Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка
статья
Использование образно-оценочно-информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера вызывают у читателя интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринуждённого контакта между учителем и учениками, что немаловажно в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и что, в конечном счёте, реализует коммуникативную цель обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка
В стандартах нового поколения существенное место занимает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учеников.
Для меня стремление сделать свои уроки русского языка уроками открытий в духовной жизни подростка, его нравственного становления стало главным в профессиональной сфере.
Русский язык – особый предмет. Он формирует мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, происходит интеллектуальное развитие ребёнка, с помощью языка закладывается духовное и нравственное начало личности.
Изучение языка даёт нам, учителям, возможность приобщить ребёнка к духовной культуре человечества. В этом мне помогает текст, как основное дидактическое средство, который не только содержит нужные орфограммы и пунктограммы, но и даёт другую пищу для ума. Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от внешнего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.
Уже в течение нескольких лет использую на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идёт о доброте, человечности, милосердии, совести, любви к Родине, о выборе профессии. Данный материал побуждает ребят не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
В моей педагогической копилке много текстов, сгруппированных по тематике: дружба, учение, добро-зла, смелость-трусость, долг, вежливость и т.д.
Чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен соответствовать определённым требованиям. Критерии отбора текстов для работы на уроках русского языка играют важную роль. Текст, с которым ученику предстоит работать, должен быть
- Интересным;
- Соответствующим возрастным особенностям школьника;
- Способствующим духовному развитию ученика;
- Актуальным для решения учебной задачи.
В 5-6 классах правомерно использование образно-оценочно-информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у читателя интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринуждённого контакта между учителем и учениками, что немаловажно в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и что, в конечном счёте, реализует коммуникативную цель обучения. Формировать душу ребёнка мне помогают такие произведения, как притчи, стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Два богача», «Воробей», рассказы Н.А.Носова, А.Платонова, В.П.Астафьева.
Например, изучая в 5 классе «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных», в качестве основного дидактического средства использую притчу «Солнце и ветер»:
П..спорили со..нце и ветер, кто из них с..льнее. По степ.. ехал путник и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ (?), тот и будет признан самым сильным». Стал ветер дуть, очень старался но добился лишь того, что путник сильнее з..кутался в свой плащ. Тогда выглянул.. солнышко и согрело путника своими луч..ми. И путник сам снял свой плащ.
В ходе комплексного анализа текста дети отвечают на вопросы:
- О чём притча?
- Почему ветер не смог снять плащ с путника?
- Кто одержал победу в споре и почему?
- Какой вывод можно сделать?
В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий ученики усовершенствуют умения определять тему, основную мысль, стиль текста; получат возможность осмыслить, что доброта – одно из самых важных качеств личности.
В 7-9 классах целесообразно обращение к оценочно-информационным текстам публицистического характера, которые также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач. Например, «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва.
Тексты, которые я использую на уроках, имеют ряд особенностей:
- В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
- В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.
- Предложены все виды разборов.
- Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на духовно-нравственное воспитание обучающихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.
Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Потребовалось изменение структуры урока. В моей практике такой урок состоит из следующих этапов:
- целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
- планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатываю план действий);
- исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
- дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
- итоговая творческая работа.
Урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приёмы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий). Тексты ориентируют учащихся на самостоятельное решение проблемы. В основе многих текстов – интересные факты, дополнительная информация об уже известном, отрывки из литературных произведений. Задача учащихся или создавать собственный текст или прокомментировать то или иное явление, приведя собственные примеры. Таким образом, в процессе работы обучающиеся не только работают над комплексным анализом текста, над словом, но и создают собственный продукт.
Практика показала, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нём, более стабильны и осознанны, а значит – прочнее.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувства милосердия, совести и т.д.
Я убеждена, что духовность- это основание культуры, проявление человеческого в человеке. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Если после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.
Закончить своё выступление хочется словами Святого праведного Иоанна Кронштадского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце-жизнь, но жизнь, испорченная грехом, нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нём чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».
Используемая литература:
- Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Издательство: Детская литература, 1989 г.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ.- 2000, № 4.- Ч.10-18.
- Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ.- 2004, № 4.- С.8-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка
В данной публикации излагается взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии дете...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе
Статья посвящена вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе...

Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Методическая разработка на тему: Методы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка
Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, честными ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...

"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах"
Статья о том, как осуществляется работа по духовно-нравственнному воспитанию учащихся на уроках русского языыка и литературы в 5-9 классах средней школы....
