Формирование информационной компетентности педагога
статья по теме

Современная жизнь с неограниченным доступом к информации, требует от нас, учителей, активно использовать в учебно-воспитательном процессе информационные технологии (ИТ). Применение  современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Необходимо отметить, что ИТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_informacionnoy_kompetentnosti_pedagoga.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орехова В.А.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В условиях широкого развития средств массовой информации, широкой доступности услуг сети  Интернет, монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания  не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками  в ходе творческой направленной и мотивированной деятельности.

Современная жизнь с неограниченным доступом к информации, требует от нас, учителей, активно использовать в учебно-воспитательном процессе информационные технологии (ИТ). Применение  современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Необходимо отметить, что ИТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса. Это, прежде всего, связано с тем, что сам процесс обучения является информационным процессом. Но только с возможностью использования в образовательном процессе компьютеров, термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров (ПК).

Проблема формирования информационной культуры педагога представляется сегодня одной из актуальных, так как на современном этапе развития школьного образования учитель должен готовить  выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, способных быстро ориентироваться в информационном пространстве.

 Формирование информационной культуры (ИК) учителя должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:

1) развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;

2) не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;

3) формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;

4) развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы учителя по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий;

5) реализация проектно-рефлексивного подхода обеспечит развитие информационной культуры педагога, если будет предусматривать целенаправленную деятельность по ее формированию, развитию и саморазвитию у самого педагога, а также, если педагог будет заниматься специально формированием и развитием информационной культуры обучающихся.

 Однако ученики далеко не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Они должны быть выделены педагогом и даны обучающимся как особые задачи, требующие от них специфической мыслительной деятельности. Как видим, педагог должен обладать соответствующими умениями.

Таким образом, актуальной является проблема обучения педагогов рефлексивной деятельности при использовании информационных технологий для составления учебных проектов, для проектирования собственной деятельности в процессе обучения. Вместе с этим актуальной становится проблема разработки и включения в методическую систему обучения педагогов проектно-рефлексивной деятельности системы специальных задач и заданий. С одной стороны, задач, отражающих специфику учебного предмета (в том числе и такого предмета, который является не самоцелью, а дополнением к основным общеобразовательным дисциплинам, - это информационные технологии). И с другой, таких, решение которых требует различных видов и форм рефлексии.

Для развития информационной культуры педагога на основе проектно-рефлексивного подхода важным является положение о том, что воздействие на педагогическую практику должно иметь два вектора:

1) преобразование рефлексии педагога-практика (результатом такого преобразования должно стать появление умения педагога выделять способы действий, затрагивающие реальное изменение обучающихся, их способностей, механизмов сознания);

2) изменение самих способов действия педагога-практика через его рефлексию прошлого опыта, осознания ограничений прежних способов работы.

Безусловно, первое и второе направления изменений связаны друг с другом. Меняя рефлексию и осознание своего собственного действия, человек очень часто меняет характер построения действия. Но это, как правило, происходит в тех случаях, когда человек в рефлексии выделяет способ своего действия.

Итак, представленный кратко проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога обладает, на наш взгляд, свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области информационной деятельности, но и развитию способностей (рефлексировать, предвосхищать, обеспечивать понимание информации и др.), необходимых для эффективного использования информационных технологий в педагогической практике.

Рассматривая педагогический труд учителя, можно выделить определенные элементы информационной деятельности в каждом компоненте его профессиональной компетентности. Эти элементы во взаимосвязи между собой и с качествами личности составляют суть понятия «информационная компетентность» и включают в себя:

  • способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач;
  • способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей;
  • готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде.

 Применение информационных технологий в учебном процессе объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности, что, безусловно, ведет к повышению качества образования.

Библиографический список:

1. Конюшенко, С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - 248 с.

2. Циттель, С.А. Рефлексия как средство профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, http://masu.ru/masu/science/sbornik/32.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»

Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Проблемы формирования информационной компетентности

Статья о проблемах формирования информационной компетентности на уроках истории....

Инновационный путь обучения через формирование информационной компетентности ребенка

Актуальным в выявлении одаренных детей в системе общего образования считаю использование информационно-компьютерных технологий....

Информатизация образовательного процесса – условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов

Цель: эффективное использование единой школьной образовательной информационной среды.Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практической разработки и использовани...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.

Скоро останутся лишь две группы работников: те, кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую.Соловейчик С.Л....

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...