Анализ работы ШМО учителей истории и обществознания за 2011-2012 уч.год
статья по теме

Утина Светлана Анатольевна

Предлагаю отчёт о проделанной работе методического объединения учителей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_shmo.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

работы ШМО учителей истории и обществознания

МОУ  Дивеевская СОШ  за 2011 - 2012 учебный год.

Тема  ШМО  учителей  истории  и  обществознания:  «Современный  урок – творческая мастерская  учителя»

Цель  ШМО:  достижение  профессиональных  компетентностей педагога в  условиях  современного  урока  истории  и  обществознания.

Задачи:

1. Продолжение работы по освоению и применению педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения, компетентностного подхода в обучении.

2. Продолжение работы по разработке учебно-методических комплексов по предметам учебного плана.

3. Создание условий для самообразования, приобретения личного позитивного опыта применения информационных технологий.  

4. Использование современных компьютерных технологий в  образовательном процессе, начало использования интерактивной доски.

7. Применение диагностики как инструмента определения цели индивидуально-ориентированного учебного занятия.

8. Разработка внеклассных мероприятий по предмету с целью расширения выбора деятельности учащихся.

Для решения данных задач   в 2011 - 2012 учебном году было  проведено 4 заседания методического объединения, где рассматривались следующие вопросы:

 ЗАСЕДАНИЕ № 1 (АВГУСТ)

1.   Анализ работы ШМО за истекший год.

2.   Анализ результатов ЕГЭ за 2010-2011 учебный год. Подготовка к ЕГЭ в 2011-2012 учебном году.

3.   Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на новый учебный год.

4.   Ознакомление с УМК по истории, обществознанию, экономики, МХК, религиям России.

5.   Обзор методической литературы и нормативных документов (Коршунова М.С.).

 

ЗАСЕДАНИЕ №2 (НОЯБРЬ)

1.   Выступление по теме: «Использование информационных технологий на уроках экономики» (Карпушов А.А.).

2.   Выступление по теме: «Углубленное изучение обществознания и истории в 8-11 классах. Особенности преподавания» (Карпушова В.С.).

3.   Итоги проведения школьных олимпиад.

4.   Подготовка к ЕГЭ – формы и методы подготовки на уроках истории и обществознания (Косарева И.А.).

5.   Обзор методической литературы.

 

ЗАСЕДАНИЕ №3 (ЯНВАРЬ)

1.   Результаты диагностики знаний учащихся по истории, обществознанию, экономики  за 1-ое полугодие.

2.   Итоги районных  олимпиад.

3.   Подготовка к ЕГЭ   - формы и методы подготовки на уроках обществознания.

 

ЗАСЕДАНИЕ №4 (АПРЕЛЬ, МАЙ)

  1. Выступление по теме: «Духовно-нравственное воспитание на уроках истории».

(Карпушова В.С.)

2.   Выступление по теме: «Развитие творческого потенциала учителя на уроках» (Сивкова М.Б.).

3.   Учебный план на 2012-2013 учебный год. Элективные курсы на уроках истории, обществознания.

4.   Подготовка к экзаменам:

           а) изучение положения об экзаменах;

           б) обсуждение и утверждение экзаменационного материала.

     5. О проведении итоговых контрольных работ.

     6. Участие в городских и школьных мероприятиях посвященных

         Дню Победы.

Работа методического объединения велась в соответствии с планом.

Основные направления учебно-методической деятельности:

- заседания МО;

- обеспечение учебно-методического сопровождения;

- освоение новых подходов в обучении, образовательных технологий;

- тематическое консультирование;

- изучение педагогической системы опыта учителей, творческие отчеты;

- контрольно-коррекционная деятельность;

- работа с одаренными детьми;

- предметные недели, олимпиады, конкурсы;

   В 2011 -2012 учебном году в школьное методическое объединение учителей истории и обществознания  входило 5  учителей. Высшее образование имеет все учителя.   Из 5 человек все имеют, соответствующую современным требованиям, категорию. То есть, высшая и первая. Это 80% - высшая категория, и 20% - первая (соответственно: 4 и 1 человек).

Говоря о творчестве в профессиональной деятельности, необходимо отметить, что все учителя вовлечены в работу по совершенствованию образовательного процесса в той или иной степени.

Курсы повышения квалификации прошли 3 человека:

- Карпушов А.А. – «Использование ЭОРов в преподавании истории;

- Карпушова В.С. – «Музейная педагогика», «Организация внеклассной работы по историческому краеведению», «Методика оценки заданий с развёрнутым ответом (часть С). ЕГЭ по обществознанию».

- Косарева И.А. – «Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания», «Методика оценки заданий с развёрнутым ответом (часть С). ЕГЭ по истории». Все курсы проходили в ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования.

Секция учителей истории весьма плодотворно поработала в текущем году, показав высокие результаты на школьном, муниципальном, областном, Всероссийском уровне.

В работе учителей – предметников   предпочтение отдаётся традиционным программам, хотя  на уроках используются элементы авторских программ (Карпушова В.С.). Календарно – тематическое планирование по истории и обществознанию  в преподаваемых   классах реализует Федеральный компонент государственных стандартов общего образования.

           Изучение и обобщение педагогического опыта – одно из наиболее действенных форм повышения квалификации и мастерства учителя. Оно осуществляется разными способами и в разных формах. Самыми приемлемыми являются выступления на семинарах, педсоветах, творческие конкурсы, конференции, выставки, публикации, проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, итоговая аттестация учащихся, участие в конкурсах.

           В течение всего учебного года учителя изучали литературу, в рамках реализации темы самообразования , дали открытые уроки, внеклассные мероприятия (Коршунова М.С. – «Ко дню единства и примирения», Коршунова М.С. и Утина С.А. – литературно – музыкальную композицию ко дню вывода войск из Афганистана»), интересно была проведена неделя истории.

Основным показателем работы учителя являются достижения его учеников.  Работа с одаренными детьми является одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование». Традиционно успешным было выступление учащихся  на  предметных олимпиадах.

Ученики участвовали в школьных, районных и областных олимпиадах по истории, обществознанию, праву и экономике, основам православной культуры (на школьном уровне по истории победителей – 10, по праву – 28, по обществознанию – 24, по основам православной культуры – 13 учеников, на районном уровне – 27 победителей, на областной олимпиаде по праву Королёва Н. и Банк М. стали участниками, по истории приняли участие Смагин И. и Ардашев И., на олимпиаде по обществознанию школу и район представляла Бекмешова Мария, а в областном туре по ОПК Лобастова М. и Петров В. – заняли 3 место, Пустыльник И. был участником).

            Интерес при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков. Среднее качество знаний по предмету за 2011-2012 уч.год составило:

- Карпушов А.А. – 80,74%,

- Карпушова В.С. – 67, 4%,

- Коршунова М.С. – 68%,

- Косарева И.А. – 92%,

- Утина С.А. – 81%.

Для повышения познавательного интереса к изучаемым  предметам и реализации поставленных методологических задач на уроках и во внеурочной деятельности уделяем внимание развитию исследовательских навыков через проектную  деятельность.

            На школьной  научно - практической конференции «Юный исследователь» Абрамова Анастасия с работой «Семейные традиции и их роль в жизни современного человека» заняла II место (учитель Косарева И.А.), Коноплёв Николай с работой «Моя семья в истории Дивеевского района» занял I место (учитель Коршунова М.С.),  благодарности за участие получили: Тимонина Серафима и Лебедева Елена за работу «Поэт – самородок М.Тимонин» (учитель Карпушова В.С.), Пустыльник Илья – за работу «П.А.Столыпин – человек и реформатор» (учитель Утина С.А.).

           Традиционно прошла районная краеведческая конференция «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».  Были представлены следующие работы:

 - Коноплёв Николай «Улица родного села» (учитель Коршунова М.С.) – диплом II степени,

- Биткина Татьяна и Калашникова Анастасия – «Добыча руды» (учитель Коршунова М.С.) - диплом III степени

- Тимонина Серафима и Лебедева Елена «Поэт – самородок М.Тимонин» (учитель Карпушова В.С.), диплом I степени,

- Кузнецова Алина видеоролик по родному краю (учитель Косарева И.А.) – диплом I степени,

- Кузьмин Серафим «Моё Дивеево» (учитель Косарева И.А.) – благодарность.

- Кузнецов Сергей видеоролик по родному краю (учитель Утина С.А.) – диплом II степени,

 - Малышева Ирина «Генеалогическое древо моей семьи» (учитель Утина С..А.) – диплом I степени,

- Балакина Ангелина и Казакова Алина -  «Моё Дивеево» (учитель Утина С.А.) – благодарность.

             Учителя ШМО истории и обществознания никогда  не остаются в стороне от внешкольных мероприятий, конкурсов, оказывая посильную помощь в организации тематических линеек, митингов.

Победители и участники районных конкурсов:

  1. Биткина Татьяна и Сафонова Ангелина – «История выборов В Нижегородской губернии» (учитель Коршунова М.С.) – диплом I степени.
  2. Семикова Кристина -  участие  в конкурсе «Моя семья в истории страны» (учитель Коршунова М.С.).
  3. Биткина Татьяна и Калашникова Анастасия – «Технология добычи руды в Дивеевском районе на рубеже XIX-XX вв.» (учитель Коршунова М.С.), районная этно – экологическая конференция, диплом I степени.
  4. Кузьмин Серафим – I место в конкурсе «Путь на Москву. Подвиг Нижегородского ополчения» (учитель Карпушова В.С.).
  5. Таирова Евгения – II место в конкурсе «Путь на Москву. Подвиг Нижегородского ополчения» (учитель Карпушова В.С.).
  6. Тимонина Серафима и Лебедева Елена – история семьи в истории страны: «Поэт – самородок М.Тимонин» (учитель Карпушова В.С.), I место.
  7. Офицерова Ксения - история семьи в истории страны: «Литография Серафимо – Дивеевского монастыря в моей семье» (учитель Карпушова В.С.), II место.
  8. Миронова Алёна и Черкунова Наталья – «Твой выбор…» в двух номинациях: печатное творчество и методические материалы по теме «Молодёжь и выборы» (учитель Утина С.А.) – I место.

По результатам районных конкурсов данные работы приняли участие на областном уровне:

  1. Биткина Татьяна и Сафонова Ангелина – «История выборов В Нижегородской губернии» (учитель Коршунова М.С.) – грамота за высокий научный уровень.
  2. Биткина Татьяна и Калашникова Анастасия – «Технология добычи руды в Дивеевском районе на рубеже XIX-XX вв.» (учитель Коршунова М.С.), областная конференция учебно-исследовательских и проектных работ «Юный исследователь», диплом I степени.
  3. Ермакова Алина, Кутняк Ольга, Егорова Дарья, Малышева Марина участие в региональном конкурсе «Корни истории уходят в будущее (НИРО), (учитель Коршунова М.С.).
  4. Таирова Евгения – участие в региональном конкурсе «Корни истории уходят в будущее (НИРО), (учитель Карпушова В.С.).
  5. Тимонина Серафима и Лебедева Елена – история семьи в истории страны: «Поэт – самородок М.Тимонин» (учитель Карпушова В.С.), I место.
  6. Таирова Евгения – участие в областном краеведческом конкурсе «Юный экскурсовод»  (учитель Карпушова В.С.).
  7. Миронова Алёна и Черкунова Наталья – «Твой выбор…» в двух номинациях: печатное творчество и методические материалы по теме «Молодёжь и выборы» (учитель Утина С.А.) – участие в финальном туре конкурса.

Принимали участие ребята нашей школы и во всероссийских конкурсах:

  1. «Славный путь М.В.Ломоносова» - конкурс презентаций:

Балакина Ангелина – диплом I степени ( учитель Утина С.А.),

Ерёмин Павел – диплом III степени (учитель Косарева И.А.),

Кутняк Ольга – диплом III степени (учитель Коршунова М.С.),

Рыжова Татьяна – диплом III степени (учитель Коршунова М.С.),

Кузнецова Кристина – сертификат участника (учитель Косарева И.А.),

Таирова Евгения – сертификат участника (учитель Карпушова В.С.).

  1. «Патриотизм и его границы», «Солдатами не рождаются», «Россия: колонизатор или миссионер?» - конкурсы эссе:

Головизнина Марина – диплом III степени (учитель Коршунова М.С.),

Егорова Дарья – диплом III степени (учитель Коршунова М.С.),

Лобастова Марина – диплом III степени (учитель Коршунова М.С.),

Казакова Алина – сертификат участника (учитель Утина С.А.).

Миронова Алёна – сертификат участника (учитель Утина С.А.).

Черкунова Наталья – сертификат участника (учитель Утина С.А.).

Климушкин Иван – сертификат участника (учитель Утина С.А.).

  1. «Мой любимый праздник» - конкурс презентаций:

Ерёмин Павел – сертификат участника (учитель Косарева И.А.),

Ерёмина Анна – сертификат участника (учитель Утина С.А.).

  1. «Известных женщин имена…» - конкурс кроссвордов и эссе:

Томас Регина – диплом II степени (учитель Утина С.А.),

Ерёмин Павел – сертификат участника (учитель Косарева И.А.).

  1. «Шедевры мировой живописи» - конкурс презентаций:

Абрамова Анастасия – диплом II степени (учитель Косарева И.А.),

Судакова Вероника – диплом II степени (учитель Косарева И.А.),

Поначугина Олеся – диплом III степени (учитель Карпушова В.С.).

  1. Всероссийская дистанционная олимпиада по истории для учащихся 9-11 классов:

Пустыльник Илья – диплом II степени (учитель Утина С.А.)

Учителя истории и обществознания принимают участие в профессиональных конкурсах: Утина С.А. участие в конкурсе: «Учитель года в Нижегородской области – 2012». Утина С.А., Косарева И.А.  приняли участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», Карпушова В.С. (3 место), Коршунова М.С. (2 место), Утина С.А. (2 место), Косарева И.А. (3 место) – приняли участие в районном конкурсе методических разработок и программ.

Итоги предметных образовательных результатов (ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию) предполагаются как  современные подходы к оцениванию достижений школьников.

Историю – 9 класс: выбрали и сдали 6 учеников, качество знаний составило – 67%. Всего в ГИА по обществознанию приняло участие 14 учеников – качество знаний – 86%.

ЕГЭ по истории сдавали 17 учащихся, средний балл по району – 50, а по школе – 44, не все учащиеся преодолели минимальный порог: Ганюшкина Мария (учитель Утина С.А.).

ЕГЭ по обществознанию сдавали 46 учащихся, средний балл по району – 56, а по школе – 55, все учащиеся преодолели минимальный порог.

В целом работу МО учителей истории и обществознания в 2011 -2012 учебном году можно считать удовлетворительной.

Обобщая выше изложенное, можно сказать, что учителя принимают участие во всех мероприятиях школы. Каждый из них понимает, что результатом учебной деятельности является создание условий для развития познавательного интереса, одного из средств повышения эффективности обучения на современном уроке.

По итогам работы за 2010 - 2011 учебный год можно сделать выводы:

1. Главное в работе - оказание реальной действенной помощи учителям. Работа ШМО учителей истории и обществознания  представляет относительно непрерывный процесс, сочетающийся с курсовой переподготовкой, муниципальными и областными семинарами и конференциями.

  1. Работа позволяет изучать личностные качества учителя и классного руководителя, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового педагогического опыта.

Следует отметить положительные моменты в работе ШМО:

1. Проведение уроков с использованием ИКТ.

2. Подготовку учащихся к экзаменам в 9-х классах (экзамен в новой форме), в 11 классе (экзамен в форме ЕГЭ)

3. Активное участие учителей истории в проведении школьных, районных, областных и всероссийских мероприятиях.

Цели на 2012-2013 учебный год:

Исходя из анализа работы ШМО учителей истории и обществознания и Федеральных государственных образовательных стандартов как средства системного обновления в условиях модернизации регионального образования и требований к историческому образованию на данном этапе,  можно наметить следующие цели.

- Осуществлять дифференцированный подход в обучении, используя данные психолого-педагогической диагностики.

- Продолжить внедрение в практику уроков с использованием ИКТ для повышения профессиональной компетенции учителя и качества  усвоения знаний, с учетом здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.

-Продолжить работу с талантливыми детьми через участие в конкурсах и олимпиадах.

                                             

Руководитель ШМО

учителей истории и обществознания:                                     Утина С.А.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы РМО учителей истории и обществознания за 2010-2011 учебный год.

Анализ работы РМО учителей истории и обществознания за 2010-2011 учебный год.Работаю руководителем РМО пять лет....

Отчёт работы МО учителей историко-эстетического цикла за 2011 – 2012 учебный год

                                                Методическое объединение...

План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г.

План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г...

Анализ работы учителя истории и обществознания в 2011-2012 уч. году

Анализ учебной и внеурочной работы по плану....

Анализ работы РМО учителей истории и обществознания 2015-2016гг

Анализ проведён с учётом всех классических показателей, результатов обучения за год....

Анализ работы РМО учителей истории и обществознания

Анализ работы  районного методического  объединения учителей истории и обществознаниюв 2015-16 у. г....

Анализ работы мо учителей истории и обществознания МОУ ИРМО "Хомутовская СОШ №1" 2022-2023уч.г

Анализ работы мо учителей истории и обществознания МОУ ИРМО "Хомутовская СОШ №1" 2022-2023уч.г...