Методическая разработка урока Чтение (литературное чтение) для детей НОДа и УО
методическая разработка (8 класс)
Цель урока: знакомство с биографией И.С. Тургенева. Знакомство с рассказом «Муму».
Задачи:
Образовательные:
- формирование представления о героях произведения на (образ барыни и Герасима) на основе сопоставления словесного и графического образов, обогащение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие устной речи, развитие коммуникативных навыков, развитие умения оценивать поступки героев, выразительное чтение.
Воспитательные:
- воспитание общечеловеческих ценностей: сострадания, сопереживания, гуманного отношения к окружающим.
Профориентационные:
- знакомство с профессией дворник.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока с профориентационной тематикой по чтению в 8 классе по АООП с НОДА и УО.
Тема урока: И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму».
Цель урока: знакомство с биографией И.С. Тургенева. Знакомство с рассказом «Муму».
Задачи:
Образовательные:
- формирование представления о героях произведения на (образ барыни и Герасима) на основе сопоставления словесного и графического образов, обогащение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие устной речи, развитие коммуникативных навыков, развитие умения оценивать поступки героев, выразительное чтение.
Воспитательные:
- воспитание общечеловеческих ценностей: сострадания, сопереживания, гуманного отношения к окружающим.
Профориентационные:
- знакомство с профессией дворник.
Знакомство с профессией дворник.
Дворник — человек, работа которого связана с поддержанием чистоты и порядка во дворе и на улице. Название профессии происходит от слова «двор», то есть дворник — это уборщик двора.
Основные обязанности дворника:
- подметание мелкого мусора, листьев и пыли;
- перенос мусора в контейнер или специально отведённое место;
- расчистка снега, помощь в его погрузке в снегоуборочную машину;
- раскалывание льда;
- посыпка дорожек противогололёдными средствами;
- очистка газонов от нападавшего мусора;
- стрижка травы;
- опиливание мешающих веток у деревьев и кустарников;
- полив клумб и газонов;
- поправка стоек ограждений;
- слежение за чистотой мусорных вёдер, урн и контейнеров.
Требования к дворнику: физическая выносливость и аккуратность. Труд дворника тяжёлый и монотонный, поэтому для работы не подходят люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Личностные качества дворника: ответственность, дисциплинированность, пунктуальность, внимательность, наблюдательность, организованность, умение работать в одиночестве, готовность к монотонной, физически сложной работе.
Специального образования и квалификации для работы дворником не требуется. Стать дворником может любой желающий.
Тип урока: открытия новых знаний (длительность 40 минут)
Оборудование: компьютер, учебник «Чтение» для учащихся 8 класса для специальных коррекционных классов, презентация к уроку.
Межпредметные связи: история «Крепостное право».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядный (презентация), беседа, работа с текстом.
Приемы: диалог, выразительное чтение.
ХОД УРОКА
Этапы | Вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент
| Организационный момент направленный на подготовку к уроку. | Приветствие. Проверка готовности к уроку чтения. Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте и улыбнитесь друг другу! | Приветствие, подготовка к уроку. |
Проверка домашнего задания. | Проверка домашнего задания по пройденному материалу. | Проверка знаний учащихся по итогам выполнения задания. Ребята, вам было дано домашнее задание: посмотреть мультфильм под названием «Муму». Этот мультфильм был снят на основе произведения великого русского писателя 19 века Ивана Сергеевича Тургенева. | Индивидуальные ответы учащихся. |
Постановка цели | Вступительное слово учителя | Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя и его произведением «Муму». Для того, чтобы познакомиться с жизнью Тургенева, я предлагаю вам посмотреть презентацию. (На доске портрет Тургенева, слова о нем: «Вся моя биография в моих произведениях. | Настраиваются на урок, узнают тему урока. |
Родился Иван Сергеевич в 1818 году в Орловской губернии и воспитывался в семье вместе со старшим братом Николаем. На фотографии вы видите дом, где прошло детство писателя, село Спасское-Лутовиново. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду Тургеневых, мать, с рождения Лутовинова, богатая помещица.
Мать писателя Варвара Петровна отличалась крутым нравом, была человеком властным и достаточно жестоким как по отношению к крепостным, так и к собственным детям. Несмотря на это Тургенев обладал мягким и искренним характером, имел доброе сердце. | Просмотр презентации. | ||
Актуализация знаний.
Из истории создания рассказа «Муму»
| Знакомство с новым материалом Показ презентации (художественная картина -крепостные крестьяне ) Презентация (картина Барыня и Герасим) Знакомство с профессией дворник Презентация (цитата Тургенева) | Историко-культурный контекст рассказа -Ребята, давайте вспомним историю, что такое крепостное право? По закону крепостного права -крепостные крестьяне считались полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей - другому.
Так вот, однажды, объезжая свои имения, мать писателя Варвара Петровна заметила крестьянина богатырского сложения, который вместо ответов на ее вопросы лишь мычал. Его звали Андрей. Она решила взять его на работу дворником. Андрей работал исправно, его искренняя преданность была приятна Варваре Петровне. Но когда он всем сердцем привязался к маленькой собачке, она распорядилась избавиться от нее, зная, что наносит смертельную рану сердцу ее хозяина. -Ребята, эта история ничего не напоминает вам? Да, в основу рассказа «Муму» легла реальная история. Иван Сергеевич был противником крепостного рабства. "Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... Враг этот был-крепостное право." | Отвечают на вопросы, просмотр презентации, проводят аналогию с сюжетом рассказа. |
Изучение нового материала.
| Чтение отрывка из произведения. Работа с раздаточным материалом. | Ребята, кто главный герой в этой истории? Герасим. Давайте послушаем чтение отрывка из произведения, как автор описывает героя.
Выполним задание: Подчеркните слова, которые характеризуют Герасима. Как вы думаете почему рассказ называется "Муму"? Почему он назвал ее именно так? Что значит глухонемой? | Определяют главного героя произведения, составляют характеристику, размышляют о названии рассказа. |
Физкультминутка | Двигательная зарядка | Сядьте прямо, спина ровная. Наклоны головы вправо, влево два раза, вверх-вниз два раза. Спина прямая. Повороты головы в сторону два раза. Повторить тоже самое только глазами, не поворачивая головы два раза. Движение глаз вверх-вниз два раза, круговое движение глазами. Поморгаем. Встряхните плечами. | Ребята выполняют упражнения (повторяют движения за учителем). |
Изучение нового материала (продолжение)
| Работа с учебником (Словарная работа) Вопросы по тексту: Работа с учебником
Выразительное чтение
Вопросы по тексту Демонстрация экрана. Работа в приложении МЭШ | Ребята, а где нашел Герасим Муму? (На берегу, в тине) Открываем учебники стр. 101-102 Найдите в тексте описание как Герасим ухаживал за своей питомицей.
Обратите внимание на слово "тщедушна"- означает худобу-тщедушная, худая.
Какое сравнение использует автор чтобы показать, как Герасим привязался к Муму? А что именно сделало его счастливым? (у него появился друг) Что случилось с Муму? Кто отдал приказ? стр. 104-105 со слов - Муму прочитаем отрывок по ролям . (Читаем с выражением. Интонацией покажите раздраженность и капризность барыни, угодливость слуг.) Как барыня решила участь Муму? Что повлияло на ее решение? Было ли оно вызвано серьезными причинами? О каких чертах характера барыни говорит ее поступок? (жестокость, капризная, злая, глупая)
Выполним задание в приложении. С помощью хронологической линейки восстановим последовательность событий в рассказе.
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2. Жизнь Герасима в доме барыни. 3. Герасим находит щенка. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни. | Развитие навыка работы с учебником, умения ориентироваться в тексте.
Развитие навыка выразительного чтения.
Выстраивание хронологической цепочки рассказа, отработка навыка компьютерной грамотности.
|
Обобщение изученного на уроке материала. | Анализ и оценка этапов работы. Проверка знаний учащихся. | Повторение и обобщение знаний о профессии дворник. Краткий пересказ прочитанного. | Отвечают на вопросы, кратко пересказывают произведение. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Показ презентации | Ребята, подведем итоги урока, ответьте на вопросы, подобрав правильные слова из презентации: Сегодня на уроке я познакомился с писателем... (И.С. Тургеневым); Рассказ называется... (Муму); Писатель протестует против... (жестокости, несправедливости); Герой рассказа Герасим учит (доброте, отзывчивости, дружелюбию, скромности, любви к окружающим, животным, учит идти наперекор плохому). | Ответы на вопросы учителя по плану из презентации. Игра в вопросно- ответной форме в виде диалога «Ты мне - я тебе». |
Объявление домашнего задания. | Выдача домашнего задания в МЭШ. | Ознакомление с прикрепленным видеоматериалом в МЭШ по теме произведения «Му-му». | Знакомство с домашним заданием. Вопросы по выполнению д/з. |
Оценка результатов учебной деятельности учащихся. | Самооценка учащихся. Оценка учителя. | Выставление оценок за работу на уроке. | Самооценка. Оценка работы на уроке друг друга. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по теме: "Нанайская народная сказка "АЙОГА"
Данная разработка содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал для учеников....
«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе
Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Цель: Обобщение знаний учащихся о би...

Методическая разработка к постановке литературно-музыкальной композиции "Дети войны" по мемуарам Людмилы Пожедаевой
Данная методическая разработка содержит материалы для постановки литературно-музыкальной композиции «Дети войны» для средних и старших классов школ, созданной по книге Л.В.Пожедаевой «Война, бло...

Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.
Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему "С.А.Есе...
Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"
Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...
Разработка урока по литературному чтению на родном башкирском языке для 2 класса "Миңлеғәли Шайморатов - башҡорт халҡының милли батыры" , "Минигали Шаймуратов - национальный герой башкирского народа "
Конспект урока по родной башкирской литературе для 2 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения....

Методическая разработка урока по литературному чтению в 9 классе.
Разработка урока по литературному чтению с профориентационным направлением может использоваться в рамках реализации АООП О УО (вариант 1)....