Изменения в системе образования.Размышления учителя.
статья на тему

В данной работе предпринята попытка проанализировать изменения,происходящие в системе образования.Сравнивается советская система образования и происходящее в последние годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_postsovetskoe_vremya_obrazovanie_proshlo_dva_perioda.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Изменения в системе образования

В постсоветское время образование прошло два периода: обесценивание и возврат. За последние 20 лет в жизни России произошли большие изменения: укоренился новый социальный строй, в основе экономики лежат теперь рыночные отношения. В результате предъявляются новые требования к новым специалистам, а ныне к учащимся.

Что же изменилось в образовании в постсоветский период?

  1. Советская система-система образования, основанная на так называемом линейном подходе, когда изучение соответствующей дисциплины начинается в младших классах и заканчивается в старших. В постсоветский период были попытки заменить эту систему на концентрическую, в рамках которой основное общее образование для школьника заканчивается в девятом классе. Концентрическая система на уроках литературы успеха не имела.
  2. В постсоветский период школьное образование взяло курс на вариативность. За короткий срок были написаны многочисленные авторские программы, учебники, учебные пособия, при этом качество многих из них было более чем сомнительное. Каждый учитель получил право выбирать чему и как учить. В результате достаточно быстро выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной информацией, не имеющей значения для дальнейшего развития учеников .Поэтому-то и актуален сегодня вопрос о стандартизации школьного образования.
  3. В постсоветское время все активнее стали вторгаться в нашу жизнь тесты. Опасность увлечения ими, на мой взгляд, состоит в том. Что тем самым ограничивается и отчасти уничтожается творческий характер личности. Это, несомненно, отрицательное в существующей системе образования.
  4. Положительным моментом постсоветского периода является введение профильного обучения. Это позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
  5. С начала 90-х годов имеет место хроническое недофинансирование системы образования. Престиж образования был подорван. С середины 90-х годов стремление к образованию и образованности стал расти. Однако возникла новая проблема-коммерциализация образования. Часть образовательных учреждений( по различным причинам) включилась в гонку за рублем, что, естественно, мешает им сосредоточиться на качестве образовательных услуг.
  6. В современной школе, наряду с новыми педагогами, получившими свою профессию в постсоветское время, работают учителя старой закалки, в чьей памяти свежи картинки советской авторитарной системы. А ведь от изменения их взгляда во многом зависят и новые воспитательные принципы.
  7. В 90-ые годы как никогда остро встала проблема расслоения общества. В советской школе уровень благосостояния учащихся был если не одинаков, то, по крайней мере, сопоставим. В настоящее время общение между учениками затруднено и ведет к конфликтным ситуациям.
  8. Главная фигура в образовании- учитель. С 90-х годов идет снижение престижа профессии учителя. Условия современной жизни диктуют педагогам, что работа должна оставаться только работой и не занимать все свободное время. Поскольку зарплата учителя невелика, зачастую нет возможности отдаваться профессии и раскрывать ту самую индивидуальность, о которой так много говорят.
  9. В специализированных школах, на мой взгляд, несколько иная картина. Например, в нашу гимназию в основном приходят дети и учителя, имеющие перед собой цель- получить и, соответственно, дать качественное образование. Этот процесс, естественно, возможен только в рамках  установленных в гимназии правил. Что и дает возможность создать благоприятные условия для самореализации и ученика, и учителя. Здесь становятся возможны экспериментальные и инновационные процессы, направленные на сотрудничество учителя и ученика, на повышение уровня обученности, на здоровьесберегающее обучение.

Переход на позиции гуманитарной педагогики весьма труен, что и показали процессы. Происходящие в системе образования в постсоветский период.

Садовникова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП

Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964)  с применением технологии РКМЧП...

Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."

познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Методическая разработка урока для 7 класса по теме "Эволюционные изменения кровеносной системы и крови"

Разработка урока для 7 класса с использованием технологии Web-квест, примененной для выполнения лабораторной работы. Разработка содержит ссылку на созданный мной сайт для выполнения лабораторной работ...

Влияние Государственной думы на изменения в системе органов власти в начале и в конце ХХ века.

Цель: провести сравнительно - сопоставительный анализ органов государственной власти под влиянием работы Государственной Думы 1906-1917г.г. и 1994-2013 г.г....