Критерии эффективности воспитательного процесса
статья по теме

Грязнова Ольга Николаевна

Выступление на МО классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании методического объединении классных руководителей МОУ ООШ с. Старое Дубовое, октябрь, 2009 г

Критерии эффективности воспитательного процесса

Та школа, которая не живёт после уроков, не может гарантировать правильного нравственного развития детей. Хорошая школа - это целый мир совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети воспитываются в деятельности. Главное - опираться на актуальные потребности детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба.

Главное понятие педагогики - воспитание. В научной педагогике есть только одна основополагающая категория - воспитание, она выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики - состоит в развитии сущностных сил ребенка, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность.

В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье "Ответственность школы за воспитание детей" предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

  1. Воспитание - это органическая часть целостного "образования личности", оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.
  2. Процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.
  3. "Реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.
  4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Педсовет Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса

О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители...

Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."

Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...

Методическая разработка «Метод диагностики, как средство эффективности воспитательного процесса»

В данной разработке приведены примеры существующих методик диагностики воспитательного процесса, которые по моему мнению может использовать классный руководитель при изучении личности учащегося....

Семинар «Мониторинг эффективности воспитательного процесса»

Цель семинара: повышение уровня компетентности классных руководителей в области мониторинга воспитательного процесса.План работы:Теоретические аспекты рассматриваемой темы.Знакомство с диагностическим...

«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...

Мотивация ученика как ключевой критерий эффективности учебного процесса

Не секрет, что на становление и формирование личности большое влияние оказывает школа.  Меня, как молодого учителя и как будущую маму, волнует вопрос воспитания и образования детей. Сегодня в эпо...