Проблемы формирования информационной компетентности
статья по теме

Быкова Мария Сергеевна

Статья о проблемах формирования информационной компетентности на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы формирования информационной компетентности

автор: Быкова Мария Сергеевна

учитель истории

первой квалификационной категории

МКОУ Добрятинской сош

2011

Под компетенцией Хуторской Андрей Викторович понимает наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере.

От компетенции следует отличать компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере.

В глоссарии ФГОС дается следующее определение информационной компетентности: Компетентность информационная
Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Информационную компетентность можно разделить на две базовые компетентности:
- компетентность работы с информацией;
- компетентность использования информационных технологий.
Информационную компетентность у учащихся, на мой взгляд, эффективнее развивать через технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности и нестандартными уроками.
Проектная деятельность привлекает особое внимание, не только потому, что в ней явно выражены ранее указанные базовые компетентности, но и решает следующие задачи:
- контроль знаний и умений по пройденному материалу;
- возможность работы за компьютером;
- развитие умений поиска и обработки информации;
- развитие самостоятельности;
- развитие исследовательских умений.
Разбивая работу над проектом на этапы, особое внимание необходимо уделить на этап поиска информации различными способами и этап оформления проекта.
Разработка проекта предполагает не только сбор информации посредством интервьюирования, опросов, наблюдений и экспериментов, но и большую работу с литературными источниками, что требует умения работать не только с каталогами в библиотеке, но находить нужную информацию в сети Интернет, таким образом, компьютер является источником учебной информации, наглядным пособием. Это приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений.
Обычно проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы.
В результате работы с информационными технологиями над проектом у учащихся должны сформироваться такие умения как:
- умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
- умение наглядно представлять имеющийся материал.
Сегодня презентация – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивает успех. При разработке презентации учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
В процессе работы над проектом учащиеся применяют средства информационных технологий для построения графиков, диаграмм, работы с таблицами, осуществления вычислительных операций, выполняют отчет в электронном виде.
Задачей для себя ставлю создание такого комплекса упражнений, при выполнении которых учащиеся должны овладеть необходимыми информационными технологиями для успешной презентации своего проекта и грамотного оформления результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов строительного профиля в учреждениях СПО.

Очень часто молодые специалисты в значительной части оказываются не готовыми к созданию и использованию новых технологий. В связи с этим нормативные документы модернизации российского образова...

Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»

Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Инновационный путь обучения через формирование информационной компетентности ребенка

Актуальным в выявлении одаренных детей в системе общего образования считаю использование информационно-компьютерных технологий....

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

Формирование информационной компетентности педагога

Современная жизнь с неограниченным доступом к информации, требует от нас, учителей, активно использовать в учебно-воспитательном процессе информационные технологии (ИТ). Применение  современных и...

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...