Аналитический отчёт
консультация
Инновационная технология – мнемотехника в работе младшими школьниками с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитеческий отчет в работе учителя – логопеда в рамках проекта «Школа для всех»
Учитель – логопед:
Халтурина А.А.
Инновационная технология – мнемотехника в работе младшими школьниками с ОВЗ.
Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми.
Задачи:
• Познакомить с особенностями инновационной технологии - мнемотехника, этапами работы с мнемотаблицами.
• Ознакомить с возможностью применения мнемотехники в логопедической работе
Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми ОВЗ младшего возраста.
Практическая значимость:
Мнемотехника может быть интересна педагогам, работающим с детьми.
Прогнозируемый результат:
• Получение педагогами представления о методике заучивания речевого материала с использованием мнемотаблиц.
• Внедрение педагогами в образовательной деятельности инновационных технологий.
Нарушение речи у детей достаточно распространенное явление. Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения звукопроизношения, недоразвитие лексико - грамматического строя речи и связной речи. Дети иногда не могут сформулировать вопрос или дать ответ, не могут толком рассказать о себе. Их высказывания отличаются отсутствием точности, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Как правило речевая активность у детей с ОВЗ снижена. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Кроме речевых особенностей у детей с ОВЗ недостаточно сформированы внимание, память и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Монотонное зазубривание, не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Младшему школьнику надо помогать запоминать новую информацию, его надо учить контролировать правильность запоминания. Для этого к устной информации требуется прикрепить вспомогательное средство - зрительный образ, символ, рисунок. Одной из эффективных коррекционных методик запоминания является — мнемотехника.
Мнемотехника (искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, в которое заложена определенная информация. На каждое слово или фразу придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. д. Весь речевой материал зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, а текст и картинки соединяются в один сюжет. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при воспоминании, по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Поэтому мнемосхемы часто применяются в логопедической работе.
(Показ презентации).
Мнемотаблицы в логопедической работе можно использовать для:
1. Для обучения грамоте: запоминание образа буквы и различения понятий «звук» - «буква».
2. Для формирования фонетической стороны речи: символы звуков, схема характеристики звука.
3. Развития мимической и артикуляционной моторики.
4. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в чистоговорках, стихах, потешках, закличках, скороговорках, считалках.
5. Обогащения словарного запаса: отгадывание загадок.
6. Формирования грамматического строя речи.
Например: для изменения слов по падежам.
Именительный падеж – Что это? –)
Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)
Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)
Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)
Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)
Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)
7. Для развития связной речи: схемы предлогов, схемы предложений, мнемотаблицы описательных рассказов по лексическим темам, цепочки пересказов.
8. Развития памяти и внимания: заучивание различного речевого материала.
9. Самостоятельное составление мнемосхем.
Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность в своих силах и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Работа с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Во время работы с мнемотаблицами работают три анализатора: зрительный, слуховой, тактильный (не всегда).
Приблизительные этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Вопросы по содержанию стихотворения.
3. Чтение каждой строки стихотворения с опорой на мнемотаблицу (самостоятельное составление таблицы).
4. Повторение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Практическое задание:
Составить мнемотаблицу к стихотворению. Н. Нищева «Ёлочка»
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, сокращает время обучения детей ОВЗ младшего школьного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт о проведении ГИА по литературе 2010-2011уч.год
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ( ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ВЫПУСКНИКОВ IXКЛАССОВ ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА В 2011 УЧ.ГОДУ ...
Тезисы аналитического отчёта
Тезисы аналитического отчёта...
Аналитический отчёт
Аналитический отчёт...
Аналитический отчёт. Продукт проектной деятельности.
Учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде....
Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Здесь представлены все виды работы которые проходили в течении учебного года, преведена полная статистика коррекционного процесса, а так же вся результативность работы, отображено в графиках и схемах...

Аналитический отчёт о профессиональной деятельности учителя математики
Я работаю учителем математики в системе общего образования 30 лет . Аналитический отчет содержит описание и анализ результатов моей профессионально-педагогической деятельности за последние три года. О...

Стратовое обучение (аналитический отчёт) на уроках математики
Работа в рамках стратовой системы отличается от работы в разноуровневом классе. Учащиеся страт высокого уровня умеют устанавливать логические связи, легче и быстрее усваивают научные понятия. По...
