Интернет-технологии в работе учителя.
статья по теме

Мостовая Наталия Владимировна

Учителя - люди ищущие. Они всегда в поиске истины, в поиске путей улучшения методов и средств обучения. Выбор методики преподавания в наши дни - это огромное поле деятельности, где каждый сам определяет себе меру затрат сил и сбор урожая сообразно своим способностям, возможностям, фантазии! Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки проведения уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, с редким использованием наглядности в виде плакатов и телевидения, то останется одно очень большое и могучее орудие в борьбе за знания учеников с ними самими (ибо нужно иногда не просто научить, а заставить научиться!), - это Интернет! Всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_noyabr_2012.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет – технологии в работе учителя.

Выступление на педсовете 27.11.2012

Учителя - люди ищущие. Они всегда в поиске истины, в поиске путей улучшения методов и средств обучения. Выбор методики преподавания в наши дни - это огромное поле деятельности, где каждый сам определяет себе меру затрат сил и сбор урожая сообразно своим способностям, возможностям, фантазии! Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки проведения уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, с редким использованием наглядности в виде плакатов и телевидения, то останется одно очень большое и могучее орудие в борьбе за знания учеников с ними самими (ибо нужно иногда не просто научить, а заставить научиться!), - это Интернет! Всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания

В современном образовании важна ориентация на развитие способностей обучающихся через организацию личностно - деятельностного подхода в урочной и внеурочной работе. Обеспечить это старыми традиционными методами невозможно. Необходимы новые педагогические технологии, в том числе технологии, связанные с использованием Интернета.

С применением Интернет-технологий на уроках существенно меняется роль учителя. Теперь он не является единственным источником учебной информации. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи. Часто, для проведения внеклассных мероприятий необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и исторические справки. Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. Вниманию ребят открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и на разных языках.  В этом нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики. Интернет содержит в себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов. Перед учителем ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.

Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет-технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.

Для того чтобы грамотно организовать работу учащихся в сети, учитель сам должен быть компетентен в данном вопросе, что предполагает постоянное самообразование, повышение  квалификации. Участие в сетевых сообществах позволяет педагогам общаться, учиться, решать методические вопросы, творчески реализоваться.

Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении

Современную глобальную сеть вряд ли уже можно представить без блогов, социальных сетей, облака сервисов какой-либо поисковой системы (Яндекс, Google и т.д.), Википедии, и подобных ей ресурсов.

Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (социальные сети: Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги).

Казалось бы, как еще можно применять возможности технологии Web 2.0, причем в целях педагогической практики? На этот опрос есть ряд ответов:

  1. Использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях.
  2. Самостоятельное создание сетевых учебных материалов. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания.
  3. Участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов.
  4. Наблюдение за деятельностью участников сообщества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью.

Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0, наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.

Вывод:

Использование Интернет-технологий позволяет  повысить эффективность учебного процесса, даёт возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более интересным, ярким, а также позволяет выйти на новый, интерактивный уровень обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Интернет-технологии в работе учителя математики"

Анализ возможностей интернет-ресурсов для учителя математики....

Интернет-технологии в работе учителя- словесника: электронная почта, телеконференции, базы и банки данных,Web- страницы

Практико- ориентированные материалы статьи предназначены для работников образования, стремящихся использовать в своей профессиональной деятельности информационные ресурсы сети Интернет...

Педагогический опыт учителя иностранного языка "Инновационный потенциал урока английского языка: интернет технологии как средство обучения школьников"

Данный педагогический проект представляет новый взгляд на использование информационно - коммуникационных технологий обучения, а именно, интернет - технологий как "инструмента" развития коммуникативной...

Интернет-технологии в работе учителя-словесника.

выступление на городском методобъединении учителей русского языка и литературы г.о.Жуковский...

Интернет-технологии в работе учителя-словесника.

презентация к выступлению на ГМО учителей гуманитарного цикла...

Интерактивные методы и интернет технологии в воспитательной работе

Обобщение опыта работы куратора по теме: Актуальные аспекты воспитательной работы с учащейся молодежью по формированию основ безопасности жизнедеятельности и ответственного отношения к здоровью с испо...

Мастер-класс «Учитель учителей» на тему «Использование Интернет технологий на уроках информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся»

 Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание ...