Технологическая карта урока с ИКТ.
методическая разработка

Грудинина Рада Владимировна

Урокс использованием ИКТ на аттестацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grudinina_r.v._urok_attestatsiya.docx156.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»

         

                                                                                       Конспект урока литературы

                                     Тема «И.А. Бунин. Проблематика и идея рассказа «Красавица». Какая красота спасет мир?»

                                                                                                                                               Разработала:  Грудинина Рада Владимировна,        

                                                                                                                                                    учитель русского языка и литературы,

                                                                                                                                                   высшая  квалификационная категория.                                                                        

                           

                                                                                                        Новая Игирма, 2021

                                                                                                       Пояснительная записка

1

ФИО

Грудинина Рада Владимировна

2

Место работы

МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»

3

Должность

учитель русского языка и литературы

4

Направление

литература

5

Целевая аудитория урока

9-11 классы

6

Тема урока

«И.А. Бунин. Проблематика и идея рассказа «Красавица». Какая красота спасет мир?»

7

Тип урока

Урок открытия новых знаний

9

Роль и место урока  в системе работы

9 класс – использовать как урок внеклассного чтения для дальнейшей работы по подготовке к ОГЭ (сочинение-рассуждение 9.3)

10-11 классы – для занятия элективного курса «Пишем сочинение».

10

Количество часов

2 часа

11

Актуальность материала

- вопросы определения проблематики и идеи художественного произведения всегда будут актуальными, так как являются неотъемлемыми составляющими при анализе текста;

- определение проблемы текста – это один из критериев оценки сочинения на ЕГЭ.

12

Цель и задачи урока

Цель: на основе анализа художественного текста подвести учащихся к пониманию того, что анализ текста как языкового целого позволяет понять замысел писателя (идею, проблематику).

Задачи урока:

Образовательные:

 -  развивать критическое мышление учащихся;                                                                  

  - продолжить формирование навыков работы с художественным текстом;              

  - продолжить формирование  у обучающихся навыков   и умений  работы  со словарями разных видов (способность интерпретировать представленную в словарях информацию при решении учебных и познавательных задач)

  Развивающие: 

- развивать эмоции учащихся посредством эмоциональных переживаний

- развивать умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления

Воспитательные:

- воспитание нравственно-этических норм поведения у обучающихся.

13

Формы работы

Приемы

- индивидуальная (самостоятельная)

- парная

чтение с остановками; обращение к личному опыту; прогнозирование по названию, по личным впечатлениям; «дерево предсказаний»; «фишбоун», работа в сети Интернет онлайн.

14

Применяемые технологии

- «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с

- «Технология продуктивного чтения»,

15

Техническое оборудование

 ноутбук с подключением к сети Интернет (ссылка на иллюстративный материал из Википедии), проектор

16

Планируемые результаты

Метапредметные

Регулятивные:                                                                                                                                                   -  формулировать и удерживать учебную задачу,                                                                                                              - определять проблему.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог,

- участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

- умение самостоятельно строить высказывания

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения.

Личностные: 

- формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

-  формировать чувство сострадания к окружающим людям,

- формирование умения давать нравственно-этическую  оценку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационно-мотивационный этап.

Учитель приветствует учащихся, эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к включению в деятельность.

Слово учителя:

Приветствую, племя молодое, беззаботное. Приятно видеть красивые лица. Смею надеяться, что внешняя красота живет в дружном союзе с вашей внутренней красотой.

Приветствуют учителя, выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

- слушать и понимать речь учителя.

Личностные:

- мотивация к творческому труду, к работе на результат

2

Актуализации знаний.

Стадия «Вызов».

Мотивирует обучающихся  к учебной деятельности. Подготавливает к сознательному восприятию материала

Слово учителя:

 Приём «Нестандартный вход в урок»

Рассказ И.А. Бунина не прочитан вами. О чем он? Обратимся к названию «Красавица».

.

.

Слово учителя: 

 Среди многих значений: 

- «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный»;

- «полный внутреннего содержания, высоконравственный».

Мы отметим следующее:

- «привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный».

 Однокоренные слова «красивый», «красота», «красавица» таят в себе возможность КОНФЛИКТА, ибо могут характеризовать как физические данные человека (внешность), так и его душу (внутреннее содержание).

 

Деятельность учителя: предлагает проблемные вопросы, наталкивающие обучающихся на формулировку темы урока или использует задание, способствующее определению темы урока.

Вопросы для беседы:

 Какой смысл вложен И.А. Буниным в название? Можно ли восхищаться этим героем? Привлекателен ли он для окружающих? Вызывает ли симпатию? На все эти вопросы мы ответим сегодня на уроке.

Я прочитала рассказ. Позволю себе первой поделиться впечатлениями  на эмоциональном уровне. Рассказ И.А. Бунина «Красавица» меня НАПУГАЛ, ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ И НЕГОДОВАТЬ.

 Среди глаголов, выражающих эмоции от прочитанного рассказа, найдите эмоционально-окрашенное слово (НЕГОДОВАТЬ). С какими словарями надо поработать, чтобы слово НЕГОДОВАТЬ «заговорило»?

Предполагаемые ответы: толковый словарь, словарь синонимов.

Включаются  в активную мыслительную деятельность.

Деятельность учащихся:

- подобрать ряд однокоренных слов,

- пройти по ссылке и скачать «Школьный словообразовательный словарь» https://4ege.ru/russkiy/6078-shkolnyy-slovoobrazovatelnyy-slovar-russkogo-yazyka.html  и узнать производное слово (красивый),

- «нарисовать  портрет» (записать словарную статью в тетрадь) производного слова «красивый», обратившись  к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.  https://onlinedic.net/ozhegov/

Обучающиеся работают самостоятельно и осмысливают материал.

  Деятельность учащихся:

Эксперимент:  сравнить изображение девушек и ответить на вопросы:  «Можем ли мы предположить КОНФЛИКТ в слове «КРАСОТА»? О какой красоте мы можем говорить? О какой нет? Почему?».

 Lizzie Velasquez 2017.jpghttps://i.pinimg.com/736x/fa/38/c3/fa38c3354e3795ea11c09e3df408a880.jpg

Примечание: Эли́забет Энн «Ли́ззи» Вела́скес - американский блогер, писательница, оратор-мотиватор. Носительница редчайшей болезни — синдрома Видемана — Раутенштрауха.

(Материал из Википедии).

Обучающиеся отвечают на вопросы и устанавливают связь, которая поможет определить тему урока, цель и задачи урока.

Деятельность учащихся: работа с интернет-словарями  онлайн

 Алгоритм действий:

- пройти по ссылке  https://sinonim.org/   

- ввести нужное слово в окошко,

- прочитать синонимы,

- поработать с активными ссылками «5. Значение слова» и «8. Ассоциации слова»,

- дать развернутый ответ на вопрос: «Какие впечатления получил учитель от  прочитанного рассказа?»

Парадокс: Такое милое название и такие эмоции.

Регулятивные: 

умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные:

умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Личностные:

- способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов.

3

Постановка учебной цели и задачи

Сотрудничает  с обучающимися в формулировке цели и задач урока. Корректирует тему урока, цели и задачи.

Деятельность учащихся: 

- сформулировать ключевые вопросы, на  которые сегодня надо ответить.

Примерные ответы учащихся: выяснить, почему рассказ с таким милым названием пугает, заставляет негодовать, над чем заставляет задуматься.

- сформулировать тему урока.

Примерные ответы учащихся:

«Какая бывает красота?» Какую проблему поднимает автор в рассказе? Зачем он создал этот рассказ? (идея).

Регулятивные:

анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

формировать логические действия по определению познавательной цели.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

Личностные:

развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

4

Практическая деятельность обучающихся (исследовательского, творческого характера).

Обеспечивает техническую сторону проведения самостоятельной работы. Раздает задания,  оказывает педагогическую поддержку.

Создает условия успешного

учения.

Слово учителя:

- Бывали в вашей жизни моменты, когда вы с отвращением смотрели на внешне красивого человека? Почему это происходило? (примеры могут быть из художественной литературы)

- Какое состояние (отношение) в семье для вас страшнее всего?

 Слово учителя: Предлагаю запустить механизм творческого потенциала. Думаю, что не обойтись без средств выразительности. Предлагаю повторить некоторые (эпитет, сравнение, метафора, фразеологизм) и познакомиться с новым (оксюморон).

Обучающиеся самостоятельно работают, отвечают на вопросы, осуществляют творческий подход при решении учебных задач.

Прием «Обращение к личному опыту»: продолжите строчку «Мне жутко, страшно, если меня (я)… (появляется слово «одиночество»)

Деятельность учащихся: самостоятельная работа с сайтом  https://rus-literary-criticism.slovaronline.com/  (необходимую информацию записать в тетрадь).

Творческое задание «Сравнение» по формуле А словно, подобно, как Б. Почему?

А) (КРАСОТА, ОДИНОЧЕСТВО)                  

Б) (ЗВЕРЬ, НОЖ, ЧАШКА, ЛИМОН, ХИЩНИК, КОЛОКОЛ т.д.)

Примерные ответы учащихся: Одиночество словно хищник. Оно пожирает тебя.

Регулятивные: 

принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить  их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять творческий подход к решению проблемы.

Познавательные:

умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; анализировать, сравнивать, обобщать, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные:   осуществлять сотрудничество, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание,   аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения

5

Практическая деятельность обучающихся.

Стадия «Осмысление».

Слово учителя: Сами того не подозревая, мы начинаем решать наши задачи.

Деятельность учителя:

Определяет характер самостоятельной учебной деятельности.

Слово учителя: Что-то пугает вас? Заставляет задуматься, негодовать? Какой герой у вас вызывает симпатию и почему?

Слово учителя после прочтения: Принято считать, что словесное искусство Бунина свободно от побрякушек. Каждое слово Бунина – не пустой звук. Каждое слово несет в себе глубокий смысл, значимую информацию. Какие словосочетания вас удивили, заставили негодовать, дали почву для размышления? Скорее всего это будут средства выразительности, вспомнить которые помог «Словарь литературоведческих терминов».

Учитель корректирует, сотрудничает, высказывая свои мысли.

Слово учителя: Наречие «спокойно» подтверждает, что красавице это чувство не чуждо, оно свойственно ей, привычно для нее. Красавица своим равнодушием, безразличием, душевной холодностью лишила ребёнка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека. Мы видим подтверждение того, что красота героя мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевное уродство.

- Кто из героев превратился просто в уродца? Почему?

Слово учителя: Бунинские эпитеты, оксюмороны иногда поражают своей неожиданностью, но нет в них франтовства и щеголеватости. Они не надуманы. Их цель – достичь в изображении явлений предельной ощутимости.

Ребята, предлагаю поработать со словом и оформить результат своей деятельности. Способ оформления можно выбрать любой: таблица, страница учебника и другие.

Обязательное условие: ответить на вопрос «Помогает ли язык произведения понять проблему и идею произведения?»

Слово учителя:

Слово-символ. Пальма – это растение южное, растет там, где много тепла, вокруг мальчика много холода. Пальма – это напоминание о том, что где-то есть тепло, где-то растут удивительные растения и цветут цветы, т.е. жизнь идет естественным путем. А в этой семье нарушена естественность.

- Что естественно для семьи? (любовь, забота, уважение и т.д.)

- О чем забыла красавица?

 - Почему это произведение пугает, заставляет негодовать?

- Какую проблему поднимает автор в данном произведении?

Деятельность учащихся: Работа по рубрикам.

Рубрика «Разным читателям разную информацию»

- Спрогнозировать по названию, по личным впечатлениям учителя, о чем произведение (прием «Прогнозирование»).

- Предположить авторскую позицию.

Рубрика «Станем соавторами» (прием «Чтение с остановками» предполагает чтение по частям и  анализ художественного произведения).

Чтение первой части рассказа

«Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?»

Деятельность учащихся: Задать вопрос к выделенной строчке и ответить на него.

Вопросы: «Какие» шли за него?

Ответ: Внимательные, хозяйственные, красивые.

Чтение второй части рассказа

«И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: 

- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре».

Самостоятельная работа обучающихся.

Деятельность учащихся:

«СПОКОЙНО ВОЗНЕНАВИДЕЛА» (оксюморон)

Самостоятельная работа со словарем синонимов  онлайн  https://sinonim.org/

Среди ряда синонимов найдите синонимы с негативной окраской (холодный и т.п.)

- Изменилось отношение к красавице? Почему? Какую информацию несет слово «спокойно»?

«Творческое задание «Ассоциации».

- Есть ли уверенность в счастливой развязке?

Творческое задание «Дерево предсказаний» (прием «Технологии критического мышления…».

Чтение третьей части рассказа.

«И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его».

Деятельность учащихся:

Объединяются в пары. Исследуют, осмысливают  и структурируют изучаемый материал, письменно оформляют результаты своей деятельности, выбирая способы оформления.

Работа со словом.

1.Какой эпитет заставляет обратить на себя внимание? Эпитет-информатор. «КРУГЛОЕ ОДИНОЧЕСТВО».

2. Творческое задание «Ассоциации».

 Привычно слышать «полное одиночество, совершенное одиночество», но у Бунина «круглое».

3.Творческое задание. Замените слово «одиночество» на другое слово, чтобы можно было ответить на вопрос «Кем стал мальчик в такой семье?»

КРУГЛОЕ ОДИНОЧЕСТВО

КРУГЛЫЙ СИРОТА

Найдите значение этого фразеологизма, пройдя по ссылке http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/11/us1f2811.htm?cmd=0&istext=1 

4.Рассмотрим цитату «Спит он на полу МЕЖДУ диваном и кадкой с пальмой». Предлог, несущий негативную информацию. Почему? Предлог, который помогает увидеть проблему, поднимаемую автором.

Поработайте со словарями фразеологизмов, пройдя по ссылкам и назовите фразеологизмы  с предлогом МЕЖДУ, несущие негативную информацию.

https://fraze.ru/index.php/frazeologizm     

 https://burido.ru/1471-frazeologizmy-s-mezhdu 

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ,

МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ.

Прокомментируйте эти фразеологизмы. Как эти фразеологизмы помогают увидеть проблему, поднятую в рассказе,  понять идею рассказа?

5. «КАДКА С ПАЛЬМОЮ».

Деятельность учащихся:

отвечают на вопросы

Регулятивные: 

принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить  их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход  

 к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в паре, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные:

умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные:   осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание,   аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.

6

Стадия «Рефлексия»

Организует определение способов деятельности, степени усвоения знаний обучающимися на каждом этапе урока, трудностей и ошибок.

Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции 

1.Рефлексия деятельности на уроке.

Прием «Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

  • Чемодан – всё возьму, потому что пригодится в дальнейшем.
  • Мясорубка – информацию переработаю.
  • Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

2.  Рефлексия содержания учебного материала.  

Прием «Оценка «приращения» знаний». Учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Творческая работа. Заполнить «ФИШБОУН».

Примечание: «ФИШБОУН» - это схема- «скелет рыбы», где http://www.portalbiologica.com.br/site_antigo/Web/fish-skeleton-cartoon-i14.jpg

«ГОЛОВА» - проблема произведения (одиночество детей, мнимая красота, духовное уродство)

«ВЕРХНИЕ КОСТИ» - причины (отсутствие внутренней красоты взрослых).

«НИЖНИЕ КОСТИ» - факты (зажил одинокой самостоятельной жизнью…)

«ХВОСТ» - выводы, пути решения проблемы (…..)

3. Рефлексия эмоционального состояния:

“Портрет настроения”. В начале урока учащимся раздаются смайлики с разной цветовой гаммой. Определенный цвет соответствует разному настроению

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

красный - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Какое настроение в конце урока? Почему?

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные:

точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками

7

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся.

Задает вопросы, чтобы убедиться в осознанности выбора домашнего задания

Вопросы от учителя:

- Почему сделан такой выбор домашнего задания?

- Как планируете выполнять домашнее задание?

Выбирают задание по желанию

1.Современные психологи используют специальное задание, помогающее в подобных ситуациях. Это составление двух списков: негатив и позитив. Задание: Помоги герою рассказа «Красавица». Предложи извлечь из данной ситуации, как можно больше позитива (например, мальчик рано научится быть самостоятельным и т.п.).

2.Письмо-предупреждение (родителям) о возможном возмездии.

3.Сочинение 9.3. в режиме ОГЭ (для учащихся 9 класса) на тему: «Что такое красота? Какая красота спасет мир?»

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Личностные

Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора.

Оценивание обучающихся

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями.

Личностное самоопределение.

Установление связи между целью учебной деятельностью и ее результатом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...