Главные вкладки
Инновационный опыт
материал
Предметом моего инновационного опыта является развитие инновационной практики по обеспечению качества образования и реализации требований ФГОС средствами системы Л.В. Занкова, в так же сущность инновационного опыта аттестуемого учителя заключается в расширении и совершенствовании учебно- методического аппарата через создание самостоятельно разработанных собственных программных, методические и дидактические материалов, наглядных пособий, индивидуальных карточек, тестов, презентаций, создание мультимедийной копилки уроков.
Идея изменений относится к изменению содержания образования и организации учебного процесса. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности школьника, способствующих приобретению школьниками навыков научного анализа, использование методов исследовательской деятельности. Основные изменения в организации:
- раскрытие субъектного опыта ученика;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать ход выполнения, решения задачи;
- создание ситуации для проявления инициативы, самовыражения;
- активное применение логики научного исследования в учебном процессе;
- расширение учебно-исследовательских и научно-исследовательских заданий;
- расширение знаний об основах безопасности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Л.В.Коваленко
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №19
Формирование регулятивных универсальных учебных действий
на уроках литературного чтения
в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Способность ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, контролировать, оценивать и вносить коррективы в происходящее – все эти регулятивные умения позволяют современному человеку быть успешным членом общества.
Как отмечал Л. В. Занков в своих трудах, «приобретение умений и навыков - существенная задача, однако ее не следует переоценивать в ущерб таким качествам, как осознание своих действий, самоконтроль, планирование предстоящей работы» [2].
«Регулятивный (нем. regulative < лат. rēgula – норма, правило) – направляющий, вносящий порядок, планомерность во что – нибудь. Регулятивность – свойство регулятивного» [5].
К регулятивным УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Развитие регулятивных УУД напрямую связано с формированием произвольности поведения [3]. Без способности остановить то, что происходит как бы само собой, ребенок не может выполнять указания взрослого, планировать свои действия, сосредоточиться на каком – нибудь деле и довести его до конца. Все эти действия требуют произвольного поведения, проще говоря, умения владеть и управлять собой [8].
Регулятивные УУД отражают способность учащихся строить учебно – познавательную деятельность, включая учебные ситуации (задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. Понимание школьником учебных ситуаций – один из важнейших компонентов учебной деятельности: принятие учебной задачи «для себя» и самостоятельная ее постановка обеспечивают мотивацию обучения. Также большое значение имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки: при отслеживании хода выполнения задания, сопоставления полученных результатов с образцом обеспечивается коррекция осуществленного учебного действия [1]. По словам Л. В. Занкова, «стремление к познанию возникает и растет тогда, когда ученики сами замечают те или иные пробелы в понимании материала. Формированию самоконтроля у младших школьников способствует и то обстоятельство, что дети на каждом уроке сталкиваются с новыми вопросами и задачами, разрешение которых требует приобретения новых умений и овладения новыми навыками» [2].
Данное положение находит отражение в одном из принципов системы Л. В. Занкова, а именно – в принципе обучения на высоком уровне трудности, главная идея которого – предоставление учащимся возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Такая организация деятельности способствует активизации знаний о предмете изучения, развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль.
В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.
Суть проблемного метода состоит в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя.
Особенностью частично-поискового метода является то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не составляет вместе с учениками план действий по её решению, а разделяет её на серию доступных детям подзадач, каждая из которых является шагом к достижению основной цели. После чего он обучает детей последовательно выполнять эти шаги. В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах наблюдений и бесед [4].
Как видно из характеристики методов, оба они направлены на формирование регулятивных УУД.
На уроках литературного чтения регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами, частью которых являются:
• понимание и постановка учебной задачи;
• составление плана и последовательности действий;
• самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
• коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
• овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой [3].
При выполнении указанных действий процесс обучения проходит на сознательном уровне, что повышает его качество.
Формирование регулятивных УУД осуществляется и при изучении раздела учебника, и при выполнении отдельного задания, когда:
-учащиеся обучаются конкретным способам действия (ставить цель, планировать, использовать алгоритм решения учебной задачи, контролировать, оценивать и т.п.);
-при знакомстве с произведениями, в которых герои являются примером для подражания.
Значительное место в организации работы по формированию универсальных учебных действий на уроке занимают учебные пособия (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и т.п.).
В таблице 1 приведены примеры заданий из учебника Свиридовой В. Ю. (Литературное чтение: Учебник для 1, 2, 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»), направленных на формирование регулятивных УУД.
Таблица 1
1 класс | 2 класс | 3 класс |
Как лучше знакомиться с неизвестной тебе книгой? Постарайся ничего не упустить: -О чем можно узнать по обложке книги? -В прозе или в стихах она написана? -Что могут рассказать иллюстрации? -Загляни в конец книги. О чем сообщается в разделе «Содержание»? Исследуй, на обложке каких книг обычно не указан автор. Всегда ли в книге есть «Содержание»? Где оно может быть расположено? (с. 12) В. Берестов «Читалочка» На какой странице напечатано стихотворение «Читалочка»? Найди ее номер в «Содержании». Выясни, на каких других страницах учебника напечатаны стихотворения Валентина Дмитриевича Берестова (с.14). Проверь себя На какие вопросы тебе удалось ответить самостоятельно, а на какие с помощью одноклассников и учителя? (с. 17) Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс…» Подумай, почему этот текст помещен в учебник литературного чтения, а не математики (с. 22). Проверь себя Чем похожи все цветные страницы учебника? Составь свой режим дня. Над какими вопросами тебе пришлось подумать, проявить смекалку и начитанность? (с. 33) Г. Остер «Середина сосиски» Работа в парах. Как вы думаете, где у событий рассказа начало, а где конец? С чего началась, завязалась вся история? Где ее конец, развязка? Возможны разные варианты ответов (с. 37). Е. Чарушин «Томка испугался» Перескажи по картинкам сюжет рассказа, его события по порядку. Вспомни, что такое завязка, кульминация и развязка, и найди их в рассказе (с. 40). Ю. Коваль «Воробьиное озеро» Предположи, о чем может говориться в рассказе с таким названием (с. 44). Проверь себя Пришлось ли тебе пролистать главу еще раз или заглянуть в «Содержание», чтобы ответить на вопросы? Работа в группах. Предположите, куда на ленте времени можно поместить произведения Л.Н. Толстого, Е. И. Чарушина, народные (с. 51). Л. Друскин «Беру я в руки вещи осторожно…» О чем разговаривают между собой твои любимые игрушки? Расскажи о них. Ты будешь сочинять в стихах или в прозе? Это будет художественный или научный текст? Оцени, интересно ли у тебя получилось? Расскажи, чем тебе понравились сочинения одноклассников (с. 54). В. Панова «Трудности существования…» Теперь угадай, о ком рассказывает писательница. Глазами какого героя она взглянула на мир? Может быть, маленького животного или маленького человека? Тебе удалось догадаться, у кого такие «трудности существования»? И что за зверь угрожает этому существу? (с. 75) Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!..» Как ты думаешь, почему глава о сказке начинается с этого стихотворения? (с. 81) «Лисичка – сестричка и волк» Вспомни сюжет сказки и восстанови события. Расставь иллюстрации в нужном порядке. Как ты проверишь себя? (с. 84) Ш. Перро «Красная Шапочка» От лица Красной Шапочки расскажи маме о том, что случилось. Останови сказку на том месте, где тебе хотелось бы изменить ход событий. Предложи свой вариант продолжения сказки. Вспомни русские народные сказки, где девочке приходится идти в лес и … (с. 102) Е. Чарушин «Волчишко» Придумай продолжение рассказа. И лишь затем прочитай, как он заканчивается у автора – Евгения Ивановича Чарушина (с. 110). | В. Драгунский «Что любит Мишка» Предположи, о чем будет рассказывать Мишка, друг Дениски. Тебе подскажет иллюстрация к тексту. Твои ожидания оправдались? Тебе понравился список того, что любит Мишка? Почему? (часть 1, с. 8) В. Драгунский «…И чего не люблю!» Предположи по названию рассказа, кто будет говорить дальше, Денис или Миша (часть 1, с. 13). К. Ушинский «Четыре желания» Угадай, почему желаний в рассказе именно четыре (часть 1, с. 18). И. Пивоварова «Как я считал» Мальчик – поэт или математик? Представь себя на его месте. Подумай, что руководит им в желании все сосчитать? Докажи свое мнение (часть 1, с. 53). Познакомься с писательницей Галиной Петровной Корниловой и героем ее историй. Его зовут Бумчик. Предположи, кто он и что может означать его странное имя. Ты ведь умеешь вслушиваться в то, как звучит слово? (часть 1, с. 53) Л. Толстой «Прыжок» Разделите рассказ на три части по смыслу. Одинаковое ли настроение в этих частях? Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку (часть 1, с. 77). Л. Толстой «Лев и собачка» Задумайся, какую мысль хотел донести до нас Лев Николаевич Толстой в следующем произведении. Можно ли сказать, что писатель рассказывает только о животных? (часть 1, с. 79) Ш. Перро «Кот в сапогах» Когда ты инсценируешь сказки, ты играешь в театр. А еще можно снять кино или мультфильм. Внимательно посмотри кадры фильма по сказке «Кот в сапогах». Проверь, все ли здесь верно? Какие яркие эпизоды тебе хотелось бы снять в первую очередь? (часть 1, с. 132) РНС «Мужик и медведь» На какие две части делится действие, сюжет сказки? Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» строится так же? Перескажи основные моменты ее сюжета (часть 1, с. 144) В. Одоевский «Мороз Иванович» Предположи, что произошло дальше (часть 2, с. 6). Татарская народная сказка «Три дочери» Работа в парах. Составьте план событий сказки и перескажите ее по плану (вступление; 1-е событие, 2-е, 3-е; заключение). Оцените, как вам удался каждый этап работы (часть 2, с. 21). И. Суриков «Детство» Работа в парах. Разделите стихотворение на части по смыслу. Озаглавьте каждую часть (часть 2, с. 30). Г. Скребицкий «Передышка» Работа в парах. Предположите, о чем может говориться в рассказе с таким названием (часть 2, с. 50). В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил» Работа в группах. Разберитесь, к какому жанру (рассказ или сказка) относится произведение, которое вам предстоит читать (часть 2, с. 57). В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил» Предположи, успеет ли Муравьишка добраться до дома? Что может подсказать правильный ответ? (часть 2, с. 63). Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Перескажи основные события сказки. Сначала найди завязку. Подумай, какое событие является центральным, смешное оно или тревожное. В чем состоит развязка сюжета? (часть 2, с. 79) А.Гайдар «Чук и Гек» Работа в группах. Расскажите о каждом событии одним предложением. Затем запишите эти предложения. У вас получится план произведения. Перескажите сюжет рассказа по плану. Можно делать это по очереди, «по цепочке», как в сказке (часть 2, с. 169). | «Дом, который построил Джек» Подумай, почему дальше тебе предлагается почитать именно эту народную английскую песенку (часть 1, с. 14) Русская народная сказка «Царевна – лягушка» тоже уводит нас в чужой мир. Проверь с помощью плана, насколько хорошо ты помнишь эту сказку. Кратко раскрой содержание каждого пункта плана. План событий. 1.Поиск невест братьями. 2.Испытания невест, трудные задачи. 3. Иван - царевич нарушает запрет. 4.Герой находит волшебных помощников. 5.Иван - царевич у Бабы-яги. 6.Победа над Кощеем Бессмертным. Работа в группах. Перескажите сказку с помощью этого плана и картинного плана событий сказки. Сделайте это по очереди, по цепочке (часть 1, с. 27). «Сивка – бурка» Работа в группах. Перед вами кадры мультфильма «Сивка – бурка». Какие эпизоды пропустил художник? Распределите их между собой и расскажите о них по порядку. Можно самостоятельно дорисовать недостающие кадры (часть 1, с. 40). Н. Носов «Шурик у дедушки» Прочитай рассказ Николая Николаевича Носова, в котором герои по – своему пытаются воздействовать на мир «силой слова». Как ты думаешь, рассказ грустный или юмористический? (часть 1, с. 51) Древнегреческие мифы Начните «вести досье» на каждого бога. Записывайте, чем бог занимается, каковы его атрибуты, какие священные животные с ним связаны. Например, атрибуты Зевса – скипетр, молния, священная птица – орел. Читайте дальше и продолжайте наблюдения (часть 1, с. 68). А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Перед тобой авторская сказка в стихах. Некоторые линии ее сюжета тебе уже знакомы по народным сказкам. Наблюдай за текстом и припоминай их. Найди все тайны авторского, сказочного и стихотворного текста. Для этого читай не только каждую строку, но и «между строк». Как ты понимаешь это выражение? (часть 1, с. 84) Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» На сколько частей можно разделить эту главу? Объясни предложенное тобой деление. О чем говорится в каждой части? (часть 1, с. 137) Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» Работа в парах. Придумайте название к каждой главе сказки. Не забывайте, что название должно отражать самую главную мысль текста. Как ты думаешь, что было с Серой Шейкой дальше? Попробуй придумать продолжение сказки, написать пятую ее часть и, разумеется, озаглавить ее (часть 1, с. 144 – 145). К. Паустовский «Стальное колечко» Предположи, как будут развиваться события дальше. Может быть, есть несколько вариантов развития сюжета? Какой тебе кажется более вероятным и почему? (часть 2, с. 29) К. Паустовский «Стальное колечко» Подтвердились ли твои предположения о том, чем завершится текст? Как развивались бы события, если бы Варюша не смогла найти свой волшебный подарок? (часть 2, с. 36) В. Гаршин «Лягушка – путешественница» Наверняка ты уже понял, что задумала сообразительная лягушка. Расскажи о ее планах, а потом прочти, что было дальше, и проверь, верны ли твои догадки (часть 2, с. 66). |
Широко представлены задания с такой направленностью и в пособии Самыкиной С. В. (Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2 – 4 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература). Примеры таких заданий в таблице 2.
Таблица 2
Часть 1, с. 9 -11 | Тема №1 «Характер литературного героя». Работа 2. Героя произведения Валентины Осеевой зовут Юрик. Какой он человек? Добрый, отзывчивый? Он герой сказки или рассказа? Постарайся найти ответы на эти вопросы! 1)Как тебе кажется, что сказала мама? Напиши. <…> 6)Вот как заканчивается это произведение, вот что посоветовала мама Юрику: «Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору». Совпало ли это с твоим предположением (см. вопрос 1)? Подчеркни свой ответ: да, нет, совпало частично. Оцени свою работу (раскрась нужный кружок): мое настроение, шкала трудности – от 1 (очень легко) до 10 (очень трудно). |
Часть 1, с. 15 | Страница исследователя Предлагаем тебе начать настоящее исследование. Его цель – к концу учебного года составить свою Золотую Библиотеку. Это будет список, в который войдут самые интересные любимые книги. С чего начать работу? 1.Создайте в классе группы из 5 – 6 человек. Придумайте название вашей группы. 2.Впиши в таблицу автора и название любимой книги. 3.Начни сбор информации. Опроси ребят из группы: пусть назовут свои любимые книги, их авторов. Внеси в таблицу полученные сведения. |
Часть 1, с. 29, с. 32 | Тема №3 «Научный или художественный». Работа 1. Оцени свою работу: аккуратность работы (раскрась нужный кружок). Работа 2. Оцени свою работу. Это горы творчества. Поставь флажок на покоренной тобой вершине. Раскрась лепесток цветка «самостоятельность» (вместе с другом, с помощью учителя, самостоятельно). |
Часть 1, с. 37 | Страница исследователя Ты помнишь благородную цель нашего исследования? Мы собираем Золотую Библиотеку. Подумай, как пополнить наш список лучших книг. Обсуди этот вопрос с товарищами по исследовательской группе. |
Часть 1, с. 57 | Тема №5 «Секреты юмористического рассказа». Работа 3. Восстанови правильную последовательность частей рассказа с помощью цифр 1, 2, 3, 4, которые надо поставить в кружках. Лебедь в шляпе. Ветер на бульваре. Шляпа в воздухе. Удивленные лебеди. |
Важно, чтобы при выполнении заданий, кроме обмена впечатлениями, учащиеся аргументировали свой ответ фрагментами прочитанного текста. Такое построение работы «способствует развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учебником ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи» [7].
К концу изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе в сфере регулятивных УУД обучающийся (по Свиридовой В.Ю.):
научится | получит возможность научиться |
– осознавать этапы организации учебной работы; – принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения; – вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов; – осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи. | – самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой); – осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других; – осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач; – осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих [6]. |
Таким образом, согласно требованиям ФГОС НОО 2009 года, на уроках литературного чтения в системе Л.В. Занкова обеспечивается:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения;
-формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы в действия [6].
Список литературы
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с. - (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд., дополн. – М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
- Концептуальные положения системы Л. В. Занкова с точки зрения современной педагогики/Научная лаборатория обучения по системе Л. В. Занкова [Электронный ресурс]. URL: http://zankov.com (дата обращения 26.08.2012)
- Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с. – (Библиотека словарей)
- Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.
- Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова/ А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – 2-е изд., перераб. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.
- Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Формирование воли и произвольности поведения у детей/Психологический центр «Адалин» [Электронный ресурс]. URL: http://adalin.mospsy.ru (дата обращения 26.08.2012)
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова
« Интерес к учению есть только там,
где есть вдохновение, рождающееся от успеха . . .»
В.А.Сухомлинский
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечается, что развитие личности – смысл и цель современного образования. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества.
Таким образом, приоритетами признаны идеалы развивающего обучения. И для их реализации необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая система, каковой и является дидактическая система Л.В. Занкова, которая с 1995 года стала одной из трех государственных образовательных систем и направлена на реализацию личностно - ориентированного подхода в развивающей модели начальной школы.
Личностно - ориентированное обучение предполагает такое обучение, в котором на уроке на первом месте не предметное знание, не деятельность преподавания, а ученик, который это знание осваивает, его деятельность по овладению знанием.
Личностно-ориентированное обучение успешно реализуются в следующих направлениях деятельности педагога:
1) гуманизация отношений учителя и учащихся;
2) гуманитаризации содержания образования;
3) учёта потребности учащихся;
4) усиления самооценки учащимися.
Эти условия для обучения и развития детей, создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901 -1977).
В последние годы, значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. В школе используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться.
Меня волновал вопрос: как можно учить детей без принуждения, как развить у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как делать учение радостным. Такие задачи решаются в дидактической системе Л.В. Занкова.
Вопрос о том, как построить обучение, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в большей степени развитию познавательной, творческой и эмоционально-волевой сферы, волновал меня всегда. Анализируя разные педагогические технологии, я пришла к выводу, что мне наиболее близки идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова, главной задачей которой является общее развитие ребёнка, т.е. развитие интеллекта, воли, чувств учащегося как надёжная основа усвоения знаний, умений и навыков.
В процессе обучения, направленного на общее развитие, складываются и определяются мотивы деятельности и духовные, потребности школьников, без чего не мыслится общее развитие личности.
Система обучения Л.В. Занкова - это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют. Развитие достигается на основе реализации всего комплекса составляющих ee компонентов, определяющих и образующих процесс обучения, - целей и задач обучения, вновь выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей методов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также особой атмосферы обучения, организационных форм и учета результативности. Регулирующую и направляющую роль в системе играют дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым:
- обучение на высоком уровне трудности,
- изучение материала быстрым темпом,
- ведущая роль теоретических знаний,
- осознание процесса учения,
- работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых и самых сильных.
Остановлюсь подробнее на раскрытии содержательной стороны дидактических принципов, так как именно при соблюдении этих принципов отводится большое место работе в группах, коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры.
Решение данной задачи уже заложено в содержание УМК системы Л.В.Занкова: на моих уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые уважительные отношения детей друг к другу; ученики раскованы, свободны, спокойны. На уроках разрешается задавать вопросы и высказываться, при этом большое внимание уделяю формированию культуры общения между учащимися. Уважение к слову, мнению ребёнка – типичная черта педагогической системы Л.В.Занкова.
Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.
Принцип более высокого уровня трудности в обучении предусматривает прежде всего, организацию такой коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый ребенок в отдельности не может справиться самостоятельно, но которую он в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Исследование показало, что если процесс овладения знаниями идет у школьников без преодоления трудностей, т.е. без какого-то напряжения духовных сил, по накатанной дороге, то развитие детей идет медленно и вяло. И наоборот, преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, а определенных, доступных ребенку, таких, которые лежат в зоне его ближайшего развития, вызывает у него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы. Мера трудности может снижаться в зависимости от возможностей каждого ученика, вплоть до прямой помощи ученику. Но изначально каждый школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности.
Приведу пример, как данный принцип реализуется на одном из моих уроков математики в 3 классе: при нахождении площади многоугольника, учащиеся уже умеют вычислять площадь прямоугольника, предлагаю рассмотреть многоугольник, выполнить необходимые измерения и найти площадь данной фигуры. Приведенное задание вызывает у детей некоторое недоумение. Работая в группах, дети предлагают различные способы решения учебной задачи, опираясь на имеющиеся знания: разбить многоугольники на несколько прямоугольников, достроить многоугольник до прямоугольника. Учащиеся под моим руководством пробуют каждый из предложенных способов, выбирают наиболее удобный способ нахождения площади данного многоугольника. Задача решена, благодаря общему сотрудничеству!
Принцип обучения на высоком уровне трудности неразрывно связан с другими, в частности с принципом ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не означает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов. Это было бы нагрузкой на память, и увеличило бы трудность учения. Этот принцип предполагает, что ученики при выполнении упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы, самостоятельно формулируют правила. Реализуя этот принцип, при изучении однокоренных слов на уроке русского языка во 2 классе, учащиеся находят в предложении «Лесник шёл в лесу по лесной тропинке» слова, имеющие одинаковый корень. Выясняют, что они близки по смыслу, делают вывод об однокоренных словах и только после этого знакомятся с правилом, которое гласит, что слова, которые имеют одинаковый корень и близки по смыслу, называются однокоренными. Реализация данного принципа основывается на системно-деятельностном подходе, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
Следующий принцип системы Л.В.Занкова - быстрый темп изучения материала, вовсе не означает, что учитель спешит как можно больше сделать на уроке. Принцип быстрого прохождения учебного материала обретает свое полное звучание в принципе осознания школьниками процесса учения. Принцип осознания процесса учения обращен как бы внутрь на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового ему еще открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Допустим, при изучении темы «Сложение трёхзначных чисел», детям можно предложить просто выполнить вычислительные действия, а можно повести детей другим путём - помочь осознать, что они знали о сложении двухзначных чисел, и что нового им открылось при сложении трехзначных чисел. И здесь я придерживаюсь очень важного правила: не жалеть времени, чтобы внимательно выслушать каждого ребенка.
Высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В.Занкова подтверждает принцип систематической работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, требования постоянной заботы об их психическом и физическом здоровье.
Следуя этому принципу, я непременно каждому ребенку создаю условия для того, чтобы он, исходя из своего личного опыта, и творческих способностей мог систематически вести наблюдения, делиться своими первыми «открытиями», анализировать явления; систематизировать учебный материал. Наблюдая за выполнением учащимися действий, их настроением и здоровьем, я получаю возможность ориентироваться в индивидуальных возможностях каждого ученика и в его продвижении в общем психическом и физическом развитии.
Важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов является особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, а деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям.
Необходимо помнить, что эти принципы действуют только в комплексе, в целой системе обучения, направленной на общее развитие. Заимствование отдельных принципов системы и перенесение их в другую систему неэффективны и могут привести к обратному результату.
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчеркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Именно поэтому акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний так важен при обучении младших школьников. Репродуктивное обучение не соответствует их психофизиологическим особенностям. Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик или сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы, или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п., или сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению (с оказанием в случае необходимости помощи – стимулирующей, направляющей или обучающей).
Выполняя требования ФГОС НОО, опираясь на дидактические принципы и методические свойства системы Л.В.Занкова, организую учебную деятельность так, чтобы мои ученики становились активными созидателями учебного процесса: ученикам предоставляется возможность почувствовать себя в роли учителя, консультанта, организатора и др.
Новые требования к организации учебного процесса, предполагают существенное изменение форм и методов работы на уроке. В силу своих возрастных особенностей, младшие школьники стремятся к открытиям, к познанию нового, неизвестного. Поэтому, на уроках я организую исследовательско-поисковую работу. Моим ученикам нравится открывать закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребёнок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. В целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию.
Кроме этого, нужно отметить, что собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребёнка, но и развивать его познавательные способности. Об уровне развития которых можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребёнка в сторону повышения степени самостоятельности и конкурентоспособности, более высокого уровня самоорганизации творчества.
С этой целью в классе систематически организуются исследовательские работы, где учащиеся могут наиболее полно проявить свои навыки и умения в этом направлении:
- индивидуальные исследования по выявлению и воссозданию своей родословной «Мое генеалогическое древо», «Рождение пуговицы», «Такой знакомый и незнакомый мир вещей» и др.
-коллективное исследование «Числа в устном народном творчестве», «Мой город», «Профессии родителей», «Продукты, которые вредят здоровью» и др.
Ежегодно мои ученики принимают активное участие в работе школьной научно-практической конференции «Хочу все знать», где успешно представляют (занимают 1-2 места) собственные исследовательские работы и творческие проекты. Здесь им предоставляется возможность продемонстрировать не только свои исследовательские и творческие навыки, но и конкурентоспособность.
Обучение по системе Л.В. Занкова, на мой взгляд, в полной мере реализует те принципы, которые выдвинуты в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Оно позволяет получить иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой, информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. Важно и то, что одним из основных показателей системы обучения служит психологическая и информационная безопасность личности. Мои дети спокойны и уверены в себе, они не испытывают на уроках чувства страха. Без сомнения можно сказать, что они будут востребованы обществом и реализуют свои возможности. Это самое существенное достижение обучения.
Итак, на данный момент я могу предложить детям проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть конкретные особенности каждого ребенка и полностью соответствует моим личным убеждениям. Это программа развивающего обучения Л.В. Занкова.
Ибо каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребнка.


Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы
Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Инновационный опыт
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКАприоритетного национального проекта «Образования»...

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.
Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»
С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...



