Методическая разработка занятия "Память на отлично!"
план-конспект

Богусевич Татьяна Алексеевна

Данный методический продукт представляет собой конспект занятия с применением дидактических игр направленных на развитие памяти. По сложности задания подобраны таким образом, что данная возрастная категория(8-10лет) успешно с ними справлялась.

Практическая работа в рамках занятия позволяет ребенку научиться выражать собственные мнение, анализировать уровень развития памяти, стимулировать на развитие или поддержания её на том же уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_pamyat_191121.docx65.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

«Утверждаю»                                       «Согласовано»                            «Рекомендовано»

И.О. Директора МУДО ДЭБЦ           Зам. по УМР                                МС протокол №__

__________Матвеева В.В.                  _______Толстикова С.Н.            «___»______20__ г.

Методическая разработка

занятия  «Память на отлично!»

Автор: Богусевич Татьяна Алексеевна,

педагог доп. образования

МУДО ДЭБЦ г. Черемхово

Черемхово, 2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Методическое обеспечение………………………………………………..5

Основная часть……………………………………………………………..6

Список использованных источников……………………………………11

Введение

Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его поведение.

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем 21 века. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Особо важную роль память играет в учебной работе. И самый удачный возрастной период для развития памяти - это годы обучения в начальном звене. Важно научить ребенка способам запоминания, вследствие чего воспроизведение выученной информации у детей будет проходить более осмысленно и облегченно. Ведь в дальнейшем учебной информации становится намного больше, она сложна и трудна для запоминания. Следовательно, необходимо познакомить ребят с приемами развития памяти в начальных классах, так как в старших классах это уже будет малоэффективно. 

Данный методический продукт представляет собой конспект занятия с применением дидактических игр направленных на развитие памяти. По сложности задания подобраны таким образом, что данная возрастная категория(8-10лет) успешно с ними справлялась.

Практическая работа в рамках занятия позволяет ребенку научиться выражать собственные мнение, анализировать уровень развития памяти, стимулировать на развитие или поддержания её на том же уровне.

Целевая аудитория: Данная методическая разработка ориентирована на детей младших классов (2-4 классы) и может быть использована не только педагогам дополнительного образования и учителями начальных классов, но и педагогом – психологом.

Цель: формирование практических навыков развития памяти.

Задачи:

Обучающие:

  • дать представление о способах развития памяти, оценить уровень развития памяти.

Развивающие:

  • развивать память различными способами, мотивировать учащихся на тренировку своей памяти.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сплоченности коллектива, уверенности в себе, умения слышать и слушать друг друга;

Методическое обеспечение

Методический материал: аудио викторина «Угадай мелодию», картинки к игре «чемодан», слова стихотворений, видео мультфильм «Ехал Ваня», видео «Тест на память», видео «Угадай мультфильм по дому», аудио «Угадай мелодию».

Оборудование: доска, ножницы, мячик, чистые листки (формат А4),ручка.

ТСО: средства мультимедиа, компьютер.

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята.

- Прежде чем приступить к работе настроимся. Я задаю хлопками простой ритм (там-та-та-там). Сидящий слева его подхватывает (хлопки вдвоем), следующий (хлопки втроем) и так далее пока все не присоединятся к заданному ритму. Отлично настроились на работу.

  1. Сообщение темы занятия

      На прошлом занятии вы с вами узнали, что такое память, как она устроена, какие виды памяти бывают.

- Напомните что такое память? (память — это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек увидел, услышал, почувствовал, выучил).

   - С какими видами памяти вы познакомились на прошлом занятии? (Виды памяти: долговременная, кратковременная слуховая,   зрительная, двигательная, эмоциональная, произвольная).

Молодцы. Продолжим работу над этой темой.

И для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм (мультфильм «Ехал Ваня » с 30сек).

-Кто были герой этого мультфильма? (Ваня, бабушка, конь)

-Что они нам рассказывали? (стихотворение)

-Смогли они пересказать стихотворение без ошибок?(нет)

-Как вы думаете, почему у них это не получилось? В чем была проблема?(у них плохая память)

Правильно. Сегодня вы, выполняя задания будите тренировать свою память и знакомиться с приёмами её развития.

  1. Основная часть.

Для тренировки произвольной памяти используется прием… …заучивание стихов.

Поиграем в игру «Хор».

 Игра «хор»

- Внимание! Выберите водящего и проводим его из комнаты. Теперь вспомните одну или две строчки из известного стихотворения и распределить их по игрокам. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь висит на нем, там на неведомых дорожках следы невиданных зверей/идет бычок качается, вздыхает на ходу ох досточка кончается сейчас я упаду/попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела как зима катит в глаза/ оторвали мишке лапу все равно его не брошу потому что он хороший)

- Каждый помнит своё слово? (тренировка)

- Сейчас, когда зайдет водящий, вы  все одновременно на счет три произнесете каждый своё слово из данной вам строчки стихотворения. Игроки, пожалуйста, одновременно, четко произносите свои слова из строчки. Водящие, если вы отгадали, поднимите руку и назовите строчки или стихотворение.

- Приготовились, раз, два, три!

-Отгадали?

Если не отгадали, можно попросить игроков повторить еще раз всем вместе свои слова из строчки. Если отгадали, назовите строчку из стихотворения. Если вы отгадали, попросите любого игрока прочитать вам в награду отрывок любого стихотворения (или песни).

Для тренировки зрительной памяти можно использовать следующий прием - это вспоминать то, что видели раньше.

Сейчас, я включу видео. В нем  будут появляться дома из различных мультфильмов, ваша задача, вспомнить название мультфильма, откуда этот дом. Вспомнить необходимо за 10 секунд. (Видео  8мин)

Слушаем и сразу проверяем. Приготовились! (до Губки боба)

( гадкий я; Шрек; Гравити фолз; Рапунцель; монстры на каникулах; ну погоди; кошкин дом; маша и медведь; горбун из Нотр Дама; Губка боб; красавица и чудовище; Лило и Стич; Простоквашино; бременские музыканты; Алеша Попович; Алладин; вверх; корпорация монстров; Симпсоны; Ральф против интернета).

Валеологическая пауза.

Гимнастика для глаз (не поворачивая головы посмотреть на различные предметы в классе).

Подвижная игра «Чемодан». 

- Я собрала чемодан различных вещей. Сейчас вы будите вспоминать предметы по движениям – тренировать двигательную память.

- Подходим по очереди, выбираем предмет (или можно предложить каждому придумать и записать свой предмет, записку отдать педагогу). Затем показываем всем как работать, одевать, или применять эту вещь.

- Ваша задача, ребята, используя двигательную память, вспоминают, что это может быть за вещь. Кто угадает, поднимает руку и называет  её(шапка, молоток, расческа, обувь, перчатки, зубная щетка, мяч, кружка, куртка, портфель карандаши, топор, наушники, яблоко, велосипед, нож).

«Закончи слово». Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно.

Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка, за, со, ко, ки, па, шу, ли,  и т.д.(радость, голос, поле, земля, дом, лапа, каша…)

Этот приём используем, когда отгадываем кроссворды. Если угаданы одна или две буквы, мы можем вспомнить все слово.

Для тренировки слуховой памяти подойдет прием, где надо слушать музыку и вспоминать слова песни или её название.

-Мы с вами будем слушать мелодии 10-ти детских песен и вспоминать её текст (аудио 10 мин).

-Слушаем, каждый говорит своё предположение или поёт эту песню. Я называю правильный ответ. Приготовились, слушаем!

(песенка мамонтенка; улыбка; красная шапочка; бременские музыканты; 33 коровы; песенка Винни Пуха; песенка крокодила Гены; про ёлочку; в траве сидел кузнечик; танец маленьких утят) 

- Молодцы. Тренировка памяти прошла успешно.

3. Практическая работа.

- Пора проверить улучшилась ли ваша память или нет. Пройдем с вами видео тест. Вам будет показаны картинки, которые необходимо рассмотреть и запомнить. Затем  зададут вопрос по картинкам, если вы правильно отвечаете - пишите себе один балл. Если не правильно-нет балла.

- Приступим. (Видео тест 10 мин. Ответы: очки есть, 15,женщина,ж/д вокзал, нет, четыре, медведь, кувшин, красный, листья, 2,3, есть, золотая, африка)

- Посчитайте, сколько у вас получилось баллов.

Результаты:

15 баллов: фотографическая память (поздравляю, вам можно позавидовать. Все что вы видите сразу запоминаете)

От 14-11 баллов: отличная память(прекрасно запоминаете картинки, схемы. Также у вас хорошо развита наблюдательность)

От 10-8 баллов: хорошая память (легко запоминаете)

От 7-5 баллов: неплохая память (необходимо потренировать)

Меньше 5 балов: плохая память (очень жаль, вам стоит серьёзно заняться её развитием и укреплением)

- Кто хочет поделиться своими результатами?

Не расстраиваетесь, если  вы набрали не очень много баллов. Все можно поправить. Используя данные развивающие видео. Или любой из изученных сегодня способов.

  1. Подведение итогов занятия.

- Вспомните, какие виды памяти мы сегодня развивали?(зрительная, слуховая, двигательная, произвольная)

- Какой из предложенных способов вам понравился?

- Как вы думаете, нужно ли развивать свою память? Для чего это делать?

Вы отлично подзарядили свою память.

И на последок несколько советов. Пойте песни, учите стихи и запоминайте сказки, чтобы потом рассказывать. Решайте головоломки, кроссворды, отгадывайте загадки, играйте в домино и шахматы. Говорите с людьми. Будьте оптимистами. И, конечно, читайте книги! И тогда ваша память всегда будет отличной.

Рефлексия.

https://i.fbcd.co/products/original/1c5d18d50ae65ebc6187fe6b89f494feabc7c2987e03af2fdc7314fee17a54da.jpg - поставьте зеленый лайк, если вы довольны своей работой  (палец вверх).

https://i.fbcd.co/products/original/1c5d18d50ae65ebc6187fe6b89f494feabc7c2987e03af2fdc7314fee17a54da.jpg - Красный дизлайк, если вам было трудно и не получилось выполнить задания (палец вниз).

https://i.fbcd.co/products/original/1c5d18d50ae65ebc6187fe6b89f494feabc7c2987e03af2fdc7314fee17a54da.jpg - Желтый лайк, если вы работали неплохо, но вам не все было понятно (палец в сторону) (обсуждаем, если есть отрицательные ответы).

Ритуал прощания.

Дети встают в круг. Все участники занятия кладут свои ладошки на ладонь ведущего. Одновременно поднимают их вверх и кричат «До свиданье, мы».

Список используемых источников

  1. Линдсей,П.,Системы памяти/ П. Линдсей, Д. Норманн//Психология памяти/под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.-М.:ЧеРо,2000.
  2. Лорэнд, Г. Как развивать невероятные способности память/ Г. Лорэнд.-М.: ЗАО «Покупки на дом»,2000
  3. Матюгин, И.Ю. Как запоминать цифры. Великий секрет Шерлоха Хомса, или 18 эффективных способов запоминания цифр/-Ю.А. Матюгин.-М.: Рипол Классик,2001
  4. Марюгин И.Ю. как развивать хорошую память/И.Ю. Матюгин, Е.Л. Жемаева, Е.И. Чакаберия и др.-М.: РИПОЛ КЛАССИК,2001
  5. Матюгин И.Ю., Методы развития памяти, образного мышления, воображения/ И.Ю. Матюгин, И.К. Рыбникова.- Волгоград: Учитель,2000

Интернет ресурсы:

  1. Игра «Угадай мелодию» https://youtu.be/ykJkgmSqn5I (дата обращения: 08.10.2021 21:06)
  2. Киноквиз. Угадай мультфильм по зданию/дворцу. https://youtu.be/2wtayThjR7U (дата обращения: 08.10.2021 18:20)
  3. Мультфильм «Ехал Ваня» https://youtu.be/eq0i5sm8GXM (дата обращения: 08.10.2021 20:48)
  4. Тест памяти. https://youtu.be/oUyfb02X5J0 (дата обращения: 09.10.2021 22:00)
  5. Тест памяти. https://youtu.be/6H-bpIuf6IQ  (дата обращения: 09.10.2021 21:06)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка "Как провести урок информатики на "отлично""

Пояснительная записка«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,  вращаются все другие формы учебных занятий»   Н. М. ВерзилинРождение любого урока начинается с осознания и правильного...