п.1.7 Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с ОВЗ
материал

Севастьянова Ольга Алексеевна

п.1.7

1) Приказ № 168/3-У от 13.09.2022 г.

2) Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) «Какие мы разные».

3) Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (6.2) «Развиваемся вместе».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7.2_dlya_ovzi_mse.docx332.66 КБ
Файл programma_6.2_dlya_noda.docx322.31 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Рабочая учебная программа коррекционно-развивающих занятий «Какие мы разные» для обучающихся с ОВЗ разработана на основе:

  • Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989г.)
  • Федерального закона от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О защите инвалидов в РФ» N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  • ФГОС НОО.

И в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы на основе методических пособий и программ:

- «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П.

- «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В.

- «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В.

- «Генезис» и «Я – подросток.

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, навыков, позволяющих успешно усваивать учебную программу. Таким образом, одним из главных направлений с обучающимися является оказание им помощи в освоении учебной деятельности. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление познавательной активности, но и как полнокровная жизнь в школьный период развития. Но в урочной деятельности активно используются интеллектуальные и психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени – подкрепляются. Отсюда возникает необходимость в развивающих занятиях, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе. Принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.

При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические особенности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, опираясь на зону ближайшего развития. Программа (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание которых может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Целю коррекционно-развивающей программы  является создание системы сопровождения обучающихся с ЗПР в части их познавательно-личностного развития, формирования учебно-познавательной мотивации, развития их интеллектуальных способностей и навыков социального взаимодействия, стремления обучающихся к личностному росту с учётом рекомендаций ТПМПк.

Задачи программы:

  • изучение уровня сформированности интеллектуальных способностей обучающихся с целью определения образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  • создание развивающей среды для обучающихся с ЗПР;
  • синхронизация работы полушарий мозга, развитие межполушарных связей;
  • развитие познавательных способностей в интересных для обучающихся видах деятельности, самостоятельности при выполнении заданий;
  • развитие помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах, эмоционально-волевой сферы;
  • формирование положительной учебно-познавательной мотивации и навыков саморегуляции;
  • формирование представления о приемах и способах выполнения различных умственных действий, развитие познавательных способностей, кругозора;
  • развитие навыков социального взаимодействия.

Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – усвоению учебной программы. Курс представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Условия реализации программы:

  • Учет возрастных особенностей обучающихся;
  • Опора на результаты психолого-педагогических исследований и психолого-педагогических наблюдений;
  • Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных процессов обучающихся;
  •  Построение занятий по принципу «от простого – к сложному»;
  • Чёткость и понятность инструкций, даваемых обучающимся;
  • Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений с выбором приоритета для тех или иных видов заданий, в зависимости от того, что необходимо обучающимся.

Основные направления работы:

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развитие пространственно-временных представлений);
  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);
  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях).

Место курса в учебном плане

Курс коррекционно-развивающих занятий  для обучающихся с ОВЗ рассчитан на 2 года с 1 часом занятий в неделю – 34 часа для обучающихся 5-ых классов (28 часов – занятия, 6 часов – диагностика) и 34 часа для обучающихся 6-ых классов (28 часов – занятия, 6 часов – диагностика).

Длительность занятия – 30-35 минут.

Форма занятий – индивидуально.

Структура каждого занятия включает:

  • вводную часть (создание положительного настроя, стимулирование умственной деятельности),
  • основную (задания для познавательно-личностного развития обучающихся),
  • заключительную (подведение итогов занятия).

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

• Положительное отношение к школе.

• Принятие социальной роли ученика.

• Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

• Способность к оценке своей учебной деятельности.

• Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

• Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

• Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

• Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

•Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях, и в доступной социальной практике.

•Использовать элементы причинно-следственного анализа;

•Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

•Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

•Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

•Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Регулятивные УУД

•Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

•Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

•Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

•Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

•Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.

•Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Коммуникативные УУД

•Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

•Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

•Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

•Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов.

• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Предметные УУД:

Предметные результаты определяются совместно с учителем:

- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;

- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.

Содержание программы

5-6 классы

№ урока

Название раздела

программы

Содержание

Планируемые результаты освоения курса, формируемые УУД

1-2

Диагностика интеллектуальных возможностей обучающихся

Диагностика познавательных процессов, демонстрация индивидуальных возможностей обучающихся.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Диагностика:

- исследование уровня умственного развития;

- определение избирательности внимания;

- изучения самооценки.

1. Школьный тест умственного развития;

2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга);

3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

3. Рефлексия занятия.

3

Упражнения на развитие внимания (переключение).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Говорящая надпись»;

«Называйте и считайте»;

«Три слова»;

«Составьте слова».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

4

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие мышления (гибкость, анализ и синтез).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Какие мы разные»;

«Представьте куб»;

«Замените цифры символами»;

«Отгадайте слова».

3. Рефлексия занятия.

Использование элементов причинно-следственного анализа

5

Упражнения на развитие внутреннего плана действия.

Упражнения на развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Я узнаю себя»;

«Муха»;

«Говорим по-марсиански»;

«Объясните греческие слова».

3. Рефлексия занятия.

Использование элементов причинно-следственного анализа

6

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей, гибкость).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Я – ромашка»;

«Необычные ножницы»;

«Найдите фигуру»;

«Забавные омонимы».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

7

Упражнения на развитие внимания.

Упражнения на развитие мышления (гибкость, установление сходства, противоположности).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Что я могу сказать о себе хорошее?»;

«Делаем вместе»;

«Способы применения предмета»;

«Выберите синонимы и антонимы».

3. Рефлексия занятия.

Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации

8

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие вербального мышления.

Упражнения на развитие умения дифференцировать чувства.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Слово в зеркале»;

«Подберите синонимы и антонимы»;

«Отгадайте чувство».

3. Рефлексия занятия.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов

9

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей, сходства, противоположности, различия).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Что я чувствую?»;

«Найдите фигуры»;

«Одинаковые? Противоположные? Разные?».

3. Рефлексия занятия.

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

10

Упражнения на развитие вербального мышления.

Упражнения на развитие умения различать эмоциональные состояния.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Ошибки в изображениях»;

«Существенные и несущественные признаки»;

«Такие разные лица».

3. Рефлексия занятия.

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

11

Упражнения на развитие внимания (устойчивость).

Упражнения на развитие мышления (гибкость).

Упражнения на развитие вербального мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Какие слова легче?»;

«Стенографы»;

«Замени символы цифрами»;

«Объясните поговорки».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

12

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей).

Упражнения на умение различать виды поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Найдите фигуры»;

«Понимание пословиц»;

«Какое бывает поведение?».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

13

Упражнения на развитие пространственных представлений и вербального мышления.

Упражнения на познание своего поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Вид комнаты сверху»;

«Понимание пословиц»

«Я узнаю себя».

3. Рефлексия занятия.

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

14

Упражнения на развитие вербального мышления.

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей).

Упражнение на развитие умения различать виды повеления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

 «Найдите фигуры»;

«Выразите разными словами»;

«Кто это?».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

15

Упражнения на развитие внимания, вербального мышления (определение понятий).

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Делаем вместе»;

«Какое это понятие?»;

«Как попросить и отказать».

3. Рефлексия занятия.

Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации

16

Упражнения на развитие пространственных представлений, логического мышления (сравнение понятий),

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Найди лишнюю фигуру»;

«Сравниваем понятия»;

«Вылепите фигуру».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

17

Упражнения на развитие внутреннего плана действий.

Упражнения на развитие логического мышления.

Упражнения на развитие эмоциональной сферы.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Муха»;

«Сравниваем понятия»;

«Как преодолеть плохое настроение?».

3. Рефлексия занятия.

Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

18

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей).

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Найдите фигуры»;

«Сравниваем понятия» (отношения часть – целое и целое – его часть);

«Сравниваем понятия» (обобщение и конкретизация);

«Какое бывает поведение?».

3. Рефлексия занятия.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

19

Упражнения на развитие внимания (устойчивость), пространственных представлений, логического мышления.

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Сова».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Стенографы»;

«Дополните до куба»;

«Сравниваем понятия»;

«Кто это?».

3. Рефлексия занятия.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов

20

Упражнения на развитие воображения.

Упражнения на развитие логического мышления (деление понятий).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Придумайте предметы»;

«Разделите понятия»;

«Говорящая надпись».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

21

Упражнения на развитие пространственных представлений, логического мышления (деление понятий).

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Перекрёсток»;

«Деление понятий»;

«Вылепите фигуру».

3.Рефлексия занятия.

Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации

22

Упражнения на развитие воображения.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений).

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Рисуем» в уме»;

«Определите вид суждения»;

«Что я могу сказать о себе хорошее?».

3.Рефлексия занятия.

Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

23

Упражнения на развитие пространственных представлений, мышления (установление закономерностей).

Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Переворот фигур»;

«Найдите фигуру»;

«Измените форму, не меняя содержание»;

«Угадайте выражение лица».

3. Рефлексия занятия.

Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

24

Упражнения на развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Замените цифры буквами»;

«Измените форму, не меняя содержание»;

«Угадайте выражения лиц».

3. Рефлексия занятия.

Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

25

Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

Упражнения на развитие пространственных представлений.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Учимся различать эмоции»;

«Переворот фигур»;

«Измените форму, не меняя содержание».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

26

Упражнения на развитие воображения.

Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Соедините точки»;

«Учимся различать эмоции»;

«Измените форму, не меняя содержание».

3. Рефлексия занятия.

Выполнение познавательных и практических заданий

27

Упражнения на развитие внимания.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Называйте и считайте»;

«Учимся рассуждать»;

«А что сказал бы ты?».

3. Рефлексия занятия.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

28

Упражнения на развитие мышления.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Называйте фигуру»;

«Учимся рассуждать»;

«А что сказал бы ты?».

3. Рефлексия занятия.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

29

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Слон».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Переворот фигур»;

«Учимся рассуждать»;

«А что сказал бы ты?».

3. Рефлексия занятия.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

30

Упражнения на развитие мышления (гибкость).

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Я – ромашка»;

«Замените буквы цифрами»;

«Учимся рассуждать».

3. Рефлексия занятия.

Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных процессов обучающихся

31

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей).

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Найдите фигуры»;

«Учимся рассуждать».

«Что я могу сказать о себе хорошее?».

3. Рефлексия занятия.

Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных процессов обучающихся

32

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Упражнения:

«Развертка с буквами»;

«Учимся рассуждать»;

«Говорящая надпись».

3. Рефлексия занятия.

Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных процессов обучающихся

33-34

Итоговая диагностика на конец учебного года.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства».

Рассказ педагога-психолога о целях и задачах занятия.

2. Основная часть. Диагностика:

- исследование уровня умственного развития;

- определение избирательности внимания;

- изучения самооценки.

1. Школьный тест умственного развития;

2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга);

3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.).

3. Рефлексия занятия.

Календарно-тематическое планирование

5-6 классы (34 часа)

№ урока

Тема (раздел, количество часов)

Кол-во

часов

1

Стартовая диагностика на начало учебного года.

1

2

Стартовая диагностика на начало учебного года.

1

3

Упражнения на развитие внимания (переключение).

Упражнения на развитие мышления (анализ и синтез).

1

4

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие мышления (гибкость, анализ и синтез).

1

5

Упражнения на развитие внутреннего плана действия.

Упражнения на развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ).

1

6

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей, гибкость).

1

7

Упражнения на развитие внимания.

Упражнения на развитие мышления (гибкость, установление сходства, противоположности).

1

8

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие вербального мышления.

Упражнения на развитие умения дифференцировать чувства.

1

9

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей, сходства, противоположности, различия).

1

10

Упражнения на развитие вербального мышления.

Упражнения на развитие умения различать эмоциональные состояния.

1

11

Упражнения на развитие внимания (устойчивость).

Упражнения на развитие мышления (гибкость).

Упражнения на развитие вербального мышления.

1

12

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей).

Упражнения на умение различать виды поведения.

1

13

Упражнения на развитие пространственных представлений и вербального мышления.

Упражнения на познание своего поведения.

1

14

Упражнения на развитие вербального мышления.

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей).

Упражнение на развитие умения различать виды повеления.

1

15

Упражнения на развитие внимания, вербального мышления (определение понятий).

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1

16

Упражнения на развитие пространственных представлений, логического мышления (сравнение понятий),

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1

17

Упражнения на развитие внутреннего плана действий.

Упражнения на развитие логического мышления.

Упражнения на развитие эмоциональной сферы.

1

18

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей).

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1

19

Упражнения на развитие внимания (устойчивость), пространственных представлений, логического мышления.

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1

20

Упражнения на развитие воображения.

Упражнения на развитие логического мышления (деление понятий).

1

21

Упражнения на развитие пространственных представлений, логического мышления (деление понятий).

Упражнения на развитие умения различать разные формы поведения.

1

22

Упражнения на развитие воображения.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений).

1

23

Упражнения на развитие пространственных представлений, мышления (установление закономерностей).

Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

1

24

Упражнения на развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

1

25

Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

Упражнения на развитие пространственных представлений.

1

26

Упражнения на развитие воображения.

Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

1

27

Упражнения на развитие внимания.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях.

1

28

Упражнения на развитие мышления.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях.

1

29

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

Тренинг поведения в конфликтных ситуациях.

1

30

Упражнения на развитие мышления (гибкость).

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

1

31

Упражнения на развитие мышления (установление закономерностей).

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

1

32

Упражнения на развитие пространственных представлений.

Упражнения на развитие логических форм вербального мышления.

1

33

Итоговая диагностика на конец учебного года.

1

34

Итоговая диагностика на конец учебного года.

1


Учебно-методическое обеспечение

  1. Методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локалова Н.П., включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий.

Литература

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. «Принципы психологии развития», 2000 г.
  2. Айзенк Х., Эванс Д «Проверьте способности вашего ребенка», 1998 г.
  3. Блонский П.П. «Развитие мышления школьника», 1979 г.
  4. Гиппиус С. «Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники», 1967 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности.

Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности.

Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети и подростки с дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся самостоятельно, при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.

На уровне основного общего образования продолжают обучение обучающиеся с НОДА, успешно завершившие начальное общее образование по АОП НОО.

Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся по варианту 6.2. – это дети с церебральным параличом (89%).

У обучающихся с НОДА на данном возрастном этапе выявляется парциальная недостаточность таких высших психических функций как зрительно-моторное восприятие, конструктивный праксис, стереогноз, повышенная истощаемость психических процессов и др., что указывает на трудности компенсации этих нарушений в ходе начального общего образования и негативно влияет на дальнейшее обучение.

Личность обучающихся с НОДА, обучающихся по варианту 6.2., характеризуется высоким уровнем невротизации, низкой самооценкой, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватной оценкой себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, неадекватностью профессиональных интересов и внутренней картиной болезни. У большинства обучающихся этой группы ориентация на будущую профессию происходит без учета тех ограничений, которые накладывает хроническое инвалидизирующее заболевание. Они демонстрируют профессиональные намерения, свойственные более младшему возрасту, не учитывающие реальных возможностей. Эти особенности формируются в результате неправильного воспитания, условий жизни, отношения окружающих и негативно отражаются на их взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей.

Наличие двигательной патологии, изнеживающее воспитание, социальная депривация способствуют закреплению или выявлению конституционально обусловленных черт астено-невротического, сенситивного и психастенического типов акцентуаций характера, что позволяет рассматривать подростков с НОДА как «группу риска» в отношении дезаптационных срывов.

В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.

В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции личностного развития.

Настоящая программа составлена на основе авторской программы развивающих занятий по психологии «Мозаика моего Я» Сюськиной Наталии Владимировны, психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития».

Данная программа разработана в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Сроки реализации программы: Курс рассчитан на 68 занятия для обучающихся 5-9 классов на каждом году обучения (2 часа в неделю). Всего 340 часов за пять лет обучения.

Цель: коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА.

Задачи:

1.Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений.

2.Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.

3.Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности.

4.Психологическое консультирование участников образовательного процесса.

5.Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.

6.Участие в профориентационной работе.

7.Психологическая подготовка к ОГЭ.

 Обучение по данной программе реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учетом возрастных и психических особенностей детей с НОДА.

Для формирования программы коррекционной работы с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.

- Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

- Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.

- Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

- Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

В соответствии с ведущим типом мотивации и деятельности данная программа проводится в виде коррекционно-развивающих занятий, в процессе проведения которых используются следующие методы: словесные (устное изложение материала, беседа, словесные игры), наглядные (работа с иллюстрациями, таблицами, логическими цепочками); практические (тренировочные упражнения), тестирования, опросы, анкетирования.

Форма оценивания знаний: безотметочная.

Формы контроля: беседа, выполнение тестовых заданий, диагностика.

 Обучение реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учетом возрастных и психических особенностей детей с НОДА.

2. Общая характеристика коррекционного курса

 Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» (вариант 6.2.) соответствует требованиям федеральному государственному стандарту основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и поддержку в освоении АОП ООО.

 Занятия по данной программе проводятся на основании рекомендаций ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).

 Содержание занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Данная программа способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются.

 Данная программа предполагает входную диагностику, промежуточную аттестацию и итоговую диагностику (в конце реализации программы), целью которых является оценка результативности реализации данной программы.

Промежуточная аттестация предполагает оценку усвоения материала занятий с детьми. Промежуточная аттестация организуется в формеэкспресстестов. Входная и итоговая диагностика проводятся в форме тестирования. Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при входной диагностике.

Диагностика познавательной сферы школьников: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи

Методики для экспресс-тестов, применяемые при промежуточной аттестации 5-9 кл.:

Что исследуем

Что исследуем

Диагностика объема и концентрации внимания

методика «Корректурная проба»

Диагностика слухоречевой памяти

методика «Запомни 10 слов»

Диагностика словесно-логического и нагляднообразного мышления

методики « 4 лишний», «Простые

аналогии», «Определение

понятий, выяснение причин,

выявление сходств и различий в

объектах»

диагностика развития личностно-мотивационной сферы методики изучения мотивации по

Н.Л. Белопольской

«Три

желания» и опросник «Оценка

школьной мотивации»

Диагностика эмоционально-волевой сферы

тест цветовых отношений

Используемый минимум диагностических методик по классам при проведении входной и итоговой диагностики:

5 -6 класс:

1)Методика «Запоминание 10 слов

2)Методика «Способность выделять существенное»

3) Методика «Способность классифицировать понятия, предметы, явления»

4) Методика «Анализ отношений между понятиями»

5) Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга);

6) Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

7-9 класс:

1)Методика «Запоминание 10 слов

2) Методика «Таблицы Шульте»

3) Школьный тест умственного развития

4) Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

 На коррекционно-развивающих занятиях не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. Общая атмосфера на коррекционноразвивающих занятиях создает особый положительный эмоциональный фон: интерес, желание научиться правильно выполнять предлагаемые задания.

Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей обучающихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. На занятии используются разнообразные методы и приемы, учитывающие психофизические возможности обучающихся с НОДА.

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» (вариант

6.2.) входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана.

Данная программа рассчитана на 68 часов на каждом году обучения при частоте занятий 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30-40 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей детей и формы проведения занятия). Форма проведения занятий- индивидуальная и /или групповая.

Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с НОДА можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.

Класс

Количество часов в неделю

Количество

учебных недель

Всего часов за

учебный год

5 класс

2

34

68

6 класс

2

34

68

7 класс

2

34

68

8 класс

2

34

68

9 класс

2

34

68

4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Содержанием данной программы является непосредственное развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.

Данная рабочая программа включает в себя направления, которые отражают еѐ основное содержание:

1.Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащегося, проведение комплексного обследования на начало и конец года.

2.Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.

На основании анализа результатов диагностики особенностей развития психолог определяет потребность обучающегося с НОДА в психокоррекционной работе по совершенствованию когнитивных процессов.

 3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности.

Особенности личностного развития лиц с НОДА обусловлены двумя основными факторами: переживанием своего состояния в связи с имеющимися двигательными нарушениями; особенностями семейного воспитания по типу гиперопеки, реже – эмоционального отвержения больного ребенка.

Коррекционная работа ведется индивидуально или фронтально с группой обучающихся, имеющих сходные личностные проблемы.

 4.Психологическое консультирование участников образовательного процесса и информационно-просветительская работа обеспечивает непрерывность сопровождения всех участников образовательного процесса по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося.

5. Психологическая помощь при подготовке к ОГЭ.

Выпускники с НОДА при подготовке к ОГЭ испытывают когнитивные, личностные, процессуальные трудности. Это обусловлено особенностями развития обучающихся с двигательными нарушениями.

Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения.

Для преодоления трудностей необходимо:

- помогать выпускнику осваивать навыки работы с экзаменационными материалами;

- помогать выпускнику в выработке индивидуальной стратегии;

Работа по преодолению личностных трудностей заключается в проведении занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятию тревожности.

Работа по преодолению личностных трудностей заключается в проведении занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятию тревожности.

Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных брошюр, памяток для выпускников, родителей

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Необходимые мероприятия, информирование об эффективных способах подготовки к экзаменам (организация жизнедеятельности, стратегия и тактика поведения в предэкзаменационный период);

-обучение методам и приемам запоминания информации;

-отработка навыков саморегуляции психических состояний;

-развитие умения мобилизировать себя в решающей ситуации.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с НОДА. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

-Положительное отношение к школе.

-Принятие социальной роли ученика.

-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

-Способность к оценке своей учебной деятельности.

-Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

-Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Регулятивные УУД:

-Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

-Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

-Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.

Познавательные УУД:

-Использовать элементы причинно-следственного анализа;

-Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

-Выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов.

Коммуникативные УУД:

-Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности

-Формулирование своей точки зрения.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты определяются совместно с педагогом-психологом:

- Овладение содержанием данной коррекционно-развивающей программы

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы:

- адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации

- динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития обучающегося с НОДА

Результатом коррекционной работы по данной программе является достижение ребѐнком с НОДА планируемых результатов освоения АОП ООО.

Развитие ВПФ, наличие когнитивно-личностных структур у обучающихся имеет очень важные следствия, т.к. создаст психологическую базу для формирования уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

 Данная программа предполагает входную (в начале реализации программы) и итоговую (в конце реализации программы) диагностику, целью которых является оценка результативности реализации данной программы. А также промежуточную аттестацию (в середине реализации программы).

Промежуточная аттестация организуется в форме КРЗ, с включением в него беседы по ранее изученному материалу. Входная и итоговая диагностики проводятся в виде индивидуального тестирования. Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при входной диагностике.

 По каждому параметру эффективности и результативности программы выводится общий балл и уровень в целом, которые заносятся в сводную таблицу.

Уровень выше среднего – В/С - 4 балла

Средний уровень – С - 3 балла

Уровень ниже среднего – Н/С – 2 балла

Низкий уровень – Н – 1 балл

6.Содержание коррекционного курса

Содержание программы в 5 классе: Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения, речи. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия.

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. Развитие эмоционально-волевой сферы: умения дифференцировать чувства, различать эмоции. Развитие навыков договариваться, сотрудничать. Развитие личностной сферы: рефлексия, самооценка. Развитие умения различать виды поведения. Познание своего поведения.

Содержание программы в 6 классе: Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения, речи. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия.

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. Развитие эмоционально-волевой сферы: работа с тревожностью, агрессией. Работа с конфликтами. Теоретические данные и практические навыки разрешения конфликтов.

Содержание программы в 7 классе: Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций. Формирование учебной мотивации. Снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение.

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.

Содержание программы в 8 классе: Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. Формирование учебной мотивации.

Снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение.

Формирование навыков построения внутреннего плана действий Овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать свое «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.

Содержание программы в 9 классе: Определение уровня интеллектуального и личностного развития. Развитие высших психических функций.

Знакомство с методами тренировки внимания. Знакомство 13 с методами эффективного запоминания. Тренировки логического, визуального, структурного мышления. Задания на креативность. Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития.

Структура занятий по данной программе:

1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального фона, хорошего настроения. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

2. Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.

Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. В качестве важной составляющей основной части занятия выступает развитие личностных характеристик обучающихся: осознание ими разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.

3.Заключительная часть. Задача заключительной части: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном занятии.

7.Тематическое планирование

5 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1-2

Входная диагностика

2

3

«Вводное занятие»

Релаксация, игра – разминка «Зоопарк», упражнение «приглашение в дорогу», упражнение «Визитная карточка»

1

4-6

Дорога в 5 класс

Вводный интенсив, игра «машинки», изобрази фразу», упражнение-испытание «Переправа», «Вопрос-ответ», «расшифруй», «Мяч», «Я в настоящем и будущем», «Символ», релаксация

3

7-8

Какой я

Придумай три прилагательных, солнышко моих качеств, тучка моих недостатков, немного о себе

2

9-10

Мой характер

Само регуляция, беседа, я на лесенке характера, сказочный художник, мой харкетр: + и -

2

11-12

Что я могу и чего не могу

Игра «Я рад, что…», вводный интенсив, игровые упражнения, мои способности и моя учѐба, закончи предложение Саморегуляция, беседа, что я знаю о себе, рассказ по первой и последней строчке

2

13

Обобщение. Игровой тренинг «Стучи, поезд, стучи»

Игра «Атомы», вводный интенсив, творческие препятствия, теплая встреча, вместе не страшно

1

14

Знакомься: твоя память

Радостные воспоминания, беседа по теме, тест –игра «зрительная память», узнавание фигур, памятка

1

15-16

Учись запоминать

Беседа, вводный интенсив, игра «я слышу слово», я трогаю слово», я нюхаю слово или пробую его на вкус, я вижу слово, запомни картинки

2

17

Как я слышу слово

Беседа, знакомый звук, запомни слово, памятка, составляем истории

1

18

Как мне удобно запоминать

Беседа, запоминание при помощи предмета, расскажи историю по схеме

1

19

Смотрю, слышу, действую и запоминаю

Беседа, упр: Ералаш, запомни-проговаривая, запомни, прописывая в воздухе, разрезные предложения, человечки

1

20-21

Тренинг памяти

Запретное число, беседа, упр «от слова к рассказу», язык племени муабуту, надежность и гибкость памяти

2

22-24

Память

Практические игры по развитию памяти

3

25

Обобщающий урок «Подарок и доброе пожелание»

Беседа, упр «Открытки пожеланий», «Подарки»

1

26-27

Знакомься: твоё внимание

Игра «Перестрелка», вводный интенсив, закончи фразу, движущаяся фишка, графический диктант, запомни -нарисуй

2

28-29

Наш пострел везде успел

Игра «Продолжи фразу», вводный интенсив, сосчитай, беседа, юный цезарь, двумя руками, слова-ходы

2

30-31

Внимание и интерес

Продолжи по кругу, сказки на внимание, обведи нужную букву, беседа, покажи стрелками, считай вместе в кругу, повторяем движения

2

32

Я знаю, как быть внимательным

Интеллектуальная разминка «цепочка», беседа, один день без внимания, передай смысл стихотворений, прочти. Изотерапия «Моѐ внимание», беседа обобщающая, секреты внимания

1

33

Промежуточная аттестация. Тестирование

1

34-37

Внимание

Практические упражнения на развитие внимания

4

38-40

Знакомься, твоё мышление

Меняемся местами, беседа. Составь предложение, загадочные уравнения, из одного слова несколько

3

41-42

Развитие умение рассуждать

Беседа, вводный интенсив, причина-следствие, распутай суждение, логические задачи, знайка

2

44-45

Приёмы творческого мышления

Беседа, вводный интенсив, незавершенные истории, чтение начала сказки, фантазѐры, нет худа без добра

2

46

Лабиринты мышления

Беседа, игра «шоколадная страна», что в кулаке, что я задумал, каракули, минутка размышления

1

47-48

Я познаю мир

Отгадай слово, если бы я был волшебником, кузнечик 1 47- 48 Мир общения само регуляция «приятные моменты», кто я, непрерывный рассказ, новое применение ненужному предмету

2

49-50

Мир общения

Беседа, мир моего общения, средства общения, работа со стихотворениями и скороговорками

2

51-52

Что такое общение

Беседа, саморегуляция «Солнечный зайчик», вводный интенсив, работа с пословицами, недописанные предложения

2

53

Учимся говорить и слушать. Правила поведения при общении

Игра «Тиканье часов», беседа, упр «Эти разные слова», «Визитка», упражнение «Грибные сказки»

1

54-57

Вербальные средства общения: устная и письменная речь

Составление рассказов по картинкам, по первой и последней строчке, по плану

4

58-59

Развитие речи

Практические упражнения по развитию памяти

2

60-63

Память. Мышление

Практические упражнения по развитию мышления

4

64-66

Мои достижения

Упражнения «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди пару».

3

67-68

Итоговая диагностика

2

6 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

1-2

Входная диагностика

2

3

«Вводное занятие»

Понятия: - Психика и мозг человека. - Что изучает психология, для чего она нужна человеку. - Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю, что мне хочется во взрослой жизни).

1

4-9

Общение

Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое). Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", 4"Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.

6

10-13

Ощущение и восприятие

Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие. Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.

4

14-21

Внимание

Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ 8 ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.

8

22-28

Память

Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание. Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приѐмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; - умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения. Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и 6сколько?»; «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу»;

7

29-34

Мышление

Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово».

6

35

Промежуточная аттестация.Тестирование

Игра «Колпак», вводный интенсив, работа с анкетой, мой воображаемый друг, письмо воображаемому другу

1

36-37

Люди, значимые для меня

Беседа, упражнения: десять я, ищем секрет, моя богатство.

2

38

Мое богатство

Практические игры и упражнения по развитию познавательной сферы

1

39-63

Развитие познавательной сферы

Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди пару».

25

64-66

Мои достижения

Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди пару».

3

67-68

Итоговая диагностика

2

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Электронная продукция

  1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития (психологическая программа развития познавательных процессов учащихся 5-9 классов). Часть 1 Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М., 2008
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. –– Москва: Генезис, 2000.
  3. Шевандрин Н. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
  4. Авторская программа развивающих занятий по психологии «Мозаика моего Я»Сюськиной Наталии Владимировны
  5. Интернет-сайты:

http://festival.1september.ru/

http://psy.1september.ru/

  1. Затвьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.: АРКТИ, - 2008.

Печатные пособия

  1. Карточки.

2. Демонстрационные и раздаточные листы.

3. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия/авт-сост Е.Д.Шваб.-Изд3

е.- Волгоград:Учитель.-167 с

Технические средства обучения и оборудование кабинета

  1. Ноутбук.
  2. Доска с магнитами.
  3. Стол учительский.
  4. Ученический стол с комплектом стульев.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа корреционно-развивающих занятий педагога-психолога.Уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс

Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сю...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  адап...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...