5 класс «Письмо» ТРКМ
план-конспект урока (5 класс)

Нелюбина Лариса Петровна

Конспект урока в 5 классе по теме  «Письмо» с применением ТРКМ (технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога: Нелюбина Л.П.

Предмет:     русский язык 

Класс:   5

Общая информация о занятии

Дата:

Тема: «Письмо»

Цель: познакомить обучающихся с особенностями эпистолярного жанра; научить составлять  текст письма  и правильно подписывать конверт

Задачи: сформировать умение правильно оформлять конверт и текст письма в соответствии с личностью адресата; способствовать развитию речи и мышления обучающихся; воспитание культуры общения и активной социальной позиции

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать определение, что такое письмо; какие бывают виды письма; из каких частей состоит письмо; алгоритм написания письма; умение писать письма, использовать обращения в письмах; овладение навыками оформления конверта

- умение самостоятельно определять цель своей работы, ставить и формулировать для себя новые задачи;

- корректировать свою мыслительную деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- владение устной и письменной литературной речью;

- умение работать со справочными материалами

- проявлять интерес к новому учебному материалу;

- умение создавать текст письма, подбирать лексические средства  в соответствии с личностью адресата;

- умение правильно подписывать конверт;

- способность использования сформированных УУД в социальной практике;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям

Тип  урока/занятия:

Материально-технические средства:

Технология:

комбинированный (урок развития речи, формирования и совершенствования новых знаний)

Компьютер, экран, проектор, презентация; раздаточный материал, краеведческий материал; сигнальные карточки для организации работы на уроке; учебники

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Структурные параметры

ЭТАПЫ

урока/занятия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ              

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЗАДАНИЯ,

направленные на достижение результатов 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Организация урока

Приветствие, создание эмоционального настроя

Приветствие учителя, гостей; подготовка рабочих мест, рассаживание по местам

Регулятивные: организация индивидуального рабочего места

2. Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, атмосферу доброжелательности.

Слушают учителя и отвечают на вопросы, вспоминают правило: «Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением»; слова поддержки: «Ты со всем справишься»

Вспомните наше правило, скажите друг другу слова поддержки

Личностные: мотивация к учебной деятельности и самоопределение;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других 

Личностные: опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям

3.Актуализация знаний

Организует диалог, загадывает загадку, задает вопросы

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, отгадывают загадку

Отгадайте загадку:

«Очень к вам оно хотело,

Ехало, летело,

По морю плыло

Наконец пришло»

Ребята, вы получаете письма?

А сами пишите письма? Почему?

Знаете ли, как правильно заполнить конверт?

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие

Метапредметные: умение работать индивидуально; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения

4.Формулирование темы и цели урока

Побуждение детей к активной мыслительной деятельности. Подводит обучающихся к формулировке цели и задач урока

Отвечают на вопросы, определяют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока

Определите тему урока. Сформулируйте цель урока

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Метопредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности;

 

5. Восприятие и осмысление обучающимися нового материала

Проводит лексическую работу, беседу по определению лексического значения слова «письмо».

Организует работу  со справочными материалами, «Толковым словарем» С.И.Ожегова, с учебником

Находят слова в «Толковом словаре» С.И.Ожегова, ответы в учебниках.

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь

 Найдите  в «Толковом словаре» лексическое значение слова «письмо», запишите в тетрадь.

Найдите в учебнике на странице 101 ответы на вопросы: «Кому и зачем пишут письма?» , «Какие бывают виды писем?»

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Метапредметные: умение определять возможные источники необходимых сведений, работать индивидуально; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 

Личностные: опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям

 

6. Первичная проверка понимания

Организует работу с текстом, задаёт вопросы, проводит словарную работу

Работают с текстом, определяют  виды писем, читают вслух, записывают словарные слова

Определите вид письма.

По каким признакам будете определять? Вспомните, как пишутся словарные слова: «Здравствуйте, до свидания и др.». Запишите их в тетрадь

Познавательные: умение доказательно определять вид текста, проводить наблюдение;

Метапредметные: смысловое чтение, умение работать индивидуально и в группе;

7.Физминутка

Организует физические упражнения для снятия локального утомления

Выполняют  упражнения

Выполните физические упражнения

Личностные: снятие утомления и напряжения мышц спины, пальцев рук. шеи

8. Первичное закрепление

Организует беседу по определению правил и изучению алгоритма письма;  проводит словарную работу

Организует самостоятельную работу по созданию текстов письма

Работают с правилами написания письма, изучают алгоритм составления письма;  записывают словарные слова

Познакомьтесь с правилами написания и алгоритмом составления письма.

Напишите письмо

Правильно оформите конверт

Познавательные: умение составлять текст письма, строить логические рассуждения;

Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе; владение устной и письменной речью 

Личностные: опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям

9. Домашнее задание

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Слушают. записывают

Запишите д/з. Стр.101, п 43, изучить материал для самостоятельных наблюдений. Написать письмо

Личностные: опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям

10. Рефлексия

Организация итогового диалога, выводы по итогам работы на уроке

Самооценка, фиксирование результатов работы на уроке

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Личностные: способность использования сформированных УУД в социальной практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

В процессе урока ребята знакомятся со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

Данный урок знакомит ребят со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок в 5 классе "Письмо"

Уроки письма проводятся с целью возрождения традиций эпистолярного жанра, которые в наши дни с развитием электронных технологий теряют актуальность. А написание писем позволяет сконцентрировать вниман...

Урок английского языка в 5 классе "Письмо другу" (УМК К.Кауфман)

Данный урок английского языка является уроком комплексного применения различных видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма). На...

Урока в 6 классе. « Письмо»

Урок знакомит с историей и особенностями эпистолярного жанра. Вся работа  на уроке  нацелена на формирование  навыков  написания  письма. В ходе урока учащиеся включаютс...

календарно-тематическое планирование 7 класс письмо и развитие речи

календарно-тематическое планирование 7 класс  письмо и развитие речи авторы учебника Н. Г. Галунчикова и Э. В. Якубовская...

Календарно-тематическое планирование 8 класс "Письмо и развитие речи".

Календарно-тематическое планирование 8 класс письмо и развитие речи авторы учебника Н. Г. Галунчикова и Э.В. Якубовская...