Программа "Одаренные дети"
материал на тему

Бирюкова Елена Васильевна

Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ПОГРАММА   МОУ – ООШ с. Матвеевка

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

  ОБОСНОВАНИЕ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям.
 Концепция программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования и, сохраняя традиции отечественной педагогики, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности воспитанников.
 Программа «Одаренные дети»  предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанных с ранним выявлением, обучением, воспитание и поддержкой одаренных детей.         Проблема раннего выявления  и обучения талантливой молодежи  - приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства, в общем, района в частности. В качестве экспертизы одаренности учащихся  и средства повышения статуса знаний выступают различного рода олимпиады, конференции, выставки, смотры, конкурсы, активному привлечению учащихся к здоровому образу жизни.

         

Общая характеристика содержания программы

Проблема детской одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. При этом в качестве побочного эффекта возникает множество социально-педагогических проблем у самих детей, что сводит к нулю все полученные преимущества.

Эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям, при этом не направляя их в особую школу или специальный класс помогает программа «Одаренные дети».

Программа «Одаренные дети» в сельской школе содержит простой алгоритм действий педагогов и руководителей образовательного учреждения.
 

Пояснительная записка

Настоящая программа является  результатом обобщения опыта работы, который накоплен педагогическим коллективом МОУ -  ООШ с. Матвеевка за последние годы.

Школьная программа "Одаренные дети" работает в рамках Муниципальной целевой программы "Одаренные дети". Это государственная программа поддержки и развития способных, талантливых детей. Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.

Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

 Школа   использует образовательный потенциал основных и дополнительных образователь ных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

-         активной жизненной позиции, лидерских ка честв, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социаль ной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

-         Физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Программа "Одаренные дети"

Цели программы:

      Выявление и обучение одаренных детей;

      Создание условий для дополнительного образования одаренных детей

      Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

      Создание благоприятных условий для  развития  одаренных  детей

    в  интересах личности, общества и государства.  

 

Задачи:

      Развитие и поддержка способных, талантливых детей;

      Подготовка квалифицированных кадров для работы с  

        одаренными детьми;

      Осуществление мероприятий по  методическому и

        информационному обеспечению    программы. 

      Создание банка данных "Одаренных детей";

 

 

  

Воспитанник нашей школы:

РАСТЁТ, РАЗВИВАЕТСЯ, получает ОБРАЗОВАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ,

занимается СПОРТОМ,

ТРУДИТСЯ, ОЗДОРАВЛИВАЕТСЯ,

становится КУЛЬТУРНЫМ,

КОММУНИКАБЕЛЬНЫМ.

План реализации программы «Одаренные дети»

 

 

Мероприятие

Месяц

Ответственный

Выход

Организационная и нормативно-правовая деятельность

1. 

Подготовка нормативно-правовой документации деятельности

сентябрь

 Бирюкова Е.В.

Козина М.О.

Положение, план работы

2

Разработка программы взаимодействия с учреждениями по вопросам реализации программы "Одаренные дети"

Март-май

 

 Качкина Н.В.

 

 

3

Разработка приказов, положений об организации школьного программы "Одаренные дети"

октябрь

 Качкина Н.В

Проекты приказов, положений, информационные письма

 

Мониторинговая и информационно-аналитическая деятельность

4. 

 

Анализ и обобщение итоговой информации по реализации программы "Одаренные дети"

 

 Апрель- май

  Бирюкова Е.В.

Козина М.О.

Информационные письма

Отчеты, аналитические записки, банки данных

Подготовка годовых отчетов

май

  Бирюкова Е.В.

Козина М.О.

Отчеты

Информационно-методическая деятельность

Информационная поддержка

Ежемесячно

 УО БМО

Материалы

Семинар-совещание по работе с одаренными детьми "Состояние и перспективы реализации программы "Одаренный ребенок"

в течение года

  Бирюкова Е.В.

Козина М.О.

 

Отчеты

 

 

 

 

 

 

  

  

 

 

 Программа работы с одаренными детьми

 

Средства реализации,

цели и задачи

Деятельность участников учебно-воспитательного процесса

Сроки исполнения

Прогнозируемые результаты

Администрация и педагоги

Учащиеся

Родители

Совместная деятельность

 

 

Содействовать проявлению и развитию творческих способностей учащихся

1. Приобщение к художественному творчеству

Организация работы творческих объединений в системе дополнительного образования:

СДК с. Матвеевка, ДЮСШ г. Балаково

Обеспечение участия в Муниципальных конкурсах:

- СДДФ

- конкурс исторических бюллетений и др.

Участие в работе творческих объединений в системе дополнительного образования:

СДК,  ДЮСШ

Участие в Муниципальных конкурсах:

- СДДФ

- конкурс исторических бюллетений и др.

Осуществление связи с руководителями кружков, участие в работе школьных выставок, ярмарок, праздниках, концертах.

Участие в совместных программах в течение года. Проведение творческих отчетов коллективов.

В течение года.

Создание в школе необходимых условий для художественного творчества. Улучшение межличностных отношений всех участников воспитательного процесса. Улучшение результатов деятельности. Повышение общей культуры.

2. Проведение мероприятий познавательного характера.

Проведение школьных предметных олимпиад.

  Организация индивидуально-групповых занятий.

Участие в олимпиадах.

 

 

  

  Посещение индивидуально-групповых занятий.

Посещение мероприятий.

Спонсирование.

 

 

В течение учебного года.

 

 

Интеллектуальное развитие одаренных детей. Раскрытие их умственных способностей.

3. Проведение мероприятий физкультурно-оздоровительного характера.

Организация занятий спортивных секций:

«Волейбол», «Футбол».

 

Проведение спортивных мероприятий:

- областной турнир по Греко- римской борьбе

-«А ну–ка, парни!»

- «А ну-ка, девушки!»

Участие в работе секций.

 

 

 

 

 

 

 

Участие в организации и проведении спортивных мероприятиях.

 

 

Посещение тренировок, участие в работе жюри при проведении спортивных мероприятий.

 

В течение учебного года.

Оздоровление учащихся.

 

 

Воспитание стремления вести здоровый образ жизни.

4. Теоретическое обеспечение образовательного процесса

Включение педагогического коллектива в работу по созданию целевых программ, направленных на развитие познавательной активности учащихся, поднятие престижа знаний.

Работа по совершенствованию программы «Одаренные дети»

Участие в диагностическом анкетировании.

Участие в диагностичес-ком анкети-ровании.

Включение в работу по созданию целевых программ

 

 

 

Работа по совершенст-вованию программы

В течение учебного года

Повышение престижа знаний.

Формирование у учащихся познавательной активности.

 

 

Повышение уровня воспитанности и общественной активности учащихся.

5. Использование возможностей урока для знакомства и приобщения учащихся к народной культуре.

Ведение уроков:

Изобразительное искусство

- Технология (художественная обработка различных материалов, работа с тканью, и т.д.).

Усвоение учебного материала

 

 

В течение года

Пополнение знаний учащихся об истории и культуре своего народа

 

Модель работы с одаренными детьми

МОУ  «ООШ с.Матвеевка»

Формы выявления                          Мониторинг

 одаренных детей:                     развития творческих  

- тестирование;                     способностей учащихся

- анкетирование;

- беседы

ОДАРЕННЫЕ   ДЕТИ

Формы  работы:                                    Олимпиады;

- факультативы;                                    Фестивали;

- кружки по интересам;                       Соревнования;

- элективные курсы                              Турниры;

                                                                Выставки

Организация

индивидуальной

работы

Учебные планы                           Учебники,      

                                                      метод. литература

Изучение и                                   Организация

обобщение                                работы по реализации  

опыта работы                           программы

  МЕТОДИЧЕСКОЕ    ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программы

«Одаренные дети»

Накопление материала           Работа над созданием

повышенного уровня              индивидуальных

сложности                                программ

Результаты работы школы

 по реализации программы «Одаренные дети»

  1. Учащиеся школы на протяжении 5 лет занимают призовые места в Муниципальных, областных   конкурсах:

- 2 место в смотре- конкурсе Уголков боевой славы- 2006 г

- 1 место в «Самом  добром детском  фестивале» в номинации  

   «Национальный костюм» - 2007 год;

- 3 место в «СДДФ»в номинации «Любимая песня моего народа» - 2007 год

- 1 место в «СДДФ» в номинации «Правильное питание»-  2008 год

-  2 место в «СДДФ» в номинации Краеведение – 2008 год

- 2 место в «СДДФ» в номинации «Самый добрый гимн здоровью» - 2008

- 1 место в «СДДФ» в номинации Фотография – 2008 год

- 1 место в конкурсе исторических бюллетеней – 2008 год

- 2 место в конкурсе «Викторина  к Дню защитника  Отечества»

- 1 место в конкурсе «Юннат -2008», номинация «Бахчеводство»

- 3 место в конкурсе «Юннат -2008», номинация «Витаминная кладовая»

3 место в конкурсе поделок по противопожарной безопасности,

- 1 место в конкурсе стенных газет ЦСОН  к Дню Победы,

- 1 место в «СДДФ- 2009» в номинации « Экология»,

- 3 место в «СДДФ- 2009» в номинации «Фотография на Афганскую тему»

- 3 место в  «СДДФ- 2010» в номинации  «Открытка ветерану»

- 1 место в конкурсе Центров патриотического воспитания,

- 3 место в фестивале «Победы негасимый свет»,

- 1 место в конкурсе «Волшебный лобзик»

- 1 место в конкурсе «Чудо-нить»

- 3 место в смотре-конкурсе «Мы приглашаем в наш музей - 2010»                

- 3 место в Областном конкурсе «Мгновения жизни»

- 1 место в Областном фотоконкурсе «Природа вокруг нас»

- 1 место в Открытой Интернет-олимпиаде по физике российского уровня (7 класс)

-- 1 место в Открытой Интернет-олимпиаде по физике российского уровня (8 класс)

- 2 место в Открытой Интернет-олимпиаде по физике российского уровня (8 класс)

- 3 место в Открытой Интернет-олимпиаде по физике российского уровня (8 класс)

- Участие в Международном конкурсе «О чем расскажет Артефакт»- выход в финал

- 2 место в Муниципальных соревнованиях «Весенний кросс- 2009»  

  1. Учащиеся школы на протяжении 5 лет принимают участие в международных игровых конкурсах «Золотое руно», «Британский бульдог», «Русский медвежонок»

«Кенгуру»:

     - 2008 год: Лаврина Светлана – 3 место в регионе

                      Канунникова Анастасия – 4 место в регионе

                      Ёлшина Любовь – 5 место в регионе

- 2009 год: Канунникова Настя, 8 класс- 13 место в регионе «Кенгуру»

                   Елшина Люба, 7 класс - 9 место в районе «Кенгуру»

                   Соколова Кристина, 3 класс 15 место в районе «Кенгуру»

                   Назаров Илья, 5 класс- 13 место в регионе «Золотое руно»    

                   Смирнова Кристина, 6 класс- 13 место в регионе «Золотое руно»    

                   Елшина Люба, 7класс- 16 место в регионе «Золотое руно»

                   Лаврина Светлана, 8 класс- 8 место в регионе «Золотое руно»    

   

  1. На протяжении 5  лет школа держит первенство района по Греко-римской борьбе,

-  выпускник школы Никифоров Алексей заслужил звание    

   «Мастер спорта»;

- Архиреев Александр выполнил нормативы кандидата в мастера  

  Спорта.

  1. На протяжении 2 лет отряд ЮИД «Светофорик» принимает участие в конкурсе «Безопасное колесо»:

- 1 место в номинации «Фигурное вождение», 2010 г.

  1. Команда школы участвовала в Областной экологической акции

     «Желудь - 2010» и заняла 1 место в районе.

  1. 6 выпускников школы учатся в престижных ВУЗах г. Москвы, Саратова, Балакова;

  1. 2 выпускника школы проходили стажировку в Германии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...