духовность
методическая разработка по теме

Усикова Марите Вацлово

духовность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnost.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания:  

                                    быть или не быть Российскому государству.

           Сегодня общеобразовательная школа осуществляет свою деятельность в сложнейших социально-экономических условиях, в условиях кризиса в политике, экономике, социальной сфере и общественном сознании. В условиях борьбы за своё собственное существование школа как никогда призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создают условия для воспитания, развития и самореализации личности. Нельзя не считаться с духом времени. Настала пора направить усилия школы и общества на поиски путей преобразования духовного мира подрастающего поколения через приобщение школьников к богатствам русской национальной культуры.

         Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

        Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

           Проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения   в настоящее время является актуальной.   Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и  духовно-нравственное. Просвещённый, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется  в  его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

           Духовно – нравственное воспитание призвано развивать творческие способности детей.  

      Тема школы

Одними из направлений духовно-нравственного воспитания являются:

-  Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

-  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

         Мне кажется, что о проблемах духовно-нравственного развития человека нужно говорить на любом уроке. Воспитывать можно через любой предмет – историю, литературу, физику, химию (конечно, не в ущерб тем знаниям, которые необходимо давать на уроках литературы, физики, химии). Ведь нашим детям – сдавать ЕГЭ, и сокращение части учебной программы может привести к перекосам.

          Стоит вводить уроки, где учитель, например, химии говорит с учениками

 не только о законах физики, но и о тех ученых, которые занимались и занимаются

 этой наукой. Ведь сегодня насмешки над «ботаниками» - теми

 старшеклассниками, которые хорошо учатся, стали обычными.

 Эти ребята стремятся хорошо учиться, но не хотят, чтобы их

считали «ботаниками». 

Классический пример: «Периодическая система элементов приснилась Д.И.Менделееву во сне.Но мало кто знает, что он был стороннтком изнуряющего стиля в работе, всем доказывал, что нпрерывные, долгие и упорные усилия необходимы, даже если это вредит здоровью. В его трудолюбии, терпении и упорстве была какая-то богатырская русская былинность. И когда его называли гением, он морщился, махал руками и ворчал: « Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гением…»

 Студенты не просто любили Д.И.Менделеева, они боготворили его. Экзамены сдавать ему было трудно. Когда они принимали вдвоем с Бутлеровым, к Бутлерову очередь, а к Менделееву идти робели. И все-таки очень любили его. Импонировал его убежденный демократизм. Однажды на экзаменах( студенты вызывались по алфавиту) один студент подойдя к столу, представился: « Князь В»

    - На букву К я экзаменую завтра, -резко ответил Менделеев

Именно его попросили студенты передать петицию-протест, адресованную правительству. Менделеев отвез ее министру Делянову, который вернул петицию с надписью: « По приказу Министра Народного Просвещения прилагаемая бумага возвращается Действ. Стат,Сов. профессору Менделееву, так как ни министр ни кто либо из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги..». Тогда он ушел из университета. Последние слова его, произнесенные с кафедры, были: «Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству различных  причин». Понимал, что аплодисменты эти грозят его молодым слушателям новыми карами.

 Менделеев прожил большую, сложную жизнь. Солидный, известный профессор, отец семейства, влюбился вдруг в девушку, студентку, мучался, плакал, понимал всю безрассудность этой страсти, приговаривал себя не видеть ее, а сам тоскуя, четыре года писал ей письма и не отправлял, складывал в ящик, где хранил завещание. Убегая от самого себя, поплыл в Африку.» По дороге я хотел упасть с палубы парохода в море», - признался он потом. И вместо Африки примчался к ней в Рим, понял: иначе умрет.

                                            Л О М О НО С О В    М.В.

В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын тёмного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый некой неведомой силой, вдруг все бросает и пешком идёт в Москву учиться.

Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с 10 лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился вовсе не сын бедного, тёмного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом и известностью. Василий Ломоносов содержал лодки, на которых перевозил по морю казённую и частную кладь, так что называть Михаилу Васильевича крестьянским сыном можно лишь с некоторыми оговорками. И наконец, в Москву пришёл вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. То есть явление Ломоносова в Москву – это не некая игра судьбы, не счастливая случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьёзное отражение некоего сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.

Другой неосознанный миф можно назвать самодеятельным, поскольку он невольно возникает в сознании каждого, кто познакомился хотя бы с перечнем трудов Ломоносова в энциклопедическом словаре. Его разносторонность и огромность сделанного им подсознательно рождают уверенность в его научном долголетии. Между тем Ломоносов умер рано: ему не было 54 лет, а самостоятельным научным творчеством занимался всего 24 года. Сравнения неуместны по отношению к людям масштабов Ломоносова, но всё-таки в истории мировой науки не много можно найти примеров подобной творческой интенсивности.

Мифологичность есть и в том, что вся жизнь Ломоносова, с давних пор приглаженная и «причёсанная» некоторыми дореволюционными биографами, представлялась довольно благополучной и даже безмятежной. Да, была и благосклонность Елизаветы, и защита Шувалова, но человек этот за короткий свой век отведал из всех чаш горестей, столь щедро поивших затем его великих потомков – от Радищева до Менделеева. Он, ставший ещё при жизни воплощением русской культуры, испытал на себе все возможные виды унижений и умалений этой культуры. Он получал подмётные анонимки, как получал их потом Пушкин. Его травила церковь, как травила она многие десятилетия спустя Льва Толстого. Его труды высмеивались, как высмеивались гениальные откровения Лобачевского. Сколько сил потратил он на борьбу с иностранным засильем в русской Академии наук, на борьбу с тайными союзами бездарностей, которую продолжал Бутлеров!

Над ним издевались монархи и ненавидели монаршие холопы, как издевались и ненавидели они славнейших сынов нашего Отечества. Даже больше: как напоминают штрихи его жизни судьбу других великих учёных других стран и других времён! Сколько изобретательности, ума и времени потратил Леонардо да Винчи на создание всевозможных увеселений для своих сиятельных патронов! Сколько трудов Ломоносова в блеске елизаветинских балов с их бесконечными иллюминациями и фейерверками! Супруга лорда Дэви вошла в историю только потому, что она унижала молодого Фарадея. Кто, зачем и почему вспоминал бы сегодня Шумахера, Эпинуса, Теплова, Гришова, Миллера, всех этих лилипутов, старавшихся связать великана, а коли связать не удастся, поелику отравить ему существование?

Всю жизнь работал на пределе, теперь сказали бы «на износ». В Москву приехал, не имея в городе ни единого знакомого, спал зимой на возу с рыбой, голодал, потому что денег не было вовсе. Потом, когда начал учиться, просиживал за книгами не часы – сутки. Экономил на всём. Из дроби делал палочки свинцовые – ими писал. А то шли с приятелями на московские пруды дёргать перья у гусей, чтобы не тратить лишнего. Ведь все его «жалование» во время учёбы – 3 копейки в день, а богатый отец решил, что возьмёт его измором: денег не посылал и настоятельно требовал его возвращения домой. Недоедал в молодости постоянно. Меню в Германии – «из нескольких селёдок и доброй порции пива». Летом 1743 года (за два года до избрания академиком!) писал в Академию наук, что «пришёл в крайнюю скудость». «Нахожусь болен, и при том, не токмо лекарство, но и дневной пищи себе купить на что не имею, и денег взаймы достать не могу».

Став уже признанным, окружённый почётом (раз даже сама государыня Екатерина – подумать только! – осчастливила визитом!), привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстёгнутым воротом, в китайском халате мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».

Ломоносов рано постарел, потучнел, подорванное в молодости здоровье часто изменяло ему. И умер он в общем-то от пустяковой весенней простуды. Сидящему у его постели академику Штелину сказал: «Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, чего все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною…» Потрясённый известием о смерти Ломоносова, Семён Порошин, воспитатель 10-летнего Павла I, поспешил во дворец, чтобы сообщить наследнику российского престола о столь печальном событии.

– Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал, – бросил в ответ курносый мальчик.

                        С Е Р Г Е Й     Л Е Б Е Д Е В

Впереди шёл человек со справкой. Кто-то предусмотрительно посоветовал обязательно взять справку на случай милицейского любопытства. За ним с торжественностью траурного лафета двигалась маленькая процессия. Закутанные в шубы люди гордо несли автомобильную покрышку. Переходя на язык русских сказок, надо сказать, что покрышка была не простая, а золотая. Вернее, вчера она, купленная за доллары и фунты, была золотой, а сегодня родилась первая автопокрышка ленинградского завода «Красный треугольник», выпущенная из первого советского синтетического каучука – СК, полученного по способу академика Сергея Васильевича Лебедева. Случилось всё это морозной ночью в начале 1931 года.

Серёжа Лебедев родился в 1874 году в Люблине в семье священника. В детстве родители отмечали мирный нрав его, неребячью совсем солидность и молчаливость. Никто не помнил, чтоб затеял он, к примеру, драку, все думал, мечтал. (Очень хотел летать и однажды, одинокий, в большом заросшем саду горячо молился, чтобы бог дал ему крылья…) Сосредоточенная молчаливость и созерцательная мечтательность остались с ним на всю жизнь. Плохо знавшие его люди считали Сергея Васильевича человеком неприветливым; гордая, назад закинутая голова, казалось, определяла высокомерие, а он был очень скромен и болезненно застенчив…

Одинаковых талантов нет, это ясно. Но выдающиеся учёные в большинстве были люди всё-таки одержимые, страстные. Лебедев на работе (много лет он занимал кафедру химии в Военно-медицинской академии) никогда не нервничал. Самое гневное его осуждение: «Это нехорошо». Если ему что-то не нравилось, начинал с непроницаемым лицом тихонько посвистывать. Иногда он работал до 4-5 утра каждый день, но вообще это для него не характерно. «Он умел отдыхать», – вспоминала Анна Петровна. Лежал, разглядывал букашек, разбирал по лепесткам цветы, на Кавказе наловил черепах, устроил им загончик и часами наблюдал их сонный мир. Любил путешествовать. Сторонний наблюдатель назвал бы его человеком апатичным, даже ленивым. Сам Лебедев признавался: «Мне химии в лаборатории довольно. Когда я прихожу домой, я хочу отдохнуть. А отдыхаю я, когда смотрю красивые вещи».

К своему СК Лебедев шёл многие годы. Первое сообщение о полимеризации дивинила датировано маем 1910 года. Он получил тогда 21 грамм дивинила. Конкурс, объявленный ВСНХ в 1926 году, требовал представить не позднее 1 января 1928 года два килограмма, не считая схемы заводского получения. Два года группа из семи химиков во главе с Лебедевым билась, чтобы к новогодней ночи сделать себе самый дорогой подарок: мягкую коврижку цвета липового мёда с резким, противным запахом – первый СК. 15 февраля 1931 года – его звёздный час – первая выгрузка двух заводских аппаратов с СК. Сергей Васильевич вошёл в цех последним, поднялся по металлической лесенке на верхнюю площадку, дал знак открывать аппарат и застыл, откинув назад голову… Перед тем как в ноябре М. И. Калинин вручал ему орден Ленина, Лебедев писал:

«Участие в этой работе есть награда, так как величайшее счастье – видеть свою мысль превращённой в живое дело такой грандиозности…»

                           Б У Т Л Е РО В       А. М.

       

Вот послушайте, что произошло с Бутлеровым.

Однажды, во время путешествия по Европе, он ожидал на почтовой станции дилижанс.  Дело было на границе Италии, вечером. Чтобы скоротать время, Александр Михайлович зашел в кафе. На ярко освещенной витрине большими буквами было выведено название кафе — «КОМА», то есть по-русски— «Рим».

Сидя за столиком и с удовольствием попивая душистый горячий чай,

Бутлеров взглянул на окно. Из кафе слово, написанное на стекле витрины,

читалось наоборот — «АМОЯ». И, хотя латинская буква «К» казалась теперь

русским «Я», Александр Михайлович прочитал слово по-латыни — «АМОК», что значит — «любовь». Такая неожиданная перемена смысла слова показалась ему забавной, он улыбнулся, но тотчас забыл про «КОМА — АМОЯ», погруженный в другие думы.

Однако потом в дилижансе, перебирая в памяти события дня, Бутлеров вспомнил, как забавно изменился смысл слова, когда буквы расположились в другом порядке. Тут вдруг его осенило, и... он открыл тайну органических молекул! Где? В дилижансе. Как? Внезапно. Под стук колес.

Вы скажете, как же это так — вдруг? Очень просто — наитие. Снизошло: Менделееву — во сне, а Бутлерову — наяву.

Правда, писатель, поведавший эту историю, говорит, что Бутлеров много и упорно думал о тайне органических молекул. Так что из того, что думал? Открытие произошло все-таки внезапно, благодаря счастливому случаю. Не зайди Александр Михайлович в кафе — и тайна органических веществ, может быть, еще долгое время оставалась бы нераскрытой. –

                              Г У Б К И Н

У Ивана Губкина простое, скуластое крестьянское лицо, он весь крепкий какой-то, ладный. И смотрит со всех фотографий прямо, просто, честно. Это характерная черта его натуры – ясная прямолинейность. Не любил, не мог подделываться, поддакивать, поэтому никогда прошлого своего не стыдился. В семинарии, когда написал стихи про фискала, директорского холуя, ведь знал, что озлятся, что его, сына муромского бедняка, за такую вольность взашей могут, а не признаться не мог, сам директору сказал:

– Ну что дурака валять, я написал стихи. Никого не трогайте. Что хотите, то со мной и делайте.

Не пошёл работать к Нобелю, знал – это хищник, что ему до русских богатств, а ведь как звали и обещали платить неслыханно. И взятки бакинских нефтяных «королей» тоже отверг, игнорировал славословные банкеты, и нечего было «королям» делать, как только подкупать почтмейстеров, чтобы вскрывали его пакеты да выписывали строчки из донесений в петербургский Геологический комитет. Осенью 1917-го в Америке гордо бросил в лицо клеветникам своей новорождённой Родины: «Над Россией взошло солнце новой жизни, солнце нового мира. Труженики отныне сами будут управлять своей судьбой, своим трудом и жизнью…»

Потом американские коллеги растерянно и недоуменно спросили его:

– Кто вы, депутат русского парламента?

– Я просто геолог, – ответил он, потому что для него геолог был неотделим от гражданина.

И так же просто и ясно ответил он, когда на собрании партячейки в марте 1921 года задали ему вопрос:

– Почему вы решили вступить в партию?

– Я учёный, – ответил он. – Моё место в партии, которая двигает вперёд жизнь…

Стал уже. общеизвестным, хрестоматийным великий санный путь в науку Михаилы Ломоносова. Но вот перед нами подвиг воли почти современника, нынешним студентам если не в отцы, то в деды годящегося Ивана Михайловича Губкина. Будущий вице-президент Академии наук, всемирный нефтяной авторитет, равного которому не было и, увы, нет до сего дня, начал-то с сельской школы, с уездного училища, прошёл ужасы семинарии в Киржаче и сам преподавал грамоту деревенским ребятишкам в знаменитом селе Карачарове, где когда-то сидел на печи легендарный Илья Муромец тридцать лет и три года. А будучи уже петербургским студентом, всегда чувствовал, для инженерной братии он «плебей», с горечью называл себя «белой вороной». И всё-таки шёл вперёд, стремительно одолевая все препятствия. Поистине богатырское, от легендарного земляка унаследованное, неистребимо упорное желание знаний сидело в нём.

Он был нефтяником-теоретиком, нефтяником-практиком, нефтяником-патриотом. Он называл Баку своей второй родиной и знал здесь каждую пядь земли. Он работал в Грозном, а затем, гениально сопоставив данные своих наблюдений, открыл новый тип нефтяных месторождений в Майкопе. Отгремят бои революции, и он даст новой власти железную руду Курской магнитной аномалии, отыщет запасы горючих сланцев, предскажет нефтеносные районы на Урале, на Волге, в Туркмении, в Сибири, под топью северных болот. Он действительно видел сквозь землю, этот скуластый человек в простых круглых очках. Он будет уже стариком, когда воплотят в явь его мечты: потечёт «чёрное золото» Чусовой, Туймазы, Ишимбая, Бугуруслана,Альметьевска,Небит-Дага.

          При изучении темы по химии 10 класса «Одноатомные спирты» особое внимание уделяю вопросу о вреде алкоголя, на формирующийся организм подростка, рассматривается его негативное влияние на развитие умственных, физических и физиологических способностей подрастающего организма, о негативном влиянии на формирование психических и эмоциональных способностей человека.

         Решаем задачи на уроках химии связанных со здоровьем человека. Например, тема «Массовая доля» химия 8 класс: При отравлении лекарственными средствами или ядовитыми растениями (грибами) желудок следует промыть 0,1%- ным раствором перманганата калия (марганцовки). Сколько воды и перманганата калия необходимо взять для приготовления 150г такого раствора? или например задача в теме «Относительная молекулярная масса» При неполном сгорании топлива и других веществ, в частности табака, образуется угарный газ СО, вызывающий кислородное голодание, блокируя гемоглобин крови. Вычислить относительную молекулярную массу этого вещества. Кроме того выполняем химические эксперименты «Влияние тяжелых металлов на белки», выясняем состав чипсов и их влияние на организм, определяем качественный состав продуктов и др. Задачи стараюсь подбирать с экологической проблемой, чтобы вызвать у ребят интерес и задуматься над проблемой, например: Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)?

          Такая работа формирует ценностное отношения к здоровью и здоровому образу жизни заставляет задуматься о сохранении своего здоровья, развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает детей правильному поведению и деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.

          Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

                      Сказка о двуличном Алюминии

    Жил да был на свете хитрец-наглец по имени Алюминий. Его владения находились между двумя могущественными королевствами. Одним королевством правил молодой жизнерадостный король Натрий. Все в его королевстве было голубым: чистое голубое небо, глубокие прозрачные голубые озера и реки, голубые цветы благоухали на голубых полях. И жили в королевстве голубоглазые веселые и добрые люди. Работалось и жилось в королевстве легко, свободно, радостно. А это вызывало сильную зависть у правительницы другого королевства – Серы. Она вся пожелтела от зависти и злобы, порой даже начинала плавиться от внутреннего жара или гореть лиловым пламенем. Наконец ее терпение лопнуло после одного пышного празднества, устроенного Натрием в честь рождения сына, и Сера объявила войну Натрию.

    Натрий, никогда и никому не желавший зла, по характеру мягкий, как воск, хоть ножом его режь, не был готов к войне. Он обратился к Алюминию: «Помоги, ведь мы с тобой из одного семейства – металлов». Алюминий согласился, но решил устроить так, чтобы оба войска перебили друг друга и он завладел бы и тем, и другим королевством.

    И грянул бой (демонстрация реакции нейтрализации). Войска Натрия и Серы сражались, не жалея сил, выделяя огромное количество теплоты. А Алюминий со своим войском все выгадывал удобную позицию: если побеждало войско Натрия, он стремился быть в его гуще, если одерживало верх войско Серы, он перекидывался на его сторону. Наконец и Натрий, и Сера поняли хитрость и двойственность замыслов Алюминия. Оба послали самых сильных воинов с приказом уничтожить негодяя и предателя.

    Алюминий увидел, что с двух сторон к нему стремительно приближаются два всадника. Вскоре два копья с силой вонзились в его безвольное тело.

Сказка – ложь, да в ней намек,

Элементам всем урок.

Коль металл ты – не стесняйся,

В бой с кислотами бросайся.

Пусть погибнешь ты в бою –

Славу я тебе пою!

Быть опасно амфотерным,

Лучше быть семейству верным,

А не то, как Алюминий,

Ты в бою бесславно сгинешь.

            Химическая сказка "Хлорид натрия"

    В некотором царстве в некотором государстве жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего пошел тот спор, уже никто и не вспомнит, верно только, что одно семейство осуждало другое по образу жизни.

   В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому        Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались восстановителями, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их окислители-грабители.

        Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и CI(Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно.

         Натрий жил в доме под номером 11и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он былдостойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий, Но о дружбе узнали их семейства. Na заперли в сейфе, в банке под керосином, а Сl запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!». Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.

         Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить их от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при

нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на амфотерной территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.

           Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал катионом, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в анион. Связь между ними стала называться ионной, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль).

                 При изучении темы « Силикатная промышленность»

Одно из письменных упоминаний о Гжели относится к 1328 году. Это духовная грамота — завещание московского князя Ивана Калиты, по которому он отписывает Гжель своему старшему сыну Семёну. Собирался тогда князь в Золоту. Орду, не знал, быть ли живу, и путь его лежал по Большому Касимовскому тракту мимо Гжели… а в 1663 году в Гжели были обнаружены удивительные глины, когда царь Алексей Михайлович издал указ «О приискании глины для аптекарских и алхимических сосудов».

При Петре Первом гжельские глины брались для изготовления кирпича, керамических плиток, а с середины 18 в. гжельские глины были признаны пригодными для изготовления фарфора. Кто хотя бы раз видел гжельский фарфор, тот уже никогда не спутает его с другим. Истоки этого огненного ремесла уходят в глубину веков, и не случайно название «Гжель» созвучно со словом «жечь».

Сначала Гжель была гончарной. Славилась и гжельская майолика с росписью по сырой необожженной эмали. Хранят и сейчас сочность красок расписанные желтым, зелёным, фиолетовым по белой эмали молочники, кувшины, братины, квасники.

    Произведения народных мастеров отличались тонким мастерством, безупречным вкусом. На смену майолики пришёл полуфаянс. Посуда, изготовленная из белой керамическоц массы, была толстлстенная, тяжёлая. Позднее было освоено производство изящного и тонкого фаянса.

         Первая половина 19 в — время расцвета фарфорового производства Гжели. М. В. Ломоносов писал о высоком качествегжельских глин. Исследовал эти глины и создатель русского фарфора Д. И. Виноградов, выбра две из них, «которые годны быть порцеллиновому делу», а именно глину песчанку — чернозёмку и глину мыловку — жировку белую. Гжельскую глину вводили в фарфоровую массу, приготовленную по рецепту Д. И. Виноградова, и она придавала фарфору синеватый или чуть желтоватый оттенок, что выгодно отличало его от белого холодного цвета европейского фарфора.

Мы говорим — глина. А что такое глина с точки зрения химии — заглянем в словарь. Глина — это группа осадочных горных пород, способных образовывать с водой пластичную массу, которая после высыхания сохраняет приданную ей форму, а после обжига приобретает твердость камня. Глины состоят из глинистых минералов, например, каолинита — Al2O3* 2 SiO2 * 2 H2O, примесей других минералов.

  В те времена почти половина всех фарфорово-фаянсовых предприятий России были сосредоточены в Гжели, где выпускались чудесные изделия, выполненные в духе русских народных мотивов — аналогичные изделия вы можете сегодня увидетьи на на нашей небольшой выставке. Роспись изделий производилась и производится сейчас «кобальтом». «Кобальт», или «шмальта» — это молотое стекло синего цвета, к которому во время плавки было добавлено соединение кобальта. Так возникла традиция гжельского фарфора, этого самобытного искусства, где синие травы и цветы то сплошь заполняют белый фон, то гибкой линией оплетают изделие, подчеркивая его округлую форму.

Задание: Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия, Уравняйте его методом электронного баланса.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или  политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании»)

           На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую  или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

          Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния,  которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.  

          Духовность нельзя обрести, выучив урок. Её нельзя воплотить в душу человеческую, проведя количество воспитательных мероприятий. Её нельзя привить искусственно. Духовность формируется образом жизни, как отдельного человека, его семьи, школы, так и целого государства.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

"Духовное наследие" - акция по духовно-нравственному воспитанию.

Акция "Духовное наследие" - это пример использования интерактивных форм в организации воспитательного пространства в школе....

Сердце - духовный аспект сознания или зависимость духовно-нравственного воспитания человека от развития сердечного чувствознания в контексте новых научных достижений

Данная работа предназначена для учащихся старших классов и преподавателей с целью расширения мировоззренческих представлений о внутреннем мире человека. Материалы презентации будут полезны учителям ес...