Воспитатель года 2024 "Моя педагогическая находка". Технология Н.А. Коротковой "Река времени"
материал

Долгова Елена Владимировна

Раньше я никогда не задумывалась, о том какую педагогическую технологию я реализую. Я начала анализировать. Что мы чаще всего делаем и для чего. И я пришла к понимаю того, что чаще всего мы отправляемся в историю. Историю вещей и событий. Оказывается, я уже два года реализую педагогическую технологию Надежды Александровны Коротковой «Река времени», она и стала для меня моей педагогической находкой.

Путешествия «по реке времени» - одна из наиболее эффективных и доступных для дошкольника технологий, на основе понимания исторического времени – от прошлого к настоящему. В моём случае, на примерах художественного развития.

Для реализации своей технологии Надежда Александровна предложила дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист, обозначающий реку, символизирующий линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с понятными детям названиями. На пример: «древность» - «старина» - «наше время». Моё пособие - это та-же река времени. Моя река времени оформлена в виде папки передвижки. Тематику и остановки легко можно поменять согласно изучаемой теме. Одна сторона пособия, демонстрационная. Она всегда направлена на зрителя, на детей. Оборотная сторона, моя помощница, на ней располагаются кармашки, с карточками для занятия. То, что будем изучать, начиная с глубины веков и до нашего времени.

Каждая остановка во времени обозначена «меткой». У нас такими «метками» являются: древность, старина, прошлое, настоящее, время инноваций (современное настоящее).

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются, то есть, заполняются материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение подкрепляются реальными вещами, которые можно исследовать.

Технология строится на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала. Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Мой опыт работы показывает, что технология «Река времени» дает положительные результаты в художественно-эстетическом развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию познавательной деятельности дошкольников. Дети стали более открытыми, инициативными, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать, придумывать. Всё это в целом влияет на их интеллектуальное развитие.

Путешествуя по реке времени, мы с ребятами узнали историю происхождения Русской матрёшки, узнали, что этот Русский сувенир, достаточно молодой. Путешествовали в глубину веков, окунулись в историю возникновения и легенды Русского декоративного искусства.

Формирование картины мира - процесс длительный, который осуществляется на протяжении всей жизни. Технология «путешествие по реке времени» позволяет сделать этот процесс ярким и эмоционально насыщенным. Научить детей, бережно относится не только к предметам рукотворного мира, но и к истории, культуре поможет технология «Река времени».

А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаю Вас в увлекательный мир по реке времени на примере средств изображения.

С первого взгляда на обычную кисть для рисования может показаться, что она всегда была такой: простой, функциональной, известной. Однако каждая кисть – это отражение тысячелетий развития, где каждый этап был, буквально, пронизан стремлением к совершенству.

Наше путешествие берёт своё начало с глубокой древности. Зарождение искусства рисования прослеживается еще в древних пещерах, где первобытные люди использовали пальцы или простейшие инструменты для нанесения красок. В древних пещерах исследователи обнаружили мастерскую первобытного художника. Рядом с красящими пигментами находились кисти разных размеров, возраст которых достигал 20 тысяч лет. Кисть представляла собой кость, в которую был вставлен пучок волоса.

А кисти похожие на современные изобрели в 7 веке, в Китае. Для рисования иероглифов. Самые дорогие кисти изготавливали из щетины соболя и лисицы, а наиболее дешёвые из щетины кошки или крысы. Пучок кисти крепко перевязывался ниткой, его основание обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой палочки.

На другом конце света, кисти предпочтительно делали из шерсти животных и перьев. В перья вставляли мягкие волосы или щетину. Из-за естественной формы пера эти кисти могли быть только круглыми. Это форма будет сопровождать мир искусства на протяжении сотен лет.

До конца 17 века кисти изготавливали сами художники и их ученики. Окончательно профессия мастера по изготовлению кистей утвердилась в 18 веке. С тех пор они сделали самый важный инструмент художника - кисть. Мастера экспериментировали с различными материалами и, наконец, изобрели металлическую обойму. Это небольшой предмет в форме кольца, который скрепляет пучок волос и ручку вместе.

Однако революцию в мире кистей принесла эра индустриализации. Благодаря новым технологиям и материалам, появилась возможность создавать инструменты с еще большей точностью и разнообразием. Именно тогда синтетический волос начал свое торжественное шествие в мире искусства, демонстрируя свои превосходные характеристики.

Сегодня мы с детьми пользуемся кистью аква-браш. Мы с ребятами пользуемся этой кистью вместе с акварельными цветными карандашами. Способы использования кисти и карандашей разнообразны. Преимущество данной кисти, она всегда готова к работе. Нам не нужна ёмкость с водой для полоскания кисти, в которой вода быстро закрашивается и может повлиять на тон краски. Кисть аква-браш имеет полую ручку, в которой всегда чистая вода, достаточно вытереть ворс об салфетку, кисть чиста. Ворс кисти - это синтетические волокна. Так же кисть имеет дозатор, который и подаёт воду к ворсу небольшими порциями. Эта кисть для детей, что-то вроде волшебной палочки. Маленького волшебства. Ведь она, превращает акварельные карандаши в краску.

В настоящее время художники используют кисти из самых разных материалов, при рисовании часто используются разные методы нанесения краски. Но скромная кисть повлияла на то, как мы рисуем. Краска тоже изменилась, но это, пожалуй, история для другого раза. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...

Республиканский конкурс "Воспитатель года-2015" . "Педагогическая идея"

Педагогическая идея«Арт – терапия как средство познавательно – речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться для детей старшей группы в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019"...

Педагогические находки в преподавании курса «Технология» при реализации ФГОС второго поколения.

Сейчас в образовании происходит обновление и это обновление называется ФГОС второго поколения. Отличительная особенность ФГОС второго поколения это системно-деятельностный подход, главной целью которо...

ЭССЕ «Мои педагогические находки» (к конкурсу «Учитель года – 2020»)

Эссе «Мои педагогические находки» Учителя родного (тувинского) языка и родной (тувинской) литературы ...

Выступление на педагогическом совете "Технология развития мелкой моторики рук в работе воспитателя" 30.12.2020

Выступление на педагогическом совете "Технология развития мелкой моторики рук в работе воспитателя" ...

Воспитатель года 2024 "Мастерская педагога". Создание мини-музея используя технологию река времени

laquo;Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры». Дмитрий Сергеевич Лихачёв....