

5)Дидактическая игра «4-й лишний»  -  5 мин.

6)Дидактическое упражнение «Части дерева» – 4 мин.

3 часть - Обобщающая беседа,  анализ работы детей – 3 мин.

Общее время: 25  минут

Резервное время (1-3 минуты)

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

1 часть - Игровая мотивация –опрос

2 часть – Основная часть занятия – 20 мин.

1)Отгадывание загадок – опрос

2) Дидактическая игра  «Подбери листья и плоды» - наблюдение за выполнением,взаимопроверка

3)Дидактическое упражнение «Лист справа – лист слева» – опрос

Физкультминутка – контроль выполнения движений и проговаривания слов

4)Видео- вопрос – вопрос на смекалку

5)Дидактическая игра «4-й лишний»  - опрос, взаимопроверка

6)Дидактическое упражнение «Части дерева» – опрос

3 часть - Обобщающая беседа,  анализ работы детей – опрос

Организация детей:

  1. часть занятия – свободно стоя в группе.
  2. часть занятия

1)Отгадывание загадок – сидя за столом

2) Дидактическая игра  «Подбери листья и плоды» - стоя вокруг стола

3)Дидактическое упражнение «Лист справа – лист слева» – стоя у стола

Физкультминутка – стоя на ковре

4)Видео- вопрос – стоя вокруг стола

5)Дидактическая игра «4-й лишний»  - сидя за столом

6)Дидактическое упражнение «Части дерева» – стоя у доски, сидя за столом

3 часть - Обобщающая беседа,  анализ работы детей – сидя за столом

Оборудование: столы,  стулья, ПК, игровой барабан, видео картина А.Куинджи «Березовая роща», магнитная доска, маркеры.

Демонстрационный материал: конверты,  плакат «Деревья», схема «Части дерева», Смешарики  (на подставках).

Раздаточный материал: дидактическая игра «Плоды и семена» (карточки) ,  дидактическая игра «Лист справа –лист слева» (карточки).

Предварительная работа:         экскурсия по участку «Деревья осенью», рассматривание деревьев  на участке детского сада; выделение составных частей дерева; узнавание деревьев по листьям, плодам, коре; наблюдение за изменениями в природе в осенний период. чтение художественной литературы  про деревья: Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», Е.Трутнева «По лесным тропинкам», Н.Сладков «Осень на пороге», Б. Заходер «Почему деревья ходят»,  подвижные игры: «Деревья, кусты, трава» и др.

Содержание (ход)

Методы и приемы

1 часть - Игровая мотивация (организационный момент)

Дети свободно  стоят  в группе.

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо от Смешариков. Они хотят поиграть с нами в игру «Что? Где? Когда?». Смешарики прислали нам свои вопросы в конвертах. Хотите поиграть с ними? Подходите ко мне и послушайте загадку:

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.Дерево.

Дом со всех сторон открыт, 
Он резною крышей крыт. 
Заходи в зелёный дом, 
Чудеса увидишь в нём. Лес.

Воспитатель:Отгадали? Как вы думаете, про что будут вопросы Смешариков?

Дети: про деревья, лес.

Воспитатель: проходите к  столу, усаживайтесь вокруг барабана. (Воспитатель снимает скатерть и всем открывается стол с барабаном и конверты с номерами). Капитаном команды назначаем Елисея. Он будет назначать того, кто будет отвечать на вопрос.

 2 часть занятия  - Основная часть

Воспитатель: На игровом  поле стрелка и конверты. На каждом конверте написана цифра, она указывает номер вопроса от Смешариков. На какой конверт покажет стрелка, тот конверт мы открываем и читаем задание. Мы должны ответить на вопросы, которые находятся в  конвертах. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. В одном  конверте целых 5 вопросов это БЛИЦ- вопросы, на которые мы должны быстро ответить. Если мы не отвечаем на вопрос, очки получают команда Смешариков.

Конверт 1. Внимание, Блиц – вопросы от Совуньи (подвести детей к плакату «Деревья»)

Русская красавица стоит на поляне,                

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

        Что за дерево стоит,

         Ветра  нет, а лист дрожит? (Осина)

 До глубокой   осени                              

Он стоит зеленый.                                    

Значит, он выносливый                              

Значит, закаленный. (Дуб)                            

          Ну не дерево, а диво,

          Разноцветный и красивый,

         Лист ладошкою раскрылся,

         Ветер дунул, лист свлился. (клен)

Стоит летом золотая,

Сладким медом налитая. (Липа)

         Что же это за девица,

         Не швея, не мастерица,

         Ничего сама не шьет,

         А в иголках круглый год? (Ель)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

На табло вносятся очки.

Воспитатель: Молодцы!

Конверт  2. Внимание вопрос от Копатыча.

Воспитатель: Задание в этом конверте такое: подобрать в дереву - лист и плоды-семена (стоя за подготовленным  столом).

(Клен-лист клена- вертушки, сосна -хвоя-шишка, береза-лист березы-березовые сережки, липа –лист липы-липовы цвет и орешки, каштан-лист каштана –плод каштана, рябина- лист рябины- ягоды рябины, дуб-лист дуба- желуди.)Каждый участник собирает для своего дерева листья и плоды.

Воспитатель: Осенью на всех деревьях созревают плоды (картинки).
• Какие плоды у дуба?
• У сосны и ели?
• У клена?
• У рябины?
• У каштана?
Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг. (ребятам предлагаются настоящие каштаны, желуди и крылатки для рассмотрения).
Воспитатель: У всех ли деревьев  листочки?

Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья.

Воспитатель: Правильно. А остальные деревья, как можно назвать?

Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

Воспитатель: Продолжим игру, сели  и  крутим стрелку барабана.

Конверт 3. Внимание вопрос от Бараша: Назовите листья «Справа и слева»

Дети: Справа лист березы – слева дубовый  лист.

Справа лист тополя –слева осиновый лист.

Справа кленовый лист – слева березовый лист.

Справа рябиновый лист – слева липовый лист.

Справа ивовый лист  - слева березовый лист.

На табло вносятся очки

Воспитатель: Молодцы, вы знаете  деревья по их листьям. Но сможете ли вы вспомнить, как называется  место, где растет много деревьев?   Дети: лес.

Воспитатель: А как называется место, где растут одни березы?

Дети: Роща. Березовая роща.

Воспитатель: Дубы растут в какой роще?(дубовой) Осины растут в какой роще? (остновой) Клены растут в какой роще? (кленовой)

А также их люди называют: рябинник, осинник, дубрава.

Воспитатель: Кто знает, как называется место, где растет много елей или сосен?

Дети: Бор. Еловый бор, сосновый бор.

Воспитатель: А для чего нам деревья?

Дети: деревья очищают воздух. Из них делают мебель, игрушки, музыкальные инструменты.

Воспитатель: Правильно, поэтому  их надо беречь. Давайте отдохнем немного и проведем физкультминутку.

Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише. Деревце все выше, выше.

Конверт  4. Внимание видео-вопрос от Лосяша:

Это картина русского художника –пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи. Он изобразил известные вам деревья. Отгадайте название этой картины.

Правильный ответ: «Березовая роща». На табло вносятся очки.

Конверт  5. Внимание вопрос от Нюши:

Дидактическая игра “Четвёртый лишний”.Назовите 4-й лишний и объясните свой выбор:

- Липа, тополь, вяз, яблоня.

- Осина, липа, смородина, береза.

- Клён, рябина, дуб, осина.

- Берёза, дуб, тополь, сосна.

- Ель, береза, дуб, осина.

- Малина, клён, береза, тополь.

На табло вносятся очки.

Воспитатель: Молодцы ребята! Крутим стрелку и выбираем следующий вопрос.

Конверт  6. Внимание вопрос  ( у фланелеграфа)

Вопрос от Карыча: Назови части дерева и для чего они нужны? Какую пользу приносят деревья?

Дети: ствол, корень, ветки, листья. Главная польза, которую приносят деревья – это обогащение воздуха кислородом, необходимым человеку для дыхания. из древесины делают бумагу; древесина идет на строительство, изготовлении мебели, музыкальных инструментов; деревья лечат людей, человек лечится корой дуба, цветами липы, листьями и соком березы, смолой хвойных деревьев, ягодами рябины и черемухи; деревья летом защищают наши поля от сухих ветров, а зимой задерживают снег, чтобы весной на полях было больше влаги.

Воспитатель: люди должны помнить, если срубил одно дерево – посади три. «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Так говорится в русской народной пословице.

3 часть занятия – заключительная.

Воспитатель:  Победила команда: Знатоков.

О чём мы сегодня говорили?   Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Как называется место, где растёт много деревьев? Какую пользу приносят нам деревья?

На следующем занятии мы продолжим  разговор про деревья и узнаем еще много интересного.

Оживление опыта детей.

Художественное слово

Мотивирование детской деятельности

Введение элементов соревнования

Художественное слово

Педагогическая поддержка

Показ выполнения задания

Дидактическая игра

Активизация мыслительной деятельности.

Беседа

Демонстрация листьев дерева

Дидактическая игра

Педагогическая поддержка

Беседа

Воспитание бережного отношения к природе.

Показ движений

Демонстрация картины

Дидактическая игра

Педагогическая поддержка

Демонстрация схемы

Беседа

Художественное слово

Оценка работы детей.

Логическое завершение занятия.

Литература:

  1. Большая книга загадок/ Составители Е. Нефёдова, О. Узорова. – М., 2001.
  2. Вахрушев А.а., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! М., 2003.
  3. Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...