программа Одаренные дети
материал по теме

Ковалева Ольга Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odarennye_deti.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Утверждаю:  

                                                                                                        Директор МКОУ «СОШ № 1»

                                                                                                          ____________/Н.К. Фельк/                

                                                                                                              30.08.2012 г.

                                             

Муниципальное КАЗЁННОЕ общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №1»

МИАССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Программа

«Одаренные дети»

на 2010-2015 учебный год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Одаренные дети»

на 2010 – 2015 г.г.

Наименование Программы

Одаренные дети

Заказчик Программы

 Администрация МКОУ «СОШ №1»

Основные разработчики Программы

 Ковалева О.Б., педагогический коллектив МКОУ «СОШ №1»

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа

«Дети России»,

Президентская образовательная

инициатива «Наша новая школа»

 

Сроки реализации Программы

2010 -2015 г.г.

Адресат

Учащиеся средней школы №1, педагоги. родители

Цель

создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями

Задачи

- выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и творчестве;

- организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации;

- развитие творческих способностей личности ребенка;

-   подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми

Краткое содержание

Организация системы работы с одаренными детьми в МКОУ «СОШ №1»

Сроки и этапы реализации

1  этап: подготовительный(2010-2011гг)

2  этап: практический(2011-2014гг)

3 этап: контрольно-аналитический (январь – май 2015г)

Предполагаемый результат

активная включенность учащихся школы в процессы самообразования и саморазвития;

сформированность у выпускников школы понимания значимости собственной личности

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, локальные акты


Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети: 

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми: 

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Формы работы с одарёнными детьми: 

групповые занятия с одаренными учащимися;

предметные кружки;

кружки по интересам;

конкурсы;

курсы по выбору;

участие в олимпиадах;

исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе создания условий для реализации способностей каждого учащегося и осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи программы:

- выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и творчестве;

-организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации;

- развитие творческих способностей личности ребенка;

 -   подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми

Целевые индикаторы и показатели:

-наличие базы данных

- участие учащихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;

- наличие НОУ

- участие учащихся в школьных и городских спартакиадах и других спортивных мероприятиях;

Участие учащихся в школьных и городских творческих конкурсах, повышение % внеурочной занятости учащихся;

- создание портфолио выпускника школы.

Направление программных мероприятий:

- продвижение национального проекта «Поддержка одаренных детей»;

- модернизация работы образовательного учреждения, реализующего новые модели организации работы с одаренными детьми;

- поддержка одаренных детей;

Конечные результаты и показатели социальной значимости:

- наличие базы данных;

- повышение числа призеров школьных и городских олимпиад, предметных конкурсов, дистанционных конкурсов и олимпиад;

-наличие НОУ;

- повышение числа призеров школьных и городских спартакиад и других спортивных мероприятий;

- повышение числа участников и призеров, школьных и городских творческих конкурсов, повышение % внеурочной занятости учащихся;

- создание портфолио выпускника школы.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

президентская инициатива «Наша новая школа»  определила одним из направлений поддержку способной и творческой молодежи, что вызвано необходимостью формирования у учащихся способности сознательно направить свое мышление на новые требования, умения приспособиться к новым задачам и условиям  жизни, потребности в самоопределении и самореализации.

У большинства учащихся школы отсутствует мотивация проявления своих знаний и творческих способностей, поэтому среди них практически нет призеров городских олимпиад, победителей конкурсов и т.п. Часто отсутствует желание заниматься в кружках, спортивных секциях, внеклассных мероприятиях. Посещаются только те кружки, которые работают на базе школы и на территории микрорайона. Учащиеся принимают участие в городской научной конференции, но не по всем предметам. Это объясняется отсутствием стимулирования учащихся и педагогов, занимающихся с детьми.

Анализ социума показал, что более половины родителей являются рабочими (62%) и имеют только неполное и средне-специальное образование (31%), также большой процент безработных (23%), поэтому поддержка со стороны семьи весьма незначительна.

Программа «Одаренные дети» поможет развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Сроки и этапы реализации программы:

1  этап: подготовительный(2010-2011гг)

2  этап: практический(2011-2014гг)

3 этап: контрольно-аналитический (январь – май 2015г)

Система программных мероприятий

№п/п

Мероприятие

Срок

Исполнитель

Контроль

1.

Совещание «Организация работы с одаренными детьми»

Сентябрь 2010

Зам. Директора по УВР, зам. Директора по ВР

Предъявление  проекта программы

2.

Работа над составление программы

До 09.10.10

Инициативная группа

Предьявление проекта программы

3.

Педагогический совет «Обсуждение и утверждение программы «Одаренные дети»

12.10.10

Директор

Утверждение программы

4.

Корректировка и обновление банка данных

Раз в четверть

Классные руководители

Учителя предметники, педагоги-организаторы

Наличие банка данных

5.

Проведение школьных предметных олимпиад

октябрь ежегодно

Учителя предметники

Протоколы олимпиад

6.

Проведение предметных недель

По плану работы школы

Руководители ШМО

Анализ работы ШМО

7.

Участие в городских предметных олимпиадах

Ноябрь-Декабрь ежегодно

Учителя предметники

Справка МГУ «Образование»

8.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах

В течение года

Учителя предметники

Наличие грамот, дипломов сертификатов и т.п

9.

Работа НОУ

В течение года

Учителя-предметники

Школьная научно-практическая конференция

10.

Участие в школьных спартакиадах

Ежегодно по плану школы

Учитель физкультуры

Протоколы спартакиад

11.

Участие в городских спартакиадах

Ежегодно по плану городских спартакиад

Учителя физкультуры

Справка МГУ «Образование»

12.

Участие в школьных конкурсах и программах

Ежегодно по плану школы

Классные руководители, руководители кружков

Анализ воспитательной работы

13.

Участие в городских творческих конкурсах, программах

Ежегодно по плану: МГУ «Образование», КДМ, Городской отдел культуры, Дополнительное образование

Зам. Директора по ВР, педагог-организатор

Наличие грамот, дипломов и т.п

14.

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах

Ежегодно

педагог-организатор

Наличие грамот, дипломов сертификатов и т.п

15.

Награждение победителей учащихся и педагогов, которые оказывали поддержку

По мере необходимости

Администрация

16.

Оформление портфолио ученика

Ежегодно

Классные руководители 4,9,11кл.

Наличие портфолио

17.

Функционирование стенда «Ими гордится школа»

Ежегодно

Администрация

18.

Организация внеурочной занятости учащихся

ежегодно

Классные руководители

Повышение процента занятости

19.

Просветительская работа с родителями

Ежегодно

Администрация

Протоколы родительских собраний

20.

Освещение достижений учащихся и педагогов в СМИ городского и школьного масштаба

По мере необходимости

Администрация

СМИ

21

Работа совета школы

Ежегодно

Педагог-организатор

План работы совета школы

Развитие внешних связей

Направление

Мероприятие

Срок

Ответственные

Формирование единого пространства для реализации творческих способностей учащихся

1.Организация сотрудничества со следующими учреждениями дополнительного образования детей и учреждениями культуры:

-ДДТ «Остров»;

-музыкальная школа №1;

-филиал №16 ЦБС;

-краеведческий музей

-городской дом культуры

-центр планирования семьи


2.Продолжить сотрудничество:

-пожарная часть №29;

-детская консультация;

-Миасский ГВК;

-ЮОМ УВД

г. Миасса;


3.Продолжить работу по приемственности «Детский сад – школа»

Ежегодно



















Зам. Директора по ВР, руководители творческих учреждений
















Директор, зам. директор по начальной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одаренные дети"

Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов....

Программа "Одаренные дети"

Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная прогр...

Программа "Одаренные дети"

Из опыта работы по программе "Одаренные дети"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...