материалы для классных руководителей
методическая разработка по теме

Ходунова Наталья Васильевна

Разработки тематических заседаний МО классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Не плачете, не ноете вы нудно,
Хоть и кренится иногда Земля.
Как давит вам на плечи ваше «трудно»,
Подруженьки мои – учителя.

Ни дня покоя. О себе забывши,
Ведёте души детские вперёд,
И нет у вас одной минутки лишней,
А есть у вас тяжёлый груз забот.

Тетради, культпоходы, совещанья,
Заброшен дом… Мы это вам простим.
Горите вы, путь в завтра освещая,
И факел в вашем сердце негасим.

Век скоростей. Мчит время оголтело,
Попробуй-ка поводья отпусти!
И нету силы бросить своё дело,
И нету сил свой тяжкий воз везти.

Седеющие, с юными сердцами,
Не знающие праздного житья,
Боитесь оценить себя вы сами –
Так вам за жизнь пятёрку ставлю я!

Сердца людские, бейтесь и стучите,
Чтоб главный подвиг в жизни совершить.
В любом из нас всегда живёт учитель
И учит честно и красиво жить!

  1. ПОЛОЖЕНИЕ О МО
  2. ВЫБОРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕКРЕТАРЯ.

Тема МО:

Формирование интеллектуального и творческого потенциала учащихся на основе личностно- целевых приоритетов в условиях современной  школы, повышение профессионализма педагогов.

  1. БЕСЕДА ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

  1. Темы заседаний МО «Назначение функции классных руководителей в современной школе». "Формирование воспитательной системы классного коллектива". «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний». «Современные педагогические технологии». "Роль семьи  в развитии моральных, нравственно - этических качеств ребенка". Новые формы работы с родителями. Педагогический совет по воспитательной работе ««Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и сохранение их здоровья в культурно-образовательном пространстве школы». Круглый стол «Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов». Воспитательные системы классных коллективов (презентации). Смотр - выставка «Портфолио класса как оценка деятельности классного коллектива».
  1. Создание «Копилки классного руководителя».
  2. Анализ проведения классных часов и внеклассных мероприятий за 1 четверть.
  3. Отчет классных руководителей по темам самообразования.

4. АНКЕТА «Определение уровня успешности педагога»

1. Дети слушают мои рассказы с удовольствием, как зачарованные.

2. Я сама очень любознательна.

3. Я внимательна к людям.

4. Я ощущаю себя счастливым, радостным человеком.

5.Я не испытываю внутреннего сопротивления, когда нужно подолгу задерживаться с детьми в школе.

6.Я с удовольствием принимаю участие в школьных праздниках и  вечерах.

7.Я не очень сильно устаю от детей. Они заряжают меня, мне с ними интересно и весело.

8.Я люблю свой предмет и тщательно и любовно собираю любые материалы, которые могут помочь мне в работе.

9.Я могу относиться к ученикам с уважением, ровно, не показывая своего негативного отношения ни к одному из них.

10.Домашняя подготовка к урокам не вызывает у меня нервозности и острого нежелания заниматься этим.

11.Я не паникую, если администрация посещает мои уроки, и умею слышать замечания и делать правильные выводы.

12.У меня хватает сил ровно и хорошо относиться к своим домашним. Я не срываю зло на своих детях.

13.Я  люблю читать книги по предмету, по психологии, педагогике, мировую классику.

14.Ничто не радует меня так, как хорошая  музыка.

15.Я умею сохранять и распределять силы в течение рабочей недели.

16.Я не люблю делать монотонную, однообразную работу.

17.Я умею увлекать своей жизнерадостностью, весельем, упорством всех учеников.

19.Я постоянно с ребятами придумываю что-то новое, и они не отстают от меня.

20.Мы вместе с ребятами ходим в походы, ставим спектакли, отмечаем дни рождения.

21.Я уже в июне жду сентябрьской встречи со своими учениками.

22.Выпускники относятся ко мне как ко второй маме и готовы всегда помочь мне и принять помощь от меня.

23.Люблю ли я частицу «не»?

24.В основе моего мироощущения и мировосприятия лежит состояние счастья и радости.

25.Я стараюсь на каждом уроке находить новые ручейки, дорожки, тропинки для объяснения учебного материала.

26.Для меня дифференцированный подход к учащимся заключается в настоятельном желании понять каждого своего ученика, знать о нем как можно больше, поддерживать с ним доверительные отношения, помогать ему в выборе пути, в движении к успеху.

27.Я стараюсь никогда и ни о ком не говорить плохо.

28.Я поддерживаю общение со своими выпускниками.

29.Я очень тепло отношусь к своей школе и рассказываю о ее достоинствах и достижениях.

30.Я уважительно отношусь к школьным наградам и люблю награждать детей за всякий успех.

31.Я очень волнуюсь, когда провожу открытые уроки, но после их окончания испытываю чувство удовлетворения.

32.Я с уважением отношусь к своим коллегам по школе.

33.Я уважаю мнение каждого ребенка, его интересы и мнение детского коллектива.

34.Я никогда не иронизирую над детьми.

35.Я добросовестно выполняю поручения администрации.

36.У меня есть устойчивые творческие интересы вне школы.

37.Самообразование является моей сильной стороной.

38.Я умею ставить и видеть цели.

39.Я вместе с ребятами планирую совместную деятельность.

40.Я умею замечать и поощрять детские успехи.

41.Я умею создавать условия для раскрепощения детей, раскрытия их талантов и способностей.

5. Беседа по сценарию юбилея. Будут ли учителя петь песню?

6. По спискам выпускников.

7. По украшению зала и форме проведения праздника. (шары, флажки)

8. Этот хлеб недопеченный,
Недоваренную кашу -
Недоделки нашей кухни
Отдаем на кухню Вашу.
Мы надеемся на Ваше
Хлопотливое проворство,
Мы сдаем сырье, и только
Полагаемся на Вас.
Это Вы должны добавить,
Чтобы вышло в самый раз,
Мед добра и соль упорства.
Сколько же отцов упрямых
Скажет Вам в нелепом споре:
"Здесь прибавить надо соли,
Да, учительница, соли!"
Материнские советы
Будут те же год от года:
"Добавляйте больше меда,
Да, учительница, меда!"
Всевозможное начальство
Спустит Вам свои приказы:
"Больше масла!",
"Влить водички!",
"Все, что надо, сделать сразу!"
Запаситесь же отвагой
И свою держите марку.
Подходите к делу смело -
Не пойдет оно насмарку.
Чтобы хлеб - на удивленье!
Наилучшие коврижки -
Из отъявленного плута,
Из любого шалунишки.



Предварительный просмотр:

1 методическое объединение классных руководителей

Тема «Классный час – ведущая форма деятельности классного руководителя»

ВЫБРАТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МО И СЕКРЕТАРЯ, ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ГРАФИКОМ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ.

СДЕЛАТЬ ЧАСТИЧНЫЙ АНАЛИЗ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Цель методического объединения сегодня – дать установку на использование различных форм и методов при подготовке и проведении классных часов.

  1. Задачи МО:
  1. проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе
  2. разработать проект организации классного часа
  3. наметить пути освоения классными руководителями различными методами и формами проведения классных часов

  1. Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Обычно классный час проводится в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя элементы викторины, игры, конкурса и другие формы воспитательной работы. На этом методическом объединении мы поговорим о структуре и формах проведения классного часа.

  1. Классный час выполняет 3 функции:
  1. Просветительская функция заключается в том, что учащиеся получают определённые знания по эстетике, психологии, литературоведению и т.д. Предметом классного часа могут быть различные сведения о событиях, происходящих в мире, т.е. любое явление социальной жизни.
  2. Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определённого отношения к объектам окружающей действительности, выработке у них понимания и принятия настоящих материальных и духовных ценностей.
  3. Направляющая функция предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни учащихся, их поведение, постановку жизненных целей. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Год семьи» может завершиться принятием такого решения, как проведение в классе   совместного мероприятия с родителями.

  1. Тематика классных часов многообразна. Темы классных часов отражены в планах воспитательной работы классных руководителей. При составлении плана важно придерживаться принятой в школе системы классных часов. Работая по системе, можно последовательно развивать у учащихся различные качества, навыки общения и т.д., поскольку тематика классных часов предусматривает ознакомление школьников с различными аспектами жизни в зависимости от их возраста.

  1. Итак, часы общения в классом могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам. На таких классных часах у школьников формируется определённое отношение к родной стране, труду, общению в кругу сверстников и со взрослыми, к родителям и самим себе.
  2. Проблемам науки и познания. В данном случае целью классных часов является выработка у учащихся правильного отношения к учёбе, науке и т.д.
  3. Эстетическим проблемам. В процессе проведения таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями в эстетике: учатся видеть прекрасное в природе, искусстве, развивают свой творческий потенциал.
  4. Вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к различным политическим событиям, происходящим в мире, воспитывать чувство ответственности за  действия нашей Родины, учить радоваться её успехам на международной арене. Подобные классные часы должны проводиться в зависимости от насыщенности года различными политическими событиями.
  5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни.
  6. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания учащихся.
  7. Проблемам экологии. Необходимо научить школьников ответственному отношению к окружающей природе. В начальной школе на подобных классных часах проводятся беседы о животном и растительном мире.  
  8. Общешкольным проблемам. На этих классных часах проводятся беседы о значимых событиях школьной жизни, отмечаются  календарные праздники и значимые в жизни класса события.

  1. Организация классного часа:
  1. Классный час начинается с психологической подготовки учащихся к разговору.
  2. Тема классного часа пишется на доске. Также рекомендуется написать или озвучить проблемные вопросы, которые будут обсуждаться на классном часу. Можно использовать цитаты их книг.
  3. На классном часу ученики могут рассаживаться  по своему желанию, поскольку классный час – это неформальное общение преподавателя с учениками.
  4. Необходимо придерживаться демократического стиля общения
  5. Создание ситуации успеха для учащихся независимо от их успехов или неудач в учебной деятельности
  6. Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:
  1. Определить тему и методы проведения классного часа, место его проведения
  2. Составить план классного часа
  3. Вовлечь в процесс подготовки и проведения классного часа учащихся, по необходимости распределив задания между ними
  4. При проведении классного часа необходимо учитывать возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития
  5. Недопустимо превращение классного часа в монолог учителя!

  1. Анализ посещённых классных часов

«Анализ планов воспитательной работы и посещённых в сентябре-октябре классных часов показал, что педагоги нашей школы используют разнообразные формы и методы проведения классных часов:

- разнообразна тематика классных часов

- включены в планы воспитательной работы классные часы, направленные на стимулирование процессов самопознания и саморазвития учащихся

- большинством классных руководителей на классных часах создаётся комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности, способствующая самовыражению учащихся

Недостатки:

- монологизация классного часа

- частичное несоответствие заявленной темы структуре и содержания классного часа

- неподведение итогов занятия

- недостаточно учитывается и развивается субъективный опыт учащихся»

  1. Обмен опытом:
  1. Аноева Е.А. – о формах воспитательной работы с классным коллективом.
  2. Соловьёва В.Н. – об использовании компьютерных технологий в процессе подготовки и проведения классных часов

  1. Итак, классный час – это спланированная педагогом форма воспитательного взаимодействия, общения  с воспитанниками. Наша задача – сделать этот процесс разнообразнее по форме и, соответственно, успешнее.

  1. Структура проекта классного часа:
  1. Тема
  2. Задачи
  3. План подготовки
  4. Ход классного часа (этапы, форма проведения, приёмы организации совместной деятельности  педагога и учащихся)
  5. Подведение итогов классного часа

  1. Вопрос для обсуждения:

Как сделать классный час успешным?

  1. Проектирование личностно-ориентированного классного часа (работа в группах: группы в течение 15 минут готовят свои проекты классного часа и защищают его)

  1. Слово ведущего: благодарю педагогов педагогов за понимание обсуждаемой проблемы, умение применять свои знания в проектной деятельности и желаю использовать все возможности такой формы воспитательной деятельности, как классный час в воспитательной работе с классным коллективом.

  1. Заключительная часть заседания МО (обсуждение решения МО):
  1. Одобрить работу классных руководителей по планированию тематики классных часов
  2. Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации
  3. Активно овладевать передовыми технологиями при подготовке и проведении классных часов
  4. Создавать копилку классного руководителя
  5. Разработать критерии  анализа классного часа и воспитательного мероприятия



Предварительный просмотр:

1 МО  классных руководителей

Тема «Создание и  развитие ученического самоуправления»

  Необходимо выделить ряд «болевых» точек в системе воспитательной работы по итогам прошедшего учебного года: это низкий уровень развития школьного ученического самоуправления, неэффективная работа по организации ученического самоуправления в классных коллективах.

  Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово, – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано.

В наши дни в процессе  коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся. Принцип самодеятельности и инициативы в работе с учащимися нередко игнорируется. Педагоги оказывают прямое давление на общественное мнение школьников, самоуправление организуется по форме, но не по своей сути. Самоуправление остается привилегией лишь отдельных  школьников. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос – какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.

Самоуправление – это принцип организации жизнедеятельности школьного коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни школы, активно участвовать в их реализации.

 В школе существуют различные раздельные органы самоуправления:

  1. Самоуправление педагогического коллектива – педагогический совет.
  2. самоуправление ученического коллектива – Совет старшеклассников.
  3. ассоциации родителей  и представителей общественности – Управляющий совет школы.

Цель и задачи ученического самоуправления:

Цель: воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи: 

  1. предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  2. формировать у учащихся готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  3. развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
  4. создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
  5. организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
  6. развитие организаторских навыков

   Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия  детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

    Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Система самоуправления учащихся:

Первый уровень - классное ученическое самоуправление

Второй уровень - школьное ученическое самоуправление.

 

   Важно отметить, что в начале сентября в коллективах можно проводить различные тренинги и  игры на определение лидеров. Результаты этих игр обязательно учитываются на первом собрании, главным вопросом которого является выборы в органы классного самоуправления. 

     

Игра

1. Тест – игра «Моё место в классном коллективе». Суть теста в том, что учащимся необходимо представить классную комнату как классный коллектив. На первых партах сидят учащиеся, имеющие желание и возможности совершенствовать жизнь и работу классного коллектива, на задних – учащиеся, не желающие прикладывать усилий.

2. Тест для учащихся: цель – выявление лидеров и аутсайдеров воспитательного процесса

1) У меня ___________друзей потому, что __________________________________

_______________________________________________________________________

2) У одноклассников я вызываю ________________(симпатию, антипатию), потому что_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3) Ко мне обращаются за помощью, советом _____________(часто, редко),  потому что ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4) Мня называют  _____________(злым, добрым), потому что __________________

_______________________________________________________________________

3. Психологический тест. Предложить учащимся расположить геометрические фигуры в удобном для них порядке, по фигуре, помещено на 1 место, можно определить доминирующие особенности личности и поведения

стр. 110 (Настольная книга заместителя директора по ВР)

4. Проведение круглого стола  в классном коллективе "Если бы я был учителем - классным руководителем", по итогам которого можно понять, чего хотят учащиеся, чего ждут от педагогов.

5. Учителя могут вспомнить свое красногалстучное детство, где бурлила настоящая жизнь, наполненная радостью, праздниками, романтикой, рассказать  детям о пионерских дружинах, советах, отрядах, звеньях...

Очень важным моментом сплочения коллектива, стимулирования общественно-полезной деятельности является летопись (или портфолио) класса, которая включает следующие разделы:

  1. общие сведения о классе,
  2. список актива,
  3. протоколы решения собраний,
  4. планы на четверть,
  5. достижения класса (грамоты, благодарности),
  6. описание текущих дел с использованием фотоматериалов.

   Возможно проводить конкурс на  лучшую летопись класса, учитывать

результаты конкурса при подведении итогов школьного конкурса «Класс года».  Представляя летописи, коллективы классов проявляют свою самобытность через демонстрацию успехов в общешкольных делах, творчество в оформлении.

Основными видами деятельности ученического самоуправления в школе должны быть:

  1. Деятельность, направленная на формирование познавательных интересов учащихся.
  2. Трудовая деятельность.
  3. Деятельность, направленная на организацию спортивных мероприятий, укрепления здоровья учащихся.
  4. Деятельность, направленная на организацию досуга учащихся.

Этапы развития классного самоуправления:

1. Презентация работы органов ученического самоуправления (бывший состав актива знакомит новичков с основной деятельностью классного актива, рассказывает о проделанной работе, традициях и т.д.).  3-11 классы.

2. Самоопределение учащихся  и деление на комиссии, выборы председателя актива и секретаря.

3. Знакомство с планом воспитательной работы школы и составление собственного плана работы.

4. Организация аналитической деятельности  - необходимо анализировать работу классного актива, актива школы.

Структура классного ученического самоуправления во 2–4-х классах:

“Страна Фантазия” – это игра-путешествие.
На уровне класса – все дети по желанию выбирают службу, в которой они хотели бы работать. Службы созданы по мотивам сказки Носова “Незнайка в Солнечном городе”. Лидеры служб всех классов собираются 1 раз в неделю, проходят лидерскую учебу, помогают классному руководителю готовить различные мероприятия. 1 раз в четверть проводятся итоговые линейки. Лидеры выбираются всем классом, меняются в течение года. Ребёнок по желанию может в любой момент перейти из одной службы в другую. Основной принцип деятельности организации – путешествие и яркий эмоциональный праздник.

Службы “Фантазии”

Содержание деятельности служб

Формы и методы работы

"Знайки"

Организуют помощь в учебе отстающим.
Ведут экран успеваемости класса.
Информируют класс о проведении предметных недель.

Экран успеваемости, интеллектуальные игры, “Недели пятерок”, акции, мероприятия в предметные недели.

"Весельчаки"

Организуют в классе досуговую деятельность, являются ведущими праздников и мероприятий.

Ролевые игры, развлекательные программы, концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д.

"Тюбики"

Выпускают тематические газеты, рисуют поздравительные открытки.

Конкурсы рисунков, газет, поздравительных открыток.

"Торопыжки"

Помогают организовывать спортивные состязания, Дни здоровья, экскурсии на природу.

Дни здоровья;
веселые старты, эстафеты.

Структура классного ученического самоуправления в 5–11-х классах:

В основе самоуправления – коллективно-творческий подход. Основной вид деятельности – коллективно-творческие дела различного уровня. В течение года в классах работает актив, учащиеся сами являются организаторами различных КТД, практикуют волонтерскую работу (ведут занятия по профилактике вредных привычек и пр.)

9–11-х классах самоуправление строится по технологии “Демократическая республика”.

  1. 1 четверть – выборы в Совет старшеклассников школы.
  2. 2 и 3 четверти  - работа Совета старшеклассников по плану работы  школы.
  3. 4 четверть – подведение итогов  работы Совета, проведение отчетной конференции.

В каждом классе может быть 6 служб:

Службы

Содержание деятельности служб

Формы и методы работы

Образования

Помощь классным руководителям в проверке дневников. (собрать, помочь выставить оценки)
Помощь в учебе отстающим.
Экран успеваемости класса.
Подготовка классных часов по учебным вопросам.
Информирование класса о проведении предметных недель.

Диспут, беседа, экран успеваемости, интеллектуальные игры, “недели пятерок”, мероприятия в предметные недели.

Досуговая

Помогают готовить, сочинять, организовывать познавательные и развлекательные мероприятия и праздники в классе, готовить классные выступления на общешкольные праздники.

Развлекательные программы,  концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д.

Печати и информации

Создают тематические газеты в рамках предметных недель, выпускают боевые листки после спортивных соревнований.
Работают над заметками, экспресс-новостями класса для школьной газеты “Зеркало”.

Социологические опросы, анкетирование, интервью.

Дизайна

Поддерживают порядок и уют в классе. Организуют дежурство по кабинету по графику.
Ухаживают за цветами.
Следят за сохранностью мебели.
Оформляют залы, кабинеты для проведения праздников, встреч.

Акции “Чистый учебник”, “Зеленый кабинет”,лучшее оформление к празднику.

Социальная

Оказывают реальную помощь и поддержку нуждающимся одноклассникам.
Участвуют в классных операциях, акциях.

Операции “Забота”, “За здоровый образ жизни”, контроль за организацией обеда в школьной столовой.

Спортивная

Организовывают подготовку к спортивным состязаниям, выходам на природу.
Обеспечивают участие классов в соревнованиях различного уровня.

Соревнования по плану воспитательной работы школы.
Дни здоровья,
веселые старты, эстафеты.

Структура общешкольного Совета старшеклассников подобна структуре самоуправления классных коллективов.

Совет старшеклассников

Содержание деятельности

Председатель Совета

координирует работу Совета, проводит, готовит заседания, представляет интересы учащихся на педагогических советах и заседаниях Управляющего совета.

Секретарь

ведет протоколы заседаний, оформляет всю необходимую документацию.

Законодательная комиссия

экспертирует законы, положения, разрабатываемые Советом.

Комиссия образования

Оказывает помощь учителям в проведении предметных недель, интеллектуальных игр, олимпиадах.

Комиссия культуры

Оказывает помощь в организации и проведении всех школьных мероприятий, конкурсов, праздников.

Комиссия спорта

Оказывает помощь в организации и проведении различных спортивных соревнований.

Комиссия по общественным связям

поддерживает внешкольные связи с классными органами самоуправления, выпускает школьную газету «Зеркало».

Комиссия по социальной политике

Оказывает помощь в разработке

 программ по социальному проектированию и осуществлять проектную деятельность. Координирует работу молодёжных общественных объединений.

   Курирует работу Света старшеклассников заместитель директора по воспитательной работе и педагог-организатор.

  Важно:  Органы классного самоуправления осуществляют выполнение решений школьного Совета старшеклассников.

    Ученическое самоуправление активно взаимодействует с педагогическим. Представителей Совета старшеклассников приглашают на заседания педагогического совета по необходимости. Представители Совета 1 раз в четверть проводятся ролевые игры, тренинги на развитие лидерских качеств для представителей органов самоуправления классных сообществ. 

  Принципы  построения и развития самоуправления.

-   Выборность всех органов совместного исамоуправления педагогов, учащихся и родителей.

- Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления

- Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности классного актива.

- Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.

- Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни.

- Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

- Гуманность к каждому отдельному человеку. Приоритетность интересов учащихся.



Предварительный просмотр:

1 тематическое заседание классных руководителей

Система работы с одарёнными и талантливыми учащимися

  1. Обсуждение плана работы МО на 2012-13 учебный год. Слайд 1
  2. Тематическое МО. Слайд 2
  3. Справка по результатам проверки планов воспитательной работы
  4. График проведения открытых мероприятий  Слайд 3

Разминка «Какие мы были в детстве?»

Слайд 4

 Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемых середнячков, уделяла больше внимания отстающим ученикам. Однако, в последние годы  в Национальном проекте «Образование» большое внимание уделяется детям, проявляющим  особый интерес к определенным наукам или иным видам внеучебной деятельности,  увлеченным ими, добивающимся успехов на этом поприще. В современной системе образования акцент сделан именно на качество образования во всех его аспектах, уравнены в необходимости достичь результата все школы: от специализированных, нацеленных на работу с одарёнными детьми, до общеобразовательных, таких, как наша школа, являющая в районе опорной по коррекционной работе.  Я считаю неправильным такой однобокий подход к образованию в школе: ведётся кропотливая работа учителями предметниками и классными руководителями с неуспевающими учениками, из «группы риска», и зачастую одарённые ребята остаются без должного внимания, вынуждены развиваться самостоятельно, без должной помощи педагогов. Конечно, контингент наших учащихся не располагает к тому, чтобы индивидуальная работа с талантливыми ребятами велась углубленно, но такие ребята в школе есть, надо их найти и поддержать: в урочной деятельности, в системе дополнительного образования, во внеурочное время, в семье.  Слайд 5  И начать можно с малого: с поиска одарённых, талантливых, наконец, просто способных ребят, желающих узнавать новое, учиться новому. Каждый человек талантлив  по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как с помощью различных тестовых методик, так посредством опроса  родителей, учителей, сверстников.

Слайд 6

Каждой  школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей уже в начальной школе,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Разминка:
Предлагаю коллегам назвать личностные качества ребёнка, пусть не одарённого, но обладающего  незаурядными способностями ( в самых разных областях)

Слайд 7-8 - портрет одарённого ребёнка

А какие мы, педагоги, которые каждое утро встречают ребёнка в школе и занимаются с ним в течение дня?  

Давайте проделаем небольшое упражнение: на листах ватмана нарисуем большого человека, нашего ученика. Внутри контура фигуры напишем ожидания ученика от нас, учителей, за пределами фигуры то, что мы им можем и хотим дать

Слайд 9

(чтобы на уроках было интересно, чтобы не кричали, не унижали, чтобы не вызывали к доске и разрешили отвечать с места, чтобы педагоги могли посмеяться и пошутить, чтобы  не пугали экзаменами, чтобы давали больше, чем положено по программе, совместный интересный досуг, чтобы у класса были традиции, чтобы прислушивались к мнению, чтобы не было любимчиков)

Как сделать так, чтобы наши ожидания совпали с ожиданиями наших учеников? Для этого мы собрались здесь – чтобы начать работу по выявлению и поддержке талантливых ребят. С чего начать?

1.Целенаправленное выявление способных ребят, переподготовка  (повышение квалификации) педагогических кадров для работы с одаренными детьми. Сознание банка данных по одарённым детям с начального звена. Слайд 10  (данные помогут наладить преемственность между начальным звеном и старшей школой). Выявить таких учеников  и определить область их способностей помогут различных методики. (раздаточный материал)  Данные из этого банка помогут наладить работу с учеником в 5-6 классах по выбранному направлению. К примеру, в начальной школе 2 год ведётся общеинтеллектуальный кружок «Эрудит» для способных и соображающих ребят, следовательно, с 5-6 классе можно занять данных учеников в работе школьного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Ребята из кружка «Школа здоровья», которые в течение 4 лет под руководством учителя работали по программе «Хранители природы», могут продолжить работу с экологическом кружке Кацер В.Н. Также неплохо наладить преемственность между художественными кружками в начальной и старей школе (рисование).

Создать систему выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.

В школе актуально выявлять и работать с двумя видами одарённости учеников:

Одаренность интеллектуальная – это

такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д

      Одарённость творческая – это

такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой  деятельности по сравнению с другими людьми.

Можно выделить три группы таких обучающихся.  Слайд 11 

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности.
  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

2. Непосредственная работа с одаренными учащимися. Работа в системе.  Слайд 12-13 На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и творческих и интеллектуальных конкурсов, организация научно-исследовательской, проектной  деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая поддержка одаренных детей.

Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— профильное  обучение,
— выставка творческих работ

Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные недели

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

  При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися.

Важно включиться в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Требования к учителю.  Слайд 14

Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
 - желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
— знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:  Слайд 15

разрабатывает гибкие индивидуальные программы;

создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;

предоставляет учащимся обратную связь;

использует различные стратегии обучения;

уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;

поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Этапы развития и обучения одаренных детей:

  1. Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества, общеинтеллектуальных), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
  2. Средняя ступень (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы для небольших групп заинтересованных детей, ведётся проектная работа.
  3. Старшая ступень (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Ведутся элективные курсы. Основную роль развития играют самообразование школьников, научная и исследовательская работа.

Слайд 16 Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
 В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Формы работы с одаренными детьми:  слайд 17

В обучении

Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.

Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.

Проектно-исследовательская деятельность. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.

Во внеурочное время слайд 18

Особым образом организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Формы воспитательной работы:

  1. Школьный интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
  2. Здоровое поколение
  3. Проектная деятельность учащихся
  4. Персональные выставки работ.
  5. Творческие конкурсы
  6. День самоуправления.
  7. Традиционные общешкольные дела и акции.
  8. Портфолио достижений школьника.

В развитии 

  1. Индивидуальный образовательный план (ИОП). Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период. План составляется совместно обучающимся и классным руководителем и согласовывается с родителями обучающегося и специалистами школы(медиками, психологами и др.).

Взаимодействие с родителями  слайд 19

В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям.

  1. Система информирования родителей (электронный дневник, сайт школы в сети Интернет).
  2. Родительские собрания, проводимые в индивидуальной форме (индивидуальная беседа каждого родителя с членами администрации, классными руководителями, учителями-предметниками, психологами).
  3. Управляющий Совет школы
  4. Общешкольные мероприятия с привлечением родителей в качестве участников.

3. Контроль и анализ достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. Слайд 20

Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:

Качественная оценка:

  1. результаты опроса родителей;
  2. выполнение рабочего плана реализации программы, достижение конкретных ожидаемых результатов;
  3. прохождение педагогами курсовой подготовки по различным направлениям работы с одаренными детьми. 

Количественная оценка:

  1. количество созданных инновационных программ, прошедших утверждение на методическом совете;
  2. охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в ОУ, в % от общего числа учащихся;
  3. число хорошистов и отличников в % от общего числа учеников;
  4. увеличение количества призеров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;
  5. повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми, в % к общему числу педагогов;
  6. количество выступлений, отчётов, публикаций педагогов школы по данной проблеме;
  7. количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (педагогических советов, методических объединений, творческих отчётов, круглых столов, мастер-класс и т.д.). 

слайд 21 

Ожидаемые результаты от внедрения проекта:   слайд 22

обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;

увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;

создание  банка  данных «Одаренные дети».

Раздать перечень

  1. В ноябре провести диагностику в начальной школе и 5-6 классах
  2. Контроль за посещением учащимися кружков и секций
  3. Организация дополнительных занятий в учащимися, участвующими в олимпиадах, 7-11 классы – после уроков
  4. Участие в конкурсах (согласно приложению)



 

     

        

Карта интересов для младших школьников

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников . Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________        Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

гуманитарная сфера (2-й столбик);

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Анкета  «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

  Спортивный талант,

Если…

  1. он энергичен и все время хочет двигаться
  2. он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  3. не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  4. лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  5.  предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
  6. кажется, что он всерьез никогда не устает;
  7.  неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если…

  1. ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  2. любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  3. сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
  4.  может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
  5.  любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
  6. интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

Если…

  1. рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  2. любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  3. выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  4.  изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
  5.  любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

Если…

  1. ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
  2. очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  3. если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  4. сочиняет свои собственные мелодии;
  5. научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

  1. не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  2. в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
  3. серьезно относиться к произведениям искусства;
  4. когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  5. стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
  6. не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

  1. обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  2.  умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  3. любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
  4.  часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  5. с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
  6.  не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,

Если ребенок…

  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
  3. меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4. с большим желанием выступает пере аудиторией;
  5. с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  6. пластичен и открыт всему;
  7. любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

  1. хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
  2. обладает хорошей памятью;
  3. легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  1. задает очень много продуманных вопросов;
  2. любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  3. обгоняет сверстников по учебе,
  4. гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
  5. обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
  6. очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Методика  «Карта одаренности»

Общая характеристика

Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

творческая (2-й столбец листа ответов);

академическая (3-й столбец листа ответов);

художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

музыкальная (5-й столбец листа ответов);

литературная (6-й столбец листа ответов);

артистическая (7-й столбец листа ответов);

техническая (8-й столбец листа ответов);

лидерская (9-й столбец листа ответов);

спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

Методика «Характеристика ученика»

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик        

Дата _____________________________        

Класс ____________________________        

Учитель __________________________        

Школа ___________________________        

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

1. Имеет необычно большой запас слов.

2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы        .

3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей        .

4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.

5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе         .

6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики

1. Настойчив в поисках решения задания.

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

3. Обычно прерывает других.

4. Прилагает усилия для завершения действия.

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

6. Упорный в отстаивании своего мнения.

7. Чувствителен к мнениям других.

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики

1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...).

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден).

5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность.

2. Его любят одноклассники        .

3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.

Методика для родительского исследования

Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате.

Родительское исследование

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои  мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______        нет_______.

2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______        нет_______.

3. Мой ребенок начал читать в детском саду.

Да____        нет_____.

Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.

4. Мой ребенок жаден до чтения.

Да______        нет ______.

Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения.

6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок.

7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)?

8. Как ваш ребенок  относится к школе?

9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в школе?

10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить,  которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям?

11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

12. Верно ли, что ваш ребенок может: а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использовать обычные материалы неожиданным образом; в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого новое; г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с идеями».

13.Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных.

Имя ребенка         

Возраст _________________      Класс____________        

Адрес___________________ ,   телефон____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для классного руководителя

Материалы для классных руководителей...

Методические материалы для классных руководителей

Социально-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением...

Материалы МО классных руководителей 2012-2013 уч.год

Данный ресурс содержит анализ работы методического объединения классных руководителей, план заседаний и работы МО НА 2012-13 уч.год, план ВШК (2011-2012)....

Материалы для классного руководителя.

Форма анализа работы с классом.Характеристика класса....

Методические материалы для классного руководителя

1. Разработка сценария внеклассного мероприятия "Мы за здоровый образ жизни"2. Презентация к родительскому собранию в 7 классе....

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...

Методические материалы работы классного руководителя 11 класса 1 Пересыпкинского филиала МБОУ 2 Гавриловской СОШ Витютневой О.Е.

Методические материалы работы классного руководителя  11 класса  1 Пересыпкинского филиала  МБОУ 2 Гавриловской СОШ  Витютневой О.Е....