Развитие аудирования в системе логопедической коррекции
методическая разработка по теме

Арапова Елена Александровна

Доклад на методическом объединении логопедов школ Пермского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение логопедов школ Пермского района

Семинар  «Использование мультимедиасредств в логопедической коррекции»

Дата проведения: 21.02. 2012 года

Место проведения: МОУ Лобановская СОШ

Доклад логопеда Араповой Е.А

Развитие аудирования в системе логопедической коррекции

Актуальность проблемы  

   Анализ  результатов логопедического обследования, проведенного при поступлении одноклассников в школу в сентябре 2010- 2011 году, позволил выявить следующие проблемы:  у 40% первоклассников, зачисленных на логопедические занятия, при сохранном интеллекте и сформированности фонетико-фонематических процессов, существовали нарушения в понимании обращенной речи: дети не в полном объеме понимали  инструкцию, не могли понять скрытый смысл представленного к прослушиванию рассказа, не умели отгадывать загадки, а также обладали недостаточным словарным запасом для пересказа.  Такие неожиданные результаты обследования вынудили меня обратиться к малопредставленной в практической  логопедии проблеме, как аудирование. Анализ логопедического обследования детей, поступивших в первый класс в 2011- 2012 году, подтвердили актуальность и необходимость развития аудирования: проблемы в понимании звучащей речи имеют 50% учащихся. Это отмечают и учителя первых классов: большинство детей «слышат, но не понимают учителя».  А между тем умение понимать слышимую речь лежит в основе развития ключевых компетенций школьника, как учебно- познавательных, так и коммуникативных. Результатом изучения теоретических и практических трудов по логопедии, детской психологии и психолингвистике стала разработка  и внедрение курса по развитию аудирования «Слушаем и рисуем».

Теоретическое обоснование курса

Термин «аудирование» был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи со слуха. Чаще и привычнее всего слышать термин «аудирование» применительно к обучению детей иностранному языку. Но изучение современных психолингвистических подходов к развитию речи доказывает обоснованность и важность  аудирования и в овладении детьми родным языком. Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности, который труднее, чем разговор, чтение и письмо. Общеречевая подготовка - развитие говорения - начинается с первого дня рождения ребенка и продолжается в течение всего дошкольного детства вплоть до поступления его в школу, где навыки устной речи совершаются до выработки "собственного стиля" (по данным М. Р. Львова, примерно к 15 годам). Общеречевая подготовка детей дошкольного возраста, кроме развития устной речи, самым непосредственным образом связана и с развитием восприятия и понимания слышимой речи (аудирования), которые на протяжении всего дошкольного возраста, особенно в первые три года жизни ребенка, значительно опережают развитие навыков говорения. Несмотря на огромное значение аудирования в умственном развитии ребёнка, собственно методика аудирования как один из структурных компонентов методики развития речи остается до сегодняшних дней неразработанной, как и не исследованы до сих пор достаточно психологические и психолингвистические особенности восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста. Исключение составляют исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, А. А. Брудного, А. П. Доблаева, Т. М. Дридзе, А. С. Штерна, Р. М. Фрумкиной, Л. П. Федоренко, Л. А. Чистович, А. М. Шахнаровича. Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух (Колесникова И.Л., Долгина О.А.). Оно может быть непосредственным (диалогическое общение, слушание устных высказываний) и опосредованным (аудирование радио- и телепередач). Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Особое значение приобретает развитие этих умений у детей, имеющих различные нарушения речи. И если логопедические занятия корректируют нарушения  произносительной стороны речи и письма, то аудированию уделяется незаслуженно малая часть коррекционного воздействия.

Цель и задачи курса

   Данный курс по развитию аудирования – это внедрённая система целенаправленных упражнений, реализуемых в течение всего учебного года в структуре групповых логопедических занятий с первоклассниками. Курс рассчитан на тридцать занятий продолжительностью 15- 20 мин, и включает в себя прослушивание аудиофрагмента, визуализацию его (на подготовительном этапе), передачу смысла услышанного через рисование и последующая работа над смысловым содержанием: пересказ с опорой на рисунок, ответы на вопросы.  Цель курса: развитие понимания слышимой устной речи. Задачи:  учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающее в то же время и развивающее воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти учащегося, и, прежде всего слуховой памяти, важной для любого предмета. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая  возможность понимать учебное высказывание. Аудирование служит и мощным средством обучения: оно дает возможность овладевать звуковой стороной родного языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного  основного средства обучения данным видам речевой деятельности.  Современная методика развития речи детей - формирование речевой деятельности - предполагает общеречевую подготовку: развитие навыков устной речи (орфоэпических, фонологических, произносительных, лексических, грамматических; навыков производства диалогических и монологических высказываний), то есть навыков говорения - употребления единиц языка для мышления, общения; развитие коммуникативных навыков, и  развитие восприятия и понимания речи (аудирование).

Описание курса: содержание и этапы реализации

   Курс «Слушаем и рисуем» был разработан с учетом психофизиологических особенностей младших школьников, анализе их речевых нарушений и методологических требований к аудированию. С учетом этих факторов и определяется цель аудирования - развитие умения полностью понимать слышимый текст, формируется психологический механизм смыслового восприятия на слух.  На этапе разработки курса были изучены теоретические и практические аспекты разработанности темы в литературе, определены основные требования к аудиоматериалу и организации занятий, критерии диагностики оценки результатов. Не случаен и выбранный синтез слушания и рисования.  Рисование используется, во - первых, для формирования положительно окрашенного эмоционального опыта, во- вторых, придаёт необходимый творческий компонент мыслительным операциям анализа, синтеза, восприятия и воображения, в- третьих, выступает в качестве визуальной опоры для механизмов запоминания и последующего воспроизведения. Этапы реализации курса:

Первый этап: подготовительный. На этом этапе выбираются тексты для прослушивания, разрабатывается система упражнений.

Второй этап: диагностический. По результатам логопедического обследования определяется группа детей, нуждающаяся в развитии аудирования. (На основе методики Т. А. Фотековой  (2000г.), серия IV, тест II:пересказ прослушанного текста).

Третий этап: реализация курса. В групповые логопедические занятия еженедельно включается аудирование с последующим рисованием и коррекционной работой над смысловым содержанием текста. Тексты, отбираемые для прослушивания, должны быть интересными и информативными, стимулирующими воображение.

При определении текстов наиболее пригодных для аудирования обычно руководствуются следующими требованиями. Тексты должны

- обладать идейно-воспитательной ценностью;

- соответствовать возрастным особенностям и речевому опыту в родном и языке;

- иметь ясное, простое изложение, со строгой логикой и причинностью;

- представлять разные формы речи - монологическую, диалогическую;

- быть написанными не от первого лица.

 В соответствии с этими требованиями для работы были выбраны следующие произведения: А.Усачев «Умная собачка Соня» и «Жили- были ёжики»,  С.Сахарнова  «Сказки из дорожного чемодана».

Алгоритм занятия по аудированию следующий:

1. Предварительная инструкция до прослушивания создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания.

2. Процесс восприятия аудиосообщения . Текст предлагается к прослушиванию однократно. Затем учащимся предлагается нарисовать услышанное. На первом занятии возможна дополнительная визуализация, так как изобразительные навыки у большинства детей развиты недостаточно, в качестве вспомогательного средства предлагается посмотреть одноименный мультфильм или рассмотреть картинки с персонажами рассказа. При значительных трудностях в усвоении возможно повторное прослушивание.

3.  Выполнение заданий, контролирующих понимание.  После рисования начинается работа по развитию навыков аудирования: с помощью различных упражнений ведётся работа по расширению понимания слышимой речи, а также навыков пересказа. Используемые задания:

- Выделить главную мысль рассказа;

     -Установить последовательность событий и логические связи;

- Озаглавить прослушанное;

- Разбить аудиотекст на смысловые куски;

- Записать основное содержание в виде ключевых слов;

- Передать содержание.

Четвёртый этап: анализ коррекционного воздействия. Включает итоговое тестирование по окончании курса и определение его  результативности.

На всех этапах ведётся динамическое наблюдение и корректировка методов коррекции.

Результативность курса

Данные, полученные в результате реализации курса в 2010-2011 учебном году, позволяют сделать вывод о его высокой эффективности: улучшение умений аудирования составило 100%. Помимо этого, произошло накопление активного словарного запаса, развитие лексико- грамматического строя речи. Эмоционально яркие, творческие занятия позволили сформировать положительное отношение к логопедическим занятиям, повысить культуру устной речи, вызвать интерес к литературному творчеству, расширить кругозор детей.  

Перспективы развития и рекомендации по использованию курса

   Предполагается дальнейшее использования аудирования как необходимого элемента логопедических занятий. С развитием технической оснащенности кабинетов возможно проведение групповых занятий по развитию аудирования в первых классах как  формирующих  ключевые компетенции,  улучшающих качество образования. Накопленные и апробированные аудиоматериалы являются частью медиатеки кабинета и могут быть использованы, как и методические рекомендации по проведению занятий,  учителями начальной школы для развития речи учащихся.

Приложение 1

Литература

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

2. Педагогическая психология. М., 1996.

3. Шафф А. Введение в семантику. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. С. 203.

4. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. С. 111.

5. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию. Вопросы педагогической психологии // Известия АПН РСФСР. Вып. 3. М.; Л., 1946.

6. Е. Д. Божович. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.

7. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. 159 с.

8. Л. А. Калмыкова. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе. Вид работы: Реферат, Предмет: Психология, 2009.

9. Учебно-методическое пособие "Развитие навыков аудирования на основе опор'' Смирнова Н.А.

10. Учебно- методическое пособие «Технология развития навыков и умений
аудирования иноязычной речи»,ЦИТ БГПУ им.М.Акмуллы 2009 - 2011 г.

11. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

Приложение 2.

МОУ Лобановская средняя школа

Программа курса по аудированию « Слушаем и рисуем»

Составитель: логопед Арапова Е.А.

№ занятия

Название аудиотекста, автор

Используемые приёмы

1

Вводное занятие. Знакомство с произведением Усачева А. «Умная собачка Соня»

Просмотр мультфильма. Рисование, вольный пересказ текста

2

«Кто сделал лужу?»

Прослушивание аудиотекста, рисование, выделение главной мысли, составление плана пересказа

выделение главной мысли, составление плана пересказа, пересказ текста по плану

3

«Здравствуйте, спасибо и до свидания»

4

«Что лучше»

5

«Бинокль»

6

«Мухи»

7

«Как Соня поймала эхо»

8

«Пятно»

9

«Горчица»

10

«Как Соня нюхала цветы»

11

Знакомство с произведением А.Усачева «Жили – были ёжики». «В одном не очень дремучем лесу»

Прослушивание аудиотекста, рисование, выделение главной мысли, составление плана пересказа,

запись основного содержания в виде ключевых слов, пересказ текста по ключевым словам

12

«Новые соседи»

13

«Шишина- машина»

14

«Как ёжик Вовка играл в футбол»

15

«Как Вероника сочинила стишок»

16

«Как Вовка победил волка»

17

«Новый год»

18

«Спячка»

19

«Как Вовка учился плавать»

20

«Орехи»

21

Сосновая жвачка

22

Знакомство с произведением С.Сахарнова  «Сказки из дорожного чемодана». «Женщина, которая жила в бутылке»

Прослушивание аудиотекста, рисование, выделение главной мысли, составление плана пересказа,

деление текста на смысловые части и установление последовательности логических событий, озаглавливание частей рассказа, запись основного содержания в виде ключевых слов, пересказ текста по ключевым словам

23

«Ученик чародея»

24

«Барабанщик и девушка»

25

«Умный брат»

26

«Три брата»

27

«Бедняк и водяная женщина»

28

«Аляска»

29

«Охотник и медведь»

30

«Дети приходят в Круасань»

Приложение 3

Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой (2000г.) В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой  (1991г.).

Серия  IV.  Исследование связной речи

Тест 2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи (ОНР Ш уровня или элементы ОНР).

Успешность выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается  и у детей с ЗПР.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия  или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.

Приложение 4.

Эффективность коррекционного воздействия курса аудирования «Слушаем и рисуем» на состояние устной речи школьников

Таблица 1. Результаты диагностики связной речи  до начала курса аудирования

 

5 баллов

2,5 балла

1 балл

0 баллов

Смысловая целостность

 

   0 %

 

47% уч-ся

 

33% уч- ся

 

20% уч- ся

Лексико- грамматическое оформление

 

   0 %

 

47% уч-ся

 

33% уч- ся

 

20% уч- ся

Самостоятельность выполнения

   0 %

 

47% уч-ся

 

33% уч- ся

 

20% уч- ся

 

Высокий уровень успешности

Средний уровень успешности

Низкий уровень успешности

Крайне низкий уровень успешности

Таблица 1. Результаты диагностики связной речи  по окончании курса аудирования

 

5 баллов

2,5 балла

1 балл

0 баллов

Смысловая целостность

 

20% уч- ся

 

67% уч- ся

 

13 % уч- ся

 

Лексико- грамматическое оформление

 

20% уч- ся

 

67% уч- ся

 

13 % уч- ся

 

Самостоятельность выполнения

 

20% уч- ся

 

67% уч-ся

 

13 % уч- ся

 

 

Высокий уровень успешности

Средний уровень успешности

Низкий уровень успешности

Крайне низкий уровень успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие неречевых психических функций в системе логопедической работы у первоклассников с ОНР

Методика коррекционной работы по развитию неречевых психических функций у первоклассников с ОНР ....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП. Авторская методика по формированию жизненно важных физиологических функций. автор Козуб Л.В.

Описание авторской методики развития жизненно важных ф-й у детей с ДЦП. Сыллка http://www.tc-sfera.ru/posts/logopedicheskaya-korrekciya-u-detey-s-dcp-formirovanie-zhiznenno-vazhnyh-fizi...

Методическое сообщение. Педагогика оздоровления в системе логопедической коррекции обучающихся школы с системным недоразвитием речи.

В сообщении говорится о применении на занятиях по логопедии в коррекционной школе VIII вида системы методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, дающих рост положительной динамики и помогающих до...

игра-драмматизация как средсто развития интонационной выразительности детей5-6лет в системе логопедической работы.

Система работы, представленная через игру-драмматизацию в условиях логопункта. Художественное творчество и коммуникация-интеграция образовательных областей. Представлен алгоритм формирования интонацио...

Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...

Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников с детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью в системе логопедического сопровождения (из опыта работы)

Трудности обучения младших школьников, имеющих сложный дефект (ДЦП и интеллектуальную недостаточность), определяются не только тяжестью и многообразием их двигательных расстройств, стойким недоразвити...