ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Кулинария» н
рабочая программа

Хромых Ирина Михайловна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«Кулинария»

направленность: социально-гуманитарное

Возраст детей:10-13 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_po_kulinarii_1.rtf_.zip25.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                              

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

Рассмотрено

на заседании МО воспитателей

протокол №6 от 25.05.2021 г.

Согласовано

Зам. директора по ВР

31.05.2021 г.

__________

Утверждено приказом

Салемальской школы-интерната

от 31.08.2021 г. №432-ОД

_______И.А. Огородникова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Кулинария»

направленность: социально-гуманитарное

Возраст детей:10-13 лет

Срок реализации:1 год

Автор-составитель:            

Хромых И.М., педагог дополнительного образования

с. Салемал, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На развитие профессионального самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях развития современного общества влияет ряд негативных факторов, среди которых снижение уровня жизни, недостаточная профессиональная информированность, низкая мотивация, отсутствие адекватной самооценки возможностей и способностей и т.д.  

Мониторинг «Анализ трудоустройства выпускников  5,6,7 классов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций  в Ямало-Ненецком автономном округе» в разрезе Салемальской школы-интерната за период с 2007-2008 уч.г. по 2017-2018 уч.г., показывает, что некоторые студенты не трудоустроились и не обучались (выпускники 9-х кл. - 3 чел.). Для многих болезненно проходит период адаптации к новым условиям обучения, наблюдается низкий уровень социализации.

Просматривается также низкий уровень мотивации молодежи по трудоустройству в Ямальском районе.

В качестве факторов риска оказаться «за бортом профессии», в том числе нечеткие, порой субъективные представления родителей (законных представителей) обучающихся об особенностях современного рынка труда, наличие завышенной самооценки в отношении способностей и возможностей детей, давление с позиции взрослого на выбор ребенка («мое решение правильное, ведь я - взрослый»).

Социологическое исследование «Мой профессиональный план», проведенное на подготовительном этапе реализации Проекта среди обучающихся 8-10 классов и их родителей (законных представителей), мониторинг планируемых вакансий, организованный среди руководителей организаций с. Салемал (филиал АО «Ямалкоммунэнерго» участок с.Салемал, филиал «Ямальская централизованная клубная система» «Салемальский Дом культуры», МП «Салемальский рыбозавод») на период с 2018 по 2030 годы, позволил изучить потребности (запросы) участников образовательных отношений в области профессиональной подготовки, выявить перечень профессий, которые будут востребованы в ближайшей перспективе  (ближайшее десятилетие) в муниципальном образовании с.Салемал, Ямальском районе. Так, по результатам социологического опроса респондентов получены следующие результаты:

из 33 обучающихся 8-9 классов – 20 чел. (51,3%) планируют получить высшее образование и 13 чел. (25,6%) среднее профессиональное. Этого же мнения придерживаются родители (законные представители) обучающихся данных классов. Затруднились при ответе на данный вопрос 9 (23,1%) респондентов, что потребует дополнительной профориентационной работы.

Среди выбранных подростками профессий: «геолог-нефтяник», «журналист», «врач-педиатр», «повар», «делопроизводитель», «хореограф», «юрист», «повар», «ветеринар», «слесарь», «переводчик», «IT-специалист» (программист, системный администратор), «художественный руководитель», «врач-стоматолог», «врач-психиатр», «юрист», «учитель начальных классов».

        Анализ анкетирования показал, что после получения профессии планируют вернуться в ЯНАО 13 чел. (33%), из них 12 чел. (92,3%) – дети коренных малочисленных народов Севера.

Результаты опроса обучающихся позволили также выделить                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         можно назвать резервным профессиональным намерением (запасной вариант, который имеется у школьника на тот случай, если его основное профессиональное намерение не будет реализовано в силу каких-либо причин). Среди них: «швея», «парикмахер», «повар», «мастер ногтевого сервиса» – 6 чел. (15,4%), «токарь» – 4 чел. (10,3%).

Мониторинг приоритетных профессий на 2018 год в ЯНАО показывает, что профессия «швея» нужна в автономном округе, но не таком большом количестве, заявленном респондентами. Однако обучение на базе школы профессиям в сфере бытовых услуг, может стать отправной точкой в развитии малого и среднего бизнеса в селе Салемал, где нет мастерской по пошиву, ремонты одежды, в том числе для коренных жителей, салона красоты (парикмахерская, др.услуги). Обучение данных специалистов станет так называемой «подушкой безопасности», которая позволит в случае отказа подростков от обучения в профессиональной образовательной организации (как по объективным, так и субъективным причинам) удержаться «на плаву», получив гарантированную оплату за хороший уровень профессиональной подготовки, полученный еще при обучении в школьные годы.

        В связи с этим была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Кулинария».  Срок реализации программы: 1 год, количество часов: 36 часов.

        

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: Создание условий для приобретение обучающимися первых профессиональных навыков по блоку компетенций «Сфера услуг» - кулинария.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

   

1. Приобретение обучающимися азов кулинарного искусства.

2.  Развитие творческой активности обучающихся через различные виды деятельности.

3. Воспитание у обучающихся основ профессиональной этики, эстетического и художественного  вкуса.

Организационно-педагогические основы обучения.

Программа ориентирована на детей  от 10 до 13 лет. Принимаются все желающие без  конкурсов и отборов. Группа формируются из обучающихся от 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Направленность программы: социально-гуманитарное.

Методы и формы обучения.

Объяснительно - иллюстративный метод – позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний с помощью презентаций, деловых игр, докладов обучающихся, конкурсов и др.

Практический метод – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа и т.д.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По завершении обучения, обучающиеся должны знать:

  • правила гигиены и безопасности труда;
  • основные этапы истории развития кулинарии;
  • основы рационального питания;
  • правила поведения за столом;
  • способы нарезки овощей;
  • названия круп;
  • технологию приготовления первых и вторых блюд;

Должны уметь:

  • работать с ножом;
  • сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
  • готовить супы, каши;
  • заваривать чай;
  • готовить некоторые виды салатов;
  • готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.

Способы проверки результатов: собеседование, контрольная работа, практическое занятие, творческие задания и анализ их выполнения, конкурсы, чемпионаты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Кол-во часов

всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. План и задачи кружка. Правила поведения в кружке. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи

правила техники безопасности при работе с механическими приспособлениями и

электрооборудованием.

1

1

-

2

 История возникновения кулинарии В гостях у этикета.

1

1

-

3.

Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Назначение столовых приборов.

2

1

1

4 .

 Разновидности бутербродов.

2

1

1

5.

Витамины. Овощные салаты. Блюда из овощей.

2

1

1

6.

Основы рационального питания

2

1

1

7.

Способы обработки пищевых продуктов

2

1

1

8.

Соль и сахар. Заготовка  продуктов в прок.

2

1

1

9.

Холодные закуски.

2

1

1

10.

Животные продукты питания.

2

1

1

11.

Молоко и молочные продукты

2

1

1

12.

Растительные продукты питания. Виды круп.

1

1

-

13.

Блюда из яиц

1

1

14.

Что такое меню. Составление меню.

2

1

1

15.

Первые блюда

2

1

1

16.

Вторые блюда

2

1

1

17.

Третьи блюда

2

1

1

18.

Секреты вкусной выпечки.

1

1

-

19.

Мучные блюда. Дрожжевое и без дрожжевое тесто.

2

1

1

20.

История чая

1

1

-

21.

История русской кухни. Приготовление блюд русской кухни

1

-

1

23.

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

36

19

17

Содержание программы

Наименование темы

Форма

занятия

Содержание

Вводное занятие

Беседа

Правила безопасности кулинарных работ. Правила санитарии и гигиены.

История возникновения кулинарии.

Беседа

Теория: Этапы развития кулинарии в России. Традиционные кухни народов России. Правила этикета.

Сервировка стола.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие.

Теория: Правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Назначение столовых приборов.

Практика: Сервировка стола.

Бутерброды.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация.

Теория:  Правила хранения продуктов, сроки годности. Виды бутербродов, приёмы оформления бутербродов.

Практика: изготовление открытых, закрытых и горячих бутербродов. Сервировка стола к чаю

Витамины. Овощные салаты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды овощей. Влияние овощей на организм человека. Первичная и тепловая обработка овощей.

Практика: салаты из моркови, капусты, картофель отварной, жаренный, картофельное пюре.

Основы рационального питания.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Практика: Составление схем приготовления различных блюд. Пшенная каша с тыквой.

Способы обработки пищевых продуктов.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория:  Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Практика: Составление инструкционных карт по приготовлению варёных, тушеных и паровых блюд. Приготовление паровых блюд:

суфле морковно-яблочное, яичный омлет.

Заготовка продуктов в прок.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов.

Практика:  заготовка продуктов впрок: квашение капусты, компот из яблок.

Холодные закуски.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория:  Разнообразие вариантов приготовления закусок.

Практика: правильная нарезка колбасы, твердого сыра, приготовление закуски.

Блюда из мяса.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды мясных продуктов. Виды из полуфабрикатов из рубленного мяса.

Практика: изготовление котлет, запекание мяса в духовке.

Молоко и молочные продукты.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи.

Практика: Приготовление молочной лапши.

Растительные продукты питания.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Растительные продукты питания и их использование в профилактике и лечении болезней. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания. 

Практика: Приготовление блюд из пищевых растений: картофельные оладьи, капустные котлеты.

Блюда из яиц.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии.

Практика: Приготовление блюд из яйца: яйцо в мешочек, омлет с зелёным луком.

Что такое меню?

Инструктаж. Практическое занятие.

Теория: расчет продуктов на день, разработка меню.

Практика: составление меню на день, праздничного меню.

Первые блюда.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды супов, последовательность закладки продуктов в суп

Практика: приготовление куриного бульона,  борщ, гороховый суп.

Вторые блюда

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: виды круп, роль круп и макаронных изделий в рационе человека

Практика: приготовление  гречневой каша с мясом, макароны с сыром.

Третьи блюда.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: знакомство с видами третьих блюд: мороженым, пирожным,  муссом,  жиле.

Практика: приготовление  кондитерских колбасок.

Секреты вкусной выпечки.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория:  Историческая справка. Особенности приготовления теста.

Практика: приготовление  сдобного дрожжевого теста, выпечка булочек.

Различные мучные блюда

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: разнообразие мучных блюд. Особенности приготовления пресного, бисквитного и дрожжевого теста.

Практика: выпечка блинов, оладий, «хвороста», вафельных трубочек, пирожков.

История чая.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория:  история  появления чая, сорта, состав.

Практика: приготовление  цветочного чая.

История русской кухни.

Инструктаж. Презентация. Практическое занятие. Дегустация

Теория: Изучение особенностей приготовления пищи. Исторические сведения о национальной русской кухне.

Практика: Традиции в сервировке, подаче и употреблении блюд. Приготовление  пельменей, вареников, картофель с луком.

Открытое занятие

Инструктаж. Практическое занятие. Дегустация

Практика: приготовление блюда русской кухни, демонстрация навыков по сервировке стола.

Итоговое занятие

Теория: закрепление пройденного,  оформление рецептов.

Практика: заключительное чаепитие.

Методическое обеспечение

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании: Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2011.

Программа ориентирована на детей  от 10 до 13 лет. Принимаются все желающие без  конкурсов и отборов. Группа формируются из обучающихся от 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

На занятиях используются разнообразные  формы и методы обучения. Это рассказ, показ, беседы, наглядные, словесные, практические методы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И  СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Способы проверки результатов: собеседование, контрольная работа, практическое занятие, творческие задания и анализ их выполнения, конкурсы, чемпионаты.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик,  2001.

Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2012.

Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2011,

Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик,  2001.

Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2012

Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2000.

Киреевский И.Р. Капустная семейка. Слово, 2013.

Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2012.

Руфанова Е. Кухни народов мира. Слог, 2011.

Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и прогнозирование работы по программе: «Кулинария» в коррекционной школе

Программа приемлема для обучающихся ГС(К)ОАУ VIII вида 5-7 классов....

Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРВИНГ В ШКОЛЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» (Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной ...

Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРВИНГ В ШКОЛЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА» (Методические рекомендации для учителей технологии по разделу программы «Кулинария» урочной и внеурочной деятел...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Кулинария»

Программа курса содержит материал, который вызывает познавательный интерес учащихся к традициям здорового питания, технологиям обработки продуктов, грамотному приготовлению блюд....

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Кулинария. История возникновения кулинарии".

Данная методическая разработка познакомит учащихся с историей возникновения кулинарии и когда на земле появились первые повара....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Кулинария на английском"

Кулинария – искусство приготовления пищи. «В здоровом теле – здоровый дух!» - говорили древние.  Навыки и умения, сформированные в детстве, закладывают установку для дальн...

Программа "Кулинария"

Программа по кулинарии....