Коррекционно-развивающий педагогический проект «НАШИ ГЛАЗКИ»
проект

Комиссаренко Анастасия Александровна

Проект предназначен для совместной  деятельности тифлопедагога с детьми дошкольного возраста и их родителями (законными представителями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №60 г. Благовещенска «Аистёнок»

Коррекционно-развивающий педагогический проект

«НАШИ ГЛАЗКИ»

Автор проекта:        

Комиссаренко А.А.

учитель-дефектолог

Участники проекта

        Воспитанники  группы №6 «Галчата»,

родители (законные представители)

учитель-дефектолог: Комиссаренко А.А.,

 психолог: Воронова Е.А.,

 воспитатели : Фомская Л.В., Харькова Г.В.,

 медсестра –ортоптистка Бужерак И.В..

Сроки реализации

        Долгосрочный: 2019-2022гг

Паспорт проекта «Наши глазки»

Наименование проекта

Коррекционно-развивающий педагогический проект

Автор проекта

Учитель-дефектолог: Комиссаренко А.А.

Адресация  проекта

Проект предназначен для совместной  деятельности тифлопедагога с детьми дошкольного возраста и их родителями (законными представителями)

Участники проекта

Воспитанники  группы №6 «Галчата», родители (законные представители) учитель-дефектолог Комиссаренко А.А., психолог: Воронова Е.А., воспитатели : Фомская Л.В., Харькова Г.В.,

медсестра –  ортоптистка Бужерак И.В..

Цель проекта

Улучшение качества коррекционно-компенсаторной работы через формирование у детей со зрительными дефектами чувства ответственности за сохранение и укрепление зрения в сотрудничестве с родителями (законными представителями)

Задачи проекта

Задачи для педагога: Создать положительное отношение дошкольников  к коррекционным мероприятиям, развивать сохранные анализаторы, познавательную активность детей.

Задачи для воспитанников: Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своему зрению.

Задачи для родителей: Установить партнерские отношение с родителями дошкольников; повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам в воспитании и развитии своего ребенка.

Сроки реализации

Долгосрочный: 2019-2022г.г.

Вид проекта

информационно-практический; ориентированный; открытый;

Особенности проекта

сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач

Итоги проекта

  1. Положительное отношение дошкольников  к коррекционным мероприятиям.
  2. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
  3. Обогащение коррекционно-развивающей среды нестандартным оборудованием

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

 Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является оптимально выстроенная совместная партнерская деятельность родителей и педагогов,  которая направлена на развитие ребенка с учетом общих целевых установок и своеобразия индивидуальных особенностей детей,  а так же строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений.

В дошкольном возрасте происходит формирование основ образа жизни, культурно-ценностных ориентаций. У детей ещё не сформированы представления о здоровье, о способах его сохранения и укрепления. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание.

 Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников. А так как опыт практической работы показывает, что семья не в состоянии (в силу разных причин) оказывать действенную помощь ребенку с нарушением зрения. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные отклонения; родителям не хватает психолого - педагогической грамотности, а ведь педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания, развития и социализации дошкольников.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта «Наши глазки». Проект нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на развитие зрительного восприятия , сохранных анализаторов познавательную активность детей во взаимодействии с  родителями в форме активного сотрудничества.  

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Улучшение качества коррекционно-компенсаторной работы через формирование у детей со зрительными дефектами чувства ответственности за сохранение и укрепление зрения в сотрудничестве с родителями (законными представителями).

ЗАДАЧИ:

 Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своему зрению.

Развивать зрительное восприятие, сохранные анализаторы, познавательную активность детей, создать положительное отношение дошкольников  к коррекционным мероприятиям.

Установить партнерские отношение с родителями дошкольников; повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

 Заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам в воспитании и развитии своего ребенка.

Обогатить и разнообразить коррекционно-развивающую среду групповой комнаты и кабинета дефектолога.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников, как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС ДО ч.1, п.,9; ч.3, п.3.2.5, п/п 5).

Новизна проекта состоит в использование  новых эффективных  форм сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию ребенка с нарушением зрения. 

Участники проекта: Воспитанники  группы №6 «Галчата», родители (законные представители), учитель-дефектолог Комиссаренко А.А., психолог: Воронова Е.А., воспитатели : Фомская Л.В., Харькова Г.В., медсестра –ортоптистка Бужерак И.В..

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительное отношение дошкольников  к коррекционным мероприятиям;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию сенсорной сферы детей и профилактика зрительного переутомления в домашних условиях.

положительный психологический климат между тифлопедагогом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей с нарушением зрения  при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

Кадровые: в настоящий момент группа укомплектована воспитателями и помощником воспитателя, учитель-дефектолог, психолог, медсестра-ортоптистка.

Информационные: кабинет дефектолога оснащен интерактивным комплексом  с доступом к сети Интернет, большим количеством современной методической литературы, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 4 года, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ:

 кабинет дефектолога с различными наглядными и методическими пособиями, дополнительные  компьютерные  программы и оборудование, интерактивный комплекс;

методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Автор проекта:

  • осуществляет общее руководство.
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством работы в проекте.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • организует работу специалистов и педагогов.
  • оформляет методический и дидактический и наглядный материал к проекту.
  • создает условия осуществления сотрудничества между родителями, детьми и педагогами.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.

КРИТЕРИИ   ОЦЕНКИ РЕАЛИЗУЕМОГО ПРОЕКТА:

Высокий уровень реализации: цель  выполнена до конца, получен высокий результат от совместной  работы педагога и родителей в коррекционно-восстановительном  направлении

Средний уровень реализации: цель выполнена   частично, но результат получен.

Низкий уровень  реализации: цель не выполнена, результата нет

РЕЗУЛЬТАТ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах развития ребёнка с нарушением зрения , установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам развития дошкольников и компенсации зрительных недостатков через организацию и проведение «Игротек».
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Взаимодействие и сотрудничество с родителями
  • Развитие и оздоровление детей
  • Оснащение и пополнение коррекционно-развивающей среды

   Развитие и оздоровление детей проходит через внедрение технологий игрового обучения, интерактивных, здоровьесбережения, метода проектов, технология развивающего обучения, интегрированного обучения с применением нестандартного оборудования. Работа в индивидуальных тетрадях, на развитие прослеживающей функции глаз, мелкой моторики рук. А так же традиционные формы коррекцинного-развития, беседы, экскурсии, чтение, сюжетно-ролевые игры.

Пополнение и оснащение коррекционно-развивающей среды: изготовление нестандартного оборудования, зрительных тренажёров, ориентиров, пособий для зрительной гимнастики, пополнение уголка зрительной разгрузки группы.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями: индивидуальные консультации, буклеты, беседы, творческие мастерские, «Игротека».

Игротека - это ключевая форма проекта. Это открытая, активная форма взаимодействия и сотрудничества с родителями (или законными представителями), в процессе которой родители получают практическую помощь, консультацию от дефектолога и психолога. Каждая игротека проходит по определённой теме. На игротеку приглашаются желающие родители с детьми в вечернее время. Игротека по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» проходила в форме тренинга. Дети с родителями выбирали игру, а дефектолог и психолог направлял и помогал родителю.

Были предложены игры, которые можно изготовить самим и использовать в домашних условиях.  После игр дети были приглашены педагогом-психологом Вороновой Е.А. в кабинет психологической разгрузки, а с родителями была проведена консультация, что можно применять в домашних условиях для развития мелкой моторики.

Игротека в форме мастер-класса - родители были наблюдателями, а с детьми проводилось игровое занятие на развитие тактильно-кинестетических ощущений.

После этих мероприятий, чтоб проверить знания и активность родителей, был выпущен информационный листок с предложением сделать, домашние фото по темам игротек.

Такая форма активного сотрудничества заинтересовала родителей, они стали активными участниками в проекте, повысилась грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудила в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Подготовительный этап

1.        Изучение литературы.        Проанализировать  литературу  по проблеме проекта, с целью внедрения ее в практику коррекционной работы с детьми имеющими нарушения зрения.        

2.        Обсуждаем возможные мероприятия проекта с родителями и педагогами. Обсудить мероприятия проекта с его участниками.        

3.        Анкетирование родителей.        Выяснить знания родителей о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации  в домашних условиях, индивидуальные особенности детей.

II. Основной этап. 

«Взаимодействие с родителями»

Вид деятельности

Цель

Сроки, участники

Разместить в родительский уголок: статьи,  рекомендации, консультации, памятки по теме проекта.

Просвещение родителей по теме «Охрана здоровья зрения»

Постоянно Педагоги, родители

Создать копилку «Как беречь глаза».

Сбор информации и картинок с изображением факторов влияющих на зрение.

2019-2022г.г. уч.год дефектолог, родители

Консультация «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста»

Привлечь внимание родителей к своевременному обследованию детей и при необходимости к медицинской помощи.

2019-2022г.г дефектолог, родители.

Творческая мастерская  

Плакат для игры «Лабиринт» Изготовление пособия «Бабочка»

Изготовление пособия «Непослушные глазки».

Игровые тренажеры  для профилактики и коррекции нарушений зрения.

2019-2022г.г Родители, педагоги, дети.

Консультация 

«Что нужно знать о детских глазках?»

«Что  такое гимнастика для глаз и зачем она нужна?»

Дать информацию о признаках нарушения зрения у детей. 

Дать родителям сведения, что такое гимнастика для глаз и почему ее необходимо проводить с детьми  имеющими нарушения зрения.

Родители, дефектолог.

Игры для детей с ослабленным зрением.

Вниманию родителей предложить специально подобранные игры  для детей с нарушением зрения.

Раз в год.

Родители, дефектолог, дети.

«Игротека»

Обучение родителей и детей приемам коррекционо-игрового взаимодействия, показ специальных методов для развития ребёнка с нарушением зрения.

Два раза в учебный год.

Дефектолог, психолог, родители, дети.

Презентация итогов проекта

2022г

«Взаимодействие с детьми»

Вид деятельности

Цель

Сроки, участники,

Беседы с детьми по теме:«Что мы знаем о глазах?» «Берегите глаза! » «Смотри, во все глаза», «Как ухаживать за своими глазками»

Знакомство детей со здоровьесберегающими технологиями для сохранения зрения. Выявить представления детей о глазах, зрении. Разъяснить детям простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений.

Дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека.

2017-2020 г.г.

Дети, дефектолог, педагоги.

НОД:

Тема: «Мы стремимся иметь здоровые глаза»

«Если
глазки плохо видят»

Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Закрепить знание о строении глаза, роль витаминов и нетрадиционных методов оздоровления в улучшении зрения. Объяснить значение соблюдения правил гигиены Формировать представления детей о своих зрительных возможностях. Закреплять представление о необходимости пользоваться очками..

Дети, дефектолог, педагоги.

Строение человеческого глаза –презентация.

Познакомить детей со строением глаза,  расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза";  продолжать формировать интерес к здоровью  человека. Формировать представление о действиях и условиях направленных на укрепление зрения.

Дети, дефектолог.

Показ видеофильмов.

- Гимнастика для глазок.

- Как сохранить зрение

Продолжать формировать интерес к здоровью  человека. Формировать представление о действиях и условиях направленных на укрепление зрения

2018-2020уч. года

Дефектолог, дети

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (на приеме у окулиста – офтальмолога)

Закреплять и пополнить знания детей о труде врача-офтальмолога.
Вызвать уважение к его труду.
В игровой форме создать 
положительное отношение к ношению очков и окклюзий.

Педагоги, дети

Экскурсия в кабинет охраны зрения.

Обобщить представления детей     о профессии врача-окулиста (офтальмолога). Показать детям работу отдельных офтальмологических приборов.

Один раз в год.

Дефектолог, медсестра-ортоптистка, дети.

Экспериментальная деятельность. Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки

Помочь детям получить опыт, что и как видят глаза через чистые стекла очков

Домик для очков

Дать детям информацию для чего нужен футляр для очков.
Прививать аккуратное отношение к очкам в игровой форме.

Подпроекты детские:

«Наши глазки»

«Я ношу очки»

Цели проектов(примерные): знакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Воспитывать,  бережное отношение к своему зрению.

Средний возраст

Старший возраст

Дефектолог, дети педагоги

Работа в индивидуальных тетрадях

 Развитие графомоторных функций, мелкой моторики рук. Прослеживающей функции глаз.

1 раз в неделю

Дефектолог, дети

Развитие зрительного восприятия и сохранных анализаторов с примене-нием нестандартного оборудования

Активизация зрительных функций повышение остроты зрения. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения. Развитие устойчивой зрительной фиксации

В течение реализации проекта

Дефектолог, педагоги, дети.

Коррекционно-развивающая среда

  1. Организация уголка зрительной разгрузки
  2. Пополнения картотеки зрительных гимнастик. 
  3. Разработка и изготовление нестандартного оборудования
  4. Разработка и изготовление плакатов тренажёров
  5. Оформление альбома «Полезные советы для зрения»
  6. Пополнение консультативного, наглядного материала для родителей.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- использование наглядных пособий, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- чередование занятий детей с отдыхом;

- проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

- контроль за правильной позой детей во время занятий;

- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна .

ЛИТЕРАТУРА

  • Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.- 128 с.
  • Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. Хрестоматия. – Орёл, 2007. – 106 с. Составитель: Назарова О.Ю.
  • В помощь тифлопедагогу ДОУ: Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов / Авторы-сост. Л.А.Дружинина, Л.Б. Осипова. Челябинск:Цецеро, 2010.
  • Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка.
  • Ермакова М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Москва – Воронеж, 1998.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М., 2000.
  • Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. Феактистовой В.А. – Спб., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Наши друзья предлоги"

Педагогический проект "Наши друзья предлоги" способствует повышению уровня усвоения учащимися предложных конструкций через продуктивную деятельность....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ», ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ «ОБРАЗА Я»

Программа “Моя уникальность” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации учащихся.  ...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 15.

Несмотря на летнее отпускное время, работа по проекту продолжается...Ведь здесь очередная подборка специализированных ИКТ-игр сайта "Mersibo", которые можно, а ещё лучше, и нужно, испол...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 17.

Итак, новый учебный год! Новые детки в группе, но всё с тем же диагнозом - Задержка Психического Развития. Это — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих дош...

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 19.

Данная публикация - продолжение повествования успешного применения нами в своей коррекционной работе ИКТ. Естественно, что изоляции в работе нет и продолжается самообразование и в проектной работе тож...

Коррекционно-развивающее занятие "Эмоции и наше поведение"

Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта имеет свое своеобразие. Оно связано преимущественно с недостаточностью произвольной регуляции эмоциональных проявлений. В целом для всех детей с ...