Обучение в малых группах по методике сотрудничества
методическая разработка по теме

Данный теоретический материал может быть использован в работе школьных методических объединений учителей русского языка,  а также для выступлений на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_v_malyh_gruppah.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:







Тема: Обучение в малых группах


по методике сотрудничества.


Выполнила: учитель русского языка и    литературы Никулина Н.Н.

МБОУ СОШ№22


Цели:


1. Определить принципиальное отличие обучения в сотрудничестве от традиционного подхода к обучению.

2. Рассмотреть  технологию деятельности учащихся в группах, способы структурирования взаимозависимости.

3.Сформулировать собственное отношение к идеям обучения в сотрудничестве.


Основное содержание.

Обучение в малых группах по методике сотрудничества использовалось в педагогике еще в 20-х годах ХХ столетия. Такое обучение рассматривается в мировой практике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно- ориентированный подход.   Известный методист А.М.Пышкало определил методическую структуру, состоящую из следующих основных элементов:

1) целей и задач обучения (зачем учить?)

2) содержания обучения (чему учить?)

3) форм обучения (как учить?)

4) методов обучения (как учить?)

5) средства  обучения (как учить?)

К этим элементам надо добавить еще два самых главных элемента - учитель и ученики.

  Целью обучения в малых группах является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

  В течение многих лет работаю над проведением групповых занятий  на уроках русского языка. Замечаю, как процесс обучения дает возможность почувствовать каждому ученику его значимость в коллективной работе.

  Успех  группы может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого ученика в постоянном взаимодействии с другими учащимися при работе над  определенной темой.

  Считаю, что необходимо  вовлекать своих учеников в активную познавательную деятельность, уделять внимание обучению культуре общения, приучая их:

- взаимодействовать в группе с любым учеником,

- доброжелательно относиться друг к другу,

- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей,

- осознавать, что совместная учебно - познавательная, творческая работа в группе - это серьезный и ответственный труд.

  Заранее разбиваю класс на группы по три- четыре человека.  В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики.  Сильный учащийся – командир, который несет ответственность за подготовку каждого своего товарища к отчету по выполненному заданию.

 Далее необходимо предусмотреть разнообразные и достаточно действенные способы стимулирования совместной деятельности, достижения значимых  для всей группы результатов.

 Существует несколько типов взаимозависимости участников совместного обучения:

  1. Зависимость учащихся от единой цели, единой задачи, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.

 Цели:

  - единый результат от всей группы ( в виде одного сочинения и т. д.),

  - таблица результатов деятельности всех членов группы по каждой теме (в балльной форме),

  - каждый член группы заполняет собственный рабочий лист на работу, но проверяется только одна работа от группы.

 2.  Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации, необходимой для решения поставленной общей задачи. Данная зависимость может быть реализована на уровне ролевых функций.

  - учебный материал организуется по типу «пила»: каждый ученик имеет на руках только свою часть материала, задания, которое он должен выполнить индивидуально, самостоятельно,

  -  письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить свое решение.

 3. Зависимость от единого для всех учебного материала (упражнение, один текст и т. д.)

 4. Зависимость от единого для всей группы поощрения – либо все члены команды поощряются одинаково, либо не поощряются совсем.

  Поощрения:

  - балльная оценка,

  - похвала учителя,

  - присвоение определенной атрибутики.

Взаимозависимость по данным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает, что каждый член группы владеет учебным материалом. Среди возможных способов обеспечения такой ответственности можно назвать следующие:

 - выделение одного из учащихся группы, который должен рассказать об общем замысле решения задания,

 - распределение учебного материала и видов деятельности между учениками по типу «пила»;

  - оценка, которую получает группа, является как бы исходной; ее можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному и т.д.;

 - выбор по одному ученику из каждой группы для выполнения проверочной работы, теста; отметка идет в зачет всей группе.

Умения работать в группе приобретаются постепенно:

1) помочь ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;

2) постараться, чтобы учащиеся поняли, из чего это умение, навык состоит, как его сформировать;

3) организовать необходимую и достаточную для формирования необходимого  навыка, умения практику;

4) убедиться, что каждый ученик получает информацию о том, насколько правильно он выполняет задания по овладению навыком, умением;

5) стимулировать учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики;

6) создать ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;

7) стимулировать подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

  Бывают разные типы групп.

   Должны ли группы меняться или они могут быть постоянными?

Если в той или иной группе работа идет слаженно и активно, можно сохранить этот состав и на другую тему. В остальных же группах имеет смысл составы менять, пока и там не наладится такая же активная работа. Общая система обучения предполагает и индивидуальную, самостоятельную, деятельность, и  работу в разных группах.

  Постоянные группы хороши для усвоения нового материала, подготовки к контрольным работам, тестам. Такие группы помогают ребятам сдружиться.

  Можно организовать однородную группу (сильных или слабых учеников). Если группа слабая, то учитель работает с  учениками, уделяя им больше внимания. В дальнейшем эти ребята вливаются в разнородные группы. Группы сильных учащихся могут помочь учителю на определенных этапах работы над новым материалом или при обобщении ранее пройденного в качестве экспертов. Их задача в этом случае - дать аргументированную оценку деятельности той или иной группы учащихся, заранее определив критерии, по которым эта деятельность будет оцениваться. Учитель помогает  ребятам на этапе формирования критериев. Такая деятельность приучает учащихся к рефлексии, к самооценке своей деятельности, что необходимо для осознания личностью возможностей самореализации.

  Технология деятельности учащихся в группе следующая:

а) тема урока,

б) цель работы в группе,

в) объяснение, какую работу надо выполнить,

г) время работы, время обсуждения и защиты ответов, коллективный анализ,

д) самооценка работы групп.

   После завершения заданий всеми группами проводим общее обсуждение работы. Если материал усвоен всеми учащимися, даю тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом дифференцирую сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть  со своим ранее достигнутым результатом.

   Разновидностью организации групповой деятельности является и работа в парах.

Обучение в парах сменного состава позволяет дифференцировать работу с учащимися на уроке. В парах сменного состава можно работать на всех этапах обучения: объяснение нового, повторение, обобщение пройденного.

Так, например, можно организовать работу в парах сменного состава в 5 классе по теме «Главные члены предложения».

   Заранее разбиваю класс на пары: один ученик – сильный, другой - слабый или оба – средние. Часть класса  получают  карточки с разными заданиями по одной теме, например: «Подлежащее», другая часть ребят работают по теме «Сказуемое».

   На первом этапе учащиеся учат правило и  рассказывают его друг другу, подтверждая примерами. Если один из них затрудняется ответить, другой ему помогает, или оба обращаются к учебнику.

      На втором этапе выполняют письменные задания, помогая друг другу.  

      На последнем этапе работы пары учащихся выполняют самостоятельные работы и сверяют их. После чего пара распадается, и каждый ищет нового партнера, чтобы передать ему вновь изученную тему.

  Необходимо подготовить класс к работе в парах сменного состава. Учащиеся должны научиться сначала работать в постоянных парах, т. е. с соседом по парте, и выработать такие умения, как совместное чтение теоретического материала, взаимодиктант, взаимоопрос, взаимопроверка.

  В том случае, если учащиеся не приучены работать самостоятельно, можно организовать работу по-другому. На парту выдаются две одинаковые карточки, и на первом этапе учащиеся в совместной работе изучают тему и выполняют все задания, контролируя друг друга. Затем начинают работу в парах сменного состава.

  Для того чтобы помочь «слабым» учащимся, можно выдать им карточки с одним и тем же номером. В то время как остальные учащиеся самостоятельно работают по карточкам, учитель создает из этих ребят временную подготовительную группу, разучивая с ними теоретический материал и помогая  правильно выполнить письменные задания. Можно привлечь консультанта из тех ребят, которые быстро и правильно сделали свою работу. Тем, кому трудно, разрешается пользоваться опорными схемами.

  Проверку заданий можно осуществить по-разному: дать ответы на доске, на обратной стороне карточки или собрать работы на проверку.

Карточка 1. Подлежащее.

1.Найдите подлежащее. Чем оно выражено?

а)  Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки.

б) Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

в) Учиться всегда пригодится.

г) Кто-то пел за рекой протяжную песню.

д) Смелый к победе стремится.

2. Добавьте подлежащее.

а) …бережно вынул из конверта письмо.

б) Веселые … огня играли на стекле.

в)  На печке … сладко посапывали.

г)  Люблю … пышное природы увяданье.

Карточка 2. Сказуемое.

1. Найдите сказуемое. Чем оно выражено?

а) Тускло светит луч лампады.

б) Тиха украинская ночь.

в) Жители нашего села - хорошие охотники.

г) Шубка у лисы теплая, пушистая.

д) Книга – источник знаний.

2. Добавьте сказуемое.

а) Гроза постепенно …                                     (удалялась)

б) Этот край очень …                                          (красив)

в) Птицы - наши…                                               (друзья)

г) Первые листики…                                            (нежные)

На первых порах ребятам помогает памятка «Как работать коллективно»:

1. Выполняй задание по карточке; если нужна помощь, обращайся к товарищу, к консультанту.

2. Поменяйтесь  карточками, выполните работу.

3.Проверьте работу друг друга.

4. Если в работе товарища есть ошибки, помоги ему их исправить.

5. Если вы оба в чем-то сомневаетесь, обращайтесь к консультанту.

6. Найди нового партнера и продолжай работу с ним.

7. Будьте доброжелательны друг к другу.

  Если регулярно обращаться к таким формам работы, у учащихся будут формироваться навыки самостоятельной проработки материала, проверки и взаимопроверки.

  После каждой работы в группах сотрудничества необходимо провести не только обсуждение достигнутых успехов, но и обязательно поговорить о том, каким образом группе удалось достичь высоких результатов, какие были трудности, кто помогал.

  В своей практике  я часто обращаюсь к таким формам обучения и замечаю, что учащиеся активнее включаются в работу и результаты намного выше.

Использованная литература: Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Москва, 2001.


 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/

В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...

Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах

Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....

Обучение в сотрудничестве или методика работы с учащимися в малых группах при изучении иностранного языка

Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Если уж мы обуча...

Активные методы обучения.Работа в малых группах.

Активные методы обучения.Работа в малых группах....

Деятельностный подход на уроках биологии в малых группах сотрудничества

Данный подход позволяет реализовывать свои познания учащимся с разными способностями....

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....

Методика работы в малых группах

Данная презентация отражает методику технологии малых групп на уроке биологии при обобщении изученного материала...