Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"
методическая разработка

Кустова ОксанаВладимировна

Новые формы воспитательных практик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_formy_vospitatelnyh_praktik.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

              Новые формы воспитательных практик

    В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет в рамках нового стандарта.

  Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.

        Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Современные образовательные технологии позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;

- добиваться высоких результатов обученности обучающихся.

        Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку обучающихся.  Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас обучающихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать  практическую ценность и необходимость  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

        Главная задача учителя-словесника – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

  Моё педагогическое кредо - слова британского политика Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Таким образом, задачами моей педагогической деятельности являются:

1. Содействие формированию творческих способностей учащихся.

2. Организация деятельности учащихся, направленной на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса.

3. Создание  педагогических  ситуаций,  инициирующих  самостоятельность  школьников  в определении  цели,  планировании  и  оценивания своих  действий;

4. Использование  учителем  проблемных,  продуктивных методов  и методов  самоконтроля, позволяющих  учащимся  овладевать  способами  познавательной  деятельности;

5. Активизация  учебного  процесса  посредством  применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры).

   Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

    Я  убеждена,  что  только  системное  использование  современных  технологий  и методов  обучения  сможет  дать  стабильный  высокий  результат,  будет  способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

    Организация учебной деятельности  русского языка и литературы в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)

2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)

3. Обоснованный ответ. (Задания формулируются и формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)

4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.

   Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.

  Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?

  Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.

В этом мне помогают современные образовательные технологии.

Технологии,  которые я  использую на своих уроках:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология «Метод проектов».

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология интеграции.

5. Игровые технологии.

   Для успешности работы с указанными технологиями использую групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ- методики.

   ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

  Прежде всего на уроках русского языка и литературы я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.

  Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность обучающихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.

  Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

  Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

ИКТ можно использовать на уроках всех типов:

- изучение нового материала и формирование новых умений;

- практическое применение знаний, умений;

- обобщение и систематизация изученного;

- контроль, коррекция знаний;

- комбинированные  уроки.

На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с  Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- DVD/CD;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа обучающихся (закрепление).

 Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

    Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного процесса;

- снижается утомляемость обучающихся;

- сокращается время на опрос.

    Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

   В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация (по результатам анкетирования, проводимого руководителем школьного методического совета,  100% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Различие между ними  определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.

На уроках литературы применяется CD «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов,  уроки-презентации.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

   Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.

    Технология «Метод проектов»

Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.

Метод проектов решает следующие задачи:

- развитие познавательных навыков обучающихся;

- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления.

    Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и обучающимися - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа обучающихся. Отличительная черта метода  проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. На своих уроках я реализую метод проектов, что позволяет обучающимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

    Технология проблемного обучения 

    Технологию  проблемного  обучения  я  стараюсь  использовать  практически на  каждом  уроке  русского языка  и  литературы.  Постановка  проблемы  важна,  на  мой  взгляд,  в материале  любого  урока.  Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

    Методы проблемного обучения:

-проблемное изложение знаний;

-изложение с проблемным началом;

-частично-поисковый или эвристический метод;

-исследовательский метод.

   Технология проблемного обучения - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.

   Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей.

    Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных  авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.

    Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,  повышает  их интерес к предметам, а также формирует желание обучающихся пополнить багаж  знаний за пределами материала учебника.

    Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

  Мне всегда был интересен процесс творчества  учеников , ведь уроки русского языка и литературы не  могут  обойтись  без  работы  со  словом,  театрализации,  реализации детьми  собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу  -  вот  задача  для  учителя-словесника.  Объединение  технологий  и  техник  в  интегрированной  образовательной  модели  дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базовые компетентности, коммуникативную и познавательную. Так,  к  примеру,    игровая технология  незаменима  на  уроках  русского  языка  в  5-7 классах. Загадки,  шарады,  решение  кроссвордов способствуют  более  прочному  усвоению  знаний,  развитию  коммуникативных  навыков, воспитывают интерес к предмету.  

   На своих уроках,  наряду с традиционными технологиями,  я использую современные образовательные технологии:

– групповые технологии (работа в парах, в группах);

 - технология  встречных усилий (критического мышления);

 - проблемно-поисковое обучение;

 - технология использования игровых методов;

 - информационно-коммуникационные технологии;

 - здоровьесберегающие технологии.

– ценностно- ориентированные технологии;

– дифференцированное обучение

– технология личностно- ориентированного обучения, учет принципа

индивидуального подхода, творческая работа, самостоятельная

работа.

    Идеальной   формой  для сотрудничества  и  взаимопомощи  является   парное   обучение . В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

     В устной  работе  я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

     Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

   Традиционно в начале  урока  или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений. В начале  урока  можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок).

     Работа  в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные  и  графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками  на   уроке . Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь  и  консультировать, решая спорные вопросы.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает  урок  эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми,  уроками  – конференциями,  уроками  – практикумами. Групповая   работа  возможна  на   уроке  на разных его этапах.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов – исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в  форме  соревнования

     Тестовая технология помогает при контроле знаний обучающихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей  практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

   Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание литературы – это всегда полилог. Он предполагает культурологический подход, как основу для интеграции знаний из области философии, культуры, литературы… Счастье, жизнь и смерть, любовь и дружба, поиски смысла жизни, воля и своеволие, Родина – все это литература. Здесь и духовная встреча, и сопереживание, и диалог, внешний и внутренний, поэтому я считаю оправданным использование элементов интегрированного подхода, но ведущей технологией в моей практике учителя-словесника является технология проблемного обучения с элементами  ИКТ.

       Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?» и др.). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление  уровня понимания,  формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

  Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны письменные  (творческие) работы,    в ходе выполнения которых они находят ответ на поставленный вопрос.

   Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

    Поскольку основной формой организации учебной деятельности школьников является урок, считаю необходимым обратиться к основным требованиям к нему с позиций здоровьесбережения. Проектное обучение: детям на уроках литературы предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (презентация учеников 9 класса по теме «Искусство серебряного века» использована как на уроках литературы, так и на уроках музыки). Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации.

   Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. 

  1. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
  2. Во избежание усталости обучающихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
  3. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку обучающихся  и способствует сохранению здоровья  детей.
  4.  Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
  5.  Чтобы не было перегрузки обучающихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
  6.   На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминатку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и,  конечно, эмоциональную разгрузку.
  7.  Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
  8.  Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
  9. При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу и другие.
  10.  На  уроке провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
  11. Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).
  12. Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.
  13. При изучении биографий писателей и художников показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Обучающиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.
  14. На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ можно использовать тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов можно рассмотреть режим дня школьника с последующим его обсуждением. Знакомство с числительными даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Учитель изобразительного искусства предлагает выполнить аппликацию на тему «Мой любимый вид спорта».

    Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. 

   Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Считаю. , что каждый учитель может распланировать свои  уроки  таким образом, чтобы  использование  компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным  и  интересным, что будет способствовать развитию креативных способностей обучающихся, повышению качества образования.

 Все перечисленные мною технологии импонируют мне тем, что они направлены на развитие творческих способностей детей и помогают мне в реализации педагогической концепции. Необходимость использования технологий, которые позволяют существенно повысить результативность учебной деятельности учащихся, активизировать познавательный интерес, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме делает процесс обучения более эффективным.

  Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт высокие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

   Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

    Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

   Формирование  интереса  к  предмету  позволяет выделить обучающихся, увлеченно  занимающихся русским языком и литературой во внеурочное  время.   

     Уроки с использованием современных образовательных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.

   Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

      Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина.

       Воспитательная деятельность – это целостный,  непрерывный и долгий процесс, в основу которого положены лучшие традиции, инновации, опыт и творчество самого учителя. Моя роль как учителя создавать педагогическое пространство для развития личности ребёнка  и для обогащения его внутреннего мира, научить  детей самостоятельно  находить путь к получению новых знаний, делать свои открытия, без которых нельзя построить будущее,  помочь отворить перед ними дверь в жизнь, в которой они смогут стать творцами и созидателями нового мира.

    Я верю – что каждый ребенок талантлив. Талантлив по-своему. Моя задача, как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребенку проявить свои лучшие качества, раскрыть себя.

 Есть определенная закономерность- если хочешь воспитать в ребенке какие-то качества, начни с самого себя. Если учитель заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, любовью, успешностью, творчеством, то к этому будут стремиться и его ученики. Учитель – это образец, которому подражают дети.

    Я думаю, что в работе педагога важно любить детей и свою работу и только тогда будет результат.

   Главная  миссия  моей воспитательной деятельности-   это воспитание гармоничной личности, обладающей высоким уровнем нравственного сознания,  показывать детям образец достойного поведения, нести мораль, знания, развивать их способности и таланты, пробуждать в них  любознательность,  инициативу,  творчество,  стремление  быть     лидером. Научить   ребят   мечтать,  ставить  цель и  стремиться  её    достичь. Каждое, пусть небольшое достижение    детей, необходимо поощрять, стимулировать к новым победам. 

      В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

       Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что современные инновационные образовательные технологии, описанные здесь, апробированы, применяются, заняли достойное место в методической копилке класса. Сегодня свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик почувствовал себя восходящей звездой. Бережные руки педагога помогут засиять таланту, поставят на крыло и отправят в полет. Но чтобы научить летать — надо самому быть крылатым. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты, к чему я стремлюсь.

Список литературы.

  1.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 2019. - 300 с.

  2.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2019.

  3.Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2017, 2. с.18-24; 2002, 3,с.16-21.

  4.Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высших. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2019. — 256 с.

  5.Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука, НО. — СПб, «Просвещение», 2017. — 287 с.

  6.Макаренко А.С.  Методика организации воспитательного процесса: монография. – М.: Лань, 2017. – 24 с.

  7.Воителева, Т.М. Русский язык в старших классах: кн. для учителя: [метод. пособие для среднего (полного) общего образования] / Т.М.Воителева, А.О.Орг; под ред. Т.М.Воителевой. – М.: Академия, 2012. – 221 с.

   8.Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для СПО / М.Н.Гуслова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурсные задания по естествознанию

задания по биологии  по  типу ЕГЭ...

Конкурсные задания для городской игры по математике

- задание со спичками - Пословицы - перевертыши...

Виды конкурсных заданий к праздникам 8 Марта и Дню Защитника Отечества

Каждый год учащиеся моего класса с удовольствием участвуют в различных конкурсах, которые проводятся в честь 8 Марта и Дня Защитника Отечества. Такие мероприятия способствуют сплочению коллектива, раз...

Конкурсные задания олимпиады школьников по технологии

Конкурсные задания олимпиады школьников по технологии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: Конкурсные задания районного праздника «Компьютер – наш друг»

Данный сборник представляет набор заданий к компьютерному конкурсу...

Конкурсное задание. Эссе «Воспитание-это великое дело: им решается участь человека»

Конкурсное задание. Эссе «Воспитание-это великое дело: им решается участь человека»...

Конкурсное задание на конкурс "Воспитать человека"

Презетация "Воспитание в учебной деятельности"...